Вдоль улицы за огородами чернела вспаханная полоса через которую
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Обо(с/з) распол..жился в стороне от деревн.. около реки. Солнце жгло по-вчерашнему воздух был (не)подвижен и уныл. От жары было некуда дет..ся. На берегу стояло несколько вер(б/п). Но тень от них бе(с/з)полезно падала в воду(4). Вода в реке, голубеющая от отр.жающ..гося в ней неба, страс..но м..нила к себе.
Дымов и Кирюша быстро ра..делись и с громким криком попадали в воду. Тихо журчавшая реч..ка огл..силась фыркан..ем плеском криком. Егорушка разделся. Он прыгнул с выш..ны в речку. Описав в воздухе дугу, Егорушка глуб..ко погрузился. Но дна (не)достал. Какая-то(3) сила по(д/т)хв..тила его и пон..сла обратно наверх. Он вын..рнул. Егорушка подплыл к берегу и стал шарить около к..мышовых(2) корен..ев.
(104 слова) (по А.П. Чехову)
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.
(2) — морфемный и словообразовательный разборы слова:
камыш ов ых ← камыш (суффиксальный)
(3) — морфологический разбор слова:
какая−то — местоимение, указывает на признак, сила (какая?) какая−то;
1. Нач. форма:какая−то;
2. Пост. признаки:неопределённое;
3. Непост. признаки: именит. падеж;
(4) — синтаксический разбор предложения:
Но сущ. тень от мест. них нар. бесполезно глаг. падала в сущ. воду (повеств., невоскл., простое, двусоставн., распростр., не осложнено).
Источник статьи: http://rus6-vpr.sdamgia.ru/problem?id=393
ЕГЭ, Русский язык, Поурочное планирование, Влодавская Е.А., 2010
ЕГЭ, Русский язык, Поурочное планирование, Влодавская Е.А., 2010.
Предлагаемое поурочное планирование составлено по программе по русскому языку для 10-11 классов средней школы под редакцией А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой. Пособие учитывает специфику КИМов, дает комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, приводящие к наибольшему количеству ошибок. Книга предназначена для преподавателей русского языка, работающих в выпускном классе, ученики которого выбрали ЕГЭ как форму итоговой аттестации.
Примеры.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) В одиннадцатом классе мы после уроков заходили в кафе, которое находилось в самом центре города.
2) Есть люди, которые с самого детства несут на себе отпечаток избранности.
3) Так как мы не смогли отменить встречу в Петербурге, которая состоится завтра, то было принято решение обменять билеты.
4) По слухам, которые иногда до нас доходили. Женя стал первоклассным военным врачом.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Орешник — широколистный кустарник, который выгоняет свои стебли до высоких деревьев.
2) Многие читатели хорошо знакомы с очерками К. Паустовского, в которых человек неразрывно связан с родной природой.
3) Уникальность произведений Васнецова заключается в его индивидуальности, которая выражает исконный дух великорусского народа.
4) Есть люди, которые как-то по-особенному чувствуют природу.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) В сердце каждого человека с детства накапливается тяга к людям, которые любят и умеют работать.
2) Вдоль улицы, за огородами, чернела вспаханная полоса, через которую тянулись ещё не утоптанные тропки.
3) Отец и мать были людьми, которые прошли свой путь, как образец взаимопреданности и совершенствования.
4) Нет ничего упоительнее степной, протяжной русской песни, которая не столько поётся, сколько рождается на глазах заново.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
Примерное тематическое планирование. 11 класс. Русский язык
(подготовка к ЕГЭ). 34 часа 6
Уроки I—2. Роль пунктуации в письменном общении Принципы и функции русской пунктуации Трудные вопросы постановки знаков
препинания 11
Урок 3. Нормативное построение словосочетаний и предложений
различных типов. Интонационное богатство русской речи 20
Урок 4. Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения. Виды синтаксического разбора.
Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого 25
Урок 5. Систематизация сведений о видах сложного предложения
и пунктуации в них Д.. .А 37
Урок 6. Синтаксическая синонимия и ее’ роль в создании
выразительности речи 45
Урок 7. Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического
текстов 53
Урок 8. Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» 60
Уроки 9, 10. Обобщающее повторение. Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей.
сфера их использования 66
Уроки II, 12. Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. Практика анализа и составления
деловых бумаг, официальных документов 76
Уроки 13. 14. Публицистический стиль, его особенности, средства
эмоциональной выразительности в публицистической речи 86
Урок 15. Жанры публицистического стиля: устное выступление.
доклад, очерк 95
Урок 16. Жанры публицистического стиля; путевой И портретный
очерк. Подготовка к сочинению публицистического характера 99
Урок 17. Проблемный очерк. Подготовка к сочинению
публицистического характера 105
Урок 18. Жанры публицистического стили: эссе 110
Урок 19. Контрольная работа по теме «Публицистический стиль
речи» 116
Урок 20. Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно-
выразительных средств
Урок 21. Язык художественной литературы. Источники богатства
и выразительности русской речи 125
Урок 22. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.
Анализ художественного текста 131
Урок 23. Основные виды тропов, их использование мастерами
художественного слова. Анализ стихотворного текста 143
Урок 24. Лабораторная работа. Анализ художественно-языковой формы произведения русской литературы XX века.
Индивидуальный стиль писателя 151
Урок 25. Контрольная работа по теме «Художественный
стиль речи» 157
Уроки 26, 27. Общие сведения о языке. Культура речи
и языковая норма 163
Урок 28. Функции языка. Выдающиеся учёные-русисты 177
Урок 29. Систематизация знаний и умений по словообразованию
и орфографии 188
Уроки 30, 31. Повторение и систематизация знаний морфологии
и орфографии. Трудные случаи правописания 196
Урок 32. Трудные случаи пунктуации. Цитирование 201
Урок 33. Лингвистический анализ текста 212
Урок 34. Итоговая контрольная работа 217.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ, Русский язык, Поурочное планирование, Влодавская Е.А., 2010 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник статьи: http://obuchalka.org/2013041370623/ege-russkii-yazik-pourochnoe-planirovanie-vlodavskaya-e-a-2010.html
Сборник домашних заданий по русскому языку (стр. 11 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
1) Благодаря поддержке родных и друзей мне удалось справиться с трудностями, которые сначала казались непреодолимыми.
2) Я. Ивашкевич писал, что у книги в наше время много соперников.
3) Охотник встретил и разговорился с егерем.
4) В стихотворении А. Ахматовой «Мужество», написанном в феврале 1942 года, выражена гражданская позиция поэта.
25. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека.
2) говорил, что Россия без любого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не проживёт.
3) Благодаря особенностям почвы на этом горном склоне можно найти чуть ли не половину всех известных дикорастущих цветов.
4) В основу стихотворения «Певец» положены известные образы-символы — лира и венец.
26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) В древнерусском языке слово дом, которое обозначало и хозяйство, и семью, и домочадцев, было очень важным.
2) В 1882 году Виктор Михайлович Васнецов встречается с художниками из славной плеяды передвижников: Репиным, Поленовым, Суриковым, которые оказали большое влияние на творчество художника.
3) Гравёр Пожалостин — один из лучших русских граверов, работы которого хранятся не только в России, но и во Франции, в Англии.
4) Предложения, которые в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств, образуют самостоятельное, целостное и законченное сообщение.
27. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) В сердце каждого человека с детства накапливается тяга к людям, которые любят и умеют работать, чувствуют мастерство.
2) Вдоль улицы, за огородами, чернела вспаханная полоса, через которую тянулись ещё не утоптанные тропки.
3) Отец и мать были людьми, которые понимали высокие идеалы жизни и прошли свой путь как образец взаимопреданности и совершенствования.
4) Нет ничего упоительнее степной, протяжной русской песни, которая не столько поётся, сколько рождается на глазах как бы заново.
28. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) «Жестокий век», в пределах которого Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Белинский проходили свой жизненный путь и осуществляли свой творческий подвиг, наложил мрачные краски на биографию каждого из них.
2) Рафаэль Санти, один величайших живописцев всех времён и народов, , которая прельстила его своей красотою, нашел бесконечный источник вдохновения, даже написав с неё, как говорят, Мадонну для Сикстинской капеллы.
3) Космонавт — особая профессия, которая родилась в глубокой прозорливости человеческого ума, стремлении людей познать бескрайние просторы Вселенной.
4) Подлинная красота языка создаётся точностью, ясностью, звучностью слов, которые оформляют образы, характеры, идеи книги.
29. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Это никем не нарушаемая тишина, в которой даже самый невнятный звук вызывает тёплый, живой отклик в сердце.
2) Обычаи, которые регулируют общение людей, появились давным-давно.
3) По словам Гумбольдта, язык — явление, которое стимулирует человеческую духовную силу к постоянной деятельности.
4) Речевые ошибки, которые являются отклонением от языковых норм, свидетельствуют о малограмотности человека, усложняют его общение с другими людьми.
30. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Средства массовой информации, в частности телевидение, значительно влияют на количество речевых ошибок, которые допускают люди.
2) Надо любить и хранить образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров слова.
3) Самые лучшие обычаи народов, которые заключают в себе мудрость и доброту, живут и сейчас.
4) Язык народа — это феномен, достояние, которым мы не вправе пренебрегать.
После долгих дней страшной засухи пошли, наконец, благословенные дожди. Обмелевшие речки наполнились живой бегучей сладкой водою. Изнывавшие от жажды лесные дикие звери с наслаждением купались в прохладной воде. Стадо диких слонов однажды вечером возвращалось с водопоя по Великой звериной тропе, протоптанной десятками звериных поколений. Впереди весело бежал разыгравшийся молодой слоненок, пятнадцати лет от роду и ста пудов весом.
Вдруг он остановился, услышав чей-то ворчливый голос, раздававшийся из-под его ног. Это говорил муравей, тащивший на себе обломок прошлогодней веточки.
— Ослеп ты, что ли, огромный кусок мяса? Уж эти мне молодые слоны, вечно суются под ноги.
Слоненок от удивления выпучил маленькие красные глаза, насторбучил уши и продолжал стоять. Но шедшая сзади старая мать-слониха закричала на него:
— Или ты оглох? Извинись скорее и сойди с тропы.
— Прости, старший брат мой, — пробормотал сконфуженный слоненок, осторожно сходя с дороги.
Муравей ничего не ответил. А молодой слон, дождавшись, когда слониха опять пришла в доброе расположение духа, спросил ее учтиво:
— Скажи мне, о мать моя, почему же он такой сердитый?
И мать объяснила ему:
— Он тащил на себе такую тяжесть, что если бы ее увеличить во столько раз, во сколько ты больше, тяжелее и глупее муравья, да положить эту тяжесть на тебя, то она расплющит тебя так же легко, как — смотри — я давлю ногою этого скорпиона.
Какие нравственные проблемы могла проиллюстрировать сказка А. Куприна? Выпишите предложение с обособленным несогласованным определением. Выпишите предложение, в котором есть приложение. Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении. Определите способ образования слов засуха, благословенные, обмелевшие, водопой, поколение, обломок.
Когда музыка сильнее смерти
Когда началась оккупация1 и парижское кафе,2 в котором Шарль так вдохновенно играл по вечерам,3 закрылось,4 он пешком отправился в свой родной городок. Шарль не взял в дорогу ничего,5 кроме главного своего сокровища,6 гитары. С ней он всегда мог найти себе ночлег,7 кусок хлеба и кружку вина в дороге. На полпути домой Шарль стал свидетелем расстрела двух мужчин на площади маленького городка. Все население солдаты согнали на площадь и велели всем в назидание стоять и смотреть на расстрелянных до вечера. Люди стояли8 молча9 и понуро,10 уткнувшись глазами в землю.
— За что их? — спросил подошедший Шарль седого старика.
— Молчи,11 не наше дело, — прошептал старик и еще больше ссутулил и без того сутулые плечи.
Шарль почувствовал,12 как серый страх липкой паутиной окутал всю площадь,13 пригнул людей к земле. Молчали даже дети. Тогда он бережно достал из чехла свою гитару14 и нежно тронул ее струны. Люди удивленно и испуганно оглянулись на него.
Седой старик вполголоса сказал Шарлю:
— Нам теперь не до песен и не до музыки, — но гитара уже пела во весь голос.
От ее звенящего мотива у людей сначала похолодело под сердцем,15 а потом заблестели глаза16 и поднялись головы. Губы зашевелились,17 беззвучно повторяя за гитарой призывные слова «18Марсельезы»:19
Подымайтесь за Родину!
День славы настал.
Солдаты прикладами распихали толпу20 и стали разгонять людей с площади. Выхватив у Шарля гитару,21 они увели его в полицейский участок. Наутро офицер сказал Шарлю:
— Тебе повезло,22 музыкантишка. Я должен был расстрелять тебя,23 но мой друг,24 начальник охраны в концлагере,25 ищет музыкантов для оркестра.
Так кудрявый гитарист Шарль попал в концлагерь вместе со своей гитарой.
— Ты будешь играть немецкие марши для укрепления веры в нашу непобедимость,26 дисциплину и порядок, — сказал ему офицер,27 вручая несколько листочков с нотами.
Во время вечерней прогулки Шарль вышел со своей гитарой на середину тюремного двора. Он вскинул голову,28 и пальцы его забегали. Гитара запела торжественно и звонко. Из всех бараков на тюремный двор потянулись цепочки людей,29 и вскоре они окружили музыканта плотным кольцом. Лицо Шарля раскраснелось,30 глаза блестели,31 а его гитара звенела раскатистыми и грозными трелями. Это была импровизация,32 но только глухой не услышал бы в этой музыке все тот же громкий призыв Марсельезы.
И,33 как несколько дней тому назад на площади,34 потухшие глаза людей наполнялись светом свободы,35 а опущенные плечи распрямлялись.
Разгневанные,36 охранники увели Шарля прочь и отрубили ему кончики пальцев.
— Ты не захотел играть марши,37 значит,38 завтра будешь работать вместе со всеми в карьере! — приказал начальник охраны.
Шарль не помнил,39 как толкал тяжелую тачку с камнями. Болью пульсировали не только обрубки пальцев,40 но и все его тело. Чтобы не упасть41 и не потерять от боли сознание,42 он беззвучно пел все тот же призывный мотив,43 и это помогло ему выдержать день.
Вечером он даже не мог дойти до столовой и,44 корчась от боли,45 без сил свалился на нары. Но когда наступило время вечерней прогулки,46 Шарль вдруг поднялся,47 взял гитару и вышел на тюремный двор. Нет,48 он не мог играть,49 но он мог петь и отбивать на своей гитаре ритм. Песня его звучала совсем негромко,50 но проникала в каждый барак и в каждое сердце. Сначала один робкий голос присоединился к Шарлю,51 затем другой,52 третий.
Песня росла и ширилась. Какая это была песня! Толпа плотным кольцом окружила Шарля,53 и солдатам пришлось стрелять в воздух,54 чтобы люди расступились. Охранники просто взбесились —55 они разбили гитару и отрезали Шарлю язык.
К огромному удивлению заключенных,56 на следующий вечер он снова появился в центре тюремного двора,57 пританцовывая под музыку,58 которую каждый слышал в своем сердце. Вскоре все люди танцевали,59 соединив руки вокруг его кровоточащей,60 подрагивающей от боли61 фигуры. На этот раз охранники,62 завороженные увиденным,63 не двигались с места.
Один торговец отправил своего сына узнать Секрет Счастья у самого мудрого из всех людей. Юноша сорок дней шёл через пустыню и, наконец, подошёл к прекрасному замку, стоявшему на вершине горы. Там и жил мудрец, которого он искал. Однако вместо ожидаемой встречи с мудрым человеком наш герой попал в залу, где всё бурлило: торговцы входили и выходили, в углу разговаривали люди, небольшой оркестр играл сладкие мелодии и стоял стол, уставленный самыми изысканными кушаньями этой местности. Мудрец беседовал с разными людьми, и юноше пришлось около двух часов дожидаться своей очереди.
Мудрец внимательно выслушал объяснения юноши о цели его визита, но сказал в ответ, что у него нет времени, чтобы раскрыть ему Секрет Счастья. И предложил ему прогуляться по дворцу и прийти снова через два часа.
— Однако я хочу попросить об одном одолжении, — добавил мудрец, протягивая юноше маленькую ложечку, в которую он капнул две капли масла. — Всё время прогулки держи эту ложечку в руке так, чтобы масло не вылилось.
Юноша начал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, не спуская глаз с ложечки. Через два часа он вернулся к мудрецу.
— Ну как, — спросил тот, — ты видел персидские ковры, которые находятся в моей столовой? Ты видел парк, который главный садовник создавал в течение десяти лет? Ты заметил прекрасные пергаменты в моей библиотеке?
Юноша в смущении должен был сознаться, что он ничего не видел. Его единственной заботой было не пролить капли масла, которые доверил ему мудрец.
— Ну что ж, возвращайся и ознакомься с чудесами моей Вселенной, — сказал ему мудрец. — Нельзя доверять человеку, если ты не знаком с домом, в котором он живёт.
Успокоенный, юноша взял ложечку и снова пошёл на прогулку по дворцу; на этот раз, обращая внимание на все произведения искусства, развешанные на стенах и потолках дворца. Он увидел сады, окружённые горами, нежнейшие цветы, утончённость, с которой каждое из произведений искусства было помещено именно там, где нужно.
Вернувшись к мудрецу, он подробно описал всё, что видел.
— А где те две капли масла, которые я тебе доверил? — спросил Мудрец.
И юноша, взглянув на ложечку, обнаружил, что всё масло вылилось.
— Вот это и есть тот единственный совет, который я могу тебе дать: Секрет Счастья в том, чтобы смотреть на все чудеса света, при этом никогда не забывая о двух каплях масла в своей ложечке.
Из первого абзаца выпишите все частицы. В отрывке, выделенном курсивом, найдите слова, образованные путем перехода из одной части речи в другую. Выпишите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточного условия и придаточного определительного. В двух последних трех репликах найдите краткое причастие. Выпишите сложное предложение со всеми видами связи: бессоюзной, подчинительной и сочинительной.
Источник статьи: http://pandia.ru/text/80/247/83596-11.php