Условия_формирования_растительного_сообщества_леса

Растительные сообщества России

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: групповая, фронтальная.

Цель: знакомство с типами и особенностями растительных сообществ России.

  • формирование знаний обучающихся об особенностяхрастительных сообществ России;
  • формирование экологической грамотности;
  • развитие познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний;
  • воспитание бережного отношения к растительности России, растениям Красной книги Томской области;
  • эстетическое воспитание.

Опорные знания и умения: понятия «климат», «рельеф», «почвы», «воды»; умение хорошо ориентироваться по картам атласа.

Средства обучения:

  1. Физическая карта России.
  2. Презентация Microsoft Power Point «Растительные сообщества России».
  3. Учебник Раковская Э.М. География природы России: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2006. – 301с.
  4. Атлас для 8 класса

Методы и методические приемы: беседа, обсуждение, анализ различных источников информации, самостоятельная работа с различными источниками географической информации.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учеников, объявление темы и цели урока.

II. Вступительное слово учителя

А какое значение играют растения в жизни природы и человека? (выслушать ответы детей)

Вы знаете, что растения не растут по одиночке. На небольшой площади растет много видов растений, образуя растительное сообщество и формируя растительный покров территории. Скажите, пожалуйста, а везде ли на территории России будет одно и то же растительное сообщество? (нет) Правильно, сообщества будут разные. А вот чтобы ответить на вопросы, от каких факторов зависит разнообразие растительных сообществ на территории России? Какие растения составляют эти растительные сообщества? Какие приспособления появились у растений в связи с произрастанием на определенной территории? Без предварительной подготовки правильно на эти вопросы ответить трудно, поэтому я предлагаю каждой группе провести небольшое исследование.

III. Групповая работа.

На работу групп отводится 4 минуты. У каждой группы есть задание (Приложение 1), которое она должна выполнить (некоторые группы выполняют данное задание с помощью Приложения 2) и представить результат своей работы. На выступление каждой группы отводится 2 минуты. Во время представления работы группами все остальные записывают результаты других групп в свои листы опорных конспектов (Приложение 3).

Группа 1. Ответьте на вопрос и заполните схему. От каких факторов зависит разнообразие растительных сообществ? (стр. 149, 3 абзац «На размещение растительности….»)

Группа 2. (Слайд 2) Показать область распространения тундровой растительности на карте у доски. Дать характеристику растительному сообществу тундры, результаты внести в таблицу (стр. 149-150, 8 абзац «Основные типы растительности….»).

Тундрой называют безлесные пространства субарктического пояса, покрытые мохово-лишайниковой и кустарничковой растительностью на скудных тундрово-болотных почвах.

Название растительного сообщества и основные особенности

Приспособленность к условиям среды

Условия формирования растительного сообщества

Фронтальная работа с классом.

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны…
Всеволод Александрович Рождественский

  1. Скажите, о каком растительном сообществе говорится в стихотворении? (о лесах)
  2. Лес принято разделять на три растительных сообщества. Каких? (тайга, смешанные и широколиственные леса)
Читайте также:  Интересные_фрукты_овощи_ягоды

Группа 3. (Слайд 6) Показать область распространения растительности тайги на карте у доски. Дать характеристику растительному сообществу тайги, результаты внести в таблицу (Текст 1).

Тайга – это зона умеренного пояса, в растительности которой преобладают хвойные деревья с примесью мелколиственных пород.

Название растительного сообщества и основные особенности

Приспособленность к условиям среды

Условия формирования растительного сообщества

тайга – достаточное и избыточное увлажнение, много болот, озер

ель, пихта сибирская, кедр сибирский, сосна, береза, лиственница, дуб, липа, ильм, клен остролистный, ольха серая, можжевельник, ива, смородина, рябина, черника, брусника, кислица

листья превращаются в хвою (иголки), т.к. меньше испаряют влаги, мощная корневая система

Группа 4. (Слайд 13) Показать область распространения растительности широколиственных лесов на карте у доски. Дать характеристику растительному сообществу широколиственных лесов, результаты внести в таблицу (Текст 2).

Широколиственные леса – это леса образованные листопадными (летне-зелеными) деревьями с широкими листовыми пластинками.

Название растительного сообщества и основные особенности

Приспособленность к условиям среды

Условия формирования растительного сообщества

Группа 5. (Слайд 15) Показать область распространения растительности смешанных лесов на карте у доски. Дать характеристику растительному сообществу смешанных лесов, результаты внести в таблицу (Текст 3).

Смешанные леса – растительное сообщество, характеризующееся смешением хвойных и лиственных лесов.

Название растительного сообщества и основные особенности

Приспособленность к условиям среды

Условия формирования растительного сообщества

Мы с Вами рассмотрели 4 растительных сообщества, каждое из них по-своему интересно. Но мы еще должны познакомиться с Вами с растительным сообществом степей.

Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность Земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые воложки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкой; белая кашка зонтикообразными шапками пестрила на поверхности; занесенный Бог знает, откуда колос пшеницы наливался в гуще.

Вы прослушали, небольшой отрывок из повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба».

  1. Скажите, какими растениями травянистыми или деревянистыми образовано растительное сообщество степей? (травянистыми)
    Но не все степи России имеют такой пышный растительный покров это связано с климатическими условиями (яркое солнце, засушливое лето, ветра суховеи, малое количество осадков).
  2. А какие растения степей Вы знаете. (Ковыль, тюльпан, полынь). (Слайд 17-18)
  3. Посмотрите на карту и ответьте мне на вопрос, в каком растительном сообществе находится территория Томской области? (Тайги)
    Вы узнали о типичных растениях тайги, но есть и такие растения которые стали редкими, по разным причинам. Такие растения занесены в Красную книгу. Известны ли вам растения, занесенные в Красную книгу Томской области? (Слайд 19)
  4. «Узнай растение» (Слайд 20-25)
  • Сосна, ясень, рябина, осина, ольха. (Все растения представители широколиственных лесов, а сосна — тайги). (Слайд 27-28)
  • Лишайники, мхи, пихта, брусника, водяника. (Все растения представители тундры, а пихта — тайги). (Слайд 29-30)
  • Ковыль, граб, типчак, тонконог, тимьян. (Все растения представители степей, а граб – смешанных лесов). (Слайд 31-32)
  • Карликовая березка, полярные ивы, полярный мак, мятлик арктический, брусника. (Все растения представители тундры, а брусника – тайги). (Слайд 33-34)
  • Ясень, ильм, клён, кассиопея, сосна. (Все растения широколиственных лесов, а кассиопея – тундры). (Слайд 35-36)
  • Водяника, дуб, куропаточная трава, кассиопея, карликовая березка. (Все растения представители тундры, а дуб – широколиственных лесов). (Слайд 37-38)
  • Ольха серая, кедр сибирский, можжевельник, ива, ковыль (Все растения представители тайги, а ковыль – степей) (Слайд 39-40)

IV. Итог урока

Итогом урока является заполненный лист опорного конспекта — по образцу рас­тительности степей.

Домашнее задание (Слайд 42)

По желанию составить кроссворд «Растительный мир России» или 10 вопросов о растениях, их приспособлении к условиям среды.

Источник

Лес — растительное сообщество

Лесомелиорация с основами лесоводства.

На первый взгляд лес — слу чайное, хаотическое скопление различных древесных растений. В дей ствительности это не так. Лес представляет собой закономерное явле ние природы, возникшее в ходе эволюции растительного покрова Земли. Классик русского лесоводства Г. Ф. Морозов указывал, что природа леса слагается из природы пород, природы их сочетаний, при роды условий местопроизрастания. В этой трехчленной формуле природы леса глубоко раскрывается сущность леса. Природа пород зависит от видовой принадлежности и отражает их потребность в факто рах жизни и способность удовлетворять ее в разных условиях сущест вования. Природа сочетаний определяется характером взаимоотноше ний древесных пород при совместном росте, их способностью выносить присутствие друг друга, а в ряде случаев испытывать потребность друг в друге. Природа условий местопроизрастания является ведущей в этой формуле и представляет собой способность физической среды удовлетворять потребности древесных пород в основных факторах жиз ни свете, тепле, пище и влаге.

Перечисленные элементы природы леса весьма изменчивы, поэтому естественные леса очень разнообразны. Однако облик каждого участка леса будет прежде всего зависеть от конкретных условий местопроиз растания. Они в значительной степени определяют, какие древесные породы могут здесь расти и как сложатся их взаимоотношения. Однако древесные растения, поселившись на каком-либо участке земли, в про цессе своей жизнедеятельности способны в значительной степени изме нять условия местопроизрастания и таким образом оказывать друг на друга влияние.

Г. Ф. Морозов - основоположник учения о лесе, типах леса

Следовательно, лес представляет собой закономерно сложившееся сообщество древесных растений, экологически и биологически взаимо связанных друг с другом и развивающихся в единстве со средой. В этом определении под экологической взаимосвязью понимается связь между растениями через изменения условий среды: взаимное затенение, изменение режима тепла, влаги, пищи и других факторов, а под биоло гической — опыление цветков, срастание корней и т. д.

Учение о лесе, как сообществе древесных растений, было создано Г. Ф. Морозовым в начале XX в. Оно оказало большое влияние на развитие учения о фитоценозах, т. е. растительных сообществах, поскольку не только древесные, но и травянистые растения образуют специфические сообщества. Фито ценоз является составной частью биоценоза, т. е. совокупности сов местно обитающих организмов (рас тений и животных).

Лес представляет собой лесной биоценоз.

В лесу, кроме древесных расте ний, обитают свойственные ему тра вянистые растения, грибы, мхи и ли шайники, насекомые, птицы и звери. Дальнейший шаг в развитии учения о лесе, о фитоценозах и био ценозах, принадлежит академику В. Н. Сукачеву, создавшему учение о биогеоценозах. Согласно этому учению, биогеоценоз представляет со бой совокупность биоценоза и экотопа, где биоценоз состоит из фитоце ноза, зооценоза и микробоценоза, а экотоп — из климатопа и эдафотопа.

Схема взаимодействия компонентов биогеоценоза (по В. Н. Сукачеву)

В. Н. Сукачев - создатель учения о биогеоценозах

Перечисленные компоненты составля ют единый взаимообусловленный ком плекс (рис. 6). Таким образом, любой участок поверхности земли представ­ ляет собой определенный биогеоценоз, в том числе и покрытый лесом. Следовательно, лесэто лесной биогеоце ноз.

В последнее время наряду с уче нием о биогеоценозах за рубежом по лучило развитие аналогичное учение об экологических системах (экосистемах), в котором сообщество организ мов рассматривается как экологичес кая система, свойственная определен ным условиям среды. Основными ком понентами такой системы являются продуценты — организмы (растения), синтезирующие органическое вещест во; консументы — организмы (обычно животные), потребляющие готовые ор ганические вещества; разлагатели — организмы (микроорганизмы), разру шающие органические вещества до минеральных. Нормальным сос тоянием экосистемы является подвижное равновесие между ее ком понентами, что достигается ее саморегуляцией.

Таким образом, лес можно также рассматривать как лесную экосис тему. В нем происходит накапливание органического вещества ча стичное его потребление консументами (насекомые, птицы и другие животные) и разложение растительного опада и трупов животных ми кроорганизмами. Сообразно почвенным и климатическим усло виям подбираются специфичные друг другу компоненты экосис темы.

Итак, лес представляет собой весьма сложное явление природы. Он образуется и развивается в соответствии с определенными закона ми. Их знание необходимо для выращивания искусственно создаваемых мелиоративных лесных насаждений, поскольку они подчиняются в своем развитии тем же законам.

Колесниченко, М.В. Лесомелиорация с основами лесоводства/ М.В. Колесниченко. – М.: Колос, 1971.- 239 с.

Источник

Читайте также:  Море_синего_леса_афиша
Оцените статью