Сочинение: Русская деревня в изображении В. П. Астафьева
Название: Русская деревня в изображении В. П. Астафьева Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 15:26:01 20 февраля 2003 Похожие работы Просмотров: 1010 Комментариев: 14 Оценило: 4 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
1. Биографические сведения.
В. П. Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае и сейчас живёт на своей родине в городе Красноярске.
Детство — труднее не придумаешь. Мальчику было всего семь лет, когда погибла его мать. Она утонула в Енисее. Памяти матери, Лидии Ильиничне, он посвятит повесть “Перевал”. А много позднее, став уже известным писателем, скажет с горькой сыновней любовью: “И лишь одно я просил бы у своей судьбы — оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь. ”
После шестого класса средней школы Астафьев поступил в железнодорожную школу ФЗО, окончив которую некоторое время работал составителем поездов. Осенью 1942 г. Астафьев ушёл добровольцем на фронт. Семнадцатилетний рабочий Виктор Астафьев попал на передовую, в самое пекло войны. Воинское звание — рядовой. И так до самой победы: шофёр, артразведчик, связист. Его дважды ранят, контузят. Словом, на войне как на войне.
После войны много профессий сменил будущий писатель, метался, как он скажет, по разным работам (был и слесарем, и чернорабочим, и грузчиком, и плотником в вагонном депо, и мойщиком мясных туш на колбасном заводе), пока в 1951 году в газете “Чусовской рабочий” не был опубликован его первый рассказ, и стал он газетным литературным сотрудником.
Отсюда и начинается его собственно творческая биография.
Астафьев заканчивает Высшие литературные курсы, а в середине пятидесятых годов известный критик Александр Макаров уже говорил о признании Астафьева как писателя и очень точно обозначил основные творческие устремления тогда ещё молодого художника: “размышление о нашей жизни, о назнвчении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях, о народном русском характере. по натуре своей он моралист и поэт человечности”.
Поначалу Астафьев начал писать прозу (от рассказов до романа “Тают снега”) в том её понимании, какое он застал в советской литературе ко времени своего художественного и мировоззренческого становления. Тут нет ни тени укора. Умнее времени не будешь, особенно если позади у тебя сиротское деревенское детство, детский дом, ФЗО, война да голодный быт. Чтение конечно тоже было. Читал он всегда много. И были в этом детском и юношеском списке, конечно, и Горький и Шолохов.
Много позже в “Зрячем посохе” — благодарной книге о своём лучшем незабвенном учителем А. Н. Макарове — в ответ на укор критика в незнании Чехова Астафьев вспомнит свой мало способствующий систематическому образованию юношеский путь и без досады заметит: ”Естественно, что и в чтении я не мог “подбортнуться” к тихому Антону Павловичу, ибо рос на литературе сибиряков: Петра Петрова, Вячеслава Шишкова, Лидии Сейфуллиной, Всеволода Иванова. Бунина открыл для себя лишь в сорок лет, по независящим от меня причинам.”
В 1978 году Астафьеву была вручена государственная премия СССР. Сейчас Астафьев является видным деятелем современой литературы. Его произведения признаны общественностью и пользуются популярностью у читателей.
2. Основные произведения.
2.1. “Последний поклон”.
Произведение написано в форме повести в рассказах. Сама форма подчёркивает биографический характер повествования: воспоминания взрослого человека о своём детстве. Воспоминания, как правило, ярки, но не выстраиваются в единую линию, а описывают отдельные случаи из жизни.
И всё-таки “Последний поклон” не сборник рассказов, а единое произведение, так как все его элементы объединены одной темой. Так о чём же это произведение? Это произведение о Родине, в том значении, как понимает её Астафьев. Родина для него — это русская деревня, трудолюбивая, не избалованная достатком; это природа, суровая, необыкновенно красивая — мощный Енисей, тайга, горы. Каждый отдельный рассказ “Поклона” раскрывает отдельную черту этой общей темы, будь то описание природы в главе “Зорькина песня” или детских игр в главе “Гори, гори ясно”.
Повествование ведётся от первого лица — мальчика Вити Потылицина, сироты, живущего с бабушкой. Отец Вити — гуляка и пьяница, семью бросил. Мать Вити трагически погибла — утонула в Енисее. Жизнь Вити протекала, как у всех остальных деревенских мальчиков — помощь старшим по хозяйству, сбор ягод, грибов, рыбалка, игры.
Главная героиня “Поклона” — Витькина бабушка Катерина Петровна именно потому и станет нашей общей русской бабушкой, что соберёт в себе в редкой живой полноте всё, что ещё осталось в родной земле крепкого, наследного, исконно родного, что мы про себя каким-то внесловесным чутьём узнаём как своё, будто всем нам светившее и заранее и навсегда данное. Ничего писатель в ней не прикрасит, оставит и грозу характера, и ворчливость, и непременное желание всё первой узнать и всем в деревне распорядиться (одно слово — Генерал). И бьётся, мучается она за детей и внуков, срывается в гнев и слёзы, а начнёт рассказывать о жизни, и вот, оказывается, нет в ней для бабушки никаких невзгод: “Дети родились — радость. Болели дети, она их травками да кореньями спасала, и ни один не помер — тоже радость. Руку однажды выставила на пашне, сама же и вправила, страда как раз была, хлеб убирали, одно рукой жала и косоручкой не сделалась — это ли не радость?” Это общая черта старых русских женщин, и черта именно христианская, которая при истощении веры так же неотвратимо истощается, и человек всё чаще предоставляет счёт судьбе, меря зло и добро на ненадёжных весах “общественного мнения”, подсчитывая страдания и ревниво подчёркивая своё милосердие. В “Поклоне” же всё ещё древне-родное, колыбельное, благодарное жизни и этим всё вокруг животворящее.
Надо заметить, что такой образ бабушки не единственный в литературе, например, встречается он у Горького в “Детстве”. Его Акулина Ивановна очень похожа на Катерину Петровну Астафьева.
Но вот в жизни Витьки наступает переломный момент. Его отправляют к отцу и мачехе в город учиться в школу, так как в деревне школы не было.
И когда бабушка ушла из повествования, начались новые будни, всё потемнело, и явилась в детстве такая жестокая страшная сторона, что художник долго уклонялся от того, чтобы написать вторую часть “Поклона”, грозный оборот своей судьбы, своё неизбежное “в людях”. Не случайно последние главы “Поклона” были закончены в 1992 году.
Вторую часть “Поклона” порою корили за жестокость, но подлинно действенна она была не мстительной нотой. Какое мщение? При чём тут оно? Художник вспоминает своё сиротство, изгнанничетсво, бездомность, общую отверженность, лишность в мире (Когда, казалось, для всех, да и для него порой было бы лучше, если бы он умер), не для того, чтобы теперь победительно восторжествовать: что, взяли! — или чтобы вызвать сочуственный вздох, или ещё раз припечатать бесчеловечное время. Это всё были бы задачи слишком чужие исповедному и любящему астафьевскому дару. Считаться и мстить, вероятно можно тогда, когда сознаёшь, что живёшь невыносимо по чьей-то очевидной вине, помнишь эту очевидность и ищешь сопротивления. А разве маленький, цепкий герой “Поклона” Витька Потылицын что-то расчётливо сознавал? Он только жил, как умел, и увертывался от смерти и даже в отдельные минуты умудрялся счастливым быть и красоту не пропустить. И если кто и срывается, то это не Витька Потылицын, а Виктор Петрович Астафьев, который сейчас из дали лет и понимания со смятением спрашивает мир: как могло случиться, что дети оказались поставлены в такие условия существования?
Он не себя жалеет, а Витьку, как своё дитя, которое сейчас может защитить только состраданием, только желанием разделить с ним последнюю картошку, последнюю каплю тепла и каждый миг одиночества. И если Витька выбрался тогда, то благодарить надо опять же бабушку Катерину Петровну, которая молилась за него, достигала сердцем его страдания и тем из дальней дали неслышно для Витьки, но спасительно смягчила его хоть тем, что успела научить прощению и терпению, умению разглядеть в полной мгле даже и малую крупицу добра и держаться этой крупицы и благодарить за неё.
2.2. “Ода русскому огороду”.
“Ода русскому огороду” была написана в 70-е годы. Эта повесть создавалась параллельно с “Прощальным поклоном”, словно на его полях. Напечатай их вместе, и они будут ревниво оглядываться друг на друга, стесняться похожести ситуаций и близости героев. Читатель и критик, которому попадут в руки эти повести, пожалуй, и смутится, и если не увидит дат, выставленных в конце каждого сочинения, не сразу сможет объяснить эти спирали, эти возвращения и переклички.
Писатель прощался с “Поклоном” не раз, уверенный, что мальчик заживил его раны, и теперь невозвратно убежал к бабушке в детство, но проходил год-другой, и оказывалось, что война не избыта, что она всё “сотрясает усталую душу” и опять надо звать мальчика и Астафьев зовёт его в “Оде русскому огороду”, и в “Перевале”, и в “Краже” и в других повествованиях с этим юным впечатлительным героем.
Русская деревня в изображении Астафьева предстаёт перед нами как светлый образ Родины. Из воспоминаний взрослого человека о событиях детства выпадает большинство отрицательных моментов, за исключением, быть может, самых резких. Именно поэтому астафьевская деревня так духовно чиста и красива. Этим она и отличается от деревни, изображаемой другими писателями, например Солженициным, у которого деревня, полная противоположность астафьевской, нищая, живущая только одним — только бы прожить, не умереть с голоду, не замёрзнуть зимой, не дать соседу получить то, что мог бы получить ты.
Произведения Астафьева потому и находят отклик в душах читателей, что многие также понимают и любят Родину и хотят видеть её всё такой же светлой и чистой, как видит её автор.
Источник статьи: http://www.bestreferat.ru/referat-20895.html
по тексту Астафьева По возвращении из краёв далёких засаживал я свой огород (ЕГЭ по русскому)
Задумайтесь, что для Вас означает слово «природа»? Красота или ресурс удовлетворения потребностей? Как природа взаимосвязана с жизнью человека? В предложенном для анализа тексте В.П. Астафьев предлагает читателю поразмышлять о проблеме бережного отношения человека к природе.
Обидев колким словом медуницу с календулой, он даже не задумался о том, какую боль он причинил растению, которое не сделало ничего плохого. Растение тоже способно обидеться, показать свой характер, все жители растительного мира что-то чувствуют. Разве может человек возвышать себя над этим хрупким миром природы? Анализируя текст, мы понимаем, что не каждому дано разглядеть душу растений. Автор с особой трепетностью и теплотой описывает красоту цветущей рябины, калины и медуницы. Он любит свой огород и готов всегда трудиться. Для него огород-это его цветущий дом, где он находит успокоение для души.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Позиция автора выражена довольно чётко. Автор стремится донести до читателя мысль о том, что важно беречь природу, сохранять и оберегать ее, гордиться и восхищаться ее богатствами. Любой гриб, любое растение, животное-живое существо, которое хочет жить, существовать и не нужно ставить свои цели превыше всего.
Нельзя не согласиться с мнением автора. Природа — главное составляющее нашей планеты. Без неё и вовсе не будет жизни на Земле. Ведь если раньше в индустриальном обществе люди задумывались о том, что делать с этими неисчерпаемыми богатствами природы, то сейчас всех нас волнует вопрос, как выжить с этими ограниченными ресурсами. Человек сам разрушает красоту природу, а ведь люди не должны обособляться от природы. Общество и природа должны быть в единстве.
Данная проблема волновала многих великих русских поэтов и писателей, в частности, С.А. Есенина. При прочтении его стихотворений, мы понимаем, что поэт любил любоваться природой, восхищался ее необыкновенной красотой. Стихотворение «Береза» проникнуто глубокими чувствами автора ко всему живому. Береза – это испокон веков символ России. В этом стихотворении она очень похожа на горделивую девушку, красота которой не может угаснуть даже в мороз. Поэт олицетворяет природу и дает понять, что она не просто существует в этом мире, а живёт своей жизнью («стоит береза», «горят снежинки», заря обсыпает») С.А.Есенин призывает читателей взглянуть в окно и своими глазами убедиться, насколько неповторима красота природы родного края.
Красоту природы описывал в своих произведениях знаменитый русский писатель Л.Н. Толстой. В романе-эпопее «Война и мир» Природа связана неразрывно с героями, отражает состояние их души в различные моменты времени. Раненный под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «высокое небо». И воинский подвиг, который Болконский только что совершил, и продолжающийся рядом бой, и даже боль от ранения отступают в сознании героя на второй план. Он переживает минуты беспредельной внутренней гармонии, спокойствия. Так и главная героиня Наташа Ростова трепетно относится к природе. Восхищаясь красотой ночи в Отрадном, героиня не может заснуть от увиденной красоты. Мы видим, что природа обогащает героев, заполняет их душу «светом», добром, открывает глаза на истинное искусство.
Подводя итог своим размышлениям, хочется сказать, что природа дает человеку все самое необходимое для существования. Нужно не забывать о том, что охранять и оберегать природу – это долг и обязанность каждого!
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id8600
Источник статьи: http://www.kritika24.ru/page.php?id=8600
Урок русского языка в 10–11-х классах по теме «Комплексный анализ текста»
Цели урока: формирование коммуникативной и речевой компетенции старшеклассников, мобилизация теоретических знаний по русскому языку, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.
1) формировать навыки комплексного анализа текста;
2) обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
3) совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
4) формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ порусскому языку.
Оборудование: тексты для анализа, портрет В.П. Астафьева, словари.
Сообщение темы и целей урока.
Учащимся предлагается совместно определить цели и задачи урока. Самая главная задача на данном этапе обучения – хорошо подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Какие умения помогут это сделать? Орфографическая и пунктуационная грамотность, знание теории, умение написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста. Комплексный анализ текста включает в себя следующие этапы:
восприятие (выразительное чтение, определение темы, основной мысли, типа и стиля речи, смысла заголовка);
анализ языковых единиц;
правописание.
Перед вами отрывок из автобиографической повести “Ода русскому огороду” нашего землякаВ.П. Астафьева, подготовьтесь к выразительному чтению. Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений. Какой вывод можно сделать? (Это текст повышенной эмоциональности). Чтение текста.
(1)Если уж по уму да по совести и чести — спаситель наш — огород! (2)Тут и голову ломать незачем. (3)В огороде же том самоглавнейший спаситель — скромное, многотерпеливое существо, участью-долей схожее с русской женщиной, — картошка!
(4)В честь картошки надо бы поставить памятник в России. (5)Поставлены же памятники гусям, спасшим Рим.
(6)Ну если уж картошке монумент неловко, неэтично воздвигать — плод всё же, овощь, тогда тому, кто нашёл этот плод в заморских землях, выделил его среди прочих диких растений, в Россию завёз и, рискуя головой, внедрял на русской земле. (7)Был ведь в старые, тёмные времена и картофельный бунт!
(8)Что есть, скажите, лучше этого растения? (9)Хлеб? (10)Да! (11)Однако хлебу сколь воздано! (12)Сколько о нём спето! (13)Так отчего же, почему же мы, российские люди, не раз, не два спасённые картошкой от глада и мора, забыли про неё? (13)К слову сказать, воин наш, русский, многим обязан ей, родимой картошке. (14)Где угодно готов это утверждать!
(15)Фронтовые дороги длинные, расхлюпанные. (16)Пушка идёт или тащат её; танк идёт, машина идёт, конь ковыляет; солдат бредёт вперёд на запад, поминая к разу кого надо и не надо. (17)А кухня отстала!
(18)Глянул солдат налево — картошка растёт! (19)Глянул направо — картошка растёт! (20)Лопата при себе. (21)Взял за пыльные космы матушку-кормилицу, лопатой ковырнул, потянул с натугой — и вот полюбуйся: розоватые либо бледно-синие, жёлтые иль белые картохи из земли возникли, рассыпались, лежат, готовые на поддержку тела и души. (22)Дров нету, соломы даже нету?! (23)Не беда! (24)Бурьян везде и всюду на русской земле сыщется. (25)Круши, ломай через колено, пали его!
(26)И вот забурлила, забормотала картоха в котелке. (27)Про родное ведь и бормочет, клятая! (28)Про дом, про пашню, про огород, про застолье семейное. (29)Как ребятишки с ладошки на ладошку треснутую картошку бросают, дуя на неё, а потом в соль её, в соль и — в рот, задохнувшись горячим, сытным паром.
(30)Нет, я снова о памятнике речь завожу! (31)Картошке, из которой люди наловчились по всему белу свету готовить слишком две тысячи блюд, опоре нашей жизни — никакого внимания. (32)По гривеннику всем людям труда — главным картофелеедам — собрать, и пусть самые талантливые художники, самые даровитые скульпторы придумают памятник! (33)Тот, кто умеет сочинять гимны, должен найти самые торжественные слова, и самые голосистые певцы споют картошке гимн на самой широкой площади, при всём скоплении народа.
(34)Не знаю, кто как, я плакал бы, слушая тот гимн!
По В.П. Астафьеву. “Ода русскому огороду”
— Определите тему и основную мысль текста. (Гимн картошке, гимн земле-кормилице, народу)
Гимн – 1. Торжественная песня, принятая как символ государственного или классового единства. 2. Вообще – хвалебная песня, музыкальное произведение. (Ожегов С.И. Словарь русского языка).
Ода – торжественное стихотворение, посвященное какому-н. историческому событию или герою (Ожегов С.И. Словарь русского языка).
Картофельные бунты — массовые антикрепостнические выступления удельных (1834) и государственных (1840-44) крестьян в России (Север, Приуралье, Ср. и Ниж.Поволжье, свыше 500 тыс. человек). Вызваны насильственным введением посадки картофеля. Подавлены войсками. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия)
Заметьте, что слова “гимн” и “ода” применены к прозаическому, обыденному предмету.
— Вкладывает ли автор иронический смысл в слова “гимн”, “памятник”, “ода” в отношение картошки? Докажите текстом. Какой фразой из текста можно доказать?
(“ Не знаю, кто как, я плакал бы, слушая тот гимн!”)
— Какие типы речи использует В.П. Астафьев, чтобы воспеть картошку? (Используются все типы речи: повествование, описание, рассуждение).
— С помощью какого приёма достигается завершённость текста? (Кольцевая композиция: памятник картошке в начале и в конце).
— Обрисуйте ситуацию, представленную в тексте (Фронтовые дороги, кухня отстала, солдат очень голоден, видит картошку, за ней потянулись воспоминания о доме, о “родимом”)
— Какие синонимы к слову “картошка” используются автором? (плод, картоха, овощь, матушка-кормилица, опора жизни, клятая, родимая картошка)
— Почему “клятая”? (Нельзя на фронте думать “про родимое”, но за “картохой” то, что под запретом потянулось).
— В предпоследнем абзаце найдите все прилагательные, употреблённые в превосходной степени? (Самой широкой, самые талантливые, самые даровитые, самые торжественные, самые голосистые).
— В чём смысл такого многократного употребления прилагательных в превосходной степени? (Усилить, подчеркнуть смысл всего вышесказанного).
Перед нами конкретное произведение, его создал писатель-творец в определённую эпоху. Писатель умер, а произведение продолжает жить во времени. У каждого поколения своя позиция.
— Что же хотел нам сказать писатель Виктор Петрович Астафьев? В чём же основная мысль текста о картошке? (Памятник картошке – напоминание о наших ценностях, которые не должны уходить)
А теперь давайте проанализируем данный текст с точки зрения орфографии и пунктуации.
1. Найдите слова с проверяемой безударной гласной в корне – кто больше. (Воздвигать, рискуя, внедрял, родимой, утверждать, фронтовые и т.д.)
2. В предложениях 1-7 найдите сложные слова. (Самоглавнейший, многотерпеливое, участью-долей)
3. В предложениях 8-10 найдите слово с чередующейся гласной в корне. (Растения)
4. Дайте верную характеристику 33 предложению:
А) простое с однородными членами;
Б) сложное с подчинительной и сочинительной связью;
В) сложное с бессоюзной связью;
Г) сложное с сочинительной связью.
5. В каких предложениях причастный оборот можно заменить придаточным определительным:
6. В каком предложении употребленоолицетворение:
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на основе текста В.П.Астафьева.