Висячий сад екатерины ii

Висячий сад. Пандус

Террасу Камероновой галереи, бельэтаж Зубовского флигеля, где располагались личные покои Екатерины II, и Агатовые комнаты Холодной бани, в которых императрица в утренние часы читала, просматривала государственные бумаги и отвечала на письма, соединяет Висячий сад.

Со стороны сада можно попасть во второй этаж Холодной бани, в Агатовые комнаты, куда ведут три дубовые двери: дверь слева — в переднюю, называемую Кабинетцем; средняя — в Большой зал; дверь справа — в Библиотеку и, через нее, на лестницу. Фасад второго этажа Холодной бани, выходящий к Висячему саду, оформлен овальной полуротондой; светложелтые стены оттеняет кирпично-красный тон рельефных медальонов и ниш, в которых установлены декоративные бюсты и статуи из темной бронзы.

Терраса между Камероновой галерей, Зубовским флигелем и Агатовыми комнатами, задуманная для небольшого Висячего сада на уровне второго этажа, покоится на сводах, поддерживаемых мощными пилонами. Для разбивки сада на террасу уложили гидроизоляцию из листового свинца и насыпали слой земли, позволявший выращивать растения, подобранные таким образом, чтобы сад постоянно находился в цвету. В XVIII веке здесь росли яблони, сирень, жасмин и ро-зы; вокруг кустов были высажены тюльпаны, пионы, нарциссы.

Боковые стороны Висячего сада окружала утраченная ныне балюстрада из эзельского доломита — камня, добывавшегося на острове Эзель. В начале XIX века она обветшала и была заменена деревянной, окрашенной в белый цвет.

Первоначально Висячий сад был П-образной террасой, которая соединяла между собой личные комнаты императрицы, Холодную баню и Камеронову галерею.

Расширили сад пятью годами позже, при проектировании и строительстве Пандуса. Для этого потребовалось поставить еще шесть столбов и выложить своды между флигелем дворца и Камероновой галереей, где прежде сада не было. В итоге Висячий сад выдвинулся на линию фасадов дворцового флигеля и галереи и приобрел свою сегодняшнюю форму.

Теперь южный угол торцевой части Зубовского флигеля, непосредственно соединенный с Висячим садом, превратился в полуоткрытую Зеркальную площадку: ее архитектурное оформление как в зеркале повторяло Камеронову галерею с каннелированными колоннами ионического ордера, фризом с венками и мраморным полом. Зеркальная площадка соединялась с покоями Екатерины II: дверь с нее вела в Зеркальный кабинет — одну из личных комнат императрицы во втором этаже Зубовского флигеля.

Иметь из Висячего сада дополнительный спуск в Екатерининский парк императрица Екатерина II пожелала в начале 1792 года. Приступая к разработке проекта, Ч. Камерон предложил не повторять уже имевшуюся на Камероновой галерее лестницу, а построить пологий спуск. Предложение было одобрено, и впоследствии спуск назвали Пандусом (спокойный, легкий спуск).

Пандус образуют семь понижающихся арок-сводов и три безарочных пилона. В замковых камнях арок с обеих сторон высечены маски античных богов — Юпитера, Юноны, Марса, Минервы, Меркурия — и других мифологических персонажей.

Читайте также:  Группа дюна лимоновый сад

Над колоннами, разграничивающими уступы по обеим сторонам спуска, прежде были установлены бронзовые статуи муз — Эвтерпы, Каллиопы, Мельпомены, Полигимнии, Талии, Терпсихоры, Урании и Эрато, а также Венеры Каллипиги, Венеры Медицейской, Меркурия и Флоры. В XVIII веке богато украшенный скульптурой Пандус называли «Лестницей богов». Однако бронзовые статуи простояли недолго: в 1799 году по указу императора Павла I их перевезли в Павловск, где установили на круглой плошадке в Старой Сильвии (так возникла площадка Муз), а на их место на Пандусе в 1826 году поставили чугунные жертвенники с чашами для цветов, отлитые на Петербургском казенном чугунолитейном заводе по рисункам архитектора В. П. Стасова. В самом конце Пандуса до 1941 года находились две колоссальные бронзовые вазы, выполненные по античным образцам. Во время оккупации города они бесследно исчезли.

Сооружение Пандуса завершилось в апреле 1794 года. Строительство велось под руководством архитектора И. В. Неелова — постоянного помощника Ч. Камерона. Тогда же по рисункам Камерона на Пандусе были установлены железные ворота с решетками, изготовленные на Сестрорецких заводах и простоявшие до середины XIX века.

В 1811 году Пандус был передвинут в связи с устройством в 1810 году на месте скатов Катальной горы Рамповой аллеи, пересекающей парк от Екатерининского дворца почти до Орловских ворот. Чтобы совместить направление Пандуса с аллеей, было решено его передвинуть; для этого узел соединения Пандуса с Висячим садом переместили со средней на вторую арку от дворца.

В 1860-х годах, когда император Александр II избрал Зубовский флигель своей летней квартирой, значительный участок парка, прилегающий к флигелю, отвели под Собственный садик и оградили металлической решеткой. Новая ограда непосредственно примыкала к окончанию Пандуса, где решили поставить вторые ворота. Чтобы избежать различия между новыми и старыми воротами, в 1865 году ворота Ч. Камерона заменили новыми отлитыми по проекту архитектора А. Ф. Видова. Эти ворота сохранились до наших дней.

Источник

Садик императрицы

Висячий сад Малого Эрмитажа первоначально носил другое имя — «Садик Ея Величества при Зимнем каменном дворце». В 1763 году, почти одновременно с завершением строительства дворца, Екатерина II поручила Фельтену разработать проект висячего сада, конюшен и манежа на месте обветшавших домов сановников петровского времени.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Летом в Висячем саду непрерывно цветут растения.

Висячий сад — сооружение на искусственном своде над жилыми или хозяйственными постройками — расположили на уровне парадного этажа дворца. Открытую террасу поддерживали железные своды в виде арочных конструкций. На клумбах высаживались белые и алые розы. Экзотические растения в летний сезон выставляли в кадках, а на зиму убирали в оранжерею. С ними соседствовали березы, вишни, яблони. Висячий сад с первых его дней украшали мраморные статуи.

Читайте также:  Бетонные камни для сада

Очень скоро в северной части сада был создан Оранжерейный дом. Когда вдоль открытой террасы возвели галереи, где разместились приобретенные императрицей картины, Оранжерейный дом стал называться Малым Эрмитажем, от которого были неотделимы оранжерея и Зимний сад. По воспоминаниям современников, несмотря на суровый климат, в саду комфортно себя ощущали птицы, цветы, ананасы и апельсиновые деревья.

Со смертью Екатерины облик сада менялся. За свою историю он пережил не одну реконструкцию. Стасов перестроил его после пожара 1837 года, использовав новейшие достижения техники и садово-паркового искусства. Для этого пришлось разобрать стены и конструкции XVIII века, а взамен возвести новые опоры — каменные аркады на мощных столбах. На новой террасе садовник Грей разбил сад регулярной планировки, похожей на предыдущую. Вдоль центральной аллеи расположилось два ряда деревьев, цветочные клумбы и мраморная скульптура.

Изменения в облик Висячего сада внес и Штакеншнейдер. В 1850 году по поручению Николая I он вынес екатерининскую оранжерею с экзотическими растениями в северную часть, накрыв ее стеклянным шатровым перекрытием. В Малом Эрмитаже появился Зимний садик, в центре которого итальянский скульптор Феличе де Фово соорудил фонтан. Это все, что осталось от задумки Штакеншнейдера.

Следующая реконструкция пришлась на 1893 — 1895 годы. Архитектор Красовский заменил гидроизоляцию и отремонтировал перекрытия. Знаменитый петербургский завод «Сан-Галли» починил конструкции.

Висячий сад — один из немногих сохранившихся до наших дней. Уникальность отчасти и объясняет трудности создания и эксплуатации подобных сооружений в нашем климате. В архивных документах рефреном проходит фраза: «. великая течь и сырость. ». В 1837 году из-за проникновения влаги в одной из кладовых под садом обрушился свод.

Ремонтные работы, не раз проводившиеся под руководством выдающихся архитекторов, были связаны в основном с многочисленными протечками.

Планы последней реставрации Висячего сада разрабатывались с 1980-х годов. С начала 2000-х велись исследовательские работы: изучались архивные материалы, выяснялись причины протечек в помещениях под садом, обследовались фундаменты, подвалы и своды центральной части Малого Эрмитажа. Десять лет назад Висячий сад закрылся на реставрацию, которая продолжалась до 2012 года.

С помощью геофизических (неразрушающих) методов российские и голландские специалисты осушали стены и своды, обследовали инженерные сети, выясняли, где нарушена гидроизоляция и находятся источники сырости.

Споры вызвал исторический период, на который проводить реставрацию. Было принято решение принять за основу планы и описания ХIХ столетия — времени, связанного с деятельностью архитектора Стасова. Сад оставили открытым, оранжерею Штакеншнейдера восстанавливать не стали, обозначив ее границы.

Образцом для композиции зеленых насаждений послужил план сада и примыкающих галерей на 1843 год, а также «реестры Кустам предполагаемых к посадке в сад при Малом Эрмитаже и находящихся в школах при Таврическом и Елагиноостровском дворцовых садах». По спискам, составленным Стасовым и Греем, высажены растения, создающие непрерывное цветение. Копии мраморных скульптур отлиты из полимербетона (полиэфирная смола с мраморной крошкой).

Читайте также:  Ботанический сад монреаль канада

В Висячий сад публика не допускается. Любоваться им можно из окон Эрмитажа.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (5350) от 28.11.2014.

Источник

Екатерининский парк . Висячий сад

фото

Галерея Камерона , Холодные бани (Агатовые комнаты), Висячий сад и Пандус составляют единый архитектурный ансамбль. Весь комплекс был создан по проекту арх. Чарлза Камерона с 1780 по 1795 г, в период расцвета русского классицизма. Камерону удалось органично включить новые сооружения в уже сложившийся дворцово-парковый ансамбль.

Строительство Галерии, Холодных бань и Висячего сада было завершено к осени 1787 г. В тот период Висячий сад имел меньшую площадь и иную форму, чем сейчас. Расширили сад в 1792 г. Первоначально сад располагался только перед зданием Холодных бань. Южным углом он примыкал к северному углу Галереи, а западным — к торцовой части дворцового флигеля. С одной стороны сад шел в виде узкой дорожки с цветочным бардюром вдоль флигеля и служил сообщением между Дворцом, Ходными банями и Галереей. Висячий сад простирался в виде буквы П вдоль этих зданий.

Южный угол торцовой части дворцового флигеля повторяет часть Камероновй галереи и называется Зеркальной площадкой. Она соединялась с покоями императрицы, вела в Зеркальный кабинет Екатерины II. С балкона Камероновой галереи также есть выход в Висячий сад, устроенный на уровне второго этажа

Терраса с самого начала была задумана как основание Висячего сада. На площадке, поддерживаемой каменными столбами, сделан свинцовый настил, а поверх него насыпан слой земли, достаточной для произрастания деревьев и кустарников. Здесь росли яблони, сирень, жасмин, розы. Вокруг кустов росли тюльпаны, пионы, нарциссы. Остальная часть сада представляла собой ковер из разнообразных цветов. Боковые стороны Висячего сада окружала балюстрада из эзельского доломита.Работа производилась под руководством «резных дел мастера» Эстерейха. Каменная балюстрада не сохранилась. Еще в XIX в. она сильно обветшала, и ее заменили деревянной, окрашенной белой краской.

Из Висячего сада можно попасть с одной стороны в Агатовые комнаты, с другой — прямо в парк, пройдя по специально устроенному пологому спуску — Панадусу . В начале 1792 г. Екатерина II пожелала иметь дополнительный спуск в парк непосредственно из Висячего сада. Проект пологого спуска разработал Ч. Камерон. Впоследствии спуск стали называть Пандусом. Строительсво велось с 1792 по 1794 г.

При проектировании Пандуса появилась необходимость расширить площадь Висячего сада. Для это потребовалось поставить 6 дополнительных столбов и выложить своды между флигелем Дворца и Галереей. В результате сад выдвинулся на линию фасадов флигеля и приобрел современную форму.

([ 227 ]. С. . [ 229 ]. С. 181, [ 237 ]. С. 90-95, Mary)

Источник

Оцените статью