Утро в сосновом саду

Картина «Утро в сосновом лесу» Ивана Ивановича Шишкина — утреннее пробуждение заповедного леса

«Утро в сосновом лесу» — легендарная картина гениального русского живописца Ивана Ивановича Шишкина (Ivan Ivanovich Shishkin). Пробуждающийся таинственный лес, окутанный утренней дымкой, кажется живым. Контраст сумрака и солнечного света завораживает. На переднем плане изображена поваленная сосна с ползающими по ней медвежатами. Верхушки устремленных в небо могучих деревьев срезаны: этим автор подчеркивает необъятность природы. При взгляде на картину зритель ощущает первозданный покой чащи, существующей независимо от человека.

  • Название картины: «Утро в сосновом лесу».
  • Автор: Иван Иванович Шишкин (1832-1898).
  • Год написания: 1889 г.
  • Размер: 139 х 213 см.
  • Стиль:Реализм.
  • Жанр:Пейзаж.
  • Техника:Масляная живопись.
  • Материал: Холст.
  • Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

К моменту создания своего главного шедевра Иван Шишкин уже полностью сформировался как пейзажист. Он много путешествовал, бывал за границей, но никакие европейские красоты не могли сравниться для него с родными просторами.

Представленное на выставке в 1888 году произведение «Туман в сосновом лесу» имело шумный успех. Использованные в нем художественные приемы («растворение» стволов в густой пелене, чарующие цветовые переходы) требовали дальнейшей проработки. И публике, и самому автору хотелось продолжения эксперимента.

Заповедный лес мастер увидел на острове Городомля (озеро Селигер). Сначала он намеревался оживить чащобу жанровой сценкой с зайцами, но потом отказался от этой идеи: милые зайчишки как-то не соответствовали величественному антуражу. Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905) предложил живописцу нарисовать мишек. Опасные, грозные, сильные, олицетворяющие саму Россию животные гармонично вписывались в ландшафт.

Шишкин поручил создание зверей другу. Он и сам бы легко справился с задачей, ведь на эскизах косолапые у Ивана Ивановича выходили замечательно, но хотел дать возможность заработать нуждавшемуся в деньгах собрату по кисти. Савицкий получил четверть гонорара — тысячу рублей. Да, не зря объединение художников-передвижников именовалось Товариществом!

Под картиной, первоначально названой «Медвежье семейство в лесу», подписались оба автора. Однако заказчик, меценат Павел Михайлович Третьяков, рассердился и собственноручно стер фамилию Савицкого скипидаром.

«Утро в сосновом лесу», несмотря на сложную судьбу мишек, завоевало огромную народную любовь. Новую жизнь шедевру подарили конфеты «Мишка косолапый» и шоколад «Три медведя». Сегодня, как и много лет назад, наши дети и внуки разворачивают обертку лакомства, любуясь медвежонком, вставшим на задние лапы. Он внимательно всматривается в туман — словно ребенок, которому не терпится исследовать мир…

Читайте также:  Питомник анны калугиной сад флоксов

Источник

Утро в сосновом лесу описание

Шишкин картина Утро в сосновом лесу

Автором картины «Утро в сосновом лесу» является великий русский художник Иван Иванович Шишкин (1832-1898). Однако его руке принадлежит только сам пейзаж. Главных героев картины — трёх медвежат и медведицу написал другой известный художник Константин Аполлонович Савицкий. Ошибочное представление, что «Утро в сосновом лесу» была написана только Шишкиным, связано с тем, что Павел Михайлович Третьяков, купивший картину для своей коллекции, стёр подпись Савицкого.

История картины

Картина была написана в 1889 году. Холст, масло. Размеры: 139 × 213 см. В настоящее время находится в Третьяковской галерее в Москве. Интересно, что изначально картина имела название «Медвежье семейство в лесу».

Считается, что сюжет картины Иван Шишкин придумал во время посещения острова Городомля, который расположен на озере Селигёр. Здесь живописец увидел нетронутую природу, густой лес, который поражает воображение своей красотой и первозданностью.

Изначально на картине не было медведей, только сам лесной пейзаж. Иван Шишкин был непревзойдённым пейзажистом, однако в анимализме, то есть изображении животных, он был не силён. Поэтому медведей написал другой художник — Константин Савицкий.

Описание картины «Утро в сосновом лесу»

Картина «Утро в сосновом лесу» буквально пленяет зрителя своей необычайной красотой. Вековой лес поражает своей мощью, нетронутой природой. Сосны с толстыми стволами и узловатыми ветвями будто сами собой намекают на свою древнюю природу. Лес тонет в белесом тумане, который рано с утра покрыл всё вокруг молочной завесой.

На картине изображено раннее утро. Солнце только начинает вставать и лес начинает окрашиваться в золотистые оттенки рассвета. Так как солнце бросило свои первые лучи на самые верхушки деревьев, они резко контрастируют с полумраком внутри леса. Такой красивый переход цветов и оттенков завораживает. Оттенки картинки плавно меняются от тёмно-зелёного снизу до ярко-золотого сверху.

На переднем плане находится поваленная сосна. Здесь собралось медвежье семейство. Три беспокойных медвежонка ползают по надломленному стволу. Рядом находится мать-медведица, которая следит за своими детками, которым ещё хочется играть и обследовать всё незнакомое. Один из медвежат встал на задние лапы и всматривается вглубь окутанного туманом леса. Таким образом он интригует зрителя, так что хочется проследить за его взглядом, всмотреться вглубь картины, чтобы увидеть, что такое увидел вдалеке замерший медвежонок.

Источник

«Утро в сосновом лесу»: какую тайну скрывает самая знаменитая картина Шишкина

«Утро в сосновом лесу» является, пожалуй, одним из самых известных полотен Ивана Шишкина. Первое, что привлекает и умиляет зрителей, смотрящих на шедевр, — это медведи. Без животных картина вряд ли получилась бы такой притягательной. А между тем мало кто знает, что нарисовал зверей вовсе не Шишкин, другой художник по фамилии Савицкий.

Читайте также:  Чай малиновый сад состав

Мастер по медведям

Константин Аполлонович Савицкий теперь уже не так известен, как Иван Иванович Шишкин, имя которого знает, наверное, даже ребенок. Тем не менее Савицкий тоже является одним из самых талантливых отечественных живописцев. В свое время он был академиком и членом Императорской Академии художеств. Понятно, что именно на почве искусства Савицкий и познакомился с Шишкиным.
Оба они любили русскую природу и самозабвенно изображали ее на своих полотнах. Вот только Иван Иванович предпочитал больше пейзажи, на которых люди или животные, если и появлялись, то только в роли второстепенных персонажей. Савицкий же, напротив, активно изображал и тех, и других. Видимо, благодаря мастерству друга, Шишкин утвердился в мысли о том, что фигуры живых существ ему не слишком удаются.

Помощь друга

В конце 1880-х годов Иван Шишкин закончил очередной пейзаж, на котором необычайно живописно изобразил утро в сосновом лесу. Однако, по мнению художника, картине не хватало какого-то акцента, в качестве которого он задумал нарисовать 2-х медведей. Шишкин даже сделал наброски для будущих персонажей, но остался недоволен своей работой. Тогда-то он и обратился к Константину Савицкому с просьбой помочь ему с животными. Друг Шишкину не отказал и с радостью взялся за дело. Медведи получились на зависть. Кроме того количество косолапых увеличилось вдвое.
Справедливости ради стоит отметить, что сам Шишкин мухлевать вовсе не собирался и, когда картина была готова, указал не только свою фамилию, но и Савицкого. Оба приятеля были удовлетворены совместным творчеством. Но все испортил основатель знаменитой на весь мир галереи Павел Третьяков.

Упрямый Третьяков

Именно Третьяков приобрел у Шишкина «Утро в сосновом лесу». Однако 2 подписи на картине меценату не понравились. А поскольку после покупки того или иного произведения искусства Третьяков считал себя единственным и полноправным его обладателем, он взял да и стер имя Савицкого. Шишкин принялся было возражать, но Павел Михайлович остался непреклонен. Он сказал, что манера письма, и в том числе и касательно медведей, соответствует манере Шишкина, а Савицкий здесь явно лишний.
Полученным от Третьякова гонораром Иван Шишкин поделился с другом. Однако он отдал Савицкому только 4-ую часть денег, объяснив это тем, что наброски к «Утру» он делал без помощи Константина Аполлоновича.
Наверняка, Савицкому было обидно подобное обращение. Во всяком случае больше он не написал в паре с Шишкиным ни одного полотна. А медведи Савицкого в любом случае действительно стали украшением картины: без них «Утро в сосновом лесу» вряд ли получила бы такое признание.

Источник

Картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»: что не так с медведями

«Утро в сосновом лесу» является, пожалуй, одним из самых известных полотен Ивана Шишкина. Первое, что привлекает и умиляет зрителей, смотрящих на шедевр, — это медведи. Без животных картина вряд ли получилась бы такой притягательной. А между тем мало кто знает, что нарисовал зверей вовсе не Шишкин, другой художник по фамилии Савицкий.

Читайте также:  Ландшафтный дизайн французских садов

Картина «Утро в сосновом лесу»: что не так с медведями

Константин Аполлонович Савицкий теперь уже не так известен, как Иван Иванович Шишкин, имя которого знает, наверное, даже ребенок. Тем не менее Савицкий тоже является одним из самых талантливых отечественных живописцев. В свое время он был академиком и членом Императорской Академии художеств. Понятно, что именно на почве искусства Савицкий и познакомился с Шишкиным.

Оба они любили русскую природу и самозабвенно изображали ее на своих полотнах. Вот только Иван Иванович предпочитал больше пейзажи, на которых люди или животные, если и появлялись, то только в роли второстепенных персонажей. Савицкий же, напротив, активно изображал и тех, и других. Видимо, благодаря мастерству друга, Шишкин утвердился в мысли о том, что фигуры живых существ ему не слишком удаются.

В конце 1880-х годов Иван Шишкин закончил очередной пейзаж, на котором необычайно живописно изобразил утро в сосновом лесу. Однако, по мнению художника, картине не хватало какого-то акцента, в качестве которого он задумал нарисовать 2-х медведей. Шишкин даже сделал наброски для будущих персонажей, но остался недоволен своей работой. Тогда-то он и обратился к Константину Савицкому с просьбой помочь ему с животными. Друг Шишкину не отказал и с радостью взялся за дело. Медведи получились на зависть. Кроме того количество косолапых увеличилось вдвое.

Справедливости ради стоит отметить, что сам Шишкин мухлевать вовсе не собирался и, когда картина была готова, указал не только свою фамилию, но и Савицкого. Оба приятеля были удовлетворены совместным творчеством. Но все испортил основатель знаменитой на весь мир галереи Павел Третьяков.

Именно он приобрел у Шишкина «Утро в сосновом лесу». Однако две подписи на картине меценату не понравились. А поскольку после покупки того или иного произведения искусства Третьяков считал себя единственным и полноправным его обладателем, он взял да и стер имя Савицкого. Шишкин принялся было возражать, но Павел Михайлович остался непреклонен. Он сказал, что манера письма, и в том числе и касательно медведей, соответствует манере Шишкина, а Савицкий здесь явно лишний.Полученным от Третьякова гонораром Иван Шишкин поделился с другом. Однако он отдал Савицкому только 4-ую часть денег, объяснив это тем, что наброски к «Утру» он делал без помощи Константина Аполлоновича.

Наверняка, Савицкому было обидно подобное обращение. Во всяком случае больше он не написал в паре с Шишкиным ни одного полотна. А медведи Савицкого в любом случае действительно стали украшением картины: без них «Утро в сосновом лесу» вряд ли получила бы такое признание.

Источник

Оцените статью