Условия_формирования_лесов_таблица

Экологические условия формирования лесов европейской части России и среднего поволжья

Лес по И.С.Мелехову (1999) «…представляет собой природное единство, сложную систему с ее взаимосвязанными биотическими и абиотическими компонентами, систему живых организмов и их сочетаний с биологически активной средой, систему, которую необходимо рассматривать на разных уровнях, в нескольких измерениях — и в пространстве, и во времени, представлять не только в статике, но и в динамике. Главное объединяющее звено в этой системе — древостой, как основной эдификатор лесного сообщества, органично связанный с окружающей средой, от нее зависящий и на нее влияющий. Это не ослабляет значения других параметров системы и наглядно отражает наиболее существенные прямые и обратные связи» (с. 54).

Достаточно чётко И.С.Мелехов определяет те задачи, которые должны решать лесоводы при ведении лесного хозяйства с прицелом на будущее. «Системный подход к лесу — это не только отражение сущего, т. е. раскрытие леса таким, каким он есть, но и должного — возможность устанавливать оптимальные параметры будущего леса (оптимального для данных условий состава древесных пород, лучшего качества древесины, высоких рекреационных свойств и т. д.), опираясь на теорию оптимизации и используя механизм саморегуляции леса при хозяйственном воздействии на него.

Чтобы полнее представить лес как природную систему и на этой основе решать практические задачи, необходим подробный анализ ее отдельных звеньев, установление прямой и обратной связи явлений и, прежде всего, взаимосвязей леса и условий внешней среды, изменений леса во времени» (с.55).

Лес, занимая определенную территорию со свойственными ей условиями, приобретает черты, которые обусловлены совокупным влиянием географической среды. Сам лес также меняет занятую им среду.

Идея о географической зональности стала развиваться с XVIII столетия. Сто лет назад В.В.Докучаев создал учение о природных зонах, указал на связь почв с климатом и другими факторами почвообразования. Г.Ф.Морозов, восприняв идеи В.В.Докучаева, пришел к пониманию леса как явления географического. В «Учении о лесе» он подчеркивает, что лес и его территория являются единством. Знание физико-географических свойств территории, на которой произрастает лес, дает лесоводу возможность понимать причины и пути его развития. Сегодня идея о географичности леса широко используется теорией и практикой лесоводства.

Читайте также:  Где_растет_ягоды_кизила

Леса мира представлены большим разнообразием. Однако в этом многообразии существует своя закономерность, проявляющаяся в лесной зональности, в которой выделяют шесть крупных областей – хвойные леса холодной зоны (таежные, бореальные леса), смешанные леса умеренного пояса, леса сухих областей, экваториальные дождевые леса, тропические влажные и влажные леса теплого умеренного пояса. Каждой области соответствуют свои древесные породы.

Для России характерны бореальные леса и смешанные леса умеренного пояса. Таежные леса представлены елью, сосной, пихтой и лиственницей с примесью березы и осины. Смешанные леса представлены большим многообразием коренных древесных пород – хвойными и широколиственными.

В обеих зонах в составе древостоев участвуют береза и осина. Они поддерживают устойчивость лесных формаций, зачастую восстанавливая лесную среду на нарушенных территориях, в экологически неблагоприятных условиях (Денисов, 2002).

Современное распределение лесов по Европейской части России чётко отражает их географическую зональность и связь с почвами (рис. 2.1 и 2.2), климатическими параметрами (табл. 2.1). В связи с зональностью изменяется и лесистость территорий (рис.2.3),

Г.Ф.Морозов выделял ведущие факторы лесообразования, к которым относил: лесоводственные или экологические свойства древесных пород, географическая среда, само лесное сообщество, животный мир, антропогенное влияние и историко-геологические причины. Все они являются важными при планировании лесохозяйственных мероприятий.

Таким образом, экологической основой формирования лесов будущего являются следующие естественные уровни (слои):

1) подстилающие породы и почвы;

На этих уровнях и следует рассматривать возможности направленного формирования коммерчески ценных высокопродуктивных лесов.

Рис. 2.1. Фрагмент почвенной карты европейской части России

Рис. 2.2 Растительность европейской части России

Рис. 2.3. Лесистость Европейской части России.

Источник

§ 31. Растительные сообщества — Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

bio-geo.ru

Растения первого яруса леса — высокие деревья, например, сосны, создают тень, необходимую для жизни растений пятого яруса леса — мхов, лишайников и грибов. В свою очередь растения пятого уровня обеспечивают достаточную влажность и обеспеченность органическими веществами почвы, на которой произрастают высокие деревья первого яруса. Это пример того, как ярусность растительных сообществ помогает взаимодействовать различным растениям в совместной жизни.

В смешанных и лиственных лесах орешник (лещина) и другие растения, опыляемые ветром, зацветают раньше, чем деревья покрываются листвой. Это позволяет данным растениям без лишних препятствий опылить пестичные цветки, ведь распустившаяся листва может помешать свободному перемещению ветра и переносу пыльцы с тычиночных цветков на пестичные. Это пример того, как неодинаковые ритмы развития растений помогают им приспособиться к совместной жизни в сообществе.

В лесу также широко распространен симбиоз грибов и высших растений, например деревьев. Грибница (мицелий) грибов, состоящий из нитеобразных гифов (подобия корешков) начинает активно взаимодействовать с корнями деревьев и других растений. В результате, растения получают большее количество питательных веществ и воды из почвы, и дерево или кустарник начинает лучше развиваться. В свою очередь гриб получает через корни растений витамины, углеводы и другие питательные вещества, которые помогают ему развиваться. Это пример взаимовыгодного сотрудничества растений в сообществе.

Нередко можно встретить в лесу и паразитизм растений — это вид взаимодействия, при котором одно растение получает от второго пользу, а второе растение получает от первого только вред и может даже погибнуть от наличия паразита. Например, растение петров крест специальными присосками на своих корнях присасывается к корням других растений и буквально высасывает из них все питательные и органические вещества, которое атакуемое растение получает из почвы или в ходе процесса фотосинтеза. При этом никакой пользы петров крест этим растениям не приносит.

§ 31. Растительные сообщества - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

139. На рисунке изображены различные этапы смены растительного сообщества, но художник перепутал их последовательность. Исправьте его ошибку, проставив под каждым этапом соответствующую цифру.

Читайте также:  Грибной_соус_сметана_майонез

Источник

Оцените статью