Виктюк спектакль нездешний сад

#МоскваЛюблю. «Нездешний сад. Рудольф Нуреев»

Мое знакомство с Театр Романа Виктюка началось со спектакля «Нездешний сад. Рудольф Нуреев».

С творчеством ведущего артиста театра Виктюка, Народного артиста РФ Дмитрия Бозина я уже знакома по спектаклю Леонардо в театре Модерн, но сейчас хочу поделиться с вами своим впечатлением после спектакля «Нездешний сад. Рудольф Нуреев».

Когда-то Роман Виктюк пообещал Рудольфу Нуриеву поставить о нем спектакль, свое обещание он сдержал. Спектакль поставлен в память о великом танцоре. Премьера этого спектакля состоялась ещё в 2004 году.

Перед посещением спектакля «Нездешний сад. Рудольф Нуреев» я ознакомилась с биографией Нуреева. Думаю, что у многих это имя на слуху — великий танцовщик, эпатажная звезда, реформатор классического балета, мировая знаменитость. Для меня это был рассказ от первого лица о сложной жизни, о борьбе, об успехе, о страданиях и стальной воле. Роман Виктюк в своем спектакле показал нам личность Рудольфа Нуреева, его талант и трагедию из жизни человека. Этот спектакль о личности великого танцора. Ранее балет меня не привлекал, но посетив несколько пластических спектаклей, в том числе и театр Виктюка, я начинаю менять свое отношение, и сейчас этот вид искусства вызывает во мне интерес, а это значит, что на одного поклонника невероятно красивого и мужественного искусства стало больше, за что спасибо постановкам Романа Виктюка.
Игра актеров вот, что с первых секунд приковывает внимание зрителя, и ты уже не просто смотришь, а смотришь затаив дыхание, ведь на сцене разворачивается целая жизнь. К слову, спектакль живет уже 20 лет и до сих пор собирает полные залы. Невероятная работа актеров, Дмитрий Бозин – ведущий артист театра Романа Виктюка, пластика этого артиста и его невероятный актерский талант заполнили весь зрительный зал с первой до финальной секунды. Накал жизни Рудольфа Нуреева он показал таким образом, что ни на долю секунды я не сомневалась, что я наблюдаю на сцене самого Нуреева и не просто на видеоряде с документальными записями Нуреева, который проецируется на заднике сцены, а вот он настоящий, танцует на сцене перед зрительным залом.
Очень ярко и пронзительно показан дуэт Марго Фонтейн (Анна Нахапетова) и Рудольфа Нуреева (Дмитрий Бозин). Я не буду пересказывать полностью содержание спектакля, так как очень хочу, чтобы каждый из вас загорелся желанием побывать на этом невероятном спектакле. В спектакле задействована целая плеяда талантливых артистов, каждый из них выкладывался на максимум и так, что невозможно перевести взгляд.

Читайте также:  Ботанический сад цвет ветки метро

Спектакль пропитан материнской любовью, главный герой все время обращается к своей матери, которая находится очень далеко от него. В минуты, когда ему тяжело, сложно и страшно – он зовет мать (роль матери исполняет засл. артистка РФ Людмила Погорелова) и обращается к ней за поддержкой. Мать слышит его, но не может помочь своему такому любимому и талантливому ребенку. Она ласково обращается к нему «мой жеребеночек» во время сцен с матерью я сдерживала в себе слезы, но они так предательски подступали.
Я всегда стараюсь разгадать, какой философский подтекст режиссер вложил в спектакль, декорации, костюмы актеров. Почему именно такие декорации выбрал и их смысловую нагрузку и сакральность. Ведь каждая деталь в спектакле несет в себе идею и смысл, что-то глубокое, что создатель спектакля хотел донести до зрителя. Из декораций на сцене мы видим балетный станок в виде кольца, сакральный смысл которого для себя я поняла как бесконечный бег по кругу, борьба. Несколько раз за спектакль главный герой балансирует на нем, пытаясь пройти это бесконечное закольцованное испытание, но в финале он срывается и проигрывает борьбу, борьбу с болезнью. Есть в спектакле и отсылка к Сизифову труду и Прометею – Нуреев как бог балета принес людям огонь знания. Огромный тяжелый шар серебристого цвета, который так же появляется в спектакле в нескольких сценах и в финале герой Нуреева символически замирает, держа в руках этот шар, и его покрывают расшитым золотом халатом — ковром. Это тоже сакральный смысл.
Музыкальное оформление, свет – все органично дополняет друг друга в спектакле и создает образ единого организма. Который дышит и живет вместе с героями на сцене.
Спектакль очень глубокий, сакральный и невероятно актуальный всегда. Что хочется сказать в завершение – прежде, чем давать оценку, чьим либо действиям и поступкам, необходимо посмотреть глубже.
Я рекомендую спектакль к просмотру всем и даже тем, кто не интересуется балетом и танцевальным искусством. Это одновременно яркий и трагический спектакль о жизни великого танцора Рудольфа Нуреева — чьи талант и свободолюбие до сих пор вызывают восхищение. Он вспыхнул как яркая звездочка на небосклоне и до сих пор продолжает сиять и дарить нам свой огонь.

Читайте также:  Бордюр вдоль дорожек сад

Пресса

Новости

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Театр Романа Виктюка» (ГБУК г. Москвы «Театр Романа Виктюка»)

Источник

#МоскваЛюблю. «Нездешний сад. Рудольф Нуреев»

Спектакли Романа Виктюка в Театр Романа Виктюка всегда отличаются глубиной и множеством отсылок. Так и биографическая постановка «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», рассказывает нам не просто о сложной судьбе одного из величайших танцоров ХХ века, но и показывает тяжелый путь истинного творца искусства в этом мире.

Сразу отвечу на вопрос, нужно ли специально устраивать себе ликбез перед просмотром? Потому что по своему опыту знаю, что на спектакли Виктюка совсем «обнуленными» ходить мало смысла. Здесь, в принципе, достаточно будет ознакомиться с основными этапами биографии Нуреева, так что статьи в Википедии будет достаточно. Также, я всегда рекомендую именно в этом театре партер, потому что балкон режет половину впечатлений.

Итак, скромные и лаконичные декорации: фото молодого и пожилого Рудольфа на заднике и балетный станок в форме замкнутого круга – так просто, и в то же время емко. Прекрасный мир балета, из которого невозможно вырваться. Или это бесконечный круг жизни? Иногда действие отражается в лабиринте зеркал, множащиеся отражения и яркий свет подчеркивают одновременно реальность и нереальность происходящего. В начале монолог от Нуреева о том, что главное – «жениться» на себе, быть в согласии с собой прежде всего. И это – одна из основных мыслей спектакля.

В главной роли – прекрасный Дмитрий Бозин, фантастическая пластика и игра которого как нельзя лучше подходят для роли Рудольфа, в котором, по словам его педагога Александра Ивановича (Дмитрий Жойдик) была та самая «одержимость», которой так не хватает многим. Родившийся в поезде, Рудольф на протяжении всей жизни нигде не чувствовал себя на своем месте. Переехав в 17 лет из Уфы в Ленинград, он был принят в балетное училище, где новичок подвергался постоянным насмешкам мальчиков, которые учились там уже много лет. Протанцевав всего 3 года в СССР, во время гастролей Кировского театра в Париже, он отказался вернуться, став первым «невозвращенцем» среди советских артистов. Конечно же, перспектива выступать в Лондоне была гораздо более заманчивой, чем снятие с гастролей ради экстренного спектакля в Кремлевском дворце перед Хрущевым.

Читайте также:  Бюллетень гнбс научное издание никитского ботанического сада

Огромное внимание уделено знаменитому дуэту Нуреева с Марго Фонтейн (Анна Нахапетова). Я очень люблю наблюдать за Анной, потому что она окончила МГАХ и в ней видна именно классическая балетная подготовка. Легкая и изящная до самой старости, Марго тем не менее, уже хотела завершать балетную карьеру в свои 42 года, когда встретила в Лондоне 23-летнего Рудольфа. После небывалого успеха в «Жизели», пара танцевала вместе еще 15 лет! Но их отношения не были простыми: эгоистичный и принципиальный Рудольф третировал Марго, обосновывая это «жесткостью» ради ее блага, а не жестокостью. Очень сильная сцена, где одетый в черное Рудольф нападает на Марго под музыку из «Лебединого озера», и выглядит в этот момент вовсе не как прекрасный принц, а как злой колдун Ротбарт.

Еще один драматичный эпизод, показанный в спектакле – возвращение в СССР на 72 часа, ради прощания с умирающей матерью. На большее время не дали визу, и никто в родном городе не пожелал общаться с Рудольфом. Было ли это ограничение «сверху» или собственное желание бывших «товарищей»? Кто знает…

Очень усиливают все впечатления показываемые на экране сзади архивные кадры из выступлений Рудольфа и Марго, а также документальные вставки из фильмов о них. И еще больше отмечается, насколько сильно созданные артистами образы похожи на оригиналы.
Думаю, многим известно, что Нуреев прожил недолгую жизнь и скончался всего в 54 года от осложнений СПИДа. Незадолго перед смертью он уже не мог ходить, но все равно продолжал выступать в театре – уже как дирижер. На публике он появлялся уже в инвалидном кресле. Все свои сбережения он завещал в два фонда: по поиску новых талантливых танцоров и в новые разработки против СПИДа. А цветной расшитый татарский халат, в котором Рудольф в последних сценах спектакля, и станет символическим покрывалом на его реальном надгробии..

А закончить хочется цитатой из финала:
«Я вошел в нездешний сад
И нашел — сорвал цветок
Прошептал мне тот цветок:
«Будешь вечно одинок».

Так что вопросы о том, был ли все-таки счастлив «женатый на себе» Рудольф? И должен ли творец быть счастливым, гармоничным человеком? – для меня остались без ответа. Но, кажется, что скорее нет… Мне давно не было настолько грустно от спектакля, но это – светлая грусть.

Источник

Оцените статью