Уж ты сад слонима

Полифонические пьесы 1-7 класс ДМШ

Download pdf


Педагогический репертуар
Полифонические пьесы
для фортепиано
четвертое издание
редакторы-составители Я.Ляховицкая, Б.Вольман
«Музыка», 1966г.
номер 485

  • Раздел первый ОБРАБОТКА НАРОДНЫХ ПЕСЕН
    • 1. Дровосек
    • 2. Перевейся, хмелек
    • 3. Ночка темная
    • 4. Ах вы, сени
    • 5. Я пойду ли, молоденька
    • 6. Выйду ль я на реченьку
    • 7. Молодка молодая
    • 8. Что пошла Параша
    • 9. У Маруси хата. Обработка И. Любарского.
    • 10. Пошла я. Обработка И. Любарского.
    • 11. Пойду, подступлю. Обработка Ф. Соколова
    • 12. Ай, во поле липонька
    • 13. Не кукуй, кукушечка. (По Ю. Мельгунову)
    • 14. У ворот, ворот, ворот. (По М. Балакиреву)
    • 15. Комарок. (По А. Лядову)
    • 16. Оровела. Обработка Д. Аракишвили.
    • 17. Где ты бродишь, моя доля
    • 18. Как по морю, морю. Обработка Ф. Соколове (По М. Балакиреву)
    • 19. Как во городе царевна. Обработка Ф. Соко лова. (По М. Балакиреву)
    • 20. Ты не стой, не стой колодец. (По А. Лядову)
    • 21. Заиграй, моя волынка. (По В. Калинникову)
    • 22. Коляда. Обработка Ф. Соколова
    • 23. Ой, летает сокол. Обработка И. Берковича. (По Я.Степанову)
    • 24. Нападай-ко ли, нападай. (По А. Лядову).
    • 25. Как по лугу, по лужочку. Обработка Ф. Соколова. (По М. Балакиреву)
    • 26. Как за речкою. Обработка Ф. Соколова. (По Н. Римскому-Корсакову)
    • 27. Шорская песня. Обработка М. Гольденберг
    • 28. Кума. Обработка А. Александрова
    • 29. Уж ты, сад. Обработка В. Слонима.
    • 30. Я с комариком плясала. Обработка В. Слонима
    • 31. Сидел Ваня. Обработка Э. Павчинского (По П. Чайковскому)
    • 32. Подблюдная. Обработка А. Зилоти. (По А. Лядову)
    • 33. Ой, из-за горы каменной. Обработка И. Берковича. (По И. Леонтовичу)
    • 34. Последний час разлуки. Обработка А. Александрова
    • 35. У ворот, ворот, ворот. Обработка Ф. Соколова. (По М. Балакиреву)
    • 36. Вдоль по улице. Обработка К. Эйгес.
    • 1. Е. Аглинцева. Русская песня
    • 2. Д. Левидова. Пьеса
    • 3. А. Гречанинов. Вербушка
    • 4. С. Ляпунов. Пьеса
    • 5. В. Герштейн. Канон
    • 6. С. Павлюченко. Фугетта
    • 7. С. Майкапар. Канон
    • 8. С. Майкапар. Песня моряков
    • 9. С. Майкапар. Фугетта
    • 10. С. Майкапар. Прелюдия и фугетта.
    • 11. А. Гедике. Инвенция
    • 12. А. Гедике. Трехголосная прелюдия
    • 13. А. Гольденвейзер. Фугетта
    • 14. А. Лядов. Канон
    • 15. А. Гедике. Канон
    • 16. Г. Пахульский. Канон
    • 17. А. Скрябин. Канон
    • 18. Г. Пахульский. Двухголосная фуга.
    • 19. Н. Мясковский. В старинном стиле
    • 20. А. Лядов. Сарабанда
    • 21. С. Майкапар. Прелюдия и фугетта.
    • 22. С. Майкапар. Прелюдия и фугетта.
    • 1. И. Кригер. Менуэт
    • 2. И. Кригер. Бурре
    • 3. Г. Телеман. Пьеса
    • 4. Г. Телеман. Пьеса
    • 5. Г. Телеман. Пьеса
    • 6. Г. Гендель. Менуэт
    • 7. Г. Бем. Менуэт
    • 8. А. Корелли. Сарабанда
    • 9. П. Локателли. Менуэт
    • 10. Ф. Бладжини. Ариетта
    • 11. Г. Бенда. Менуэт
    • 12. В. Бёрд. Аллегретто
    • 13. А. Корелли. Сарабанда
    • 14. Г. Телеман. Модерато
    • 15. Г. Телеман. Ариозо
    • 16. И. Пахельбель. Гавот с вариациями.
    • 17. И. Кирнбергер. Менуэт
    • 18. Ж. Арман. Фугетта
    • 19. Аноним XVIII века. Аллегро
    • 20. И. Гесслер. Прелюдия
    • 21. И. Гесслер. Прелюдия
    • 22. И. Гесслер. Прелюдия
    • 23. И. Гесслер. Прелюдия
    • 24. А. Фрейер. Прелюдия.
    • 25. И. Фробергер. Сарабанда
    • 26. И. Пахельбель. Сарабанда
    • 27. Г. Муффат. Ария
    • 28. А. Мартини. Ария
    • 29. А. Маттесон. Дубль
    • 30. Г. Гендель. Ария
    • 31. И. Пахельбель. Ария
    • 32. Ф.-Э. Бах. Менуэт
    • 33. Д. Циполи. Фугетта
    • 34. Д. Циполи. Сарабанда
    • 35. Г. Гендель. Фугетта
    • 36. И.-С. Бах. Бурре
    • 37. И.-С. Бах. Фугато

    1-5 класс дмш

    Скачать ноты

    Спасибо Александру за сборник!

    Ноты в сборнике pdf


    Педагогический репертуар
    детской музыкальной школы
    5 класс
    Полифонические пьесы
    Выпуск 1
    «Музыка», 1969г.
    номер 5772

    И. С. Бах. Две двухголосные инвенции
    И. С. Бах. Маленькая двухголосная фуга
    И. С. Бах. Маленькая прелюдия
    Г. Гендель. Фугетта
    А. Лядов. Канон. Соч. 34 № 1
    С. Майкапар. Фугетта. Соч. 8 № 11
    С. Майкапар. Прелюдия и фугетта. Соч. 37 № 2
    Н. Мясковский. В старинном стиле. Фуга. Соч. 43 № 2
    Д. Кабалевский. Прелюдия и фуга. Соч. 61.
    С. Павлюченко. Фугетта
    Б. Страннолюбский. Фугетта
    М. Осокин. Фуга. Соч. 23 № 16
    С. Сендерей. Фугетта
    В. Купревич. Фуга.

    Полифония пятого класса

    Скачать ноты

    Источник

    Обобщение опыта «Работа над полифонией в младших классах»

    Онлайн-книги

    « Работа над полифонией в младших классах» Методическое сообщение.

    Петренко Тамара Григорьевна преподаватель по классу фортепиано, первая квалификационная категория.

    (Н. Мясковский, С. Майкапар, Ю. Щуровский)………………………5

    Актуальность темы: Работа над полифонией является одной из наиболее сложных областей воспитания и обучения учащихся. Изучение полифонической музыки не только активизирует одну из важнейших сторон восприятия музыкальной ткани – его многоплановость, но и успешно влияет на общее музыкальное развитие ученика, ведь с элементами полифонии обучающийся соприкасается и во многих произведениях гомофонно-гармонического склада.

    « Полифония» – обязательный атрибут учебных программ по специальности «фортепиано» на всех ступенях обучения: от ДМШ до ВУЗа. Поэтому, на сегодняшний день, тема является актуальной в вопросах становления современного музыканта-исполнителя.

    Цель моей работы – показать основные методы работы над полифоническими произведениями в младших классах на примерах произведений.

    Задачи – помочь исполнителю определить мелодические линии голосов, значение каждого, слышать их взаимосвязь и находить средства исполнения, создающие дифференциацию голосов, разноплановость их звучания.

    Рассматривая тему полифонии, не нужно забывать и о других сферах ее существования. В полифонической литературе большая роль отводится двухголосным произведениям крупной формы. В пьесах малых форм, особенно кантиленного характера, полнее используется трехплановая фактура, объединяющая мелодию и гармонию. Более серьезное внимание уделяется ансамблевой игре и чтению с листа.

    В процессе музыкально-слухового и технического развития ученика 3-4 классов особенно выступают новые качества, связанные с обогащением ранее приобретенного и задачами, возникающими на данном отрезке обучения. По сравнению с 1-2 классами заметно раздвигаются жанрово-стилистические рамки программного репертуара.

    Важное значение придаётся исполнительским навыкам, связанным с владением интонационной, темпо-ритмической, ладо-гармонической и артикуляционной выразительностью. Существенно расширяется применение динамических нюансов и педализации. В фортепианной фактуре произведений появляются новые, более сложные приёмы мелкой техники и элементы аккордово-интервального изложения. К концу этого отрезка обучения становятся заметными различия в уровне развития музыкально-слуховых и фортепианно-двигательных способностей учащихся. Это позволяет предугадать возможности их дальнейшего общемузыкального,

    профессионального и исполнительского обучения. Художественно-педагогический репертуар школьника включает фортепианную музыку разных эпох и стилей. По сравнению с двумя начальными годами обучения в 3-4 классах четко выявляются специфика воспитания музыкального мышления и навыки исполнительства при изучении разных типов фортепианной литературы.

    1. Работа над полифоническими обработками народных песен

    (Н. Мясковский, С. Майкапар, Ю. Щуровский).

    Музыкальное развитие ребенка предполагает воспитание способности слышать и воспринимать как отдельные элементы фортепианной ткани, т.е. горизонталь, так и единое целое – вертикаль. В этом смысле большое воспитательное значение придается полифонической музыке. С элементами подголосочной, контрастной и имитационной полифонии ученик знакомиться уже с первого класса школы. Эти разновидности полифонической музыки в репертуаре 3-4 класса не всегда выступают в самостоятельном виде. Часто мы встречаем в детской литературе сочетания контрастного голосоведения с подголосочным или имитационным. Особая роль принадлежит изучению кантиленной полифонии. В школьную программу входят: полифонические обработки для фортепиано народных лирических песен, несложные кантиленные произведения И. Баха и советских композиторов (Н. Мясковский, С. Майкапар, Ю. Щуровский). Они способствуют лучшему вслушиванию ученика в голосоведение, вызывают яркую эмоциональную реакцию на музыку.

    Проанализируем отдельные образцы полифонических обработок отечественного музыкального фольклора, отметив их значение в музыкальном и пианистическом воспитании ребенка. Возьмем для примера такие пьесы: «Подблюдная» А. Лядова, «Кума» Ан. Александрова, «Уж ты сад» Слонима. Все они написаны в куплетно-вариационной форме. Певучие мелодии при повторении «обрастают» подголосками, «хоровым» аккордовым сопровождением, щипковым народно-инструментальным фоном, красочными перебросками в разные регистры.

    Важную роль в полифоническом воспитании ученика играют обработки народных песен. Превосходным образцом легкой обработки русской народной песни может служить «Кума» Ан. Александрова:

    В пьесе 3 раздела, как бы 3 куплета песни. В каждом из них один из голосов проводит неизменный песенный напев. Другие голоса имеют характер подголосков; они обогащают мелодию, раскрывают в ней все новые черты. Приступая к работе над пьесой, надо прежде всего познакомить ученика с самой песней, исполняя её на инструменте. Осознать музыкальное развитие пьесы и выразительное значение полифонии в каждом из трёх «куплетов» помогает образное представление содержания. Первый «куплет» как бы воспроизводит образ Кумы, степенно заводящей разговор с Кумом. Подголоски в нижнем регистре отличаются плавностью, размеренностью и даже известной «чинностью» движения. Их надо исполнять неторопливо, мягким, глубоким звуком, добиваясь максимального legato . При работе над первым «куплетом» полезно обратить внимание ученика на характерную ладовую переменность, подчеркивающую народно-национальную основу пьесы.

    Второй «куплет» значительно отличается от первого. Тема переходит в нижний голос и приобретает мужественный оттенок; ей вторит веселый и звонкий верхний голос. Ритмическое движение становится более оживленным, лад — мажорным. В этом жизнерадостном «дуэте Кума и Кумы» необходимо добиться рельефного звучания крайних голосов. Большую пользу может принести одновременное исполнение их учеником и педагогом – один играет за «Кума» другой за «Куму». Заключительный «куплет»-самый веселый и оживленный. Движение восьмыми теперь становится непрерывным. Особенно большую выразительную роль в изменении характера музыки играет нижний подголосок. Он написан в духе типичных народно-инструментальных сопровождений, широко распространенных в русской музыкальной литературе. Задорно-шутливый характер музыки подчеркивают мастерски вплетенные в ткань пьесы имитации голосов. Заключительный «куплет» наиболее сложен для исполнения в полифоническом отношении. Помимо сочетания в партии одной руки двух голосов, различных в ритмическом отношении, что имело место и в предыдущих «куплетах», здесь особенно трудно добиться контраста между партиями двух рук: певучего legato в правой руке и легкого staccato в левой руке.

    Обычно не сразу дается учеником принужденное исполнение перекличек голосов. Изучение «Кумы» Ан. Александрова полезно во многих отношениях. Помимо воспитания полифонического мышления, навыков исполнения разнообразных сочетаний контрастных голосов, пьеса даёт возможность поработать над певучей песенной мелодией и познакомиться с некоторыми стилистическими особенностями русской народной музыки.

    Далее приведем примеры пьес, в которых ученик приобретает навыки кантиленной полифонической игры, владения эпизодическом двухголосием в партии отдельной руки, контрастными штрихами, слышания и ощущения целостного развития всей формы. Соединение подголосочной ткани с имитациями находим в переложенных И. Берковичем для фортепиано украинских народных песнях, обработанных Н. Лысенко, Н. Леонтовичем. В школьном репертуаре утвердились его пьесы:

    Источник

    Читайте также:  Хессайон все сада своими руками
Оцените статью