Внешнее_строение_гриба_5_класс

Конспект урока по биологии на тему «Строение и многообразие грибов» (5 класс)

Раздольненского района, Республики Крым, 13.01.2020г.

Тема: Строение и многообразие грибов

Цель: сформировать представление о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений, и животных; выделить существенные особенности представителей царства Грибы; познакомить пятиклассников с многообразием грибов и ролью грибов в природе и жизни человека.

— Научить распознавать съедобные и ядовитые грибы, познакомить с правилами их сбора и выращивания;

— Развивать творческое мышление учащихся, учить принимать решение в нестандартных ситуациях

— Воспитывать ценностное отношение к изучаемым знаниям; бережное отношение к природе и своему здоровью, создать благоприятные условия для сохранения здоровья обучающихся.

Планируемые образовательные результаты:

— знать названия наиболее распространенных съедобных, условно-съедобных и ядовитых грибов;

— узнавать на рисунках, среди муляжей и живых объектов съедобные и ядовитые грибы;

— соблюдать правила сбора грибов;.

— испытывать интерес к новой теме и к изучению предмета;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— уметь работать с текстом и иллюстрациями учебника;

— сравнивать и находить отличия грибов;

— находить информацию анализировать и оценивать её.

· — уметь самостоятельно определять цель и задачи учебной деятельности;

— обнаруживать проблему и решают её совместно с учителем и одноклассниками;

— интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

— определять критерии изучения грибов.

— иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

— выражать свои мысли и идеи.

Оборудование и материалы : ИКТ, мультимедийный проектор, учебник «Биология» Пасечник В.В,, 2019, рисунки съедобных и ядовитых грибов, учебная иллюстрация «Грибы», муляжи шляпочных грибов (белого гриба и лисички), кусок хлеба, пораженный плесневыми грибами..

Тип урока: изучение нового материала.

I Организационный этап

Все зашли спокойно в класс.

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Открываем тетради и записываем сегодняшнюю дату.

II Актуализация опорных знаний

Для начала давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.

Дети отвечают (бактерии)

Выполните задания теста. Выберите один правильный ответ:

1. Образование бактериями спор — это приспособление к:

а) размножению б) перенесению неблагоприятных условий в) паразитизму г) передвижению.

а) спириллы б) кокки в) вибрионы г) бациллы

а) оболочка б) ядро в) цитоплазма г) жгутик

4. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра, относят:

а) растения б) бактерии в) водоросли г) грибы.

5. Бактерии-сапрофиты питаются:

а) минеральными веществами б) органическими веществами живых организмов

в) водой и углекислым газом г) органическими веществами отмерших организмов

6. Бактерии-паразиты питаются:

а) органическими веществами живых организмов б) минеральными веществами

Читайте также:  Порошок_от_грибковых_заболеваний

в) органическими веществами отмерших организмов г) водой и углекислым газом

7. Бактерии легко переносят мороз и жару, так как:

а) быстро размножаются б) не дышат, не растут

в) могут не питаться г) могут образовывать споры.

а) почкованием б) посредством половых клеток в) спорами г) делением клетки

9.Меньше всего бактерий встречается:

а) в непроветренных помещениях б) на улицах города

в) высоко в горах, в воздухе г) в помещении класса.

III Мотивация учебной деятельности

. Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Догадались, какие организмы мы будем изучать на уроке? (Грибы

Добро пожаловать в Царство грибов!

Запишите тему урока Строение и многообразие грибов.

-Ребята, а что вы знаете о грибах?

-Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Правильно. Нам необходимо определить какие организмы называют грибами.

Постановка учебной задачи

А теперь отгадайте загадки о грибах:

1. Царь грибов на толстой ножке —

Потому что гриб он. (белый).

Никуда не годный. (Мухомор)

3. Нет грибов дружней, чем эти, —

Как веснушки на носу. (Опята)

4. Этот гриб почти домашний,

Он растет в подвале нашем,

Это белый … (шампиньон).

5. Не спорю — не белый,

В берёзовой роще. (Подберезовик)

6. Я в красной шапочке расту

Зовусь я — …(подосиновик).

7. Этот гриб совсем не красен,

В светлой шапке, на дорожке

Он стоит на тонкой ножке. (Бледная поганка)

IV Изучение нового материала

1. Среда обитания и многообразие грибов

Грибы образуют особое царство живой природы. В настоящее время их насчитывают более 100 тыс. видов. Это разнообразные организмы, одноклеточные или многоклеточные, имеющие различную форму.

Грибы известны людям очень давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. На Руси грибы собирали не только крестьяне, их подавали и на царский стол. По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. Есть в грибах витамины, микроэлементы. Белков в сушеных грибах в два раза больше, чем в говядине и в три раза больше, чем в рыбе.

Грибы обитают всюду, где имеются органические вещества, необходимые им для питания: в почве, воде, жилищах, на растениях и пищевых продуктах, теле человека и животных.

Мы сталкиваемся с ними гораздо чаще, чем принято думать. Подходит ли тесто на дрожжах, появляются ли на хлебе пятна плесени, идем ли в лес за грибами, пьем ли холодный квас, беспокоят человека ногти и стопы или получаем ли укол антибиотиков. Нигде не обошлось без встречи с грибами или результатом их жизнедеятельности

2. Строение грибов.

Клетки грибов имеют настоящие ядра. Оболочки клеток большинства грибов содержат хитин — вещество, характерное для беспозвоночных животных. Тело гриба состоит из тонких белых нитей, образующих грибницу, или мицелий.

Читайте также:  Грибной_крем_суп_от_шеф_повара

Наука о грибах называется микология . Грибы представляют собой переплетенные нити, которые находятся в почве и могут пронизывать в ней сотни квадратных метров. То, что в быту называют грибами, на самом деле является плодовым телом

hello_html_40171779.jpg Строение гриба

В плодовом теле у грибов с нижней части шляпки образуются споры – клетки для размножения. Важно не путать со спорами у бактерий, у которых это способ переживания неблагоприятных условий. С помощью спор бактерии как бы засыпают и дожидаются, когда условия переменятся к лучшему, у грибов споры – это мелкие клетки, предназначенные для размножения

«Нити» грибов и плодовое тело

«Нити» грибов и плодовое тело

Споры бактерий и грибов

3. Строение шляпочного гриба

Среди грибов наиболее известны шляпочные. К ним относятся белые грибы, подберёзовики, разноцветные сыроежки, рыжики и многие другие.

В повседневной жизни мы называем грибом лишь часть грибного организма, его плодовое тело. У большинства съедобных грибов (за исключением трюфелей, строчков и сморчков) плодовое тело образовано ножкой и шляпкой. Отсюда и их название — шляпочные грибы.

Грибы занимают особое положение в системе органического мира. Они не являются ни растениями, ни животными, однако имеют некоторые черты сходства с представителями обоих царств.

Сходство с растениями

Они, так же как и растения, неподвижны, постоянно растут верхушечной частью, имеют прочные клеточные стенки, способны синтезировать витамины и гормоны, дышат кислородом, часто осуществляют вегетативное размножение.

Наряду с этим грибы обладают многими признаками животного организма. Они, так же как и животные, являются гетеротрофами, так как не имеют хлорофилла, поэтому питаются готовыми органическими веществами. В их клеточных стенках содержится вещество хитин, из которого состоит оболочка покровов некоторых животных (насекомых, раков и др.).

Отличительные признаки грибов заключаются в том, что вегетативное тело гриба, называемое грибницей, или мицелием (от греч. микес — «гриб»), образовано тонкими ветвящимися нитями. Их называют гифами (от греч. гифа — «ткань», «паутина»). Разветвляясь, мицелий образует большую поверхность, что обеспечивает всасывание воды и питательных веществ.

4. Грибы съедобные и ядовитые

Все шляпочные грибы делят на две большие группы: съедобные грибы и ядовитые грибы.

Многие грибы съедобны. Наиболее ценными из них считаются шампиньоны, белые, маслята, подосиновики, подберёзовики, рыжики и др.

При сборе грибов важно уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. Наиболее опасны бледная поганка, мухомор и ложные опята.

Многие ядовитые грибы похожи на съедобные. Например, бледные поганки похожи на шампиньоны, желчный гриб похож на белый, ложные лисички и опята похожи соответственно на съедобные лисички и опята.

Если найденный гриб похож на ядовитый или вы сомневаетесь в его съедобности, лучше такой гриб не берите. Старые плодовые тела съедобных грибов тоже могут быть ядовитыми.

Читайте также:  Гриб_зонтик_полезные_свойства

Физкультминутка «ЗА ГРИБАМИ»

В лес пойдем мы за грибами, (ходьба на месте)

Раз — грибок, два – грибок, (приседание)

Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)

Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперед, пальцы другой ее касаются)

Побежим скорей домой (бег на месте)

http://andrey-eltsov.ru/wp-content/uploads/2019/06/Zju-186323-aBG_5-1NHG_6-2nhgVFg-N_4jhgX_t-%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8-%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D0%B2-%D1%81-%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B86.jpg

Питание грибов

Для питания грибам необходимо готовое органическое вещество, что сближает их с животными. Но по способу поглощения пищи — путём всасывания (а не заглатывания) — они сходны с растениями.
По характеру питания грибы относят либо к сапрофитам, либо к паразитам . Грибы-сапротрофы питаются мёртвыми органическими веществами, а грибы-паразиты поселяются на живых организмах и питаются за их счёт.

Размножение грибов

Размножаются грибы бесполым или половым путём .

Бесполое размножение происходит при помощи специализированных клеток — спор или вегетативно (участками грибницы или почкованием — у одноклеточных дрожжевых грибов).

У некоторых грибов существует половое размножение . В этом случае грибница образуется в результате слияния специализированных половых клеток.

5. Роль грибов в природе и жизни человека

Грибы играют большую роль в природе и жизни человека.

Разрушая остатки растений и животных, грибы участвуют в круговороте веществ в природе и в образовании плодородного слоя почвы. Из некоторых грибов делают лекарства. Съедобные грибы употребляют в пищу. Грибы необходимы при изготовлении хлеба, сыров, в виноделии и т. д. Но грибы могут наносить и большой вред: портить продукты питания, разрушать постройки. Одни из них вызывают болезни у растений, животных и человека. Другие вырабатывают ядовитые вещества, которыми можно тяжело и даже смертельно отравиться.

V Обобщение и закрепление изученного материала

Выбрать правильное суждение

1. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид.

3. Все грибы растут в лесах.

4. Грибы имеют грибницу, состоящую из белых тонких нитей (гифов) .

5. Все грибы — это многоклеточные организмы.

6. Тело шляпочного гриба состоит из переплетенных нитей (гифов).

8. В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество- хитин.

9. Грибы питаются готовыми органическими веществами.

10. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные.

Первая помощь при отравлении грибами

— Немедленно вызвать врача.

— До прихода врача больному промыть желудок.

— Пострадавшему нужно дать активированный уголь, уложить в постель и поить водой или крепким чаем.

— Для уточнения диагноза нужно сохранить все несъеденные грибы.

VI Итог урока

Вывод: ГРИБЫ – это клеточные ядерные организмы, сочетающие в себе признаки растений и животных, основу которых составляет мицелий.

VІI Домашнее задание : параграф 23-24 читать и пересказывать

Каков результат нашей деятельности?

  • Не знал…
  • Не понимал…
  • Не мог представить…
  • Не мог выразить…
  • Не мог выполнить…

Источник

Оцените статью