урок по биологии 6 класс грибы
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Тема: Характерные черты строения и жизнедеятельности грибов. Шляпочные грибы.
Выбор темы «Характерные черты строения и жизнедеятельности грибов. Шляпочные грибы» урока биологии в 6классе с точки зрения возможностей формирования и развития универсальных учебных действий обоснован. На данном уроке можно формировать и развивать познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные УУД. В теме «Царство Грибы» это первый урок — урок изучения нового материала. У обучающихся формируются умения воспроизведения своими словами понятий, алгоритмов, выполнения действий по образцу, алгоритму.
Задания для групповой работы обучающихся по решению проблемы и задач урока, сотрудничество в поиске информации при достижении целей урока ведут к развитию коммуникативных умений, каждый ученик имеет возможность высказать свою точку зрения. Целеполагание и составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы, сравнение выполненной работы с эталоном ответа в презентации способствуют развитию регулятивных УУД, которые обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. Постановка и решение проблемы, общеучебные, логические учебные действия, структурирование знаний формируют познавательные УУД. Практическая значимость изучаемой темы ведет к формированию личностных УУД.
Структура урока соответствует положениям системно-деятельностного подхода. В конспекте выделены мотивационный, операциональный и рефлективно-оценочный этапы. Обучающиеся участвуют в целеполагании, планировании, исследовательской деятельности по открытию новых знаний, осуществляют самоконтроль, корректирующую деятельность. Цели и задачи урока взаимосвязаны, соответствуют теме урока. Обеспечивается целостность урока. Планируемые результаты соответствуют целям урока.
Отбор изучаемого учебного материала содержания урока соответствует учебнику, программе и стандартам, а также цели урока. Прослеживается логика действий учителя и учеников при изучении темы. Отобранный учебный материал достаточно научен. Доступен. Отражает межпредметные связи с курсом природоведения 5класса.
1.Структура урока соответствует положениям системно-деятельностного подхода
2.Организация деятельности учеников направлена на формирование у них познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД.
3.Технологическая структура урока отражает соответствие целей и результатов урока
4.Урок можно корректировать, учитывая особенности классного коллектива
Технологическая карта урока
Базовый учебник В.В.Пасечник Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6класс.- М.: Дрофа, 2010.
Тема урока Характерные черты строения и жизнедеятельности грибов. Шляпочные грибы
Цель урока : сформировать у учащихся умение характеризовать грибы как отдельное царство живых организмов
-формировать умения объяснять особенности строения и жизнедеятельности грибов
-формировать умения отличать грибы от других живых организмов
-формировать умения характеризовать роль грибов в природе и жизни человека
-формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы,
-формировать умения оказывать первую помощь при отравлении грибами
-формировать умение понимать смысл биологических терминов: мицелий, микориза, симбиоз, спора
Метапредметные и личностные результаты :
1.сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
2.сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки
3.сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
1.сформировать умения осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций
1.сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
Необходимое оборудование : учебники биологии, муляжи плодовых тел шляпочных грибов, таблицы «Строение шляпочного гриба», «Грибы съедобные и ядовитые», натуральные объекты – плодовые тела трутовиков, колонии плесневых грибов на различных субстратах, спорынья, дрожжи, консервированные грибы, презентация «Грибы», мультимедийное оборудование.
Источник
Открытый урок в 6 классе по теме «Царство грибы»
Разработка открытого урока биологии в 6 классе по теме:
Царство грибы. Общая характеристика
Цель урока: ознакомление обучающихся с общей характеристикой грибов, их ролью в природе и жизни человека
Познакомить обучающихся с царством грибов, отличительными особенностями и характерными признаками, их строением, питанием, размножением.
Дать сравнительную характеристику грибов с растениями и животными.
Продолжить развивать умения проводить наблюдения, использовать рисунки и текст учебника, работать с дополнительным материалом.
Развивать навыки научно-исследовательской работы.
Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому на земле.
Методы обучения: словесно-наглядные, практические, частично-поисковые.
Тип урока: изучения нового материала .
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тесты, муляжи грибов, учебник 6 класса, продукты с плесенью, микроскоп, лупа, предметное и покровное стекло, игла, вода.
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает повезло. (Гриб)
Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой. (Гриб).
Итак, сегодня мы будем изучать….. Грибы
К какой систематической категории относятся грибы? С чего мы всегда начинаем изучение нового раздела живых организмов (с общей характеристики!)
Запишем тему: Царство грибы. Общая характеристика (Слайд №3)
Проблемный вопрос: Что объединяет порошок в пузырьке (флакон с пенициллином) и обычный гриб (любой муляж гриба). (Слайд №4)
В конце урока попытайтесь дать ответ на этот вопрос.
Грибы – это самая большая группа организмов, к ним относятся около 100 тыс. видов. Они окружают нас повсюду: в воде, в почве, в воздухе.
Изучением грибов занимается наука – микология. Г реческое слово “микес” – гриб, «логос» — учение. Эта наука прошла долгий путь. Ещё в 4 веке до нашей эры Аристотель составил описание грибов.
(Слайд №6) Все грибы имеют в клетках ядро (одно или несколько) и являются эукариотами.
Учёные долго ломали голову куда отнести грибы – к растениям или к животным. Годами грибы относили к растительному миру. Однако, при ближайшем рассмотрении учёные обнаружили, что у грибов больше общего с животными, чем с растениями. Но только в 1960 году грибы выделили в отдельное царство – Царство Грибы.
(Слайд №7-8) Давайте выясним, почему ученые пришли к такому выводу. Работая парами, изучите текст на стр. 198 и заполните таблицу:
Признаки сходства с растениями
Признаки сходства с животными
Признаки, характерные только для грибов
— имеют прочные клеточные стенки;
— часто осуществляют вегетативное размножение;
— растут верхушечной частью;
— всасывают питательные вещества.
— питаются готовыми органическими веществами — гетеротрофы;
— в клеточных стенках хитин;
— запасной продукт – гликоген;
— основа вегетативного тела — грибница или мицелий ;
— грибница состоит из нитей — гиф ;
— гифы состоят из многоядерных или одноядерных клеток;
— переплетение гифов образует плодовое тело.
Грибы окружают нас повсюду, и даже там, где их вроде бы и не видно. Всё дело в том, что по своему строению и размерам они очень разнообразны. Мы с вами привыкли видеть «шляпку на ножке», но плесень на продуктах, дрожжи – это тоже грибы.
Строение грибов (Слайд №9)
Одноклеточные (мукор, дрожжи)
Многоклеточные (шляпочные, трутовики, пеницилл)
У одноклеточных грибов весь разветвленный мицелий представляет одну клетку. Тело многоклеточных грибов состоит из тонких нитей — гифов, которые часто ветвятся и образуют мицелий, или грибницу. Грибница обладает огромной площадью поверхности, через которую поглощает питательные вещества. Часть грибницы, расположенная в почве, называется почвенной грибницей, наружная часть – это плодовое тело гриба. На нём формируются органы размножения.
Размножение грибов (Слайд №10-11)
Найдите в тексте на стр. 198 способы размножения грибов (бесполое и половое)
Питание грибов (Слайд №12-13)
Мы уже сказали, что грибы являются гетеротрофами. Питательные вещества поглощаются всей поверхностью тела. По типу питания грибы сходны с бактериями, могут быть сапротрофами, паразитами, симбионтами и даже хищниками.
Работа в группах. (Страница 199)
1-я изучает САПРОТРОФНЫЕ грибы
Проверка выполнения работы (Слайды №14-17)
Значение грибов (Слайд №18)
— разложение остатков животных и растений, повышение плодородия почвы;
— в медицине — антибиотик (пенициллин);
— укрепляют иммунную систему;
б) в хлебопечении, пивоварении, виноделии, производстве спирта, производстве уксусной кислоты
в) для осветления фруктовых соков
— приготавливают препараты для уничтожения вредных насекомых и сорняков;
— переработка сырья, грубых кормов;
— разрушение бумажных отходов.
— болезни растений (фитофтора, чёрная ножка и др.);
— портят смазочные масла, нефтепродукты, вызывают коррозию металла;
— портят книги, произведения искусства;
— вредят здоровью людей и животных.
Лабораторная работа №17 (стр. 201) (Слайд №19)
Какая проблема была поставлена перед вами в начале урока? Теперь вы знаете, что объединят эти объекты? Что?
Почему грибы считают более высокоорганизованными организмами, чем бактерии?
Вывод : грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных. Эти организмы относятся к эукариотам. Они могут иметь одноклеточное и многоклеточное строение тела. Тело образует грибницу или мицелий, состоящий из гифов.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что хотели бы ещё узнать о грибах?
Понравился ли вам сегодняшний урок?
Домашнее задание: (Слайд №20)
§ 52, творческое задание: подготовить сообщение «Интересные факты о грибах»
Источник