- Правила ландшафтного дизайна
- Условные обозначения в ландшафтном дизайне
- Ландшафтный проект участка
- С чего начинается работа над проектом. Предпроектный анализ.
- Этапы ландшафтного проектирования
- 1. Эскизы генерального плана участка
- 2. Генплан участка.
- 3. Разбивочный чертеж
- 4. Дендроплан
- 5. Посадочный чертеж.
- 6. Детальная разработка цветников и альпинариев.
Правила ландшафтного дизайна
Взаимоотношения природы и человека отражается в направлениях ландшафтного дизайна. Одна крайность – поломать и подчинить, потому как божественному созданию лучше знать, «как». Второе полярное направление – облагородить данность, потому что сделать лучше уже невозможно. Однако все устроители лучшей жизни сходятся во мнении, что воздух, зелень и вода – важнейшие компоненты.
Опуская абсурды, в которых инсталляции из бетона и пластика преподносятся неизбежным будущим, рассмотрим основные правила благоустройства вне крыши и стен.
Правило первое. Организация движения вдоль объектов, входы и выходы, рациональные подъезды от основных магистралей, места отдыха и созерцания должны быть найдены в первую очередь. Сначала чертеж похож на серпантин тропинок. Решаются задачи, куда идти, зачем, насколько активным должны быть перемещения. Темпо-ритмом движения закладывается стиль поведения гостей и хозяев. Вода и солнце, наряду с людьми – важнейшие компоненты. Даже на форэскизе (черновике) обозначается роза ветров, ось «юг-север». Осуществляется привязка к коммуникациям: электросетям, водоснабжению, канализационным колодцам. Постройки на плане показываются в горизонтальном разрезе в плоскости дверей и окон первого этажа. Сразу будет видно, насколько удобен переход в зеленую зону, органичны ли мощеные площадки, открыты ли окна глубинам пространства. В жизненно важных узлах необходима компактность, предельная рациональность развязок. В игровых зонах – напротив – необходим запас площадей.
Правило второе. Композиционное единство обеспечивает целостность восприятия. Когда все компоненты обустраиваемой среды объединились в единый виртуальный организм, следует подумать о его приятном облике. Убирается лишнее, мелкое, случайное. Самое значимое укрупняется, акцентируется дополнительными элементами. Пример тому – выходы из дома через арки с вьющимися растениями, переходы от террас к мангалам по мостику над живописным прудом. Удачно дополнение подпорных стенок чашами для декоративных растений в пределах высоты общей кладки. Хорошо выполненный план похож на здоровую клетку под микроскопом: все рационально, успешно взаимодействует, легко обслуживается. На этой стадии стоит выверить замысел в нескольких вертикальных разрезах. Пласты грунта, подпорные стенки, водоемы и группы растений должны сочетаться, как говорят, «находится в равновесии масс».
Правило третье. Единство ритма. Предполагается подчинение планируемой местности шагам (ок.75 см). Ширина ступени не должна быть узкой: 30 см и шире. Легко подниматься по вертикали, перешагивая каждые 15 см. Отсюда вытекает мерное деление обустраиваемого ландшафта. Метр очень удобен, но можно разбить и на 75-сантиметровые квадраты. Сетку с таким делением наносят на план, всегда в соответствии с масштабом. Ступени шириной 30 см предназначены для быстрого подъема. Более широкие – для прогулок. Удобно сидеть на скамье, высотой 40 см. Облокотиться приятно на парапет высотой 95 см. Параметры человеческого тела диктуют определенную ритмику. Эргономично важными размерами пронизывается все пространство. Проектировщик мысленно прохаживается по еще несуществующему саду. С помощью садово-парковых объектов проектировщик создает внутреннюю динамику и эмоциональный настрой. Зоны следует укрупнить или сузить, подправить изгибы террас: полосатая и лоскутная ритмика воспринимается более живо.
Правило четвертое. Пластика и форма всех объектов должна быть выразительной и показана в самых выгодных ракурсах. Римский Колизей в этом отношении – идеальное место. Отовсюду видно все. С выгодных точек зрения проверяется текучесть линий, эффектность видов. Нежелательные искажения от перспективы корректируются. Чуть передвинутой береговой линией пруда можно спасти неудавшийся вид. Шаровидные кусты сочетаются с изогнутыми тропинками. Многоугольные плиты мощения гармонируют со звездчатыми кронами. Наклонные нисходящие линии уравновешиваются восходящими. На помощь пришли компьютерные 3D-технологии. Стало легче передвигать будущие объекты, воссоздавать тени. Призмы, конусы и торы стали выглядеть более убедительно. Но в ландшафтном дизайне по-прежнему ценится легкость линий «от руки». Витиеватыми росчерками легче передать фактуру листвы. Акварель передает играющие на свету цветники намного живее.
Правило пятое. Цвет в ландшафтном дизайне – едва ли не самое мощное средство для создания новой среды. Конечно же, в первую очередь рассматриваются естественные цвета живой природы. Салатное, изумрудное, хаки – оттенки зеленого цвета. В окружении других цветов у зеленого появляется новое звучание. Там, где нельзя обогатить цвет, подключают фактуру. Шероховатость кроны можжевельника станет более выразительной над зарослями плетущейся настурции (хотя цвет у них очень схож). Переливы бордового в листьях бадана станут заметней на фоне клумбы из низких красных цветов.
Шпалеры из смеси лиан клематиса и молочно-зеленого плюща будут выглядеть богаче, чем однородные посадки. В тени пурпур становится фиолетовым, а зеленое – синим. Ночные подсветки «рисуют» флуоресцентным зеленым в темной среде. Блеклое на темной фоне – выразительнее, рядом с холодными оттенками теплые загораются с новой силой. Это отражается в эскизах с видовых точек. В ландшафтном дизайне работать акварелью – признак профессионализма.
Правило шестое. Акцент по всем правилам более звучен. Не обязательно это должна быть статуя Афродиты или фонтан. На фоне стриженого газона может быть участок с пестрыми космеями – он тоже акцент. Гладь воды или красивый камень может сделать весь окружающий ландшафт уникальным. Даже обыгранная ветвистая коряга становится «центром притяжения». На Елисейских полях акцентом стало само небо с облаками. Оно наблюдается сквозь гигантскую арку, отражается в водах бассейна. В Пушкинских горах главный акцент – великолепный вид на русло реки. Хороший фасад прилегающего дома не стоит заслонять: он может стать главным акцентом. Главное правило: акцент должен быть один. Эта чрезвычайная, оригинальная деталь должна подчинить себе все остальное.
Правило седьмое. Стиль – признак хорошего вкуса. Изучить стилистические особенности предшествующих эпох разных народов, умело внедрить лучшие достижения – цель каждого начинающего ландшафтника. Классических стилей не так уж и много. Но существуют псевдо стили и авторские. В них также таится множество удачных решений, порой неожиданных. Главное – взять лучшее и совершенствоваться.
Возвращаясь к изначальному «зачем». Ландшафтному дизайнеру приходится создавать некую концепцию, которой он следует. Так что же лучше: сад Дзен, где кроме камней и гальки ничего нет, или клумба с крокусами, цветущими сквозь тающий снег? Решая такие вопросы, можно стать стильным, концептуальным, востребованным.
Условные обозначения в ландшафтном дизайне
- Незаполненное поле – газон.
- Криволинейный замкнутый контур:
- Рисованные от руки структуры:
- Вычерчивают под линейку с соблюдением геометрии:
- За пределами чертежа на поле чертится масштабная линейка из примыкающих друг к другу темных и светлых прямоугольников с прописной литерой m.
- Соотношение размеров изображения реальным размерам записывают сверху в виде надписей: М 1:20, М 1:100.
Полупрозрачная тонировка объектов на плане, разрезах и видах облегчает восприятие проектной документации.
Источник статьи: http://obshchestroy.ru/1356-pravila-i-uslovnye-oboznacheniya-v-landshaftnom-dizayne.html
Ландшафтный проект участка
Приобретая загородный участок каждый владелец мечтает о красивом саде. И первым шагом к созданию гармоничной и функциональной среды вашего сада является создание ландшафтного проекта участка.
В зависимости от предпочтений на участке хочется расположить цветники, газоны, беседку, зону отдыха, детскую площадку, плодовый сад, огород, стоянку для автомобиля, парадную зону, рокарии, водоемы. И в то же время нужно удобно добраться до бани, «спрятаться» от соседей, закрыть неприглядные постройки и коммуникации и наоборот открыть красивый вид на реку, лес или красивый пейзаж. Знание основных правил и приемов ландшафтного проектирования позволяет нам разработать проект гармонично спланированного сада в целом и связать в нем различные фрагменты, интересные композиции. Каждый проект создается индивидуально с учетом своеобразия участка (месторасположение, конфигурация, перепад высот, уровень залегания грунтовых вод, почва, расположение коммуникаций) и пожеланий заказчика.
С чего начинается работа над проектом. Предпроектный анализ.
Самым подходящим временем для разработки проекта благоустройства и озеленения является стадия завершенного строительства дома и построек на участке. Перед началом проектных работ ландшафтный дизайнер выезжает на участок для проведения замеров участка, дома и основных элементов, а так же определяет тип почв, ориентацию участка по сторонам света, описывает особенности месторасположения. Проводит интервью с владельцем участка, на основании которого дизайнер заполняют анкету-опросник, где подробно записывает все предпочтения, которые вы хотите видеть у себя в саду. Фотографирует основные строения и элементы сада. Очень помогает в работе наличие выкопировки генплана участка с обозначением высотных отметок и основных строений.
При отсутствии выкопировки проводится топографическая съемка участка. На участок выезжает геодезист с теодолитом и производит топосъемку участка. На ней указывается положение всех существующих строений, надземных и подземных коммуникаций, существующих зеленых насаждений, высотные отметки рельефа.
По необходимости мы выполняем анализ грунта участка. Анализ позволяет определить содержание необходимых питательных веществ (азот, фосфор, калий), кислотность почвы, наличие микроэлементов, органических веществ. По результатам которых мы даем рекомендации, какие удобрения и в каком количестве надо вносить при посадке растений, какие именно деревья и кустарники будут хорошо себя чувствовать на Вашем участке, а какие будут требовать дополнительного ухода. А так же дает возможность определить экологические параметры — содержание радионуклидов, тяжелых металлов, органических загрязняющих веществ.
После полученных данных дизайнер проводит описание участка, его анализ и приступает к первому этапу проектирования. На данном этапе вы заключайте договор на выполнение проектных работ.
Этапы ландшафтного проектирования
Эскизный проект выполняется в компьютере с использованием специализированных архитектурных или ландшафтных программ. В состав эскизного проекта входят:
- Два варианта эскиза генерального плана участка.
- Генеральный план участка.
- Разбивочный чертеж.
- Дендроплан и ассортиментная ведомость растений.
- Посадочный чертеж.
- Детальная разработка цветников и рокариев по необходимости.
По Вашему желанию эскизный проект может быть выполнен
в трехмерном виде и для удобства восприятия показана прогулка по саду
1. Эскизы генерального плана участка
Эскиз генплана — это вид сверху на участок, выполненный в масштабе на основе топосъемки. Участок разбивается условно на функциональные зоны. На плане прорисовываются дорожки, площадки, газоны, цветники, живых изгороди, деревья, кустарники, цветники. Определяется расположение зон отдыха, беседок, детских и спортивных площадок, водоемов, ручьев, малых архитектурных форм, светильников и интересных композиций.
Ландшафтный дизайнер, исходя из особенностей рельефа, выполняет террасирование участка, создает древесно-кустарниковые композиции и цветники многолетних растений с учетом почв, степени освещенности и увлажненности участка, в определенном стиле. И, конечно, при планировании ландшафтный дизайнер создаст «изюминки», которые будут визитной карточкой только Вашего сада.
Мы разрабатываем два варианта эскизов генерального плана, выполненных в разных стилях и разных по концепции. Это дает возможность выбора при обсуждении эскизов. В большинстве случаев стиль будущего сада определяется стилем самого дома и особенностями самого участка. Просмотрев предложенные эскизы генплана, Вы выберите тот вариант, который Вам наиболее близок. На основании этого варианта и будет выполнен генплан Вашего участка и весь проект.
2. Генплан участка.
Выбрав один из эскизов, заказчик вносит свои пожелания, которые ландшафтный дизайнер учитывает при разработке окончательного генерального плана.
Генеральный план участка – это тщательно отработанный и продуманный вид участка в плане. На нем изображены границы участка, все существующие строения и зеленые насаждения, проектируемые строения и архитектурные сооружения. На генплан наносят дорожки, площадки, газоны, цветники, водоемы, зеленые насаждения. На нем определяют расположение детских и спортивных площадок, зон отдыха, беседок, скульптур, композиций. Проектируемые растения наносят на план, отмечая их тип, форму, размер: деревья или кустарники, хвойные, лиственные или вьющиеся.
За границами участка на генплане указываются экспликация зданий и сооружений, условные обозначения элементов ландшафта, масштаб плана, стороны света.
3. Разбивочный чертеж
Разбивочный чертеж — это рабочий чертеж для разбивки участка на местности и выноса в натуру проектируемых элементов озеленения и благоустройства: дорожек, площадок, подпорных стенок, малых архитектурных форм и других конструкций с привязкой к местности. Привязка осуществляется к существующим строениям или ограждению участка. На разбивочный чертеж нанесены размерные линии, радиусы кривизны, расстояния указывается в метрах. Это рабочий план предназначен для тех, кто будет осуществлять озеленение и благоустройство участка.
4. Дендроплан
Дендроплан – показывает сохраняемые и проектируемые растительные композиции, размещение древесно-кустарниковых групп, отдельных деревьев, групповых и аллейных посадок, живых изгородей, цветников и т.д. В ассортиментной ведомости указывается используемая растительность, виды, сорта и количество растений.
При составлении дендроплана ландшафтный дизайнер учитывает много факторов: архитектурный стиль построек, общий облик и рельеф участка, почвенные условия, степень освещенности участка, предпочтения и бюджет хозяев, совместимость растений, их цветовую палитру, декоративную окраску листвы, время цветения. Правильное планирование и компоновка растений создает желаемый визуальный эффект от участка.
5. Посадочный чертеж.
На основании дендроплана разрабатывается посадочный чертеж. Предназначен он для рабочей бригады озеленителей. На этот план наносятся только те объекты, к которым будет осуществляться привязка, посадочные места для деревьев и кустарников, с указанием размеров ямы, количество и возраст саженцев.
6. Детальная разработка цветников и альпинариев.
По Вашему желанию ландшафтный дизайнер может проработать отдельно каждый цветник и альпинарий, запроектированный на участке. Для этого выполняется посадочный чертеж и прилагаемая к нему ассортиментная ведомость растений.
Посадочный чертеж цветника выполняется в масштабе 1:50 или 1:20.
Разработать подетально цветник или альпинарий необходимо в том случае, если Вы хотите заранее знать, как будет выглядеть цветник, желаете просчитать точное количество растений (многолетних и однолетних цветов, почвопокровных растений, трав, папоротников, вересковых). Это также требуется при выполнении на цветнике определенного рисунка или создании затейливых и сложных фигур из цветов, трав и почвопокровных. Для альпинария или рокария проект необходим в любом случае, так как ландшафтный дизайнер сможет грамотно продумать расположение камней в сочетании с растениями, заполнить пространство между валунами логичными и интересными композициями из хвойников и почвопокровных, чтобы каменистая горка или плато гармонично вписалась в ландшафт Вашего участка.
На основании ландшафтного проекта рассчитывается подробная смета, содержащая расчет стоимости работ для воплощения эскизного проекта в жизнь. По Вашему желанию все работы по озеленению и благоустройству участка можно разбить на несколько этапов и осуществлять постепенно в соответствии с Вашими возможностями, временными рамками и бюджетом.
По желанию заказчика разрабатываются также следующие виды чертежей:
Рабочая документация по типу покрытий — показывает соотношение различных типов поверхностей на участке (газон, мощение, цветник и т.д.), а также их площадь.
План размещения садовых светильников – разрабатывается на основе уже утвержденного генплана.
Ландшафтный дизайнер при разработке плана освящения обращает внимание не только на функциональную подсветку (въездная и входная зона детская или спортивная площадки, дорожки), но и предлагает при помощи ландшафтных светильников подчеркнуть созданный ландшафт.
При освещении растительности учитываются текстурные свойства ствола дерева, форма листьев, густота и прозрачность кроны, сезонный цвет листвы и окраска цветения. План размещения светильников не предполагает разработки технической документации по освящению.
Чертёж баланса территории – грамотно разработанный проект ландшафтного дизайна не только отвечает индивидуальному вкусу и запросу, но и учитывают уникальность самого участка. Не существует двух совершенно одинаковых земельных участков. Сад может быть густой или редкий, ровный или расположенный на склоне, солнечный или затенённый, влажный или сухий — эти вопросы решает ландшафтный дизайн.
А мы поможем правильно спланировать ландшафтные работы на Вашем участке.
Смотрите ещё один пример ландшафтного проекта в нашем фотоальбоме: Подробный пример ландшафтного проекта
Остались вопросы о нашей работе по разработке ландшафтных проектов и их воплощению в жизнь? Любые вопросы по ландшафтным проектам и заявки на разработку принимаем ЗДЕСЬ.
Источник статьи: http://land18.ru/projects/landshaftnyy-proekt-uchastka.php