Классный час «Лес — наш друг»
· прививать интерес к изучению родного края, воспитывать любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней.
· работать над развитием устной речи детей, обогащать словарный запас, формировать познавательные умения, развивать мыслительные навыки.
Вводное слово учителя:
Дети, пусть вас гости не пугают,
Все, кто здесь сидят — друзья
— Все чаще из средств массовой информации, по телевидению и радио мы слышим о глобальном потеплении, о горах мусора, о загрязнении океанов. Неужели ничего уже нельзя изменить. Конечно, это не так. Решение этой задачи зависит от каждого жителя Земли, то есть от каждого из нас. Сегодня на уроке мы попробуем найти решение некоторых проблем.
— Для этого мы отправимся в путешествие на лесную поляну. Поговорим о нашем зеленом друге. Нет на Земле человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако, с каждым днем, леса все больше нуждаются в защите.
Когда идёшь усталый, запылённый,
Дорогой длинной в полуденный зной,
Сверни смелее в тихий лес зелёный,
И он усталость снимет как рукой.
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с тоской,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой,
— Для начала ответьте на вопрос: Для чего люди ходят в лес?
— А мы зачем пойдем в лес и в пути попробуем найти ответы на вопросы:
2. Какой вред нанес лесам человек?
4. Как, помогая лесу, помогаем себе?
Ученик читает стихотворение С.Маршака “Что мы сажаем, сажая леса?”
Мачты и реи — держать паруса,
Рубку и палубу, рёбра и киль –
Странствовать по морю в бурю и штиль.
Радиомачты — ловить голоса,
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Лёгкие крылья — лететь в небеса,
Дом и качели, челнок и скамью,
Чащу, где бродят барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где утром вороны кричат.
Лист, на который ложится роса,
Воздух для лёгких, и влагу и тень,
Вот что сажаем в сегодняшний день!
Учитель (на фоне звучания аудиокассеты “Голоса птиц”): Вот мы и в лесу. Остановимся и прислушаемся, присмотритесь: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны.
Учитель: Какое значение имеет лес для человека?
Лес – это зеленый наряд планеты Земля. Там. Где лес – всегда чистый воздух.
Лес – это дом для птиц и зверей.
Лес – это кладовая орехов, ягод, грибов.
Учитель: Однако, с каждым днем, с каждым годом реки и леса все больше нуждаются в защите.
Есть в каждом лесу особая поляна- “поляна слёз”. Собираются там звери, когда их люди обижают, и рассказывают друг другу о своих бедах и печалях…
Я начину предложение, а вы закончите его.
Если бы дрожащий зайка под кустиком умел говорить, он сказал бы…
Если бы муравей, на которого вот-вот наступят умел говорить, он сказал бы…
Если Бы рыбка из грязной лесной речки могла говорить, она сказала бы…
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если, будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Учитель: Человек должен быть в лесу не хозяином, а гостем, приходить сюда с добром и не мешать лесным жителям.
Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”
Оля и Лида пошли в лес. После трудной дороги сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида сидели, боялись пошевельнуться.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и положила кулёк в сумку.
— Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно… перед соловушкой,- ответила тихо Лида.
Соблюдают ли законы природы девочки из рассказа?
Кому стало стыдно перед соловушкой? Почему?
Учитель: Лес – это праздничный стол. А на нем ягоды, орехи и грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?
— Не оставлять мусор в лесу.
— Не ломать ветки и деревья.
— Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
— Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
Учитель: Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, и все они просятся в букет. Здесь и лиловые колокольчики, и розовая кашка, и белые ромашки с золотой серединкой. И многие, возвращаясь домой, несут охапки увядающих цветов.
— Ребята, надо ли рвать цветы? (Ответы детей.)
— Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы лишаем их будущих плодов, разрываем цепь питания в природе. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.
— Сколько погибло бы растений, если каждый из 25 учеников нашего класса сорвал бы хотя бы по 1 цветку?
— Если увидел в лесу маленького ежика, можно ли его брать домой?
— Если увидел мухомор, надо ли его растоптать?
— Если вы пошли в поход ,что надо сделать после того, как отдохнули в лесу и собираетесь домой?
Вывод: В природе нет ничего лишнего. В ней все взаимосвязано.
Учитель: Вы знаете пословицы о лесе? (Дети рассказывают):
Лес кормит, лечит, укрывает и согревает.
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Кто лес любит – тот его не губит.
Лес богатство и краса, береги свои леса.
Враг природы тот, кто её не бережёт.
Поиграем в игру “Можно-нельзя” (дети отвечают хором).
Ломать деревья и ветки (нельзя)
Сажать больше деревьев (можно)
Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
Ходить только по тропинкам (можно)
Рвать большие букеты цветов (нельзя)
Оставлять мусор в лесу (нельзя)
Собрать мусор в яму и закопать (можно)
Разжигать костры в лесу (нельзя)
Беречь лес от пожара (можно)
Учитель. Наше занятие заканчивается. Мы надеемся, что знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в жизни, и вы более внимательнее будете относиться к окружающей природе, ведь она -наш дом, а о своём доме человек должен заботиться.
Ученик читает обращение М.М.Пришвина.
“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять Родину”.
Источник
Классный час по экологии «Лес — наш друг»
классный час по окружающему миру (2 класс) на тему
Классный час проводится в форме путешествия по лесу. Используются игровые технологии, присутствует сказочный герой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Классный час по экологии «Лес – наш друг»
— воспитывать интерес к окружающей среде, бережное отношение к растительному и животному миру
— формировать основы экологической культуры
— развивать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, делать выводы
1. Ребята, сегодня утром я обнаружила необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю.
Пусть на солнечной опушке
— А в конце приглашения подпись:
— Ну что, ребята, примем приглашение? Отправляемся в путь.
— Но лес – это не только деревья, трава. Здесь не хватает других растений. Каких?
(кустарников, цветов, ягод, грибов)
— Да, растений в лесу очень много. И нет ни одного бесполезного. Какую они пользу приносят?
(выделяют кислород, являются домом и пищей для животных, людей, древесина для мебели, для лекарств, в парфюмерии)
— Но многие растения стали редкими. Почему?
(их рвут, вытаптывают, вырубают леса для строительства – а растения погибают.)
— Такие растения занесены в Красную книгу.
— Для чего нужна Красная книга?
(Она нас информирует, какие растения в опасности, в беде)
— Вот некоторые растения из этой книги. Они растут у нас, в Ленинградской области.
— Почему Красная книга, а не «синяя»?
(Красный цвет – сигнал опасности. Стоп –не губите растения)
— Поэтому будем относиться ко всем растениям бережно.
— Выращивайте цветы для букетов сами, на даче, на клумбе. А можно взять и такой цветик- семицветик. Он непростой. Здесь спрятаны для вас хитрые вопросы.
— Какие цветы боятся дождя? (бумажные)
— Какое растение идёт на изготовление ткани? (лён)
— Назвать раннецветущее растение, занесённое в Красную книгу. (подснежник)
— Назвать растение, которое используют для лечения простуды. (липа, малина)
— Какую траву любят кошки? И сердце лечат этим растением. (валериана)
— Название какого растения говорит, где оно живёт? (подорожник)
— Как поступишь, если встретишь в лесу красиво цветущее растение? (сфотографирую, зарисую, постою полюбуюсь)
3 . — Цветы нужны не только нам. Кому ещё?
(насекомым, они собирают нектар)
— Лес без насекомых и представить нельзя.
Некоторые виды насекомых, несмотря на самую многочисленную группу животного мира, тоже исчезают. Почему?
(Вырубают леса, где они живут. .ради забавы ловят бабочек.)
— Запомните самые простые правила: не ловите бабочек, стрекоз, божьих коровок, не разоряйте муравейники, не обрывайте паутину, не убивайте пауков.
4. – Каких животных ещё не хватает? (зверей)
— Все звери тоже требуют к себе бережного отношения. А люди к ним относятся по-разному. Послушайте небольшие экологические рассказы и скажите, а вы как бы поступили на месте ребят
5. – Теперь все жители леса на месте? (нет птиц)
— Какую пользу приносят птицы?
(Поедают вредных насекомых, мышей, спасая урожай на полях)
— Птицам тоже достаётся от людей, которые не знают простых правил. А вы знаете?
(Не ловить здоровых птиц, не уносить их домой, не разорять птичьих гнёзд, не брать птенцов из гнезда, подкармливать, делать кормушки)
6. – Ну, а теперь это – настоящий лес? Мне кажется, чего-то всё-таки не хватает. Закройте глаза. Почему нет ощущения, что вы в лесу?
— Закройте глазки, посидите, отдохните.
6. – Теперь уж точно, как будто прогулялись по самому настоящему лесу. Ещё я вам совет хочу дать:
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с собой,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет, как рукой.
— Лес – наш зелёный друг. Он и воздух очищает, и является кладовой – отдаёт человеку свои дары: грибы, ягоды, орехи. Про лес народ сочинил даже пословицы и поговорки. У вас на партах листочки с пословицами. Но пословицы рассыпались. Найдите и соедините линией части пословиц.
Растение – земли украшение.
Рощи да леса – всему свету краса.
По лесу ходи, под ноги гляди.
— Кто там топает? Кто стучит?
— А вот и медвежонок, который нас в гости пригласил. Спасибо, медвежонок, за приглашение.
— А вам хочу сказать спасибо за то, что много знаете про лес. И хочу показать, какой прекрасный, удивительный мир вас окружает. Смотрите.
— А ещё хочу вам дать наказ:
— Спасибо, медвежонок, мы постараемся.
8. – Мы, ребята, в лес пришли, мы его гости. А как гости должны себя вести?
Игра «Светофорчик». Я называю правило поведения в природе, вы – если согласны – показываете зелёный свет, нет – красный.
Можно ли ломать ветки деревьев, убирать мусор, рвать букеты цветов, ловить птенцов, подкармливать птиц, ловить лягушек, разрушать муравейники, ловить стрекоз, сажать деревья, делать кормушки, громко кричать, шуметь в лесу, незнакомые грибы сбивать палкой.
9. – Природа нуждается в защите. Об этом сейчас думает всё население планеты. И это дело не только взрослых. Школьники тоже могут внести свой вклад. Что можете сделать вы? У вас было задание: подумать об этом дома, а сегодня рассказать.
Рисунки «Мы помогаем природе»
— Подходит к концу наш классный час. Хочется обратиться к вам с такими словами:
Ведь нас в любое время года
Птицы учат пению, паучок – терпению,
Пчёлы в поле и в саду обучают нас труду.
У природы круглый год обучаться нужно,
Ну, а весь лесной народ учит крепкой дружбе.
Источник