Конспект урока по биологии на тему «Строение и многообразие грибов» (5 класс)
Раздольненского района, Республики Крым, 13.01.2020г.
Тема: Строение и многообразие грибов
Цель: сформировать представление о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений, и животных; выделить существенные особенности представителей царства Грибы; познакомить пятиклассников с многообразием грибов и ролью грибов в природе и жизни человека.
— Научить распознавать съедобные и ядовитые грибы, познакомить с правилами их сбора и выращивания;
— Развивать творческое мышление учащихся, учить принимать решение в нестандартных ситуациях
— Воспитывать ценностное отношение к изучаемым знаниям; бережное отношение к природе и своему здоровью, создать благоприятные условия для сохранения здоровья обучающихся.
Планируемые образовательные результаты:
— знать названия наиболее распространенных съедобных, условно-съедобных и ядовитых грибов;
— узнавать на рисунках, среди муляжей и живых объектов съедобные и ядовитые грибы;
— соблюдать правила сбора грибов;.
— испытывать интерес к новой теме и к изучению предмета;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— уметь работать с текстом и иллюстрациями учебника;
— сравнивать и находить отличия грибов;
— находить информацию анализировать и оценивать её.
· — уметь самостоятельно определять цель и задачи учебной деятельности;
— обнаруживать проблему и решают её совместно с учителем и одноклассниками;
— интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
— определять критерии изучения грибов.
— иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
— выражать свои мысли и идеи.
Оборудование и материалы : ИКТ, мультимедийный проектор, учебник «Биология» Пасечник В.В,, 2019, рисунки съедобных и ядовитых грибов, учебная иллюстрация «Грибы», муляжи шляпочных грибов (белого гриба и лисички), кусок хлеба, пораженный плесневыми грибами..
Тип урока: изучение нового материала.
I Организационный этап
Все зашли спокойно в класс.
Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Открываем тетради и записываем сегодняшнюю дату.
II Актуализация опорных знаний
Для начала давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.
Дети отвечают (бактерии)
Выполните задания теста. Выберите один правильный ответ:
1. Образование бактериями спор — это приспособление к:
а) размножению б) перенесению неблагоприятных условий в) паразитизму г) передвижению.
а) спириллы б) кокки в) вибрионы г) бациллы
а) оболочка б) ядро в) цитоплазма г) жгутик
4. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра, относят:
а) растения б) бактерии в) водоросли г) грибы.
5. Бактерии-сапрофиты питаются:
а) минеральными веществами б) органическими веществами живых организмов
в) водой и углекислым газом г) органическими веществами отмерших организмов
6. Бактерии-паразиты питаются:
а) органическими веществами живых организмов б) минеральными веществами
в) органическими веществами отмерших организмов г) водой и углекислым газом
7. Бактерии легко переносят мороз и жару, так как:
а) быстро размножаются б) не дышат, не растут
в) могут не питаться г) могут образовывать споры.
а) почкованием б) посредством половых клеток в) спорами г) делением клетки
9.Меньше всего бактерий встречается:
а) в непроветренных помещениях б) на улицах города
в) высоко в горах, в воздухе г) в помещении класса.
III Мотивация учебной деятельности
. Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Догадались, какие организмы мы будем изучать на уроке? (Грибы
Добро пожаловать в Царство грибов!
Запишите тему урока Строение и многообразие грибов.
-Ребята, а что вы знаете о грибах?
-Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Правильно. Нам необходимо определить какие организмы называют грибами.
Постановка учебной задачи
А теперь отгадайте загадки о грибах:
1. Царь грибов на толстой ножке —
Потому что гриб он. (белый).
Никуда не годный. (Мухомор)
3. Нет грибов дружней, чем эти, —
Как веснушки на носу. (Опята)
4. Этот гриб почти домашний,
Он растет в подвале нашем,
Это белый … (шампиньон).
5. Не спорю — не белый,
В берёзовой роще. (Подберезовик)
6. Я в красной шапочке расту
Зовусь я — …(подосиновик).
7. Этот гриб совсем не красен,
В светлой шапке, на дорожке
Он стоит на тонкой ножке. (Бледная поганка)
IV Изучение нового материала
1. Среда обитания и многообразие грибов
Грибы образуют особое царство живой природы. В настоящее время их насчитывают более 100 тыс. видов. Это разнообразные организмы, одноклеточные или многоклеточные, имеющие различную форму.
Грибы известны людям очень давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. На Руси грибы собирали не только крестьяне, их подавали и на царский стол. По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. Есть в грибах витамины, микроэлементы. Белков в сушеных грибах в два раза больше, чем в говядине и в три раза больше, чем в рыбе.
Грибы обитают всюду, где имеются органические вещества, необходимые им для питания: в почве, воде, жилищах, на растениях и пищевых продуктах, теле человека и животных.
Мы сталкиваемся с ними гораздо чаще, чем принято думать. Подходит ли тесто на дрожжах, появляются ли на хлебе пятна плесени, идем ли в лес за грибами, пьем ли холодный квас, беспокоят человека ногти и стопы или получаем ли укол антибиотиков. Нигде не обошлось без встречи с грибами или результатом их жизнедеятельности
2. Строение грибов.
Клетки грибов имеют настоящие ядра. Оболочки клеток большинства грибов содержат хитин — вещество, характерное для беспозвоночных животных. Тело гриба состоит из тонких белых нитей, образующих грибницу, или мицелий.
Наука о грибах называется микология . Грибы представляют собой переплетенные нити, которые находятся в почве и могут пронизывать в ней сотни квадратных метров. То, что в быту называют грибами, на самом деле является плодовым телом
В плодовом теле у грибов с нижней части шляпки образуются споры – клетки для размножения. Важно не путать со спорами у бактерий, у которых это способ переживания неблагоприятных условий. С помощью спор бактерии как бы засыпают и дожидаются, когда условия переменятся к лучшему, у грибов споры – это мелкие клетки, предназначенные для размножения
«Нити» грибов и плодовое тело
3. Строение шляпочного гриба
Среди грибов наиболее известны шляпочные. К ним относятся белые грибы, подберёзовики, разноцветные сыроежки, рыжики и многие другие.
В повседневной жизни мы называем грибом лишь часть грибного организма, его плодовое тело. У большинства съедобных грибов (за исключением трюфелей, строчков и сморчков) плодовое тело образовано ножкой и шляпкой. Отсюда и их название — шляпочные грибы.
Грибы занимают особое положение в системе органического мира. Они не являются ни растениями, ни животными, однако имеют некоторые черты сходства с представителями обоих царств.
Сходство с растениями
Они, так же как и растения, неподвижны, постоянно растут верхушечной частью, имеют прочные клеточные стенки, способны синтезировать витамины и гормоны, дышат кислородом, часто осуществляют вегетативное размножение.
Наряду с этим грибы обладают многими признаками животного организма. Они, так же как и животные, являются гетеротрофами, так как не имеют хлорофилла, поэтому питаются готовыми органическими веществами. В их клеточных стенках содержится вещество хитин, из которого состоит оболочка покровов некоторых животных (насекомых, раков и др.).
Отличительные признаки грибов заключаются в том, что вегетативное тело гриба, называемое грибницей, или мицелием (от греч. микес — «гриб»), образовано тонкими ветвящимися нитями. Их называют гифами (от греч. гифа — «ткань», «паутина»). Разветвляясь, мицелий образует большую поверхность, что обеспечивает всасывание воды и питательных веществ.
4. Грибы съедобные и ядовитые
Все шляпочные грибы делят на две большие группы: съедобные грибы и ядовитые грибы.
Многие грибы съедобны. Наиболее ценными из них считаются шампиньоны, белые, маслята, подосиновики, подберёзовики, рыжики и др.
При сборе грибов важно уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. Наиболее опасны бледная поганка, мухомор и ложные опята.
Многие ядовитые грибы похожи на съедобные. Например, бледные поганки похожи на шампиньоны, желчный гриб похож на белый, ложные лисички и опята похожи соответственно на съедобные лисички и опята.
Если найденный гриб похож на ядовитый или вы сомневаетесь в его съедобности, лучше такой гриб не берите. Старые плодовые тела съедобных грибов тоже могут быть ядовитыми.
Физкультминутка «ЗА ГРИБАМИ»
В лес пойдем мы за грибами, (ходьба на месте)
Раз — грибок, два – грибок, (приседание)
Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)
Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперед, пальцы другой ее касаются)
Побежим скорей домой (бег на месте)
Питание грибов
Для питания грибам необходимо готовое органическое вещество, что сближает их с животными. Но по способу поглощения пищи — путём всасывания (а не заглатывания) — они сходны с растениями.
По характеру питания грибы относят либо к сапрофитам, либо к паразитам . Грибы-сапротрофы питаются мёртвыми органическими веществами, а грибы-паразиты поселяются на живых организмах и питаются за их счёт.
Размножение грибов
Размножаются грибы бесполым или половым путём .
Бесполое размножение происходит при помощи специализированных клеток — спор или вегетативно (участками грибницы или почкованием — у одноклеточных дрожжевых грибов).
У некоторых грибов существует половое размножение . В этом случае грибница образуется в результате слияния специализированных половых клеток.
5. Роль грибов в природе и жизни человека
Грибы играют большую роль в природе и жизни человека.
Разрушая остатки растений и животных, грибы участвуют в круговороте веществ в природе и в образовании плодородного слоя почвы. Из некоторых грибов делают лекарства. Съедобные грибы употребляют в пищу. Грибы необходимы при изготовлении хлеба, сыров, в виноделии и т. д. Но грибы могут наносить и большой вред: портить продукты питания, разрушать постройки. Одни из них вызывают болезни у растений, животных и человека. Другие вырабатывают ядовитые вещества, которыми можно тяжело и даже смертельно отравиться.
V Обобщение и закрепление изученного материала
Выбрать правильное суждение
1. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид.
3. Все грибы растут в лесах.
4. Грибы имеют грибницу, состоящую из белых тонких нитей (гифов) .
5. Все грибы — это многоклеточные организмы.
6. Тело шляпочного гриба состоит из переплетенных нитей (гифов).
8. В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество- хитин.
9. Грибы питаются готовыми органическими веществами.
10. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные.
Первая помощь при отравлении грибами
— Немедленно вызвать врача.
— До прихода врача больному промыть желудок.
— Пострадавшему нужно дать активированный уголь, уложить в постель и поить водой или крепким чаем.
— Для уточнения диагноза нужно сохранить все несъеденные грибы.
VI Итог урока
Вывод: ГРИБЫ – это клеточные ядерные организмы, сочетающие в себе признаки растений и животных, основу которых составляет мицелий.
VІI Домашнее задание : параграф 23-24 читать и пересказывать
Каков результат нашей деятельности?
- Не знал…
- Не понимал…
- Не мог представить…
- Не мог выразить…
- Не мог выполнить…
Источник