Коррекционная деятельность в дошкольном образовательном учреждении
статья
В статье представлена модель коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ, обозначена цель, выделены приоритетные направления работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
в дошкольном образовательном учреждении
В данное время происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО, который учитывает образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада являются:
- Обеспечение стартовых возможностей для обучения детей в школе, что соответствует ФГОС;
- Осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми, с учётом потребностей воспитанников детского сада, их родителей (законных представителей)
В нашем ДУ ведется систематическая коррекционно-развивающая работа: на данный момент у нас функционируют 7 групп для детей с особыми возможностями здоровья: 4 группы с ТНР (тяжелые нарушения речи) и 3 группы с НОДА (нарушение опорно-двигательного аппарата).
Модель нашей коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему и включает диагностический, профилактический и коррекционно -развивающий аспекты , обеспечивающие надёжный уровень моторного, речевого, интеллектуального и психического развития дошкольника. А также привлечение различных специалистов, для этого у нас создана команда единомышленников: учителя-логопеды, педагог-психолог, инструктор по адаптивной физкультуре, специалист по РР, специалист по РЭМП, руководитель ИЗОстудии, музыкальный руководитель, воспитатели, помощники воспитателя).
Целью коррекционно-развивающей работы является создание системы комплексной помощи детям, в преодоление или ослабление недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи – выбор и реализация индивидуального образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка; преодоление затруднений в реализации образовательной программы//комплексная подготовка ребенка к школе; социализация и адаптация ребенка в обществе;
К оррекционная работа в ДОУ включает в себя несколько взаимосвязанный направлений : диагностическое, коррекционно-развивающее , консультативное, информационно-просветительское.
Диагностическое направление включает :
• своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;
• раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
• комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации : изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, социализация ситуации развития и условий семейного воспитания, адаптивные возможности уровня социализации, систематический разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития, анализ успешности коррекционно-развивающей работы .
Коррекционно-развивающее направление обеспечивает :
• своевременную специализированную помощь в усвоение содержания образования и коррекцию недостатков в условиях ДОУ
- выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ , методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями ;
- коррекция и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка и психокоррекция его поведения , социальная защита ребенка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Информацинно-просветительское направление предусматривает :
• разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей со всеми участниками коррекционной работы: родители, педагоги
Консультативная работа включает :
•непрерывность психолого-педагогического сопровождения детей и их семей по вопросам дифференциации психолого-педагогических условий воспитания, обучения, коррекции и развития и социализации воспитанников
• консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы детей с ОВЗ ;
В коррекционных группах при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы , намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных, речевых и высших психических сфер. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные формы работы , а также самостоятельную деятельность ребёнка с ОВЗ в специально организованной пространственно-речевой среде.
Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений разработаны адаптированные программы для детей с ТНР и для детей с НОДА, на основе общей образовательной программы ДОУ, где предусмотрены все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ : варьирование сроки усвоения материалов, система коррекционной работы , специальные подходы, методы и приемы, особые условия реализации .
Для каждой группы нарушений есть особые направления в работе специалистов:
Для групп детей с НОДА – оздоровительный массаж, физиолечение, адаптивная физкультура;
Для групп детей с ТНР – коррекция речи (постановка звуков, развитие фонематического слуха, коррекция лексико-грамматической стороны речи), психологическое сопровождение;
Для детей той и другой группы нарушений предусмотрена единая работа специалистов, где педагоги используют новейшие разработки ИКТ, разнообразные развивающие дидактические пособия, робототехнические наборы;
- ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ, ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
- РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
- ШАХМАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- КРУЖОК «ХАТХА-ЙОГА»
- ЗАНЯТИЯ В ФОК «ЮНИОР», ОБУЧЕНИЕ ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ КРУЖОК «ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД»
Таким образом, в условиях нашего детского сада такая коррекционная работа эффективна, она осуществляется в комплексе и включает педагогическую и психологическую коррекцию , а также медицинское сопровождение воспитанников.
Источник
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ДОУ
методическая разработка
Структура системы коррекционной работы включает взаимосвязанные диагностический, коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический модули. Модульный принцип позволяет вносить своевременные изменения в процесс реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ДОУ
педагог-психолог Шевченко Е.В.,
воспитатель Железниченко Ю.И.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №2, г.Белгорода
Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей
Основу коррекционной работы составляют следующие принципиальные положения:
- коррекционная работа включается во все направления деятельности детского сада;
- содержание коррекционной работы – это психолого-медико- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
- все специалисты детского сада осуществляют коррекционную работу.
Структура системы коррекционной работы включает взаимосвязанные диагностический, коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический модули. Модульный принцип позволяет вносить своевременные изменения в процесс реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка.
Рассмотрим механизмы реализации содержания коррекционной работы.
Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
Задачи диагностического модуля: выявить и классифицировать типичные трудности, возникающие у ребёнка при освоении Программы; определить причины трудностей, возникающих у ребёнка при освоении Программы.
Содержание диагностического модуля составляют программы изучения ребенка различными специалистами.
Направления, содержание комплексного изучения ребенка, перечень специалистов, изучающих причины затруднений ребенка при освоении Программы, отражены в таблице:
Направления и содержание комплексного изучения дошкольника
Выявление состояния физического и психического здоровья, изучение медицинской документации.
Обследование актуального уровня развития ребёнка, определение зоны ближайшего развития, выявление трудностей, возникающих у ребёнка по мере освоения основной образовательной программы, причин возникновения данных трудностей.
Изучение семейных условий воспитания ребёнка.
Индивидуально ориентированная психолого-педагогическая помощь детям с ОВЗ
(коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический модули)
Задачи коррекционно-развивающего модуля:
- определить необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы;
- разработать индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка необходимыми специалистами при освоении основной образовательной программы (на основе полученных диагностических данных);
- организовать взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка, испытывающего трудности в освоении основной образовательной программы.
Коррекционно-развивающий модуль обеспечивает создание педагогических условий для коррекции и профилактики нарушений в развитии ребенка с ОВЗ на основе комплексных диагностических данных.
Условия , необходимые для реализации коррекционной работы:
- использование специальных образовательных программ, исходя из категории детей с ОВЗ, а также специальных методов и приёмов обучения и воспитания;
- использование технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- организация и проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка с ОВЗ:
- даёт представление о видах трудностей, возникающих у ребёнка при освоении основной общеобразовательной программы;
- раскрывает причину, лежащую в основе трудностей;
- содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения, задания для коррекции.
Специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции:
- диагностическую (заполняют диагностические карты трудностей, возникающих у ребёнка; определяют причину трудности с помощью комплексной диагностики);
- проектную (разрабатывают на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);
- сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);
- аналитическую (анализируют результаты реализации индивидуальных образовательных маршрутов).
Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-педагогический консилиум детского сада (ППк), который решает задачу взаимодействия специалистов.
Задачи оздоровительно-профилактического модуля: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ, обеспечение их медико-педагогического сопровождения.
Оздоровительно-профилактический модуль предполагает проведение индивидуальных профилактических мероприятий в соответствии с имеющимися условиями.
Задачи социально-педагогического модуля:
- повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;
- взаимодействие с семьёй ребёнка с ОВЗ и социальными партнёрами.
Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям, консультативную деятельность.
Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение детьми с ОВЗ основной образовательной программы.
Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении основной образовательной программы.
В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником основной образовательной программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке городской ППК, ребенку предоставляется место в специализированных группах детских садов города.
Организация системы коррекционной работы.
Источник