Урок по рассказу М.Вишневецкой «Опыт сада»
Цель урока: подготовить к написанию итогового сочинения.
Задачи урока: 1) познакомить с творчеством современного писателя М.Вишневецкой, показав своеобразие стиля, новизну в изображении психологического состояния человека.
2) формировать умение строить аргументированное высказывание по заданной проблематике на основе текста художественного произведения.
3) развивать умение сочувствия, сопереживания, в том числе, путём проецирования ситуации художественного произведения на себя.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация «Несколько слов о писателе. Марина Вишневецкая», текст рассказа М.Вишневецкой «Опыт сада», листы в форме сердечек для выполнения творческого задания.
Предварительное домашнее задание: 1. Прочитать рассказ М.Вишневецкой «Опыт сада». 2.Подготовить вопросы по рассказу (задание по группам)
— Прочитав рассказ М.Вишневецкой «Опыт сада» и её высказывание: «…предназначение человека – услышать другого, различить его душу. А предназначение человека пишущего – уж точно в этом», какую характеристику вы могли бы дать писателю, человеку М.Вишневецкой?
(Очевидно, это очень чуткий и отзывчивый человек, тонко чувствующий окружающий мир, умеющий сочувствовать и сопереживать и т.д.)
— Вы правы. Прочитайте высказывание А.Немзера: «Марина Вишневецкая – один из самых живых и умных современных писателей. И главное, за что я ее люблю, это умение думать о другом человеке». Совпадает ли его мнение с вашими выводами?
— Познакомьтесь с биографией писательницы.
М.Вишневецкая родилась в 1955-м году в Харькове. Окончила сценарный факультет ВГИКа. В 72-м году в журнале «Юность» опубликовала свои первые юмористические рассказы. Среди ее работ повести «Вышел месяц из тумана», «Есть ли кофе после смерти», рассказы «Воробьиные Утра», «Цветок маренго» и другие.
Лауреат нескольких российских литературных премий. Член Союза кинематографистов и Союза писателей России. Автор сценариев более чем к 30 анимационным и документальным лентам, в их числе: «Александр Блок», «Пациент Сталин», «Пациент Брежнев». Выпускала детскую мультипликационную программу «В прямом эфире кот Порфирий» на канале РЕН-ТВ.
- Я не жадный, я домовитый!
- Пол не метен, сковородки не чищены.
- — Говорят, к вам счастье привалило? — Бессовестно врут!
- — Хочется чегой-то сам не знаю чего. — Ремняу-мяу?
- Кто не работает, тот понарошку. А кто работает понарошку, тот все равно понарошку.
- Запасы не меряны. Убытки не считаны. Разоримся, по миру пойдем.
- Мой бородинский, мой сладенький!
- — Это что, сказка такая? — Это жизня такая.
- Маму встречаешь? Умница, дочка!
- Да ежели в город все подадутся, кто же в сказке-то жить останется?
- Нельзя от бабушек убегать, нельзя стареньких забывать.
- Эх, городские, пробросаетесь-то избами.
- Я – птица вольная! Куда хочу — туда лечу. Куда хочу? Куда лечу?
- Счастье — это когда у тебя все дома! — Узнали? — Оказывается, мы все с детства знакомы с творчеством М.Вишневецкой)
- опыт демонстрации траура
- опыт неучастия
- опыт возвращения
- опыт исчезновения
- опыт сада
- опыт иного
- опыт истолкования
- опыт принадлежания
- опыт любви
Реализация домашнего задания. Технология «Шапка вопросов»: работа в группах. 3 группы учащихся составили вопросы. От каждой группы 1 выступающий, все остальные учащиеся класса отвечают на вопросы.
1группа вопросов – вопросы по тексту | 2группа вопросов – смысловые вопросы | 3группа вопросов – концептуальные вопросы |
1) Кто главные герои рассказа? 2) Что мы узнаём о жизни Таты? 3) Что впервые в своей жизни увидела Тата в саду? 4) Какие детали помогают понять душевное состояние и внутренний мир Таты? 5) Как Даша реагировала на запреты Таты? 6) Чем Тата занимается с Дашей? 7) Зачем Даша даёт Тате помидор? 8) Куда и зачем уезжает Тата каждые выходные? 8) Что символизирует помидор? 9) Чего боялась Дашина мама? 10) Зачем в конце рассказа к Тате приезжает Дашин отец? | 1) Что связывает Тату и Дашу? 2) Почему однажды в тексте слово «сад» пишется с большой буквы («Потому ли, что всякий сад – это Сад?») 3) Чем стал сад для «стареющей женщины» и маленькой девочки? 4) Почему в рассказе не чувствуется присутствия родителей Даши, хотя о них неоднократно упоминается. 5) Почему именно лицо Таты вспоминает Даша? 6) Почему отец Даши пожалел о сказанном? (в конце рассказа). 7) В чём заключается смысл названия рассказа? | 1) Останется опыт Сада в душе маленькой девочки или она забудет о нём? 2) Как жить с сердцем, разбитом «вдребезги»? 3) К каким последствиям может привести подобное отношение родителей к своим детям? (родители Даши) 4) Возможны ли гармоничные отношения между взрослыми и детьми? |
— К какому направлению итогового сочинения подойдёт в качестве аргумента этот рассказ? (Отцы и дети)
Творческая работа (оформляется на листах в форме сердца) — Подумайте, как в рассказе автор рассматривает проблему отцов и детей?
Афиширование (этап технологии «Французские мастерские»): защита учащимися своих работ.
Рефлексия. — Какие выводы по проблеме «Отцы и дети» вы сделали, прочитав рассказ М.Вишневецкой «Опыт сада»? (- Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке. (Тата и её родители) — Иногда по-настоящему близким человеком может стать чужой человек, который смог «услышать другого, различить его душу» — Нехватка времени, занятость — причина, по которой родители мало времени уделяют своим детям. В будущем есть вероятность, что стареющих родителей постигнет та же участь со стороны отношения к ним взрослых детей. — Нужно стремиться к гармонизации отношений между родителями и детьми).
Д/з: Подобрать цитаты по теме «Отцы и дети», соответствующие обсуждаемому на уроке аргументу. (Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»(Р.Роллан). Искусство старения состоит в том, чтобы быть для молодых опорой, а не препятствием, учителем, а не соперником, понимающим, а не равнодушным» (Андре Моруа) Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей. (Василий Ключевский)
Источник
Марина Артуровна Вишневецкая
Если же гром стучал кулаком прямо по нашей крыше — однажды спросонья мне показалось: это неспелый арбуз свалился мне на голову, и вот уж в разные стороны полетели белые ломти-ошметки! — Дашка в ужасе забиралась в мою кровать, дрожала, прижималась к моему сквозь ночную рубашку теплу, может быть, даже жару своим холодным, дрожащим тельцем, — дом становился ковчегом, а голубь, отправленный наугад, наудачу, дважды уже возвратился. Кто знает, он мог вернуться и в третий раз — книга книг еще не была написана. И слова, которые я шептала всхлипывающему в меня комочку, — про долгожданную воду, которую пьют сейчас под землей гномики, эльфы, и червячки, и кроты, и мышки, и корни деревьев, а домовята сейчас запасают воду для баньки, а добрые кикиморы (слышишь, как плещутся? ) отмывают на болоте своих маленьких деток, — были не из меня, я не знаю, откуда, — из детства? не моего — еще прапрабабкиного, должно быть.
Утром я снова просыпалась во взрослость, вернее сказать, в престарелость… Горсть таблеток запивала родниковой водой. Здоровалась с паучком, висевшим перед дверью веранды — всегда на уровне моих глаз. Он был очень похож на краба и так затейливо полосат, а может быть, даже и конопат, что мне бы для полноты знакомства десятикратную лупу, а я опять забыла ее в Москве! .. Боднув паучка ногтем, — отчего он стремительно, точно кисть виртуозной арфистки, уносился ввысь, — я открывала дверь. Я точно знала, что сейчас увижу… А увиденное опять заставало врасплох. Трава от густой росы стояла вся белая, солнце еще не поднялось, а яблоки лежали в траве и светились. Даже в самое хмурое утро. Свет был у них внутри. Наш с Дашкой белый налив — с обязательной темной отметиной на ударившемся боку. Яблоки я собирала в корзину. Рыхлость отметин вырезала. И делала яблочное пюре.
Я застала Дашу в тот миг ее жизни, когда маленькая девочка таинственным образом уживалась в ней с маленькой женщиной, манерной, капризной, подчас дрянной. «Ты не любишь меня, ты никого не любишь! У тебя поэтому нет детей! Моя мамочка дорогая, родная приедет и выгонит тебя отсюдова на кулички! » — вдруг кричала она на самый пустяковый запрет. И валялась в траве, на полу, однажды даже в грязи — там, где застала ее ярость. Она знала, как я люблю этот мак, он раскрылся на моих глазах, когда Даша еще спала, но все увиденное я ей рассказала, и она несколько раз в день подбегала к нему, ручки смешно заводила за спину и нежно вдыхала… А потом вырвала его — где только силы взяла? — прямо с корнем, стоило мне не включить ей в сорок пятый раз ее любимый фильм «Лабиринт» — из-за долгой прогулки мы не успели с ней позаниматься французским. «У тебя тоже не останется в жизни больше никакой, никакой, никакой радости! » — и топтала его ногами.
И это же самое дитя, спустя всего час, могло положить мне головку на руку, на колени, руку поцеловать — без притворства, с нежностью, которая возможна разве что между шмелем и цветком: «Таточка, ты мне совсем еще не надоела. Ты будешь жить с нами всегда-всегда? » Ее влажно набухшие от полноты чувств глаза смотрели прямо в меня, минуя зрачки, в мою испуганно сжавшуюся, а потом вдруг рванувшуюся к ней душу.
Синицы появились в нашем саду в середине июля. Стояла жара. Две мелкие птички обнаружили под козырьком крыльца небольшой прямоугольный провал и стали пытаться в него влететь. Перечеркивали воздух, в нем изворачивались, метались, старались… Но с легкостью у них это стало получаться не сразу. Только к вечеру первого дня. Чтобы их возле нас удержать, мы стали подкармливать их семечками. Сыпали щедро — на перила крыльца. И через несколько дней у нас столовалось уже шесть «летучих яблочек». Это Дашка их так окрестила.
Спустя пару недель, совсем к нам привыкнув, они хватали гостинец почти что из рук. Если же мы вдруг про них забывали, принимались метаться перед самыми глазами, доводя Дашу до исступленного, восторженного визга.
Источник