Веет с поля ночная прохлада с яблонь цвет облетает густой

Одинокая гармонь 2

Бытует мнение, что текст песни «Одинокая гармонь» был написан специально для одного из советских послевоенных фильмов. В этом есть доля правды, но лишь в том, что эти стихи Михаил Исаковский написал действительно сразу после окончания войны. Только вот написаны они были вовсе не для какого-то конкретного кинофильма.

А услышать куплеты этой песни позднее можно было в нескольких кинокартинах, вышедших на экраны в советский период. К примеру, в одном из фрагментов фильма «Ворошиловский стрелок» звучали слова «Одинокой гармони», только вот песня была написана за полвека до первого показа этой киноленты.

Слова песни «Одинокая гармонь»

Снова замерло все до рассвета,
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь,
Только слышно на улице где-то
Одинокая бродит гармонь.

То пойдет на поля, за ворота
То обратно вернется опять,
Словно ищет в потемках кого-то
И не может никак отыскать.

Веет с поля ночная прохлада,
С яблонь цвет облетает густой,
Ты признайся, кого тебе надо,
Ты скажи, гармонист молодой.

Может радость твоя недалеко,
Да не знает, ее ли ты ждешь ;
Что ж ты бродишь всю ночь одиноко,
Что ж ты девушкам спать не даешь?

Клип на песню «Одинокая гармонь»

Источник статьи: http://drinking-songs.ru/slova-pesen/odinokaya-garmon.html

Б. Мокроусов, М. Исаковский. ОДИНОКАЯ ГАРМОНЬ

Музыка Б. Мокроусова, слова М. Исаковского

ПЕСНЯ «ОДИНОКАЯ ГАРМОНЬ». АККОРДЫ ДЛЯ ГИТАРЫ

Размер 3 / 4

ТРАНСПОНИРОВАТЬ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. НА ПОЛТОНА

Текущая тональность: ре минор

I. Струны от 6-ой до 1-ой (слева направо).
II. Номер лада.
III. Открытая струна.
IV. На струне не извлекается звук.
V. Пальцы: указательный ( 1 ), средний ( 2 ), безымянный ( 3 ), мизинец ( 4 ).
VI. Барре указательным пальцем.

ПЕСНЯ «ОДИНОКАЯ ГАРМОНЬ». ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)

Шестиструнная гитара. Аккомпанемент и ритмические рисунки

Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?

Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.

ПЕСНЯ «ОДИНОКАЯ ГАРМОНЬ». ТЕКСТ

Снова замерло всё до рассвета —
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь,
Только слышно — на улице где-то
Одинокая бродит гармонь:

То пойдет на поля, за ворота,
То обратно вернется опять,
Словно ищет в потемках кого-то
И не может никак отыскать.

Веет с поля ночная прохлада,
С яблонь цвет облетает густой…
Ты признайся — кого тебе надо,
Ты скажи, гармонист молодой.

Может, радость твоя недалёко,
Да не знает — её ли ты ждешь…
Что ж ты бродишь всю ночь одиноко,
Что ж ты девушкам спать не даешь?!

Две последние строки куплетов повторяются

Стихотворение Михаила Исаковского называется по первой строчке — «Снова замерло всё до рассвета. » Авторский вариант первой строчки последнего куплета — «Может статься, она — недалёко».

ПЕСНЯ «ОДИНОКАЯ ГАРМОНЬ». АВТОРЫ

Советский композитор Борис Андреевич Мокроусов (1909—1968)

БОРИС МОКРОУСОВ

Борис Андреевич Мокроусов родился 27 февраля (14 февраля по старому стилю) 1909 года в посёлке Канавино под Нижним Новгородом. В школе освоил домру, балалайку, мандолину и гитару. В 13 лет по слуху научился играть на фортепиано в клубе железнодорожников. Через два года Мокроусов уже работал тапёром в том же клубе. С 1925 по 1929 был студентом Нижегородского музыкального техникума, а в 1936 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского. Борис Мокроусов известен прежде всего как автор массовых песен. Среди наиболее популярных можно назвать патриотическую балладу «Заветный камень» (1944), «Хороши весной в саду цветочки» (1946), «Песню о родной земле» и «Одинокая гармонь» (1947), отмеченные Государственной премией СССР (1948). Среди других не менее популярных песен — «Милый мой живёт в Казани» (1939), «Песня защитников Москвы» (1942), «Не тревожь, ты себя, не тревожь» (1949), «Сормовская лирическая» (1949), «Вологда» (конец 1940-х), «Назначай поскорее свидание» (1953). Среди соавторов Бориса Мокроусова — поэты М. Исаковский, А. Фатьянов, А. Жаров, С. Островой, А. Софронов, А. Чуркин, М. Лисянский и др. Перу композитора принадлежат произведения крупной формы — опера «Чапаев» (1942) и оперетта «Роза ветров» (1947), а также музыка к кинофильмам «Свадьба с приданым» (1953), «Весна на Заречной улице» (1956), «Неуловимые мстители» (1966) и др. Борис Мокроусов имеет звание Заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР (1962). Борис Андреевич Мокроусов умер 27 марта 1968 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Читайте также:  Как сажать саженцы плетистой розы

Советский поэт Михаил Васильевич Исаковский (1900—1973)

МИХАИЛ ИСАКОВСКИЙ

Михаил Васильевич Исаковский родился 19 января (7 января по старому стилю) 1900 года в деревне Глотовка Смоленчкой губернии в крестьянской семье. В 1913 году окончил начальную школу, затем два года проучился в Смоленской гимназии. В 1914 году опубликовал в газете «Новь» своё первое стихотворение — «Просьба солдата». До Октябрьской революции Исаковский работал учителем сельской школы, после октября 1917 г. — секретарем волисполкома. В 1919—1921 годах Исаковский — редактор ельнинской уездной газеты, затем сотрудник — смоленской областной газеты «Рабочий путь». В 1927 году в Москве вышла его книга стихов «Провода в соломе», кторая получила положительный отзыв М. Горького. В 1931 году Исаковский переезжает в Москву и становится редактором журнала «Колхозник», однако в 1932 году по состоянию здоровья покидает должность и целиком посвящает себя литературной деятельности. Стихотворения Исаковского в эти и последующие годы посвящены преобразованиям в городе и деревне после революции 1917 года, коллективизации, культурной революции, Великой Отечественной войне, восстановлению народного хозяйства в послевоенное время. В 30-е годы Исаковский получает всенародную известность как поэт-песенник. За первой песней «Вдоль деревни» последовали «Катюша», «И кто его знает», «Провожанье», «Шёл со службы пограничник». В годы войны и послевоенные годы — «В лесу прифронтовом», «Огонёк», «Лучше нету того цвету», «Под звёздами балканскими», «Летят перелётные птицы», «Ой, цветёт калина» и др. Михаил Исаковский был награждён четырьмя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени. Имеет звание Героя Социалистического Труда (1970) и лауреата двух Сталинских премий (1943, 1949). Михаил Васильевич Исаковский умер 20 июля 1973 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

ПЕСНЯ «ОДИНОКАЯ ГАРМОНЬ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Рукописный клавир песни «Одинокая гармонь» с исправлениями, сделанными рукой Бориса Мокроусова (фото с официального сайта Бориса Мокроусова)

Рассказывает музыковед Юрий Бирюков.

Для людей моего поколения эта песня композитора Бориса Мокроусова и поэта Михаила Исаковского сродни позывным из далекого детства и юности.

Время ее рождения — первые послевоенные месяцы 1945 года (я имею в виду стихи). В архиве их автора сохранился первоначальный вариант песни, в котором две заключительные строфы выглядели совсем не так, как в окончательном виде: «Отчего мне и сладко и больно В эту пору в родимом краю? Отчего я вздыхаю невольно, Как заслышу гармошку твою? — спрашивала себя героиня будущей песни и сама же пыталась объяснить это для себя:

— Словно жду я тебя втихомолку,
Хоть и знаю, что ты не придешь.
Что ж ты бродишь всю ночь по поселку,
Что ж ты девушкам спать не даешь?»

Взамен этих двух строф первоначального варианта песни, исключавшего возможность встречи героев, Исаковский в окончательном варианте стихотворения сделал одну: «Может статься, она — недалеко, Да не знает — ее ли ты ждешь… Что ж ты бродишь всю ночь одиноко, Что ж ты девушкам спать не даешь?!» И слова будущей песни заиграли совсем по-иному, позволяя нам самостоятельно «домыслить» дальнейшее развитие событий, их эпилог.

Стихотворение свое Исаковский показал поначалу композитору Владимиру Захарову. Тот сочинил к нему музыку, назвав свою песню «Гармонист». Ее разучили и исполнили в руководимом им хоре имени Пятницкого. Однако всеобщей известности песня не получила.

В начале 1946 года поэт публикует это свое стихотворение в журнале «Октябрь». Там-то его и приметил Борис Мокроусов и вскоре сочинил к нему музыку.

Песня Б. Мокроусова и М. Исаковского «Одинокая гармонь» была опубликована в июне 1946 года Музфондом мизерным тиражом (всего 500 экземпляров), но сумела быстро завоевать всенародную популярность и через два года была удостоена Сталинской премии. Конечно, этому способствовали записи песни на радио. Так, в 1948 году ее записал в сопровождении фортепиано известный ленинградский певец Ефрем Флакс. В следующем году — солист Всесоюзного радио Георгий Абрамов в сопровождении эстрадного оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого, блестяще ее инструментовавшего. Прикосновение к песне руки такого непревзойденного до наших дней мастера аранжировки, каким был Кнушевицкий, явилось, мне кажется, одной из решающих причин ее успеха.

В дальнейшем песню «Одинокая гармонь» исполняли С. Лемешев, П. Киричек, Л. Александровская, дуэт Л. Лядова — Н. Пантелеева и многие другие. Прекрасно исполнил ее Георг Отс.

Читайте также:  Яблоня элиза описание сорта

Песня живет и сегодня, волнуя самые сокровенные струны души. Наверное, именно поэтому ее избрали своей эмблемой и своеобразной «визитной карточкой» Тереза Рымшевич и Виктор Татарский — создатели популярной радиоперадачи «Встреча с песней».

ПЕСНЯ «ОДИНОКАЯ ГАРМОНЬ». СЛУШАТЬ ОНЛАЙН

ВАЛЕНТИНА ТОЛКУНОВА

Эстрадно-симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио

Дирижёр: Юрий Силантьев

Заключительный концерт 3-го Всесоюзного телевизионного фестиваля «Песня года»

Ведущие: дикторы Центрального телевидения Анна Шилова и Игорь Кириллов

Борис Мокроусов, Михаил Исаковский

Песня «Одинокая гармонь»

ПЕСНЯ «ОДИНОКАЯ ГАРМОНЬ». ПАРОДИИ

ОДИНОКИЙ ГОРМОН (ПЕСНЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ)

Всё уснуло вокруг до рассвета,
Организм погружается в сон,
Только в сонной артерии где-то
Одиноко блуждает гормон.
Только в сонной артерии где-то
Одиноко блуждает гормон.

То спускается по кровотоку,
То рецептор начнет раздражать,
Что ты бродишь такой одинокий,
И куда тебя надо послать?
Что ты бродишь такой одинокий,
И куда тебя надо послать?

Ты ответь на вопрос лаконично
Прежде чем в vena cava зайдёшь:
Что ты бродишь такой специфичный,
Что ты девушке спать не даешь?
Что ты бродишь такой специфичный,
Что ты девушке спать не даешь?

Всё уснуло вокруг до рассвета,
Организм погружается в сон,
Только в сонной артерии где-то
Одиноко блуждает гормон.
Только в сонной артерии где-то
Одиноко блуждает гормон.

На песню «Одинокая гармонь» создавалось и создается множество пародий (уж больно соблазнительно переделать ключевое слово «гармонь» в «гормон» со всеми вытекающими из этого последствиями). Одна из таких пародий принадлежит Дмитрию Ерохину и называется «Одинокий гормон».

Источник статьи: http://www.norma40.ru/chd/odingarm.htm

Веет с поля ночная прохлада с яблонь цвет облетает густой

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

«Одинокая гармонь»: история одной песни.

В предыдущем посте была история про то, как французская песня распространилась в разных обличьях по всему свету, включая и Россию.

А вот обратная история — как старая советская песня перекочевала во Францию.

Рождение песни «Одинокая гармонь» (композитор Борис Мокроусов, слова Михаила Исаковского) относится первым послевоенным месяцам 1945 года.

Снова замерло все до рассвета,
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.
Только слышно на улице где-то:
Одинокая бродит гармонь.

То пойдет на поля, за ворота,
То обратно вернется опять.
Словно ищет в потемках кого-то
И не может никак отыскать.

Веет с поля ночная прохлада,
С яблонь цвет облетает густой…
Ты признайся, кого тебе надо,
Ты скажи, гармонист молодой.

Может, радость твоя недалеко,
Да не знает – ее ли ты ждешь…
Что ж ты бродишь всю ночь одиноко,
Что ж ты девушкам спать не даешь?!

В архиве Исаковского сохранился первоначальный вариант песни, в котором две заключительные строфы выглядели совсем не так, как в окончательном виде:
«Отчего мне и сладко и больно
В эту пору в родимом краю?
Отчего я вздыхаю невольно,
Как заслышу гармошку твою? — спрашивала себя героиня будущей песни и сама же пыталась объяснить это для себя:
— Словно жду я тебя втихомолку,
Хоть и знаю, что ты не придешь.
Что ж ты бродишь всю ночь по поселку,
Что ж ты девушкам спать не даешь?»

Взамен этих двух строф первоначального варианта песни, исключавшего возможность встречи героев, Исаковский в окончательном варианте стихотворения сделал одну.

Стихотворение свое Исаковский показал поначалу композитору Владимиру Захарову. Тот сочинил к нему музыку, назвав свою песню «Гармонист». Ее разучили и исполнили в руководимом им хоре имени Пятницкого. Однако всеобщей известности песня не получила.
В начале 1946 года поэт публикует это свое стихотворение в журнале «Октябрь». Там-то его и приметил Борис Мокроусов и вскоре сочинил к нему музыку.

Рукописный клавир песни «Одинокая гармонь» с исправлениями, сделанными рукой Бориса Мокроусова

Песня Б.Мокроусова и М.Исаковского «Одинокая гармонь» была опубликована в июне 1946 года Музфондом мизерным тиражом (всего 500 экземпляров), но сумела быстро завоевать всенародную популярность и через два года была удостоена Сталинской премии. Этому способствовали записи песни на радио: в 1948 году ее записал в сопровождении фортепиано известный ленинградский певец Ефрем Флакс, в следующем году — солист Всесоюзного радио Георгий Абрамов в сопровождении эстрадного оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого. В дальнейшем песню «Одинокая гармонь» исполняли С. Лемешев, Георг Отс, Эдуард Хиль, Валентина Толкунова и другие.

На этой записи поет Сергей Лемешев — к сожалению, только голос без живого видео

А вот образец того, как не надо это петь (Дима Билан и Юлия Зимина). Удивительным образом современная эстрада уродует старые хорошие песни:

Песню «Одинокая гармонь» услышал во время своих гастролей в СССР знаменитый французский шансонье Ив Монтан: так появилась новая песня, фактически полностью самостоятельная, с музыкой Мокроусова — но на слова французского поэта-песенника Франсиса Лемарка. И как ни странно, но эта песня исходно — вовсе не про любовь 🙂 Вообще-то она посвящена событиям Парижской коммуны 1871 года

Читайте также:  Как формировать яблоню чтобы они не были высокими

Поет Ив Монтан (к сожалению, тоже только голос и фото):

Yves Montand Joli mai / Прекрасный май

Joli mai, c’était tous les jours fête
Il était né coiffé de muguet
Sur son cœur il portait la rosette
La légion du bonheur joli mai
Sur son cœur il portait la rosette
La légion du bonheur joli mai.

On l’a gardé le temps de le croire
Il est parti pendant qu’on dormait
Emportant la clé de notre histoire
Joli mai ne reviendra jamais
Emportant la clé de notre histoire
Joli mai ne reviendra jamais.

Joli mai, notre amour était brève
L’été vient qui mûrit le regret
Le soleil met du plomb dans les rêves
Sur la lune, on affiche complet
Le soleil met du plomb dans les rêves
Sur la lune, on affiche complet.

Joli mai, tu as laissé tes songes
Dans Paris pour les enraciner
Ton foulard sur les yeux des mensonges,
Et ton rouge dans la gorge de l’année
Ton foulard sur les yeux des mensonges,
Et ton rouge dans la gorge de l’année

Прекрасный май, были все праздничные дни,
Он родился, покрытый ландышами,
У сердца он носил орден Легиона счастья
Много счастья, прекрасный май.
У сердца он носил орден Легиона счастья
Много счастья, прекрасный май.

Сохранили в памяти веру в него,
Он ушел в то время, как мы спали,
Унося ключ от нашей истории,
Прекрасный май не вернется никогда.
Унося ключ от нашей истории,
Прекрасный май не вернется никогда.

Прекрасный май, наша любовь был короткой,
Лето приходит и зреет сожаление,
Солнце добавляет тяжести в сны
На луне свободных мест нет, переполнено.
Солнце добавляет тяжести в сны
На луне свободных мест нет, переполнено.

Красивый май, ты оставил твои сны
В Париже, чтобы их увековечить,
Твой платок на глазах лжи,
И твоя кровь посреди этого года,
Твой платок на глазах лжи,
И твои румяна на горле года.

А песня, между тем, продолжала жить своей собственной жизнью. Вот вариация на ту же музыку со словами Юза Алешковского и под названием «Окурочек». Исполняет автор:

Из колымского белого ада
шли мы в зону в морозном дыму.
Я заметил окурочек с красной помадой
и рванулся из строя к нему.

«Стой, стреляю!» — воскликнул конвойный,
злобный пес разодрал мой бушлат.
Дорогие начальнички, будьте спокойны,
я уже возвращаюсь назад.

Баб не видел я года четыре,
только мне наконец повезло —
ах, окурочек, может быть, с «Ту-104»
диким ветром тебя занесло.

И жену удавивший Капалин,
и активный один педераст
всю дорогу до зоны шагали вздыхали,
не сводили с окурочка глаз.
С кем ты, сука, любовь свою крутишь,
с кем дымишь сигареткой одной?
Ты во Внуково спьяну билета не купишь,
чтоб хотя б пролететь надо мной.

В честь твою зажигал я попойки
и французским поил коньяком,
сам пьянел от того, как курила ты «Тройку»
с золотым на конце ободком.
Проиграл тот окурочек в карты я,
хоть дороже был тыщи рублей.
Даже здесь не видать мне счастливого фарта
из-за грусти по даме червей.

Проиграл я и шмотки, и сменку,
сахарок за два года вперед,
вот сижу я на нарах, обнявши коленки,
мне ведь не в чем идти на развод.

Пропадал я за этот окурочек,
никого не кляня, не виня,
господа из влиятельных лагерных урок
за размах уважали меня.

Шел я в карцер босыми ногами,
как Христос, и спокоен, и тих,
десять суток кровавыми красил губами
я концы самокруток своих.

«Негодяй, ты на воле растратил
много тыщ на блистательных дам!» —
«Это да, — говорю, — гражданин надзиратель,
только зря, — говорю, — гражданин надзиратель.
рукавичкой вы мне по губам. »

И в заключение — одна из пародий на песню авторства Дмитрия Ерохина (песня студентов-медиков):

Всё уснуло вокруг до рассвета,
Организм погружается в сон,
Только в сонной артерии где-то
Одиноко блуждает гормон.
Только в сонной артерии где-то
Одиноко блуждает гормон.

То спускается по кровотоку,
То рецептор начнет раздражать,
Что ты бродишь такой одинокий,
И куда тебя надо послать?
Что ты бродишь такой одинокий,
И куда тебя надо послать?

Ты ответь на вопрос лаконично
Прежде чем в vena cava зайдёшь:
Что ты бродишь такой специфичный,
Что ты девушке спать не даешь?
Что ты бродишь такой специфичный,
Что ты девушке спать не даешь?

Всё уснуло вокруг до рассвета,
Организм погружается в сон,
Только в сонной артерии где-то
Одиноко блуждает гормон.
Только в сонной артерии где-то
Одиноко блуждает гормон.

Источник статьи: http://naiwen.livejournal.com/737740.html

Оцените статью