Видовой_состав_лесов_растительность

Представление о видовом составе лесной растительности

Представление о видовом составе лесной растительности

Итак, если первоначально перед составителями карт использования земель стояли чисто инвентаризационные задачи, то сейчас они стремятся на основе карт прогнозировать рациональные изменения в географии сельского хозяйства.

И вполне естественно поэтому, что требования к подобным картам возрастают, а акцент на усиление показа дикой растительности как индикатора определенного ресурса не увеличивается. К примеру, Ж. Реми (Remi, 1972) ставит задачу на картах использования земель давать оценку последним в хозяйственном отношении, при этом особенно подчеркивает значение аэрофотосъемки, для которой рекомендует масштаб 1 : 50 000.

Обзор работ (до начала 60-х годов XX в.) под углом зрения содержания геоботанических показателей на картах использования земель был сделан С. А. Грибовой (1964), которая справедливо отмечает, что содержание карт и их построение значительно различаются в зависимости от степени освоенности территории. Надо думать, что для районов пионерного освоения показ на картах природной растительности особенно важен, так как помогает решить вопрос, в каком именно направлений надо вести хозяйство. В районах интенсивного освоения показ климаксовой или потенциальной растительности может быть полезен для реконструкции отраслей производства, связанных с использованием биологических ресурсов.

Карты лесов, которые иногда рассматривают как прикладные геоботанические, на самом деле можно причислить к самостоятельному разряду тематических карт, поскольку их назначение — отразить распространение сырья для лесной промышленности. В ботаническом же отношении они дают представление о видовом составе лесной растительности, ее возрасте и темпах роста, т. е. так или иначе характеризуют типы леса, а поэтому представляют геоботанический интерес. Короче говоря, отражая картографируемый объект — растительность — как сырье, они в какой-то мере освещают и его биогеографическую природу.

На лесных картах часто показывают территории, не покрытые лесом; если это луга и пастбища, желательна их квалификация. По-видимому, следует отличать собственно лесные карты — по породам, классу возраста и бонитету древостоя — от прикладных геоботанических карт лесной растительности, где лес рассматривается как таковой, как охотничье угодье, источник недревесных растительных ресурсов, водорегулирующий фактор и проч.

Источник

Типы растительности. Лесная растительность

Цель: сформировать знания о типах растительности.

Читайте также:  Гриб_вешенка_приготовление_рецепт

1.Способствовать формированию представлений об истории формирования растительного покрова;

2.Способствовать формированию знаний о современном составе растительного мира и основных типах растительности;

3.Познакомиться с видовым составом лесов, а также проанализировать динамику лесистости территории Беларуси;

1.Способствовать развитию общеучебных умений и навыков, а также интеллектуальных способностей учащихся;

2.Способствовать развитию интереса к географическим знаниям;

1.Способствовать формированию естественнонаучного мировоззрения и понимания необходимости бережного отношения к природе;

2.Способствовать созданию комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни.

Оборудование: учебные пособия, атласы, настенная карта «Физическая карта Беларуси»

Тип урока: Комбинированный

Структура урока: 1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

4. Изучение нового материала

5. Обобщение и закрепление нового материала

Деятельность учащихся

Приветствие учеников, проверка готовности их к уроку и отсутствующих по списку;

Ученики приветствуют учителя,

2.Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания по теме «Земельные ресурсы Беларуси»

1.Структура земельных ресурсов?

2.Мелиорация почв. Положительные и отрицательные результаты.

3.Дать оценку земельным ресурсам.

Ученики отвечают на вопросы;

Тема: Типы растительности. Лесная растительность

Где на Земле проходят лесные пояса? (Северный – Бореальные хвойные леса Северной Америки и Тайга в Евразии;

(Южный) Тропический – влажные экваториальные (сельва) и влажные тропические леса Южной Америки, Африки и Азии)

Какие типы растительности вы знаете? (Лесная, луговая, болотная, водная)

Ученики отвечают на вопрос учителя;

4.Изучение нового материала

История формирования растительного покрова

Современная растительность Беларуси прошла долгий путь эволюционного развития. Её состав обусловлен геологической историей, изменением климата, наступлением и отступлением морей.

Большое влияние на формирование современной растительности оказали события, произошедшие в четвертичном периоде. Что это за события? (Наревское, Березинское, Припятское (Днепровская и Сожская стадии), Поозёрское оледенения)

Оледенения приводили к коренному изменению растительности. После таяния ледников территория покрывалась тундровой растительностью, которая постепенно сменялась лесами. Современный состав флоры сформировался в голоцене. Давайте вспомним, к какому периоду относится голоцен? (Четвертичный период)

Изменения растительности в последние столетия связаны с хозяйственной деятельностью человека. Только в 20 в. исчезло около 50 видов дикорастущих растений.

Читайте также:  Печенье_грибочки_опята_рецепт

Современный состав растительного мира

Сколько видов насчитывает современный растительный мир Беларуси? (12 тыс. видов растений, грибов, протистов)

Обратите внимание на рис. 48 (Распределение видов флоры Беларуси по таксономическим группам, %)

(Среди них 1680 видов высших растений и более 10 тыс. видов во­дорослей. грибов, лишайников, мхов. Все эти виды от­носятся к естественной, или дикорастущей, растительности. Среди высших растений преобладают травы, на долю которых при­ходится почти 94 % сосудистых растений. В естественном расти­тельном покрове Беларуси всего 108 видов деревьев и кустарников, из них только 27 видов деревьев.)

На границе, каких двух геоботанических областей находится Беларусь? (Евразийской таёжной и Европейской широколиственной)

В составе флоры Беларуси встречаются тундровые (Карликовая берёза, багульник, морошка), степные (Тимофеевка степная, лён жёлтый), полупустынные виды (Полевичка малая), но получили развитие таёжные и среднеевропейские виды растений.

Кроме дикорастущих растений в Беларуси много интродуцированных растений (привнесённых сюда человеком). Они делятся на 3 группы: культурные, лекарственные, декоративные.

Основные типы растительности

Растительный покров Беларуси включает 4 типа растительности, какие? (Лесную, луговую, болотную, водную)

Лесная растительность является зональной и самой распространённой в Беларуси. Около 16% территории Беларуси занимает луговая растительность и около 12% — болотная. Водный тип растительности имеет ограниченное распространение.

Размещение и видовой состав лесов

Леса являются национальным богатством страны. В Беларуси лесами занято около 8 млн. га., а земли лесного фонда и вовсе превышают 9 млн. га. Подумайте, в чём разница между лесопокрытой площадью и землями лесного фонда? Почему эти цифры отличаются на 1 млн. га.? (земли лесного фонда включают в себя также объекты инфраструктуры, водные объекты и т. д.).

Важным показателем, характеризующим лесные ресурсы, является лесистость. Какова средняя лесистость в Беларуси?

(39%). Обратите внимание на динамику лесистости территории Беларуси (рис. 51).

Каковы территориальные особенности лесистости территории Беларуси? (рис. 52).

(Больше всего лесов на Полесье, Полоцкой и Неманской низменностях, Центральноберезинской равнине. Ле­систость превышает тут 50 %. На Витебской, Минской, Вол-ковыеской возвышенностях, Копыльской гряде, на востоке Оршан-ско-Могилсвской равнины, где распространены более плодородные суглинистые почвы, лесистость понижается до 20 % и менее).

Читайте также:  Гриб_желтеет_при_варке

На какие 3 группы делятся Белорусские леса? (хвойные, широколиственные, мелколиственные)

· Процент лесопокрытой площади,

· Необходимые условия для произрастания,

· Территориальные особенности размещения;

(Хвойные леса получили наибольшее распространение в Белару­си. Они занимают около 65 % лесопокрытой площади и представле­ны сосняками и ельниками. Самая распространенная порода в лесах Беларуси — сосна. Сосновые леса распространены по всей территории республи­ки, но особенно много их на юге Беларуси. Ельники чаще встречаются на севере Беларуси и занимают око-11 % лесопокрытой площади)

2 ряд: широколиственные леса

· Процент лесопокрытой площади,

· Необходимые условия для произрастания,

· Территориальные особенности размещения;

(Широколиственные леса занимают менее 5 % лесопокрытой площади, но они являются зональными для Беларуси. Самой рас­пространенной среди них породой является дуб)

3 ряд: мелколиственные леса

· Процент лесопокрытой площади,

· Необходимые условия для произрастания,

· Территориальные особенности размещения;

(На втором месте по распространению — мелколиственные леса. Они занимают около 30 % лесопокрытой площади. Представлены пре­имущественно березой, ольхой и осиной. Береза — вторая по рас­пространению порода в лесах Беларуси. Она занимает около !9 % лесов и встречается по всей республике. Довольно большую площадь занимают ольховые леса)

Ученики отвечают на вопрос учителя;

Ученики, под руководством учителя, проводят анализ диаграммы «Распределение видов флоры Беларуси по таксономическим группам»

Ученики отвечают на вопрос учителя, пользуясь информацией учебного пособия;

Ученики слушают объяснение учителя;

Ученики отвечают на вопрос учителя, пользуясь информацией учебного пособия;

Ученики, под руководством учителя, проводят анализ диаграммы «Динамика лесистости территории Беларуси» и карты «Лесистость территории Беларуси»;

Ученики работают с информацией учебного пособия и карт атласа «Растительность», стр. 20;

5.Закрепление нового материала

Фронтальный опрос по изложенному материалу.

1. Представители каких природных зон встречаются в составе растительности Беларуси?

2. Объясните территориальное распределение лесистости в Беларуси.

3. Предположите, как будет изменяться лесистость территории и видовой состав флоры в результате потепления климата?

Ученики устно отвечают на вопросы учителя;

Запись домашнего задания дневник;

Источник

Оцените статью