Урок_зона_леса_4_класс

Конспект на тему :«Зона лесов». 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

— познакомить с особенностями природы; со значением природы данной зоны для человека, ее использованием.

Предметные : уметь находить и показывать зону лесов на географической карте России; знать общие и отличительные признаки зоны (климат, растительный и животный мир), называть и уметь различать типичные для данной природной зоны растения и животных.

Личностные: иметь представление о навыке самостоятельной работы;

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник окружающий мир. 4 класс. 1ч. Федотова О.Н., ПНШ, презентация, карточки, рабочая тетрадь окружающий мир. 4 класс. 1ч. Федотова О.Н., ПНШ

I. Этап самоопределения к деятельности

Здравствуйте! Меня зовут Кристина Алексеевна. Я проведу у вас урок окружающего мира.

II. Актуализация знаний и мотивация

— С какой темой вы познакомились на прошлом уроке?

— Какие растения прорастают в тундре? А какими зверьми богат животный мир тундры?

III. Постановка учебной задачи

— Что вы представили, когда слушали эти звуки? (Лес)

— С чем ассоциируется лес для каждого из Вас?

— Какие чувства и эмоции наполняют Вас при этом?

Представьте себе, что Вы прямо сейчас попали в лес… Какие ощущения испытываете?

-Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Зона лесов)

— Какие цели поставим? ( познакомиться с особенностями природы; со значением природы данной зоны для человека, ее использованием)

П.: самостоятельное выделять и формулирование познавательной цели.

IV. Открытие нового знания

— Откройте страницу 60 в учебнике, давайте найдём с вами тайгу и смешанные широколиственные леса

Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне 2 части: самая большая – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее

-А теперь погружаемся в исследование…

-Представьте, вы настоящие учёные, Вы можете зафиксировать начальные и конечные данные исследований. Тема урока «Зона лесов».

— Сегодня в нашей Академии будут работать 3 лаборатории: «Экологи», «Ботаники», «Зоологи».

-У вас на партах лежат: карточки-помогайки, географическая карта (учебник с.60-61), текст в учебнике (с.84-91), рабочая тетрадь (с.27).

Читайте также:  Замороженная_малина_рецепты_варенья

1. Найдите на карте природную зону лесов.

2.Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

— Найдите ответы на данные вопросы и заполните ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТУ.

П.: ставить и формулировать проблемы

П.: анализировать объектов с целью выделения признаков.

П.: строить логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Карточка-помогайка 1-ой группы экологов:

Где находится зона лесов относительно зоны тундры? (Географическая карта на столе и в учебнике с.60-61)

  1. 1)Зона лесов находится
  2. 2)Какая у зоны лесов земная поверхность?
  3. 3)К какому тепловому поясу относится?
  4. 4)Какая земная поверхность?
  5. 5)Какая она в сравнении с другими природными зонами?
  6. 6)Части лесной зоны

Карточка-помогайка 2-ой группы — ботаников:

  1. Что называется тайгой? Текст в учебнике (с.86-87)
  2. Природные условия тайги.
  3. Какие растения растут в тайге?
  4. Расположение смешанных и широколиственных лесов.Географ. карта.
  5. Природные условия в этих лесах. Текст в учебнике (с.86-87)
  6. Какие растения растут в этих лесах?

Карточка-помогайка 3-ой группы:

  1. Птицы тайги, что их объединяет.Текст в учебнике (с.90-91),
  2. Животные тайги, что их объединяет.
  3. Животный мир смешанного и широколиственного леса (краткие рассказы о животных и птицах)

Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (слайд картины тайги, непроходимой тайги) Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, — это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (слайд)

Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. (слайд)

Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Читайте также:  Отомикозы_вызываемые_плесневыми_грибами

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

Рассказ третей группы ботаников:

К югу на смену тайге приходит смешанный лес . В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет ни у одного дерева, размножающегося семенами.

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.

Ближе к югу зоны становится теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по несколько штук под одним крылышком.

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.

У клена большие резные листья, плоды – крылатки.

-Хорошо, давайте выслушаем группу зоологов и узнаем, кто же живет в зоне лесов.

Рассказ четвертой группы- зоологов:

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь, благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рысь, зайцы, белки, глухарь, полевки. Для животных нет границ, они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку, другие делают на зиму запасы.

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка–летяга – родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Читайте также:  Называется_лес_одного_хвойного_дерева

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушках – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожное животное.

— Итак, исследования в лабораториях завершены. Слово предоставляется ведущим учёным от каждой лаборатории.

Источник

Зона лесов России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Познакомить с географическим положением зоны лесов, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

Развивать познавательный интерес учащихся, критическое мышление посредством чтения и письма, навыков самоконтроля; развивать умение анализировать, формулировать выводы.

Прививать бережное отношение к природе

Планируемые результаты (УУД):

Личностные: (Л) — способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; — развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

Регулятивные (Р) — уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

— уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом;- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные (П) — ориентироваться в своей системе знаний;- находить ответы на вопросы, на основе опыта и информации, полученную на уроке;

— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные (К) — уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

— формирование умения взаимодействовать в паре, группе.

Предметные:(П): познакомиться с географ. полож. , с климат. усл. зоны; раст. и живот. миром и деят-тью чел-ка.

Ресурсы: Учебник Окружающий мир 4 класс Ивченкова Г.Г., Потапова И.В.. Карта природных зон, презентация «Зона лесов», карточки с вопросами, карточки с утверждениями

Тип урока: КУ – комбинированный урок

Технология, методы обучения: решение учебной задачи, фронтальная, групповая, парная, с применением обучающих структур и мыслительных приёмов сингапурского метода

Задания для учащихся, дидактические материалы

1. Мотивация к учебной деятельности

— проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Источник

Оцените статью