Викторина «Ботанический сад»
методическая разработка по биологии (6 класс)
Познавательно-развлекательная программа по биологии для обучающихся 6 класса в рамках школьной декады естественных наук.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Викторина «Ботанический сад»
- Активизация познавательной деятельности школьников.
- Повысить интерес учащихся к предмету.
- Выявить учащихся, увлеченных предметом, имеющих стабильные знания.
- Воспитывать любовь, внимательное и бережное отношение к природе, вызвать интерес к биологии, к миру растений; развить эстетический вкус.
- Развивать навыки общения, коллективного взаимодействия.
- Развитие внимания, сообразительности, выявление эрудитов среди учащихся.
- Компьютерная презентация;
- Натуральные объекты: клубень картофеля, луковица, помидор, банан;
- Бочонок;
- Лоскутки ткани;
- Раздаточный материал.
Знаете и любите умные вы книжки.
Вы представьтесь нам друзья,
1 конкурс «Визитная карточка»
Поочередно идет представление команд (Название, девиз, эмблема и капитан). Макс.- 5 баллов.
1 . Какой фрукт является самым питательным?
Самым питательным фруктом, который едят в сыром виде, считается авакадо, называемый «крокодильей грушей». В 100 г. Авакадо содержится 163 калории. Плод богат витаминами.
2. У какого растения самые крупные цветки?
У паразитической лилии раффлезии Арнольди. Размер цветков 91 см в диаметре. Вес цветков достигает 7 кг.
3. Какое дерево на нашей планете считается самым высоким?
Самым высоким на планете из деревьев был царственный эвкалипт в Австралии. Его высота была 1326 м.
5. У какого растения отмечен самый быстрый рост?
Самый быстрый рост отмечен у бамбука, за сутки побеги некоторых видов бамбука вырастают почти на 1 м.
6. Назовите самое старое из зарегистрированных деревьев (болельщики).
Самое старое из зарегистрированных учеными дерево – сосна долговечная. Было подсчитано что ей 5100 лет.
А есть ли у вас капитаны друзья?
Так зовите скорей их сюда.
Задание им непростое достанется
Растение определить полагается.
3 конкурс капитанов «Что скрывает черный ящик?»
(Муляжи — картофель, помидор, лук, банан)
Эпиграф: Не знали наши папы, не знали наши мамы, что дети их родятся капитанами.
Капитанам задаются вопросы поочередно, по 4 подсказки.
С 1-й попытки — 5 баллов; со 2-й — 4 балла; с 3-й — 3 балла; с 4-й — 2 балла.
1. Родина — горы Центральной и Южной Америки.
2. В Россию это растение попало во времена правления Петра I.
3. Крестьяне недоверчиво враждебно называют его «Чертовым яблоком».
4. Его нередко называют «вторым хлебом».
Что за растение? (Картофель)
- Дикие родичи этого растения до сих пор сохранились в горах Перу.
- В России в 1781 году это растение выращивали только в частном ботаническом саду Демидова в Москве.
- Французы до сих пор именуют его «пом де тер», что значит «Земляное яблоко».
- Различные салаты, соленья, маринады, пасту, сок и многое другое получаем мы из плодов этого южноамериканского растения. Вот уж поистине «Золотое яблоко».
- Листки данного растения носили воины на груди, считая,что они уберегут в бою от смерти.
- Могут быть сладкие, острые, горькие сорта (из-за количества сахаров и эфирных масел)
- Это многолетнее холодостойкое растение, у которого видоизмененный подземный побег.
- Этот овощ способен уберечь от простуды и гриппа
Четвёртый капитан: (1 минута)
- Это дерево в действительности совсем не дерево, т.к. в стебле, поднимающемся над землей, совсем нет древесины.
- Это гигантская трава, как и, например, бамбук. Хотя, наверное, у неё мания величия и она пытается «косить» под пальму.
- По-латински растение называется «musa sapitntum», что означает «фрукт мудрого человека».
- Естествовед Карл Линней назвал банан «муза парадизиана» — «райское дерево». По-видимому, решил, что где ещё такое можно встретить: прямо на «дереве» висит деликатес, симпатичный и гладкий, в оригинальной упаковке, весьма удобный в употреблении. Что за растение? (банан).
4 конкурс «Домашнее задание!»
Перечислите российские города «с растениями» (Межпредметная связь с географией)
Участники должны перечислить города, в названиях, которых есть название растения.
(только города, а не посёлки и деревни)
Количество баллов – по количеству городов.
- Астрахань
- Великие Луки (Псковская обл.)
- Петрозаводск (Карелия)
- Сосновый Бор (Ленинградская обл.)
- Иваново
- Гороховец (Владимирская обл.)
- Вязники (Владимирская обл.)
- Камышин (Волгоградская обл.)
- Череповец (Волгоградская обл.)
- Дубна (Московская обл.)
- Ельня (Смоленская обл.)
- Вязьма (Смоленская обл.)
- Стародуб (Брянская обл.)
- Березники (Пермский край)
- Сосногорск (Пермский край)
- Липецк
- Липки (Тульская обл.)
- Семилуки (Воронежская обл.)
- Чердынь (Пермский край)
- Камышлов (Свердловская обл.)
- Ивдель (Свердловская обл.)
- Баймак (Башкирия)
- Стерлитамак (Башкирия)
- Саранск
- Ковылкино (Мордовия)
- Бузулук (Оренбургская обл.)
- Тюкалинск (Омская обл.)
- Кедровый (Томская обл.)
- Сосновоборск (Красноярский край)
- Черемхово (Иркутская обл.)
- Мохсоголлох (Якутия)
- Вяземский (Хабаровский край)
- Макаровск (Сахалинская обл.)
- Грозный (Чечня)
над заданием поработать дружно.
5 конкурс «Зашифрованный рассказ»
Найдите в этом рассказе названия пяти злаковых растений. (одно название выделено как подсказка)
Витек жил на реке и управлялся с лодкой легк о . Вес ла в его руках двигались — одно загляденье. Как-то приехал к нему из Орла двоюродный брат. Был он ершист и гор яч .
— Мень ше чем за две минуты переплыву я эту реку на лодке,- сразу стал хвастать он. –Давай на спор!- И с силой оттолкнулся веслом от берега.
— Не т рожь лодку!- крикнул Витек. – На камни напорешься.
Но брата охватил азарт, как в и гре .
— Чиха л я на них!- со смехом отвечал он.
— Слышу. Только не проведешь меня на такой ла пше . Ни ца рь, ни черт не остановят меня!
Тем временем быстрое течение развернуло лодку и понесло на камни. Тут же забыл хвастун про со бственные слова о двух минутах и стал звать на помощь. Выручил его Витек на другой лодке: успел подплыть и зацепить багром.
Ответы: Овес. Ячмень. Рожь. Гречиха. Пшеница. Просо.
1 .Какой персонаж очень хотел создать каменный цветок? (Данила-мастер, персонаж П. Бажова.)
2. В каком литературном произведении герои летели на воздушном шаре в цветочный город? (Н. Носов «Незнайка и его друзья»)
3. От какого растения приходил в ужас тигр Шерхан? (Огненный цветок; Р. Киплинг «Маугли»)
4. Кто и где описывал «Зеркальные цветы»? (К. Булычев «Путешествие Алисы, или Тайна третьей планеты»)
5. Какой цветок имеет непосредственное отношение к царю зверей? (Львиный зев)
6. «: и вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок, цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать:». Что за цветок? Кто автор данного произведения? (А. Аксаков «Аленький цветочек»)
7. Какой писатель, заставил цвести подснежники в феврале? (С. Маршак «Двенадцать месяцев»)
8. В каком балете П. И. Чайковского, цветы исполняют вальс? («Щелкунчик»)
9. «Тут цвели все цветы, какие только растут на Земле, — и весенние, и летние, и осенние. Во всем свете не нашлось бы книжки с картинками пестрей и красивей этого цветника. Герда прыгала от радости, играя среди цветов». Кто является автором и как называется произведение? Каких цветов, не было в саду? (Г.Х. Андерсен «Снежная королева»; живых
Переставьте буквы словах и получите растение.
Задание на время: 3 минуты.
- ТОСОЛ – южный земноводный цветок (лотос)
- ТАРАС – “ звездный” цветок (астра)
- ВРАЛ – дерево для победителей (лавр)
- ОПРОС – природный источник пшена (просо)
- ТАБУН – сорт зеленого лука (батун)
- СЛИТОК – орган растения (листок)
- МЫШКА – высокое водное растение (камыш)
- НОЧКА – верхушка стебля капусты (кочан)
8 конкурс «Загадки болельщикам и зрителям»
На кусточке под листочки бусинки подвешены:
Черненькие бусинки оказались вкусненьки! Черника.
Кто любит меня, тот и поклонится.
А имя дала мне родная землица. Земляника.
Вкус у ягоды хорош. Но сорви её поди-ка:
Вся в колючках, будто еж, — потому и …. Ежевика.
Листочки – с глянцем, ягодки – с румянцем,
А сами кусточки – не выше кочки. Брусника.
И красна, и кисла – на болоте росла.
Весной – беленая, летом – зеленая,
Осенью – каленая, зимой – хваленая. Клюква.
Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. Малина.
Три сестры летом зеленые, к осени одна краснеет,
Другая белеет, третья чернеет. Смородина.
9 конкурс «Заморочки из бочки»
Ребята должны в словах изменить одну букву так, чтобы получилось название растения.
Каждая команда вытягивает по 4 слова. (макс. – 4б.)
- Зуб (дуб)
- Кадр (кедр)
- Ольга (ольха)
- Лупа (липа)
- Линия (лилия)
- Машина (малина)
- Клин (клен)
- Два (ива)
- Кафтан (каштан)
- Слава (слива)
- Осень (ясень)
- Луч (лук)
- Лиман (лимон)
- Плюс (плющ)
- Соска (сосна)
- Краб (граб)
10 конкурс «Устами младенца»
Читаются выражения о деревьях. Если название дается с первого раза, команда получает 20 баллов, за второе – 15, третье – 10, четвертое – 5.
- Оно может жить до 2000 лет.
- В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
- Из него делают бочки и паркет.
- Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб.)
- Оно всегда зеленое или голубое.
- Из него делают струнные музыкальные инструменты.
- Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
- На Новый год наряжают дети. (Ель.)
- Оно выделяет вещества фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
- Из него лучшие дрова.
- Из его коры делают много полезных вещей.
- Это самое любимое русское дерево. (Береза.)
- У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые.
- Оно «отсасывает» отрицательную энергию, поэтому больным людям, полезно под ним стоять.
- Оно быстрее всех заселяет гари.
- Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина.)
- Ягоду хорошо есть с медом, но после морозов вкусна сама по себе.
- Про нее сложено много песен.
- Кора целебнее ягоды.
- В русской песне она в саду со сладкой ягодой малиной. (Калина.)
- С его цветков лучший мед.
- Из него делают ложки и лапти.
- Цветет летом и очень душистое.
- Отвар цветков незаменим при простуде. (Липа.)
Вручить вам грамоты в награду.
Турнирная таблица викторины «Ботанический сад»
Источник
Окружающий мир 3 класс. Какие вопросы можно задать в зоопарке?
Правильней конечно отвечать на этот вопрос ребенку, он озвучит, что интересно именно ему, ведь у взрослых и детей разное восприятие и мировоззрение, но если абстрагироваться, то мне было бы интересно:
- Чем кормят белый и бурых медведей, отличается ли их питание?
- Почему некоторые растения осенью остаются зелеными (сосны, елки), у каких-то листья желтеют, а у некоторых вообще краснеют? За счет чего?
- Не скучно ли животным в зоопарке? Хотят ли они на свободу?
- Придерживаются ли какого-то порядка при высадке растений в ботаническом саду? Какие растения могут «конфликтовать» между собой?
- Придерживаются ли какой-либо закономерности выделяя вольеры для животных? Должны ли быть хищники отделены расстоянием от травоядных?
Перечислим несколько вопросов, которые можно задать в зоопарке, либо в ботаническом саду:
- Выпустят ли когда-нибудь животных на волю?
- Зачем их держат в клетках, им это нравится или им всё-равно?
- Какая любимая еда у медведя (змеи, жирафа или любого другого животного, которое нравится)?
- Как правильно ухаживать за тем или иным растением? Какие особенности/тонкости в уходе? Сложно ли это делать? Как часто поливаются/удобряются растения?
- Болеют ли животные? Если да, то чем их лечат?
- Можно ли покормить животное? Если нет, то почему? Если да, то чем конкретно это животное (назвать его) питается или что больше всего именно ему нравится (например, обезьянки любят бананы)?
- Можно ли погладить, допустим, тигра? Опять же-да, нет-почему?
- Умеют ли звери плакать?
- Умеют ли скучать?
- Умеют ли веселиться, играть, дружить..
Если школьник посетит зоопарк или ботанический сад у него могут возникнуть множество вопросов, касающихся животных или растений. Для того, чтобы узнать побольше информации, нужно подготовить заранее список интересующих вас вопросов, или придумать их по ходу экскурсии.
Я предлагаю такие вопросы.
Как правильно кормить животное (к примеру льва или крокодила), сколько раз в день?
Какой рацион должен быть у леопарда?
Можно ли покормить самому животных, и чем?
Хорошо ли ухаживают за животными?
Как часто им чистят клетки?
В ботаническом саду можно задать вопрос про растения.
Сколько поливать то или иное растение?
Сколько видов растений у вас в оранжерее?
Какие новые виды растений вы посадили здесь недавно и откуда привезены были?
Источник