помогите пож-та разобраться. с видом связи
Существует три главных способа подчинительной связи между словами: согласование, управление, примыкание.
Согласование
Согласование — такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово становится в тех же формах, что и главное: зеленый дуб, широкое поле, свежескошенная трава, зеленые лужайки.
Главное слово при согласовании — существительное (или слово в его значении) , зависимое прилагательное, причастие, а также числительное и местоимение, по форме сходные с прилагательным: зеленый дуб, зеленеющий вдали дуб, третий от дороги дуб, этот дуб. Иногда зависимым словом при согласовании может быть существительное: город-герой, девочка-подросток, утес-великан.
Зависимое слово может согласоваться в числе, роде и падеже, либо в числе и падеже, либо только в падеже.
При согласовании изменение главного слова вызывает соответствующее изменение зависимого слова: зеленый дуб — зеленого дуба — зеленому дубу и т. д.
Согласование выражается с помощью окончания зависимого слова.
Управление
Управление — такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (существительное или слово в значении существительного) ставится в падеже, определяемом главным словом: гордиться делами (главное слово управляет творительным падежом) ; стремиться к совершенству (главное слово управляет дательным падежом) ; дорога в порт (главное слово управляет винительным падежом) .
При управлении изменяется только форма главного слова: горжусь делами, гордишься делами, гордиться делами и т. д.
Примечание
В сочетании слов типа три пальмы (с неодушевленным существительным) слово три в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним: им. и вин. п. три стола — управление; дат. п. трем столам, твор. п. тремя столами, предл. п. (о) трех столах — согласование.
В сочетании типа три подруги (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в им. п. , в остальных падежах — согласование: трех подруг, трем подругам, трех подруг, тремя подругами, (о) трех подругах — согласование.
Примыкание
Примыкание — такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным по смыслу и интонационно: ехать быстро, говорить не торопясь, желание высказаться, очень мило.
Примыкают неизменяемые слова — наречия (яйцо всмятку) , деепричастия (встретил улыбаясь) , инфинитив (вышел погулять, желание поехать).
согласование-это обычно прилагательное+существительное, где прил. завитсит от сущ. и если их проспрягать, то оба слова будут меняться
например:
хорошая подруга
хорошей подруги
хорошей подруге
____
управление-это обычно существительное+существительное, вопрос от главного к подчинительному слову всегда падежный (кого, кто, кому и. д. ) если проспрягать, то одно слово остается такое же, а второе меняется
например:
варенье из малины
варенья из малины
варенью из малины
и т. д.
__
премыкание-этообычно наречие+глагол
например
хорошо поработал
долго искал
и т. д.
___
в данном случае будет сердец женщин
Сердец женщин. Главное слово (сущ-е) оставляй без изменения, а зависимое (прил-е) изменяй.
Н-р: железный шкаф-шкаф из железа, ситцевое платье-платье из ситца.
Источник
Виды словосочетаний
Цель данного урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме. На этом уроке ученики повторяют и и закрепляют материал по теме: «Типы связи слов в словосочетании», выполняют задания на определение связи слов в словосочетании, преобразовывают словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; тренируются в правильном употреблении словосочетаний, связанных способом управления и согласования; дан теоретический материал о трудных случаях управления. На уроке учащиеся развивают мыслительную деятельность путем использования в речи словосочетаний. В виде прверочной работы представлен ТЕСТ по теме урока.
Просмотр содержимого документа
«Виды словосочетаний »
- Словосочетанием(зеленый лес, пошел в магазин, бежать быстро)
- К словосочетаниям не относятся:
- Грамматические основы(весна пришла, мы приехали и др.)
- Однородные члены предложения(зеленый, красный шар; одеться красиво и изысканно)
- Сочетание знаменательного и служебного слова(к дому, у друга)
При согласование зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово. В глухом лесу прил. сущ. Д.п., ед.ч., м.р. Д.п., ед.ч., м.р. В качестве зависимых слов выступают полные имена прилагательные и причастия, порядковые числительные и местоимения , по форме сходные с именами прилагательными.
- Оплатить (что?) проезд (в.п.)
- Одеть (кого?) ребенка (в.п.)
- имена существительные, местоимения, числительные неизменяемым.
- Шагать (как?) быстро
- В качестве зависимого слова при примыкании выступают неизменяемые части речи: наречия, деепричастия, инфинитив ; некоторые формы слов: притяжательные местоимения 3 лица, простая форма сравнительной степени прилагательных и наречий.
- В этих молчаливых горных долинах стояла прозрачная тишина первых весенних дней (И. Бунин).
- 1) согласование и управление
- 2) согласование и примыкание
- 3) управление и примыкание
- 4) согласование, управление и примыкание
- Ясное бирюзовое небо весны сияло над пароходом.
- 1) согласование и управление
- 2) согласование и примыкание
- 3) управление и примыкание
- 4) согласование, управление и примыкание
Укажите виды подчинительной связи, использованные между словами в предложении
Сколько в данном предложении словосочетаний с подчинительной связью управление? Со скамейки не видны были берега, и оттого ощущение бесконечности и величия морского простора ещё более усиливалось (М. Пришвин) 1) 3 2) 4 3) 5 4) 6
- Сколько в данном предложении словосочетаний с подчинительной связью согласование?
Прочитайте текст и выполните задания
- Укажите вид подчинительной связи в словосочетании для передачи информации (предложение 2)
- Выпишите из текста словосочетание(-я) с подчинительной связью примыкание.
- Замените словосочетание человеческим поведением ( предложение 2), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Источник
Виды связи слов в словосочетании.
Данная презентация создана, чтобы помочь обучающимся разобраться в существующих видах связи слов в словосочетаниях, сделать урок насыщенным и ярким, повысить уровень познавательной активности ребят на уроке.
Просмотр содержимого документа
«Виды связи слов в словосочетании.»
«Берегите наш язык , наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.» Иван Сергеевич Тургенев
Вставь пропущенные буквы в слова и объясни их написание.
оди(н,нн)адцать, во…зал, об…яние, с…ница, оз…рник, ч…модан, еж…вика, т…атр, а(п, пп)етит, наро…но, инт…рес, есл…
Словосочетание в предложении. Виды связи слов в словосочетании.
Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом, Чудеса увидишь в нём.
Сияет лес густым румянцем
Листочков милых, озорных,
Отсвечивает в небе глянцем
Ветвей пушистых, кружевных…
I. ( Что?) лес – сущ.
II. Пост. – нариц., неодуш., м.р., 2 скл.
Непост. – в форме ед.ч., И.п.
III. Сияет (что?) лес.
Как называется лес, состоящий из данных видов деревьев?
- берёза –
- ель –
- сосна –
- дуб –
- осина –
Как называется лес, состоящий из данных видов деревьев?
- берёза – берёзовая роща
- ель –
- сосна –
- дуб –
- осина –
Как называется лес, состоящий из данных видов деревьев?
- берёза – берёзовая роща
- ель – еловый лес
- сосна –
- дуб –
- осина –
Как называется лес, состоящий из данных видов деревьев?
- берёза – берёзовая роща
- ель – еловый лес
- сосна – сосновый бор
- дуб –
- осина –
Как называется лес, состоящий из данных видов деревьев?
- берёза – берёзовая роща
- ель – еловый лес
- сосна – сосновый бор
- дуб – дубовый лес
- осина –
Как называется лес, состоящий из данных видов деревьев?
- берёза – берёзовая роща
- ель – еловый лес
- сосна – сосновый бор
- дуб – дубовый лес
- осина – осиновый лес
Словосочетание – это сочетание двух или более слов, связанных друг с другом по смыслу подчинительной связью и грамматически .
Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Грачи прилетели», 1871г.
Вьют, высоких, на грачи, берёзах, хлопотливые, гнёзда.
- грачи (какие?) хлопотливые
- вьют (что?) гнёзда
- вьют (где?) на берёзах
- на берёзах (каких?) высоких
Смысловая связь устанавливается по вопросам , которые ставятся от главного слова к зависимому:
грачи (какие?) хлопотливые, вьют (что?) гнёзда.
Грамматическая связь выражается с помощью окончания или предлога и окончания:
на берёзах (каких?) высоких, вьют (где? на чём?) на берёзах .
- грачи (какие?) хлопотливые
- вьют (что?) гнёзда
- вьют (где?) на берёзах
- на берёзах (каких?) высоких
Виды связи слов в словосочетании
Согласование – это подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в той же форме (роде, числе, падеже), что и главное ( согласуется с ним). При изменении формы главного слова изменяется зависимое: сильный ветер – сильного ветра, тёмный снег – тёмного снега.
Управление – это подчинительная связь, при которой главное слово требует от зависимого определенной падежной формы. Зависимое слово не изменяется при изменении главного: видеть свет – видел свет, вижу свет.
Работа в парах. Распределите сочетания слов на две группы:
Золотые руки, белая ворона, золотые серьги, дырявая голова, белая скатерть, легкий завтрак, дырявая обувь, правая рука, лёгкий на подъем, правое колесо.
фразеологизмы: словосочетания:
-золотые руки -золотые серьги
-белая ворона -белая скатерть
-дырявая голова -дырявая обувь
-правая рука -правое колесо
-легкий на подъем -легкий завтрак
Слова, составляющие фразеологизм, потеряли своё самостоятельное значение. Фразеологизмы словосочетаниями не являются.
Выпиши из предложений однородные члены:
Выпиши из предложений однородные члены:
рассказ и стихотворение
От одного однородного члена предложения к другому нельзя поставить вопрос. Слова в этих сочетаниях равноправны (нельзя выделить главное и зависимое), поэтому однородные члены предложения не являются словосочетаниями.
Связь между однородными членами предложения называется сочинительной.
Работа в группах. «Пятый лишний» .
1.Высокий дуб, бегает по лесу, сидит и слушает, грызёт орех, пушистая хлопотунья.
2.Проворный дрозд, без задних ног, пахнет дождем, веселые песни, расправил крылья.
3. Бредёт по лесу, медведь проснулся, старый муравейник, выкопал корешок, хвойное дерево.
Работа в группах. «Пятый лишний» .
1.Высокий дуб, бегает по лесу, сидит и слушает, грызёт орех, пушистая хлопотунья.
Работа в группах. «Пятый лишний» .
1.Высокий дуб, бегает по лесу, сидит и слушает, грызёт орех, пушистая хлопотунья.
2.Проворный дрозд, без задних ног, пахнет дождем, веселые песни, расправил крылья.
Работа в группах. «Пятый лишний» .
1.Высокий дуб, бегает по лесу, сидит и слушает, грызёт орех, пушистая хлопотунья.
2.Проворный дрозд, без задних ног, пахнет дождем, веселые песни, расправил крылья.
3. Бредёт по лесу, медведь проснулся, старый муравейник, выкопал корешок, хвойное дерево.
Словосочетаниями не являются :
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется — природа,
Давайте же всегда её беречь!
Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе. Мне было интересно.
Я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался.
Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу.
Стр. 110, упр.1. Выписать из предложений только словосочетания.
Стр. 110, упр.2. Записать по группам: 1)словосочетания; 2)однородные члены предложения; 3)грамматические основы предложений.
Источник