Вилла капрарола план сада

2.1. Особенности формирования природных комплексов

Садово-парковое искусство, как первый этап становления зеленого строительства, зародилось в глубокой древности на самых ранних ступенях развития человеческой цивилизации. Об этом свидетельствуют находки археологов, текстовые описания и условные изображения планов садов и парков.

Первыми элементами природных комплексов городов, созданными человеком, были сады, которые имели в основе своей утилитарное назначение – выращивание плодово-ягодных и других культур. Разводить и содержать сады, служившие для увеселения и отдыха, в условиях рабовладельческого и феодального строя, имели возможность только состоятельные люди и церковь. Вплоть до XVIII вв. общественные сады были явлением исключительно редким и содержались, как правило, богатыми меценатами.

Древнейшие из известных садов находились в Египте. Сохранились упоминания о декоративных садах IV-III тыс. до н.э. Регулярные сады с бассейнами и хорошо различаемыми по породам деревьями в большом числе изображали на росписях вре­мен Нового царства, начиная с середины II тыс. до н.э. На рис. 3 представлено древнейшее из сохранившихся детальных изображений египетских садов, которое относится ко времени фараона Аменхотепа III. Обращает на себя внимание регулярный план сада: центр композиции занимает виноградник, окруженный ряда­ми деревьев. Четыре пруда носят как декоративный, так и утилитарный характер, о чем говорят изображенные на них утки. На берегу двух прудов слева стоят беседки. В саду два больших здания: слева – дом, справа, возможно, усадебный храм. Любопытно, что изображение сада близко соответствует описанию другого сада, устроенного чиновником-жрецом Метеном близ Фив в 2720 г. до н.э.

Рис. 3. Дом и сады богатого египетского вельможи в Фивах.

Фрагмент настенной росписи. XV- XIV вв. до н.э.

Описания дворцовых садов поражают воображение даже современного человека. Висячие сады Семирамиды в Южном дворце Вавилона, считающиеся одним из семи чудес света, были построены около VII в. до н. э. Раскопки от­крыли значительное число кирпичных столбов, поддерживающих массивное пере­крытие, на котором, как предполагают, и находились знаменитые сады (рис. 4). Легенды рас­сказывают об их небывалой экзотической красоте, о фонтанах и каскадах воды, сте­кавших с искусственных уступов. Как и во многих других случаях, здесь, по-видимому, есть некоторая доля фантазии и преувеличения. Раскопки показали, что вся пло­щадь, занятая садами, едва ли достигала одного гектара.

Читайте также:  Ботанический сад альпийские растения

Рис. 4. Висячие сады Семирамиды (реконструкция)

Таким образом, основными элементами природных комплексов городов в период Древнего мира (до н. э.) являются индивидуальные сады при домах и дворцах знати, а так же зеленые насаждения храмовых комплексов.

В садово-парковой архитектуре античности можно выделить две тенденции соотношения деятельности человека и природы. Эти тенденции связаны с различиями в культуре крупнейших государств, существовавших одновременно в Средиземноморье на рубеже нашей эры.

Произведениям греческой архитектуры и искусства свойственна живописность, стремление к гармонии с природой. Акрополи и театры греческих городов Пелопоннеса и Малой Азии, составляющие центры городских композиций, буквально «вырастают» из ландшафта. Таков ансамбль Афинского акрополя, выглядящий как скульптурное завершение той скалы, на которой он стоит (рис. 5). Различные формы храмов и других архитектурных форм, их свободное размещение определили живописное начало в пространственной композиции. В таком расположении кроется определенная последовательность восприятия архитектурных объемов, их ракурса и пластики, ориентированная на линию движения торжественного шествия. В ансамбле преобладают точки восприятия с угла, а весь Акрополь воспринимается постепенно, по мере раскрытия картин. Ансамбль согласуется с ландшафтом путем подчинения осей храмов рельефу и побережью [6, c. 21].

Рис. 5. Ансамбль Афинского акрополя (современный вид)

Основными элементами природного комплекса греческого города были:

Источник

Вилла Фарнезе. Замок Капрарола. Villa Farnese

Вилла Фарнезе (итал. Villa Farnese), известная также как замок Капрарола. В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, арх. Бароцци да Виньола в 1547— 1550 гг. построил замок для кардинала Фарнезе. Выше по склону в 300 м от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха (пример «секретного сада»). Площадь сада невелика, всего около 1 га. Участок имеет вытянутую форму (1:3) и решен в четырех уровнях. От нижней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами, ко второму уровню — площадке, богато оформленной фонтанами и монументальными изваяниями речных богов, а от нее — на третий уровень — открытое пространство перед домом — Сад кариатид. Он представляет собой плоскую террасу (75X44 м) с низким парапетом, приспособленным для сидения. На парапете установлены 4-метровые скульптуры в виде женских фигур, держащих на голове корзины с цветами и фруктами. Плоскостное решение сада позволяет воспринимать фигуры на фоне окружающего ландшафта, а сами скульптуры служат рамами для раскрывающихся перспектив на холмы, покрытые вечнозеленой растительностью. Эта площадка является кульминационной точкой, когда из замкнутого пространства, ориентированного на восприятие внутренних композиций (состоящих из водных устройств и скульптуры, лишенных зеленого оформления), внимание вдруг переключается на далекие панорамы синеющих гор и зелень лесов. Внутренним лейтмотивом сада является разнообразно оформленный горный ручей, образующий его продольную ось. Площадка четвертого уровня оформлена водоемами и фонтаном.

Читайте также:  Геологическое древо семьи в сад

Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально — в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка.

План виллы Капрарола

План виллы Капрарола: 1 — площадка; 2 — пилоны с бюстами; 3 — фонтан; 4 — гроты; 5 — каскады; 6 — спуски; 7 — фонтан Кубка; 8 — сад; 9 — фонтан; 10 — лестница; 11 — казино; 12 — терраса

Источник

Вилла Фарнезе или замок Капрарола

Местонахождение: Италия, Капрарола, в Лацио, в 50км к северо-западу от Рима.

Период создания: 1559 – 1573 гг.

Архитекторы: Джакомо да Виньола, пятиугольное основание заложил в 1520-ые годы младший Сангалло.

1 — дворец Фарнезе; 2 — малый дворец с садом (Вилла Капраролла).

Сады Боболи

Местонахождение: Флоренция (Италия)

Архитекторы: Боччини, Амманати, Триболо и др.

Изысканная архитектура крупных форм — дворцов, а также малых архитектурных форм – скамьи, беседки, вазы формирует богатый архитектурой ландшафт, а в сочетании с разнообразным ассортиментом растительности мы получаем неповторимые роскошные ансамбли эпохи Возрождения. Огромную роль в парках играет вода. Она искрится, плещется, сверкает в фонтанах, каскадах, водотоках, часто служит основной темой и композиционной осью (виллы Ланте и Капрарола). Иногда композиция развивается не по одной оси, а в двух направлениях (сады виллы Боболи, сады Ватикана).

В итальянских виллах появляются необычные водные устройства – это великолепные архитектурные и инженерные сооружения – водяной орган, аллея 100 фонтанов. Итальянские парки этого периода отличает продуманность и целостность композиции.

Ватикан.

Архитекторы: Рафаэль, Д. Браманте, П. Лигорио, Бернини, Д.Фонтана.

1 — Собор Св.Петра; 2 — площадь собора Св.Петра; 3 — Апостольский дворец с двором св.Домасо; 4 — Сикстинская капелла; 5-7 — Бельведерский дворец с дворами Бельведерским(5), Библиотечным (6) и Садом шишки Пинии (7); 8 — Апостольский сад и современные здания музеев; 9 — вилла Пиа с садом.

Читайте также:  Ботанический сад режим работы 2022

Вилла д’ Эсте

Местонахождение: г. Тиволи, Италия.

1 — здание виллы; 2 — аллея Ста фонтанов; 3 — фонтан Овато (овальный фонтан); 4 — композиция «Торжествующий Рим»; 5 — фонтан Драконов; 6 — фонтан «Водяной орган» и бассейны водного партера, ведущие к нему; 7 — кольцо старых кипарисов.

Во-ле-Виконт

Местонахождение: г. Мелён, в 55 км к юго-востоку от Парижа, Франция.

Период создания: 1656-1661 гг.

Архитекторы: А. Ленотр и Л. Лево, художник Ш. Лебрен.

План: 1- вход; 2 — дворец; 3 — партеры; 4 — канал

Версаль.

Местонахождение: Франция.

Период создания: 1660-1700 гг.

Архитекторы: А. Ленотр, Л. Лево, Ш. Лебрен, А. Мансар.

План центральной части ансамбля Версаль:

1 — почетные дворы; 2 — водные зеркала; 3 — северный партер; 4 — южный партер; 5 — оранжерейный партер; 6 — лестницы «со ступеней»; 7 — озеро Швейцарцев; 8 — аллея Детей и бассейн Нептуна; 9- фонтан Латоны; 10 — Зеленый ковер; 11 — бассейн Аполлона; 12 — начало Большого канала; 13 — Королевский пруд.

Территория Версаля огромна (Маленький парк -1738 га, Большой – 6600 га).

Источник

Оцените статью