ВИРЬ-АВА
(вирь, «лес»; ава, «мать», «женщина»), в мордовской мифологии дух, хозяйка леса. Человеку показывается редко, имеет вид обнажённой длинноволосой, иногда одноногой женщины, с грудями, переброшенными через плечи. Может вывести заблудившегося из лесу (после необходимой молитвы) или наоборот запутать дорогу, защекотать до смерти; уходить от неё нужно пятясь назад, тогда она не разберёт, куда ведут следы. Соответствующий мужской персонаж — вирь-атя (морд. атя, «старик», «мужчина»): к нему обращаются мужчины с просьбой о помощи в мужских промыслах, тогда как женщины просят В.-а. показать, где больше грибов, ягод и т. п. Аналогичное представление о хозяйке леса — кожла-аве (мар. кожла, «лес») известно марийцам. См. также статью Албасты .
Смотреть что такое «ВИРЬ-АВА» в других словарях:
- ФИННО-УГОРСКАЯ МИФОЛОГИЯ — угро финская мифология, мифологические представления финно угорских народов, восходящие к эпохе их общности (примерно 3 2 е тыс. до н. э.). Древние финно угры расселились к 1 му тыс. н. э. из Приуралья и Поволжья до Прибалтики (современные финны … Энциклопедия мифологии
- Рождествено (Нижегородская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Рождествено. Село Рождествено Страна РоссияРоссия … Википедия
- Мордовская мифология — доминировала в народном сознании мордвы до XVIII века, но её следы сохранились и в более позднее времена. Древние мордвины верили в зооморфных предков. Частый сюжет это женитьба девушки на медведе, который живет в глубине леса в особой медвежьей… … Википедия
- АЛБАСТЫ — в мифологии турок, казанских, крымских и западносибирских татар, казахов, башкир, тувинцев, алтайцев, узбеков (албасты, алвастй), туркмен (ал, албассы), киргизов (албарсты), каракалпаков, ногайцев (албаслы), азербайджанцев (хал, халанасы),… … Энциклопедия мифологии
- Эрзянский язык — Самоназвание: Эрзянь кель Страны: Россия. Также говорящие на эрзянском языке прожива … Википедия
- Мордовское имя — Эту статью предлагается разделить на Эрзянское имя и Мокшанское имя. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К разделению/14 декабря 2010. Возможно, она слишком велика или её содержимое не имеет логической связности, и предлагается… … Википедия
- Кулхацкер — Компьютерный сленг разновидность сленга, используемого как профессиональной группой IT специалистов, так и другими пользователями компьютеров. История Появление терминов Бурный рост со второй половины XX века компьютерных технологий, и, в… … Википедия
- АПВС — Компьютерный сленг разновидность сленга, используемого как профессиональной группой IT специалистов, так и другими пользователями компьютеров. История Появление терминов Бурный рост со второй половины XX века компьютерных технологий, и, в… … Википедия
- ЕВПОЧЯ — Компьютерный сленг разновидность сленга, используемого как профессиональной группой IT специалистов, так и другими пользователями компьютеров. История Появление терминов Бурный рост со второй половины XX века компьютерных технологий, и, в… … Википедия
- ЕМНИП — Компьютерный сленг разновидность сленга, используемого как профессиональной группой IT специалистов, так и другими пользователями компьютеров. История Появление терминов Бурный рост со второй половины XX века компьютерных технологий, и, в… … Википедия
Источник
13 героев мордовской мифологии
В феврале этого года я вновь побывала в Мордовии и вновь по причине командировки. Традиционно удалось выкроить немного времени для прогулки по городскому центру, воспользоваться четвергом, когда музеи работают на пару часов дольше, чтобы сходить в МРМИИ им. С.Д. Эрьзи, попробовать национальные мордовские пельмени, а ещё немного почитать о местных мифах, героях, достопримечательностях. Любопытными раздаточными материалами от местного туристско-информационного центра я вооружилась благодаря гостевому стенду в гостинице «Саранск».
Так выглядит мой информационный улов. Под катом можно познакомиться с именами и описаниями некоторых представителей мордовской мифологии. Кстати, священная утка Иненармунь стала символом Чемпионата мира по футболу 2018 года в Саранске. Автором плаката с футбольной птицей стала Анастасия Купцова, местный дизайнер. Своей идеей она хотела показать, что во время Чемпионата мира наша планета буквально кружится вокруг футбольного мяча.
«Нишке-паз (Шкай) – является высшим богом. Он создал небо и землю, пустил в мировой океан трех рыб, на которых держится земля. Его молили об урожае, здоровье людей и скота, поминали в заговорах.
Мастор-ава – богиня земли, заботящаяся о благоденствии народа, здоровье женщин, деторождении, плодородии полей и лугов, обеспечивал мир и покой. Предстает в облике матери-труженицы.
Ведь-ава – дух, хозяйка воды. Ее представляли в виде обнаженной женщины с длинными волосами. Ведь-ава считалась покровительницей любви и деторождения. У Ведь-авы просили дождя, устраивая культовую трапезу у источника.
Вирь-ава – хозяйка леса. Человеку показывалась редко, имела вид обнаженной длинноволосой женщины. После необходимой молитвы выводила заблудившегося из лесу или наоборот запутывала дорогу. Уходили от нее пятясь назад, тогда она не разбирала, куда ведут следы.
Варм-ава – богиня ветра. Представления о ней связаны с реальным миром, в частности, с ветром, который может принести беды – вызвать бурю, раздуть пожар. Люди боялись и почитали ее, просили усмирить ветер, дать хорошего дождя. Во время пожара, стараясь задобрить Варм-аву, бросали в огонь яйца, яблоки.
Куд-ава – покровительница дома. Куд-ава обитала под печью, порогом дома. Для задабривания богини в основание дома клали шерсть животного и деньги. Люди верили, что Куд-ава в таком случае окажет им содействие во делах и в доме будет благополучие. Нередко так называли хозяйку дома или сваху.
Норо-ава – хозяйка поля. Ее молили об урожае, просили о помощи в полевых работах, оставляли для нее в поле несжатые полоски, хлеб. Считалось, что разозлившись Норо-ава может испортить урожай, наказать человека солнечным ударом.
Нешкепирись-ава – покровительница пасеки являлась в виде белой гусыни. Нешкепирись-ава приходила на пасеку осматривать ульи, самочувствие пчел. Для нее, при первой качке меда, ставили в отдельной чаше немного меда и просили о защите и увеличении сбора.
Князь Тюштя – это воплощение мордовского народа о своем вожде. Имя его в песнях и сказаниях звучало как символ народного героя. Памяти Тюшти проводились моления, зажигалась огромная свеча-штатол.
Куд-атя – образ домового. В каждом доме жил Куд-атя. Если что-то потерялось, то привязывали бантик к ножке стула и просили: «Куд-атя, батюшка, поиграй-заиграй лапоток, верни нам его! А мы тебе подарочек приготовили!» И пропавшая вещь тут же находилась!
Куйгорож – мордовский гном, покровитель наживы и обогащения. Ему нужно было на каждый день давать задание. Иначе все богатство, которое хитрый Куйгорож мог украсть и у соседей, исчезнет.
Бобо – образ, придуманный для детей. Когда дети не слушались родителей, то им говорили: «Вот, ужо, Бобо из лесу то придет! Тех, кто балуется, посадит в мешок и унесет с собой!» дети представляли Бобо как кого-то страшного, пушистого, на птичьей ноге, со старым мешком, и прекращали капризничать.
Иненармунь – великая водная птица породила трех богинь: хозяйку воды – Ведь-аву, хозяйку поля Наров-аву, хозяйку леса – Вирь-аву. В 2012 году Иненармунь была выбрана в качестве символа Саранска как города организатора Чемпионата мира по футболу 2018!»
Материалы туристского-информационного центра Республики Мордовия http://turizmrm.ru/
Иненармунь с картины Юрия Дырина. Источник: яндекс-картинки
Источник
Мифы и легенды мордовского народа: Вирь-ава и злые духи
Лес был одновременно и почитаемым, и страшным пространством. Его хозяйка, как и всякие лешие, редко показывалась людям — чаще слышали ее громкий хохот; она могла изменять свой облик и нрав. Она показывалась в виде обнаженной женщины, иногда одноногой (признак злого духа), или с тремя когтями на каждой ноге, с длинными грудями, переброшенными через плечи; как и злой дух албасты в верованиях тюркских народов, она любила расчесывать свои длинные волосы. Вирь-ава меняла свой рост — в лесу была вровень с деревьями, в поле — с травой. Она была способна прийти в село в виде кошки, собаки, а то и волка. Вирь-ава могла вывести заблудившегося из лесу, а могла и погубить, защекотать до смерти. Уйти от нее можно, только пятясь задом — тогда она не разберет, куда ведут следы.
После христианизации мордвы появилась легенда о том, что Вирь-ава появилась отнюдь не из яйца, снесенного на Мировом древе: лесными духами стали люди, проклятые Богом, — их не принимали после смерти ни земля, ни небо. Бог запер их в лесной избушке, а случайный прохожий открыл дверь в жилище проклятых, чтобы укрыться от непогоды. Те потянулись было из избы, да прохожий вовремя заметил злых духов и захлопнул дверь — не то они заполонили бы весь мир. Среди них оказалось 30 сестер-лихорадок и вирь-авы, которых в старину было много, потому что повсюду росли леса.
Лесные духи размножились, и у вирь-ав появились мужские партнеры: вирь-атя уводили в лес женщин и девиц, сами же вирь-авы заманивали мужчин и могли прижить с ними детей. К вирь-атя обращались за помощью в мужской работе: заготовке дров, лыка; женщины просили вирь-аву показать грибные и ягодные места. В мордовских сказках вирь-ава со временем превратилась в бабу-ягу.
Источник: В. Петрухин «Мифы финно-угров»
Источник
Мифы и легенды мордовского народа: Вирь-ава и злые духи
Лес был одновременно и почитаемым, и страшным пространством. Его хозяйка, как и всякие лешие, редко показывалась людям — чаще слышали ее громкий хохот; она могла изменять свой облик и нрав. Она показывалась в виде обнаженной женщины, иногда одноногой (признак злого духа), или с тремя когтями на каждой ноге, с длинными грудями, переброшенными через плечи; как и злой дух албасты в верованиях тюркских народов, она любила расчесывать свои длинные волосы. Вирь-ава меняла свой рост — в лесу была вровень с деревьями, в поле — с травой. Она была способна прийти в село в виде кошки, собаки, а то и волка. Вирь-ава могла вывести заблудившегося из лесу, а могла и погубить, защекотать до смерти. Уйти от нее можно, только пятясь задом — тогда она не разберет, куда ведут следы.
После христианизации мордвы появилась легенда о том, что Вирь-ава появилась отнюдь не из яйца, снесенного на Мировом древе: лесными духами стали люди, проклятые Богом, — их не принимали после смерти ни земля, ни небо. Бог запер их в лесной избушке, а случайный прохожий открыл дверь в жилище проклятых, чтобы укрыться от непогоды. Те потянулись было из избы, да прохожий вовремя заметил злых духов и захлопнул дверь — не то они заполонили бы весь мир. Среди них оказалось 30 сестер-лихорадок и вирь-авы, которых в старину было много, потому что повсюду росли леса.
Лесные духи размножились, и у вирь-ав появились мужские партнеры: вирь-атя уводили в лес женщин и девиц, сами же вирь-авы заманивали мужчин и могли прижить с ними детей. К вирь-атя обращались за помощью в мужской работе: заготовке дров, лыка; женщины просили вирь-аву показать грибные и ягодные места. В мордовских сказках вирь-ава со временем превратилась в бабу-ягу.
Источник: В. Петрухин «Мифы финно-угров»
Разделы
Последние публикации
Онлайн семинар «Специфика подготовки материалов и привлечения в музеи детей»
Новости Партнерства #ПартнерствоТИЦ
В Чебоксарах завершился IV Всероссийский съезд туристско-информационных организаций
Новости Партнерства #ПартнерствоТИЦ
В Липецкой области проходят съемки ВК Места
Центр развития культуры и туризма Липецкой области
Источник