Висячие сады екатерининского дворца

Реставрация Висячего сада

Висячий сад был сооружен по проекту Ч.Камерона в 1782-1786 гг. при участии садового мастера И. Буша. В саду культивировались цветущие кустарники и деревья, высаживалось множество разнообразных цветов. Цветение продолжалось беспрерывно все теплое время года.

Сад устроен на кирпичных сводах, пол под ними вымощен известняковыми плитами. Фасадные аркады облицованы пудостским туфом. Гидроизоляция Висячего сада была выполнена из рольного свинца. В связи с тем, что в условиях нашего северного климата невозможно выполнить долговечную горизонтальную гидроизоляцию открытой террасы, в течение XIX – XX вв. многократно проводились работы по ремонту и усовершенствованию гидроизоляции и водоотвода.

К 2010 году гидроизоляция сводов Висячего сада вновь пришла в негодность: появились многочисленные протечки как в центре сводчатой конструкции, так и вдоль лотка. Штукатурка внутренней поверхности сводов разрушилась. На тумбах парапетного ограждения сада образовались зазоры, балясины и тетива покрылись коррозией. Плитная отмостка и лоток деформировались, местами разрушились.

Проектная документация «Выполнение консервационных и реставрационных работ Висячего сада и пандуса» разработана ЗАО «Собор» в 2010 г.

Реставрационные работы начались 12 июля 2012 г. Конкурсными процедурами был определен подрядчик работ ООО «Геоизол».

Реставрация, как и планировалось, завершена к октябрю 2013 г. На первом этапе выполнена гидроизоляция сводов, вертикальная планировка и водоотвод Висячего сада; весной 2013 года – восстановлено растительное оформление, воссоздан исторический ландшафт и растительный ассортимент; летом — выполнена реставрация кирпичной кладки сводов, туфовых арочных фасадов, штукатурной облицовки сводов, металлических ограждений.

Источник

Висячий сад. Пандус

kotov_visyahie_sady2

Висячие сады — одно из семи чудес света, появление которого связывают с героиней древних мифов Семирамидой. Ее историческим прототипом была единолично правящая ассирийская царица Шаммурамат. Семирамиде в мифах присущи такие качества, как коварство, властность, мужество, изворотливость ума. В мифах она убивает супруга, чтобы получить власть, чем вызывает ненависть родного сына, неоднократно пытающегося ее убить.

Читайте также:  Как же ты прекрасен мой сад

Как известно, Екатерина Великая была страстной любительницей античности. Висячий сад в Царском Селе появился, когда императрица пожелала видеть в своей резиденции здание, своим видом повторяющее античные постройки. Нельзя не отметить некоторые сходства в биографии Екатерины II и жизни мифической Семирамиды. Трагическая гибель ее супруга императора Петра III, свергнутого Екатериной, случившаяся вскоре после осуществленного ею дворцового переворота, темным пятном легла на все время ее царствования. Сын императрицы Павел, занявший российский престол после смерти матери, винил ее в смерти отца.

Устройство сада

Создавался этот Висячий сад в Царском Селе Камероном, которого привела в Россию такая же сильная любовь к античной архитектуре, как у его царственной нанимательницы. До своего приезда в Россию Камерон провел несколько лет в Риме, где по книге великого зодчего эпохи Возрождения Палладио изучал римские термы. Их архитектурный аналог в свое время и появился в Царском Селе, частью которого и стал Висячий сад. Эта терраса держится на мощных сводах, подпирают которые не менее мощные пилоны. Прежде чем разбить сад, на террасе выстелили гидроизоляционный слой из свинца, поверх него была насыпана почва, подходящая по составу и свойствам для выращивания сирени, яблонь, жасмина, роз, пионов, тюльпанов и нарциссов.

kotov_pandus_kameronova_galereya2kotov_pandus_kameronova_galereya

По бокам сад ограничивался не сохранившейся на сегодняшний день балюстрадой из доломита, добывавшегося на острове Эзель. Уже в начале XIX столетия ее заменили выкрашенной в белый цвет деревянной балюстрадой, так как прежняя сильно обветшала. Спустя пять лет сад расширили в связи со строительством Пандуса. Это был последний проект Камерона при жизни Екатерины II. В 1792 году императрица изъявила желание, чтобы был построен спуск, по которому можно было прямо из Висячего сада попасть в остальную часть Екатерининского парка. Архитектор предложил не строить снова лестницу, которая уже была в Камероновой галерее, а сделать пологий спуск (пандус). Для устроения Висячего сада на высоте второго этажа была построена терраса между Камероновой галерей, Агатовыми комнатами и Зубовским флигелем.

Читайте также:  Погода в красном саду среднеахтубинский

Архитектурные особенности пандуса

Пандус образуется на семи постепенно понижающихся сводах и трех пилонах. Над замковыми камнями сводов высечены маски древних богов: Юноны, Юпитера, Минервы, Меркурия и Марса. Через два года строительство Пандуса было завершено, руководил все время процессом архитектор И. Неелов, помощник Камерона. По обеим сторонам спуска установлены бронзовые статуи муз: Мельпомены, Каллиопы, Эвтерпы, Терпсихоры, Полигимнии и других. Поэтому в XVIII веке пандус называли лестницей богов. Внизу, у входа, стояли две огромные бронзовые вазы.

При императоре Павле бронзовые статуи были вывезены в Павловск, а вернул их на свое прежнее место любимый внук императрицы Александр I. В конце строительства на пандусе были установлены решетчатые железные ворота, простоявшие до середины XIX столетия. В 1811 году Пандус передвигали в связи с построением вблизи Висячего сада Гранитной террасы. Рядом с Гранитной террасой шла широкая прямая аллея, которая сегодня называется Рамповой. Цель такого передвижения — совмещение направления Пандуса с направлением Висячей аллеи. Во второй половине XIX века Александр II распорядился заменить ворота Камерона новыми воротами, которые и сохранились до наших дней.

Редакция сайта Пушкин.спб.ру

Источник

Екатерининский парк . Висячий сад

фото

Галерея Камерона , Холодные бани (Агатовые комнаты), Висячий сад и Пандус составляют единый архитектурный ансамбль. Весь комплекс был создан по проекту арх. Чарлза Камерона с 1780 по 1795 г, в период расцвета русского классицизма. Камерону удалось органично включить новые сооружения в уже сложившийся дворцово-парковый ансамбль.

Строительство Галерии, Холодных бань и Висячего сада было завершено к осени 1787 г. В тот период Висячий сад имел меньшую площадь и иную форму, чем сейчас. Расширили сад в 1792 г. Первоначально сад располагался только перед зданием Холодных бань. Южным углом он примыкал к северному углу Галереи, а западным — к торцовой части дворцового флигеля. С одной стороны сад шел в виде узкой дорожки с цветочным бардюром вдоль флигеля и служил сообщением между Дворцом, Ходными банями и Галереей. Висячий сад простирался в виде буквы П вдоль этих зданий.

Читайте также:  Зеленые кустарники в саду

Южный угол торцовой части дворцового флигеля повторяет часть Камероновй галереи и называется Зеркальной площадкой. Она соединялась с покоями императрицы, вела в Зеркальный кабинет Екатерины II. С балкона Камероновой галереи также есть выход в Висячий сад, устроенный на уровне второго этажа

Терраса с самого начала была задумана как основание Висячего сада. На площадке, поддерживаемой каменными столбами, сделан свинцовый настил, а поверх него насыпан слой земли, достаточной для произрастания деревьев и кустарников. Здесь росли яблони, сирень, жасмин, розы. Вокруг кустов росли тюльпаны, пионы, нарциссы. Остальная часть сада представляла собой ковер из разнообразных цветов. Боковые стороны Висячего сада окружала балюстрада из эзельского доломита.Работа производилась под руководством «резных дел мастера» Эстерейха. Каменная балюстрада не сохранилась. Еще в XIX в. она сильно обветшала, и ее заменили деревянной, окрашенной белой краской.

Из Висячего сада можно попасть с одной стороны в Агатовые комнаты, с другой — прямо в парк, пройдя по специально устроенному пологому спуску — Панадусу . В начале 1792 г. Екатерина II пожелала иметь дополнительный спуск в парк непосредственно из Висячего сада. Проект пологого спуска разработал Ч. Камерон. Впоследствии спуск стали называть Пандусом. Строительсво велось с 1792 по 1794 г.

При проектировании Пандуса появилась необходимость расширить площадь Висячего сада. Для это потребовалось поставить 6 дополнительных столбов и выложить своды между флигелем Дворца и Галереей. В результате сад выдвинулся на линию фасадов флигеля и приобрел современную форму.

([ 227 ]. С. . [ 229 ]. С. 181, [ 237 ]. С. 90-95, Mary)

Источник

Оцените статью