Входной контрольный диктант № 1 по теме «Повторение пройденного в 3 классе»
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
Цель урока: выработка практических навыков грамотного письма.
На дворе сентябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжелые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.
На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево усыпано ягодами, словно яркими бусинами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки.
Слова для справок: кочаны, усыпано.
- Разбери по членам предложения четвертое предложение.
- Определите количество слогов, букв и звуков в словах: картофель, ягоды, кочаны.
- Выпиши из текста два слова с проверяемой безударной гласной, подбери проверочные слова.
Контрольный диктант № 2 по теме «Предложение»
Цель урока: выработка практических навыков грамотного письма.
Осенний лес привлекает нас не только своей красотой, но и своими подарками. Чего тут только не найдешь осенью!
Настоящая кладовая природы. Здесь греются под последними солнечными лучами шиповник, барбарис, калина и бузина. Лещиновые орешки поспевают в сентябре. Очень нравятся они белочке, бурундуку, взрослым людям и детям. А некоторые из своих подарков лес разбросал прямо под ногами. Это огромное царство грибов – грузди, рыжики, маслята. Полными корзинками встречает нас лес.
Слова для справок: привлекает, найдешь, греются, нравятся.
- Выполнить фонетический разбор слова рыжики.
- Разобрать по членам предложения пятое предложение, надписать части речи.
Контрольный диктант № 3 по теме «Слово в языке и речи»
Цель урока: проверка практических навыков грамотного письма.
Лес оделся в желтые, красные, разноцветные краски осени. В золотые осенние дни готовились к отлету журавли. Покружились они над рекой, над родным болотом. Вот стройные косяки потянулись в далекие страны.
Над лесами, полями, городами высоко в небе летели журавли. В глухом лесу они сделали остановку. Рядом тропинка вела в редкий лес. По ее сторонам толпились молодые березки.
Еще темно, а журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька.
Скоро взойдет над рекой веселое солнце. Высоко взлетят журавли. С неба мы услышим их прощальные голоса. Впереди у них длинная дорога. Птицы будут держать путь на юг. Их печальный крик звучит, как прощальный привет родине.
Второе предложение Четвертое предложение
- В первом абзаце диктанта подчеркнуть все трехсложные слова.
- Найти в тексте два слова с проверяемыми безударными гласными. Написать их вместе с проверочными словами. Подобрать одно свое слово на то же правило. Написать его вместе с проверочным словом.
- Разобрать по составу слова:
Осенние, тропинка Длинная, березки,
Контрольный диктант № 4 по теме «Склонение имен существительных»
Цель урока: проверка практических навыков грамотного письма.
Чудесен вид зимней природы. Лучи солнца осыпали холодным блеском всю местность. На скатерти снегов видны следы зверей и птиц. Склонив тяжелые головы, застыли вековые ели. От елки к елке прыгал пушистый зверек. С деревьев падали шапки снега. В лесу пахло смолой и хвоей. Но вот пухлая туча медленно затянула горизонт. Начал валить хлопьями снег. Мы подъехали к деревне. В окнах мелькали тусклые огни. Быстро наступали длинные зимние сумерки.
Учитель, яблоко, четверг, радость, деревня, квартира, тетрадь, помощь, дедуля.
Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных»
Цель урока: проверка практических навыков грамотного письма.
Стоит декабрь. В декабре то ясное небо, то набегут тяжелые тучи. Вот и метель разгулялась. Пушистое белое покрывало легло на землю. Оно надежно защищает растения. У подорожника, земляники под снегом зеленые листочки сохранились. Под защитой снега проводят зиму мыши, полевки. От осинки к осинке бегут следы зверьков. Зайцы, лоси, косуля, волк отдыхают на снегу. Хорошо, когда снежная зима. Декабрь хитрые узоры и на окнах рисует. В декабре наступают и оттепели.
- Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3 – го склонения. Выделите окончания имен существительных, определите падеж.
- Разобрать имя существительное как часть речи:
3. Выписать четвертое предложение, разобрать его по членам предложения, выписать словосочетания.
Контрольный диктант № 6 по теме «Имена прилагательные мужского и среднего рода»
Цель урока: проверка практических навыков грамотного письма.
Пробушевала метель. Лес как в сказке. Ель стоит как молчаливый витязь. На плечах хвойная кольчуга. На колючую хвою села птичка. На снежной поляне маленькие елочки. Их совсем занесло снегом. Как они хороши и пригожи! Вьюга сделала деревьям модные прически. Нарядная снежная шапка украсила макушку сосны. Ясная березка распустила серебряные от инея косы. Блестит на солнце нежно – розовая тонкая береста берез.
Слова для справок: пробушевала, украсила
- Выпиши из текста три словосочетания «прилагательное + существительное». Указать падеж имен прилагательных, выделить окончания.
- Подбери и запиши антонимы к данным именам прилагательным, подчеркнуть знакомые орфограммы.
Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное»
Цель урока: проверка практических навыков грамотного письма.
Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Все вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пестрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.
- Выписать три словосочетания «прилагательное + существительное». Выделить окончания и указать падеж имен прилагательных.
- Составить три словосочетания:
прилагательное + существительное м. р. в Т. п;
прилагательное + существительное ср. р. в Д. п;
прилагательное + существительное ж. р. в П. п.
В …, … уборе стоит осенний лес.
На … небе загорелись … звезды.
Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное и местоимение»
Цель урока: проверка практических навыков грамотного письма.
Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.
Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Возвратились из теплого края журавли.
- Определить падеж у прилагательных в третьем предложении.
- Разобрать по составу слова : зимнего, осмотрели, берёзовой
Контрольный диктант № 9 по теме «Правописание безударных личных окончаний глагола»
Цель урока: проверка практических навыков грамотного письма.
Я люблю птиц. Грустно было бы жить без них на зеленой планете. Веселит глаз их дивное оперение. Радует слух их чудесное пение. Я люблю наблюдать за их легким полетом. Быстро кружат в чистом поле ласточки. На быстром лету они пьют воду, ловят мошек. Удивляет гнездо этой птицы. Она ловко лепит его из земли и глины.
В развилке веточки замечаешь гнездо иволги. Оно сделано из травки, гибких стебельков, березовой кожуры. Смотришь на пернатых друзей и радуешься.
- Выписать из текста 3 глагола, указать их время, лицо, число и род.
- Поставить глаголы в неопределенную форму: веселит, почитаешь, люблю.
Годовой контрольный диктант № 10
Цель урока: проверка практических навыков грамотного письма.
Ласковое солнце согревает землю своим теплом.
Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крошечные колокольчики. В верхней части ещё закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелёк. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!
Догадались, о каком растении идёт речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи дивную красоту лесной полянки!
Слова для справок: словно, жемчужины, внизу.
Третье предложение Четвертое предложение
- Разобрать по составу слова: бежишь, тенистой, подарок, подарила.
- В первом предложении у существительных определить падеж.
- Указать время глагола в 1-м, 2-м,3-м,4-м, предложениях.
Источник