Условия_формирования_леса_таблица

Урок по теме «Растительный мир России» (8 класс)

Цель: создание условий для усвоения материала учащимися на уровне получения новых знания и первичного закрепления изученного материала; рассмотреть типы растительности России, их взаимосвязь с климатом, почвами, водами; объяснить причины разнообразия растительных сообществ; продолжить работу с тематическими картами.

Обучающая: сформировать представление о растительном мире России: закономерностями его распространения по территории страны, видами, находящимися под охраной.

Развивающая: продолжить развивать умений анализировать тематические карты. Работать с дополнительными источниками информации. Прогнозировать и делать выводы. Развивать умение работать в парах.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе, любви к малой и большой Родине.

1. Актуализировать знания о растительном мире России.

2. Выявить основные виды растений, встречающиеся на территории России.

3. Сформировать представление о роли растений в хозяйственной жизни человека различных природных зон.

4. Продолжить формирование умений работать с текстовыми и иллюстративными материалами.

Тип урока: получения новых знаний и первичного закрепления материала.

Оборудование: карта растительности России, атласы, раздаточный материал, гербарии, учебник география 8 класс.

Организационный момент. Подготовка к восприятию нового материала

Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним природным компонентом.

Давайте вспомним, какие природные компоненты мы уже изучили? (Рельеф, климат, почвы, воды)

А с каким компонентом мы сегодня будем знакомиться, вы узнаете, отгадав кроссворд о почвах. Потому что этот компонент очень тесно связан с почвами.

1. Самые плодородные почвы России? (Чернозем)

2. Почвы сухих степей. (Каштановые)

3. Почвы тайги. (Подзолистые)

4. Горная порода, на которой образуется почва. (Материнская)

5. Почвы широколиственных лесов. (Серые)

6. Почвы, имеющие низкое содержание перегноя, но большое засоление. (солончаки)

7. Главное свойство почвы. (Плодородие)

8. Главный враг почвы. (Плодородие)

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о растениях.

Куда ни глянь – цветы вокруг,

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Изучение нового материала

В Рос­сии огром­ное ви­до­вое раз­но­об­ра­зие рас­те­ний. Это раз­но­об­ра­зие сло­жи­лось за дол­гий пе­ри­од вре­ме­ни бла­го­да­ря раз­ным типам кли­ма­та на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, типам ре­лье­фа, почв и дру­гим при­чи­нам.

Рас­ти­тель­ность раз­ме­ще­на зо­наль­но, с се­ве­ра на юг.

Боль­шое вли­я­ние на при­ро­ду нашей стра­ны ока­за­ло чет­вер­тич­ное оле­де­не­ние. Из­ме­не­ния при­род­ных усло­вий при­во­ди­ло к воз­ник­но­ве­нию новых видов на тех тер­ри­то­ри­ях, где их рань­ше не было и по­яв­ле­нию новых. На­при­мер, вовремя по­хо­ло­да­ния с се­ве­ра пе­ре­се­ля­лись живые ор­га­низ­мы арк­ти­че­ских пу­стынь, тундр.

В составе флоры России насчитывается более 11 000 видов сосудистых растений, более 1000 видов мохообразных, 9000 водорослей, 3000 лишайников, более 150 видов папоротников. Наибольшим видовым разнообразием отличаются Кавказ и Дальний Восток, беднее всего — арктические острова Сибири. В горах сохранилось много древних видов — реликтов (ягодный тис на Кавказе, древовидная корейская ива в Приамурье и др.).

Читайте также:  Чем_подкармливать_осенью_плодово_ягодные_деревья

Около 45 % территории России занято лесами. По площади леса Россия занимает первое место в мире. На её долю приходится 20 % мировых запасов древесины. Лесные богатства сосредоточены в основном в азиатской части России (83 %). Самые распространённые породы — хвойные: лиственница (лидер по занятой площади), сосна, ель, кедр. Из широколиственных преобладают дуб и бук, из мелколиственных — берёза и осина.

1) Растительность – один из важнейших компонентов природы. По растительности мы узнаем природную зону, растительность определяет лицо ландшафта.

2) Растения – важный фактор почвообразования.

3) Растительность защищает почву от эрозии; поддерживает уровень грунтовых вод, а, значит, влияет на полноводие рек и озер.

4) Растения дают пищу животным и человеку.

5) Растения Земли формируют состав атмосферы, поставляя кислород, выделяемый в процессе фотосинтеза.

6) Растительный покров планеты – это еще и красота.

2. Факторы, влияющие на растительность.

Растения существуют не изолированно друг от друга, а в растительных сообществах.

Россия имеет разнообразие растительных сообществ.

Природный растительный покров России очень разнообразен – от тундры на Крайнем Севере до пустыни у южных границ страны.

Какова же главная причина такого разнообразия? (Территория России вытянута с севера на юг, поэтому на территории России в разных ее частях наблюдается разный климат, почвы, рельеф, различная глубина залегания подземных вод)

А теперь давайте все, о чем мы говорили оформим в тетрадях в виде схемы.

Составление схемы на доске и в тетрадях «Факторы, влияющие на растительность»

Факторы, влияющие на растительность:

5) Рельеф (высотная поясность)

Теперь мы должны познакомиться с различными типами растительных сообществ.

Знакомство с сообществами мы осуществим, совершив заочные экскурсии в каждое из сообществ.

Для этого мы разделимся на группы по 3 человека.

У каждой группы на столе лежит лист с программой действий и вопросами, гербарии с растениями различных сообществ, учебники, карты растительности в атласах и таблицы, куда вы будете заносить основные сведения об условиях формирования сообщества, основных типах растительности и приспособленности растений к жизни в данном сообществе.

Типы растительности сообществ

Приспособленность к условиям среды

С различными типами растительных сообществ учащиеся знакомятся, работая в группах.

Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа получает гербарий растений одного растительного сообщества, по которому она будет работать, и лист с программой действий и вопросами. На работу отводится 10-15 минут, затем группы отчитываются о выполненной работе. Учащиеся слушают и заполняют сводную таблицу.

Типы растительных сообществ

Приспособленность к условиям среды.

Мало тепла. Короткое прохладное лето, ветры, многолетняя мерзлота

Безлесные, мозаичность, преобладают мхи, лишайники, многолетние растения

Мох, морошка, карликовые березка, ива, голубика, полярный мак, ягель.

Кони в поверхностном слое почвы, стелющиеся формы. Мелкие листья.

Умеренный климат, холодная зима, теплое лето, избыточное увлажнение

Читайте также:  Весенняя_подкормка_малины_ранней_весной

Преобладает древесная растительность ярусность, многолетние растения.

Лиственница, ель, сосна, кедр, береза, осина, клен.

Мощная корневая система, лиственница сбрасывает листву, тем самым сокращает испарение, предохраняя себя от вымерзания.

Недостаточное или неустойчивое испарение, плодородные почвы, очень теплое лето

Безлесность, преобладает травянистая растительность с мощными корнями, с луковицами и корневищами

Ковыль, ирисы. Тюльпаны, полынь, типчак

Растения с тонкими листьями, мощной коневой системой. Многие имеют луковицы, корневища. Многолетники.

Скудное, недостаточное увлажнение, жарко, почвы не плодородны.

Растительный покров разреженный.

Верблюжья колючка, саксаул, солянки, рогач, полыни

Длинные корни, мелкие листья опушены или покрыты восковым налетом, отсутствие листьев.

Прочитайте текст учебника (стр.105) и ответьте на вопросы.

Где в России преобладает тундровая растительность, покажите на карте южную границу тундры. (карта «Растительность» стр. 20-21)

Какие условия формирования растительного сообщества тундры?

Рассмотрите по гербарию виды растений тундры, назовите их и при отчете продемонстрируйте классу.

Какие приспособления имеют растения? (листья, корни, однолетние или многолетние)

Почему растения имеют небольшой рост, подушкообразные формы?

Почему у них мелкие листовые пластинки?

Почему преобладают многолетние растения? (потому, что для прохождения полного цикла развития за один год не хватает тепла)

Почему у растений разветвленная корневая система?

Прочитайте текст учебника (стр.104) и ответьте на вопросы.

Какие типы растительности можно выделить в лесных сообществах? (темнохвойная тайга, сосновые боры, светлохвойная лиственничная тайга Сибири и широколиственный лес)

Какие условия формирования лесной растительности? (умеренный климат, холодная зима, теплое лето, избыточное увлажнение)

Рассмотрите гербарий. Определите общие черты растений лесов, назовите их виды. При отчете продемонстрируйте классу.

Какие приспособления имеют растения лесов. Почему у ели корни идут вглубь, а у лиственницы распространены в поверхностном слое? (лиственница растет на мерзлотных почвах)

Чем отличаются условия произрастания широколиственных лесов от условий хвойных лесов)

Прочитайте текст учебника (стр.108) и ответьте на вопросы.

Определите ареал распространения степной растительности (карта атласа «Растительность» стр.20-21)

Какие условия формирования растений степи? (недостаточное увлажнение, очень теплое лето)

Рассмотрите гербарные экземпляры степных растений. Назовите их и при отчете продемонстрируйте классу.

Какие приспособления имеют растения степей к условиям среды? (это травы с мощными корнями, с луковицами, корневищами, у некоторых очень тонкие листья – ковыль)

Почему степи зеленеют лишь ранней весной? (весной в почве есть достаточно влаги, весной цветут.

Учащиеся работают в группах. После работы по заданиям каждая группа (кто-то один или несколько учащихся) выступает перед классом с отчетом о проделанной работе. Остальные учащиеся, прослушав ответ, заполняют таблицу. В конце урока у всех учащихся в тетради появится заполненная таблица «Типы растительных сообществ». Можно собрать тетради и проверить работу, поставить оценки.

Давайте подведем итог нашего урока.

1. Какие растительные сообщества мы изучили? (Назвать и показать на карте)

2. Назовите причины разнообразия растительных сообществ.

Читайте также:  Зачем_мыть_чайный_гриб

3. Какие типы растительности относятся к азональным? Почему?

1. Растительное сообщество с преобладанием хвойных деревьев. (Тайга)

2. Растительное сообщество, состоящее из разнотравья, формируется на черноземах при недостаточном увлажнении. (Степь)

3. Безлесное сообщество, которое формируется в условиях избыточного увлажнения, короткого прохладного лета и сильных ветров. (Тундра)

4. Хвойное дерево, которое может переносить сильные морозы. (Лиственница)

5. Растения степей с коротким сроком вегетации, имеющие запас питательных веществ в луковицах и корневищах. (Эфемеры)

6. Растительное сообщество, где произрастает верблюжья колючка, солянки, полыни? (Пустыня)

Домашнее задание: параграф 18, стр. 100-104 (до животного мира). Ответить на вопросы в конце учебника. Составить кроссворд «Растительный мир России»

Источник

§ 31. Растительные сообщества — Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

bio-geo.ru

Растения первого яруса леса — высокие деревья, например, сосны, создают тень, необходимую для жизни растений пятого яруса леса — мхов, лишайников и грибов. В свою очередь растения пятого уровня обеспечивают достаточную влажность и обеспеченность органическими веществами почвы, на которой произрастают высокие деревья первого яруса. Это пример того, как ярусность растительных сообществ помогает взаимодействовать различным растениям в совместной жизни.

В смешанных и лиственных лесах орешник (лещина) и другие растения, опыляемые ветром, зацветают раньше, чем деревья покрываются листвой. Это позволяет данным растениям без лишних препятствий опылить пестичные цветки, ведь распустившаяся листва может помешать свободному перемещению ветра и переносу пыльцы с тычиночных цветков на пестичные. Это пример того, как неодинаковые ритмы развития растений помогают им приспособиться к совместной жизни в сообществе.

В лесу также широко распространен симбиоз грибов и высших растений, например деревьев. Грибница (мицелий) грибов, состоящий из нитеобразных гифов (подобия корешков) начинает активно взаимодействовать с корнями деревьев и других растений. В результате, растения получают большее количество питательных веществ и воды из почвы, и дерево или кустарник начинает лучше развиваться. В свою очередь гриб получает через корни растений витамины, углеводы и другие питательные вещества, которые помогают ему развиваться. Это пример взаимовыгодного сотрудничества растений в сообществе.

Нередко можно встретить в лесу и паразитизм растений — это вид взаимодействия, при котором одно растение получает от второго пользу, а второе растение получает от первого только вред и может даже погибнуть от наличия паразита. Например, растение петров крест специальными присосками на своих корнях присасывается к корням других растений и буквально высасывает из них все питательные и органические вещества, которое атакуемое растение получает из почвы или в ходе процесса фотосинтеза. При этом никакой пользы петров крест этим растениям не приносит.

§ 31. Растительные сообщества - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

139. На рисунке изображены различные этапы смены растительного сообщества, но художник перепутал их последовательность. Исправьте его ошибку, проставив под каждым этапом соответствующую цифру.

Источник

Оцените статью