Виды водного транспорта леса
Водный транспорт леса включает в себя комплекс производственных и подготовительных процессов, связанных с перемещением лесных грузов по водным путям.
Водный транспорт леса включает в себя лесосплав и судовые перевозки леса.
Лесосплав использует свойство плавучести древесины. Он может быть молевым, кошельным и плотовым.
Молевой лесосплав — это перемещение не связанных между собой лесотранспортных единиц течением потока (реки). Этот вид лесосплава предназначен для применения в верховьях рек при ограниченных значениях ширины и глубины реки.
В качестве лесотранспортных единиц используются либо отдельные круглые лесоматериалы (бревна), либо совокупности круглых лесоматериалов, объединенных в специальную форму — сплоточную единицу (пучок, пакет).
Разновидностью молевого лесосплава является лесосплав сплоточных единиц или лесосплав вольницей.
Котельный лесосплав — это перемещение не связанных между собой лесотранспортных единиц, заключенных в специальное плавучее ограждение (оплотник).
Плавучее ограждение может состоять из крупных лесоматериалов, сортиментных или хлыстовых пакетов, металлических понтонов, соединенных между собой специальными связями (канатами, цепями и т. п.).
Этот вид лесосплава применяется для перемещения лесотранспортных единиц на небольшие расстояния при отсутствии течения.
Плотовый лесосплав — это перемещение по воде тягой буксировщика или течением реки специальных лесотранспортных единиц — плотов, сформированных с помощью системы продольных и поперечных гибких и жестких связей из сплоточных единиц (пучков, пакетов). Перемещение по воде специальных лесотранспортных единиц — плотов называют буксировкой.
При буксировке плотов вниз по течению реки используют течение реки и силу тяги буксирных судов. Буксировка плотов против течения называется взводной буксировкой. Перемещение плотов по течению реки без применения силы тяги буксировщика называют самосплавом.
Плотовой лесосплав подразделяют на первоначальный и магистральный. Первоначальным плотовым лесосплавом называют лесосплав по первоначальным сплавным путям (рекам), который осуществляется, как правило, судами поставщика (ранее — Минлесбумдревпрома). Магистральным плотовым лесосплавом называют лесосплав по магистральным судоходным рекам, который осуществляется специализированной организацией (ранее — Минречфлотом).
Судовые перевозки леса — это перевозки по водным путям лесных материалов и круглого леса в судах на самоходных и несамоходных баржах. В судах, главным образом, перевозят древесину лиственных пород, короткомерные круглые лесоматериалы, а также обработанные лесоматериалы различных пород — балансы, пиломатериалы, шпалы и т. д.
Водный транспорт леса наиболее экономичный и наименее энергоемкий вид транспорта. Потребление энергии при лесосплаве на сопоставимый объем работ в четыре раза меньше, чем при железнодорожном транспорте, и в 17 раз меньше, чем при автомобильном транспорте.
Это объясняется тем, что водный транспорт использует для перевозок готовый водный путь — реку, озеро, водохранилище, море и т. п., а затраты на содержание водного пути в эксплуатационном состоянии и его обслуживание значительно ниже, нежели при других видах транспорта.
Лесосплаву не требуется дорогостоящий подвижной состав, и даже при судовых перевозках его стоимость меньше по сравнению, например, с железнодорожным транспортом.
По скорости доставки груза водный транспорт уступает всем видам современного транспорта. Это объясняется тем, что сопротивление движению груза по воде возрастает с увеличением скорости движения значительно быстрее, чем сопротивление движению вагонов по рельсам и автомашины по грунтовой дороге.
Например, при увеличении скорости движения груза (плота) по воде с 1,0 м/с до 2,0 м/с сопротивление движению возрастает почти в три раза, в то же время при таком же увеличении скорости движения вагонов по железной дороге нормальной колеи сопротивление движению возрастает только в 1,05 раза. Однако особенностью водного транспорта является то, что при скоростях движения груза по воде до 1,0 м/с сопротивление меньше, чем сопротивление движению вагонов по железной дороге. Исходя из этого, плоты буксируют со скоростью движения относительно воды только 0,4. 1,2 м/с.
К основным недостаткам водного транспорта относятся его сезонность, сравнительно малые скорости доставки грузов, значительные потери леса при его проведении.
Перерыв в лесосплаве на длительный срок вызывает необходимость создания складов большой емкости в пунктах отправления и приплава. Сезонность водного транспорта приводит к неравномерности распределения работ в течение года.
Малые скорости доставки грузов и сезонность работ требуют значительного объема оборотных средств, необходимых для нормальной организации лесозаготовительных и лесосплавных предприятий.
Несмотря на недостатки, водный транспорт леса будет занимать ведущее положение в перевозках леса от береговых складов до потребителей, находящихся на значительном расстоянии.
Начинается лесосплав пуском лесотранспортных единиц по воде и оканчивается их прибытием. Под термином пуск понимают начальную операцию лесосплава, при которой сбрасываемые или снимаемые паводком лесотранспортные единицы начинают движение по водному пути к потребителю.
В пути вид лесосплава в зависимости от условий может быть изменен. Например, при пуске крутых лесоматериалов молевым видом лесосплава в случае изменения габаритов лесосплавного пути происходит изменение вида лесосплава на плотовой или судовые перевозки. В сортировочно-сплоточной запани происходит формирование пучков, плотов или погрузка в суда. По прибытии лесоматериалов также возможна смена вида лесосплава (рис. 1).
Конечная фаза лесосплава, при которой лесоматериалы прибывают к потребителю для выгрузки, называется прибытием — молевым, в плотах или на судах.
Информационный некоммерческий ресурс industrial-wood.ru
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна
Источник
Технологические схемы водной транспортировки лесоматериалов
Различие транспортных условий водного пути, разнообразное географическое расположение лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий, а также различие в объемах лесозаготовок требуют применения и различных технологических схем водного перемещения лесоматериалов. По одной из технологических схем водного транспортирования лесоматериалы после молевого сплава доставляются до потребителя или пункта перевалки на сухопутные виды транспорта. По этой схеме (рис. 11, а) хлысты или деревья доставляют на береговой нижний склад, где их разделывают и штабелюют. После ледохода производится сброска лесоматериалов в воду и их перемещение в несвязанном виде до задерживающего устройства пункта приплава (запани). Из лесохранилища пункта приплава лесоматериалы поступают в сортировочные устройства, откуда они перегружаются на берег. Если выгрузка на берег производится без предварительной сортировки, то сортировку производят на берегу перед их поступлением на лесоперерабатывающее предприятие или на погрузку в вагоны МПС (в отдельных случаях – на автомобильный подвижной состав). По такой технологической схеме транспортируют до 15. 20 % лесоматериалов от общего объема лесосплава. Если при молевом сплаве попадаются участки реки с тихим течением или встречаются озера, то перед ними делают запани, задерживающие лесоматериалы, а затем формируют кошели, в которых лесоматериалы буксируют до участков реки с более быстрым течением (см. рис. 11). Если склады лесоматериалов находятся на несудоходных участках, протоках или верховьях рек, то молевой сплав производиться до границ судоходной части. Здесь лесоматериалы задерживаются запанью и поступают в устройства, называемые рейдами, где их сортируют, производят сплотку в сплоточные единицы, а потом из них формируют плоты (рис. 11, б). Плоты сплавляют или буксируют далее вниз по судоходной части реки до пункта приплава. Там плоты расформировывают, а лесоматериалы выгружают на склад лесоперерабатывающих предприятий или грузят в вагоны МПС и отправляют потребителям. По такой схеме отправляют потребителям до 35 % от всего объема транспортируемых по воде лесоматериалов. Возможна при первоначальном молевом сплаве погрузка лесоматериалов в суда. В этом случае после сортировки на рейде лесоматериалы не сплачивают и не формируют из них плоты, а грузят непосредственно в суда, которые и транспортируют лесоматериалы потребителям или на лесоперевалочные базы. Около 7 лесоматериалов транспортируют таким способом. Если позволяют водные условия, то в межнавигационный период на береговых складах готовят сплоточные единицы, которые спускают в навигационный период в воду, и они свободно плывут до запани, где из них потом формируют секции и плоты (рис. 11, в). По этой схеме водным путем транспортируют около 5 %. лесоматериалов. Перспективным и менее экологически вредным является способ лесосплава с организацией сплотки на приречном складе при наличии затопляемого плотбища (рис. 11, г). При лесосплаве сплоточными единицами или плотами практически исключаются потери от утопа, более эффективно используется габарит лесосплавного пути, ускоряется доставка леса потребителям. Кроме того, возможна круглогодичная организация работ склада. При данной технологической схеме на берегу готовят пучки или из них составляют плотовые секции и оставляют на затопляемом месте. После затопления плотбища сплоточные единицы или секции выводят на основное русло и формируют плоты. Плоты самосплавом, а чаще буксировкой доставляют до места переработки или перевалки. По такой схеме транспортируют до 23 % лесоматериалов. Около 7 % лесоматериалов отправляют при погрузке непосредственно с берегового склада в суда (рис. 11, д). Такой способ применим там, где береговые склады примыкают к судоходным магистральным рекам.
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник
Научная электронная библиотека
Под водным транспортом леса подразумевается комплекс технических и технологических мероприятий, обеспечивающих перевозки лесоматериалов по рекам, озерам, водохранилищам и морям лесосплавом или в судах. Лесосплав, использующий свойства плавучести древесины, является основной составляющей частью транспорта леса по воде. Лесосплав подразделяют на следующие виды: первоначальный, кошельный, лесосплав в сплоточных единицах, плотовой.
Первоначальный лесосплав – это перемещение связанных между собой круглых лесоматериалов силой течения потока.
Кошельный лесосплав – это транспортирование по воде за тягой буксировщика не связанных между собой круглых лесоматериалов или пучков, заключенных в плавучее ограждение, состоящее из бревен, бонов, сортиментных или хлыстовых пакетов. Этот вид лесосплава применяют для поставки лесоматериалов на небольшое расстояние.
Лесосплавом в сплоточных единицах называют перемещение течением потока несвязанных между собой сплоточных единиц.
Плотовой лесосплав – это транспортировка лесоматериалов по воде тягой буксировщика или течением реки сплоточных единиц, сформированных в специальную лесотранспортную единицу – плот. Плотовой лесосплав – это основной вид доставки лесоматериалов потребителям.
Судовые перевозки – транспортировка лесоматериалов в самоходных или несамоходных судах за буксирной тягой по рекам и морям, крупным озерам, водохранилищам.
Организация и выбор вида лесосплава зависит от гидрологического режима и устроенности реки, характеристик потока в естественном и зарегулированном состоянии, ветроволнового режима на участках буксировки плотов. При выборе вида лесосплава необходимо также проведение экономического обоснования того или иного вида лесосплава, экспертной оценки экологических последствий выбранного вида лесосплава.
Источник