Висячий сад малого эрмитажа миллионная улица

Висячий сад малого эрмитажа миллионная улица

Из Георгиевского зала Зимнего дворца через переход можно попасть в Малый Эрмитаж. Здание стали так называть из-за особого помещения — эрмитажа, зала с подъемными столами. В нем императрица предпочитала отдыхать в кругу приближенных. Чтобы прислуга не беспокоила высокопоставленных особ, на нижнем ярусе сервировали стол и с помощью специального механизма поднимали его наверх. Когда гости завершали трапезу, паркет раздвигался, и столы снова опускались вниз. Такие вечера обычно и называли «малыми эрмитажами».

Из Георгиевского зала Зимнего дворца через переход можно попасть в Малый Эрмитаж. Здание стали так называть из-за особого помещения — эрмитажа, зала с подъемными столами. В нем императрица предпочитала отдыхать в кругу приближенных. Чтобы прислуга не беспокоила высокопоставленных особ, на нижнем ярусе сервировали стол и с помощью специального механизма поднимали его наверх. Когда гости завершали трапезу, паркет раздвигался, и столы снова опускались вниз. Такие вечера обычно и называли «малыми эрмитажами».

Из Георгиевского зала Зимнего дворца через переход можно попасть в Малый Эрмитаж. Здание стали так называть из-за особого помещения — эрмитажа, зала с подъемными столами. В нем императрица предпочитала отдыхать в кругу приближенных. Чтобы прислуга не беспокоила высокопоставленных особ, на нижнем ярусе сервировали стол и с помощью специального механизма поднимали его наверх. Когда гости завершали трапезу, паркет раздвигался, и столы снова опускались вниз. Такие вечера обычно и называли «малыми эрмитажами».

Малый Эрмитаж начался с Висячего сада, который в 1765 году построил архитектор Юрий Фельтен. Сначала это было двухэтажное строение, на первом этаже которого расположился дровяной склад, а на втором были высажены растения. В те годы внутренние сады, или вертограды, были популярны среди знати. Но, в отличие от других, сад Эрмитажа подогревали снизу. Между ним и манежем находился специальный этаж с шанцами — короткими столбиками, между которыми проходили каналы. По ним вверх поднимался нагретый воздух. Благодаря этому в саду всегда было теплее, растения зацветали раньше, чем во всем Петербурге, а листья с деревьев опадали позже.

Еще через год Екатерина распорядилась возвести здесь Южный павильон — покои для своего фаворита, графа Григория Орлова. Фасад Фаворитского корпуса, как его еще называли, выходил на Миллионную улицу. Сегодня здесь располагается Научная библиотека Государственного Эрмитажа.

В 1769 году по проекту Жан-Батиста-Мишеля Валлена-Деламота достроили Северный павильон с окнами на Неву. Вскоре Екатерина II повелела возвести «музеум» — закрыть боковые части сада длинными галереями. Здесь она планировала разместить свою коллекцию картин. Таким образом Висячий сад оказался с четырех сторон окружен дворцовыми постройками.

В 1839 году из-за обильных осадков вода подмыла перекрытия, и в нижнем ярусе Малого Эрмитажа в кладовых обрушился свод. Поэтому в 1840-х годах Висячий сад реконструировали по проекту архитектора Василия Стасова, чуть позже — Андрея Штакеншнейдера. Именно его планировку можно увидеть в открытой части сада в наши дни. Сегодня в сад туристов не пускают, но его можно рассмотреть из окон прилегающих залов и галерей.

Читайте также:  Новый сад сербия институт

По задумке Штакеншнейдера пространство предваряла закрытая оранжерея — Зимний сад. До наших дней он не сохранился, но сотрудники музея восстановили его границы. Из окон Северного павильона в саду можно увидеть низкий парапет — именно здесь находилась стена, которая отделяла Зимний сад от открытого. На основание парапета нанесена гравировка, по которой понятно, где располагались несущие колонны и окна, а на одной из стен под защитным стеклом открыта историческая кирпичная кладка.

В центре сада находится фонтан, который в XIX веке создала женщина-скульптор из Флоренции — Фелиция де Фаво. В те годы женщин среди деятелей искусств было мало и работы их ценили ниже, чем произведения их коллег-мужчин. Однако императорская семья после визита во Флоренцию заказала несколько скульптур «девицы Фаво» для своих резиденций.

Сад украшают несколько скульптур, в том числе — «Аполлон», «Юнона», «Диана» и «Венера» итальянца Антонио Тарсиа. Все фигуры в саду — точные копии произведений, оригиналы хранятся в запасниках Эрмитажа.

Цветники в саду тоже восстановлены по рисункам архитектора Андрея Штакеншнейдера. Они выполнены в викторианском стиле: здесь можно увидеть и симметричные ряды растений, и хаотичные группы. В саду высажены те же цветы, что и в середине XIX века. Сегодня они кажутся обычными, но для позапрошлого столетия это были новые, модные сорта: фритиллярии, розы, туи, дерен, жимолость, лапчатка и удивительная для середины XIX века белая сирень. Украшать шляпки веточкой белой сирени могли только очень состоятельные дамы: многим эти цветы были не по карману. Некоторые садовники шли на хитрость и помещали сирень в подвал: из-за недостатка света цветки получились бледные, почти белые.

Во время блокады Ленинграда в Висячем саду Эрмитажа выращивали овощи: картошку, капусту, корнеплоды, и эти заготовки спасли не одну жизнь.

В наши дни цветущие растения здесь высаживают два раза в год: в начале лета — розы сортов Эрмитаж и Эден Роуз, а осенью — тюльпаны Эрмитаж и фритиллярию Аврора.

Источник

Малый Эрмитаж

фото

1762-1764 — арх. Валлен-Деламот Ж.-Б. — проект, Висячий сад
1764-1766 — арх. Фельтен Юрий Матвеевич — Южный павильон
1767-1769 — арх. Валлен-Деламот Ж.-Б. — Северный павильон
1775 — галереи ?
1840-1844 — арх. Стасова Василий Петрович — реконструкция
1850-1858 — арх. Штакеншнейдер Андрей Иванович — перестройка, реконструкция

Здание Малого Эрмитажа расположено на участке между Дворцовой наб. и Миллионной ул. рядом с Зимним дворцом.

Постройка корпуса на наб. Невы осуществлена по проекту арх. Ж.-Б. Валлен-Деламота. Строительные работы начались в 1764 г. Вслед затем арх. Ю.М. Фельтен приступил к сооружению трехэтажного корпуса по Милионной ул. Оба здания на уровне 2-го этажа связаны Висячим садом. Окончание строительства Малого Эрмитажа — 1775 г. ?
В оформлении фасада, обращенного к Неве, использованы монументальный портик из шести колонн и декаративная скульптура — статуи Флоры и Помоны и венчающая аттик скульптурная группа.
По Миллионной ул. отделка 1-го этажа повторяет мотивы фасада Зимнего дворца. Плоскости стен 2-го и 3-го этажей расчленены пилястрами и украшены барельефными панно. В 1840-1843 гг. по проекту В. П. Стасова надстроен 4-й этаж. ([ 93 ])

Читайте также:  Как сделать ступу бабы яги своими руками для сада

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

*Аннотация: Вид на фасад Малого Эрмитажа (Дворцовая набережная, 36; Миллионная улица, 37) со стороны Дворцовой набережной;

1764-1775 гг. постройки, архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот, Ю.М. Фельтен; 1840-1844 гг. — перестроен, архитектор В.П. Стасов.

Корпус по Миллионной ул.
В 1764-1766 гг. Юрий Матвеевич Фельтен построил Южный Павильонпо Миллионной ул. и соединил его воздушным переходом с личными покоями Екатерины.
В 1840-1844 гг. арх. Василий Петрович Стасов надстроил дополнительный 4 этаж по Миллионной ул.

Корпус по Дворцовой наб.
В 1767-1769 гг. по проекту арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот рядом с Зимним дворцом выстроено здание, названное по имени зодчего «Ламотов павильон», известное позже как Малый Эрмитаж.
По высоте оно примерно равно Зимнему дворцу, но построено в стилераннего классицизма. Горизонтальные членения выходящего на Неву фасада согласуются с архитектурой дворца, подчеркивая ансамблевый характер застройки набережной. Первый этаж Ламотова павильона, предназначенный для подсобных помещений, отделан просто. Он производит впечатление цоколя для более богато оформленного верхнего этажа. Колонны образуют центральный портик, увенчанный скульптурой. По краям портика стоят статуи Флоры и Помоны, олицетворяющие богатство растительного мира и земное плодородие.
Арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот создал проект Малого Эрмитажа, арх. Ю. Фельтен в 1764-1775 гг. воплотил его. ?

Екатерина II перехала в Зимний дворец в 1762 г. Она заняла личные апартаменты в юго-восточном углу дворца. В 1762 г. на месте старых домов адмирала Крюйса по Дворцовой наб. и генерал-адмирала Головина по Дворцовой пл. предполагалось построить дворцовые конюшни по проекту арх. Ю. Фельтена. В 1763 г. по желанию императрицы на территории примыкающей к дворцу с востока был спланирован павильон с Висячим садом. Проект был составлен арх. Жан-Батист Валлен-Деламотом. В 1764 он начал реализовываться. В процессе строительства проект дорабатывал арх. Ю. М. Фельтеном. Сад не доходил ни до Невы, ни до Миллионной ул. В 1765 г. была завершена южная часть сада. Из-за Висячего сада новый дворец поначалу называли Оранжерейным домом.

Одновременно со стоительством Висячего сада в 1764-1766 гг. Ю. Фельтен построил Южныйй Павильон по Миллионной ул. и соединил его воздушным переходом с личными покоями Екатерины. Еще одно неофициальное название южного корпуса — «Фаворитский корпус», здесь жили Григорий Орлов, затем Григорий Потемкин — фавориты императрицы.
В 1768 началось возведение галереи со стороны Зимнего дворца. Вскоре была построена и восточная галерея.
К достройке Северного павильона Малого Эрмитажа приступили в феврале 1767 г. Проект выполнил арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот. Строительство было завершено в 1769 г.

Императрица отдыхала от государственных дел в тишине Висячего сада, находила уединение в комнатах, расположенных в центре Ламотова павильона.
В одном из угловых кабинетов Северном павильоне Екатерина II устраивала камерные вечера с играми и спектаклями — «малые эрмитажи». Вскоре и все здание стали называть Малым Эрмитажем.
В Северном павильоне на уровне 2-го этажа расположились: Оранжерея, Двусветный зал, 5 Кабинетов и кабинет Эрмитаж.
В центре располагался двусветный зал, украшенный плафоном работы Стефано Торелли и статуями в углах.
В Эрмитаже были сооружены 2 подъемных стола на 12 персон. Столы сервировались в кухнях первого этажа и с помощью особого устройства поднимались наверх.
Екатерина II сама составила в шутливом тоне «Правила, по которым поступать всем входящим в сии двери». Они были вывешены у входа в Эрмитаж.
Гостям предлагали забыть о делах, держаться непринужденно, подчиняясь несерьезному этикету, составленному лично императрицей. Начертанные на доске правила висели при входе. Каждый, кто не выполнял их, подвергался наказанию, например выпивал стакан холодной воды. Злостного нарушителя наказывали строже, обычно заставляя прочесть наизусть отрывок из «Тилемахиды» В. К. Тредиаковского.
Первый ужин здесь состоялся в 1769 г. Позднее стены были украшены картинами. В 1795 г. Екатерина велела разобрать подъемные столы и устроить на месте Эрмитажа гостиную.
Архитектурный ансамбль получил название Малый Эрмитаж, в соответствии с назначением Северного павильона.
Малый Эрмитаж с висячим садом над конюшнями, с жилыми комнатами в каждом его конце был готов в 1769 г.

Читайте также:  Декоративные кустарники нашего сада

Висячий сад
Висячий сад расположен на уровне 2-го этажа, над помещениями бывших царских конюшен и каретных сараев, и занимает пространство между галереями, соединяющими Северный и Южный павильоны Малого Эрмитажа. Фундамент сада — свинцовые плиты, на которые земля была насыпана таким толстым слоем, что и сейчас там могут расти не только цветы, но и кустарники. Около двухсот лет назад в этом саду росли даже ели и березы, были устроены цветники. Летом сад дополнялся экзотическими растениями, которые на зиму убирались в оранжерею. Фонтана не было — его устроили в начале XIX в. В то же время поставили и скульптуру.
К Висячему саду примыкала большая оранжерея с фонтаном, редкими видами растений, яркими птицами, фазанами, попугаями и золотыми рыбками, плавающими в бассейне из яшмы. Здесь же жили обезьянки и белки.
В XIX в. треть сада со стороны Павильононого зала была защищена стеклянной крышей и прозрачной стеной. В этом объеме помещался Зимний сад (Оранжерея), в котором росли экзотические растения, содержались заморские птицы и зверьки. Зимний сад не сохранился.
Последний раз Висячий сад Малого Эрмитажа перестраивался Василем Стасовым в 1841 г.
В 2004 г. сад был закрыт на реставрацию. Архитектурное и ландшафтное оформление Висячего сада восстанавлено по эскизам и описям растений Василия Стасова. В результате, сад примет тот облик, который имел в 1841 г. Центральная аллея сада Малого Эрмитажа украшена декоративной скульптурой. В саду разбит партерный цветник с мраморным фонтаном. У стен соорудили деревянные беседки-голубятни. Сейчас скульптуры Висячего сада заменены копиями.

Источник

Оцените статью