Урок_технологии_5_класс_овощи

Урок по технологии «Овощи в питании человека. Карвинг» (5 класс)

Оборудование, материалы, наглядные пособия: компьютеры, проектор, маркеры, разделочные доски, ножи, приспособления для фигурной нарезки овощей; плакаты, тетради, наборы овощей; презентация, онлайн-платформы.

Цель: обобщить знания об основах рационального питания; познакомить учащихся с пищевой ценностью овощей и их классификацией; познакомить с приёмами первичной обработки овощей, способами нарезки овощей, способами украшения блюд из овощей.

— актуализировать знания о пищевой ценности овощей, их значении для здоровья человека; о первичной обработке овощей, способах нарезки и украшения блюд из овощей;

— ознакомиться с правилами техники безопасности при работе с режущими инструментами;

— сформировать навыки простой и фигурной нарезки овощей;

— воспитывать бережное отношение к своему здоровью, воспитывать интерес к предмету.

— самоанализ и самоконтроль результата;

— выполнение задания в соответствии с целью;

— мотивация и познавательный интерес к новому материалу;

— рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

— совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

— выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос;

— работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

— осознавать важность соблюдения правил безопасности во время работы.

— в ходе работы определить, что является пищевой ценностью овощей и их классификацию;

— познакомить с приёмами первичной обработки овощей, способами нарезки овощей, способами украшения блюд из овощей;

— перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

— формирование умения общаться в группе;

— доносить свою позицию до других: высказывать.

Тип урока : комбинированный.

Ι. Организационный момент (1 мин.) слайд 1 .

Проверка готовности к уроку, посещаемости. Приветственное слово.

ІІ. Мотивация учебной деятельности (2 мин.) слайд 2.

Сколько интересных вещей можно сделать с помощью приспособлений из разных продуктов, украсить ими любое блюдо! Вам нравиться разгадывать ребусы? Давайте попробуем понять, о чем будет идти речь на нашем уроке (разгадывают ребус на слайде).

ΙΙΙ. Актуализация знаний (3 мин.) слайд 3.

Устный опрос по изученной ранее теме:

Читайте также:  Рецепт_приготовления_овощного_рагу_баклажаны

— Почему люди должны заботиться о правильном питании?

— Какие вещества, необходимые человеку, должны поступать с пищей?

Найдите соответствие между понятиями и их значениями (отсканируйте QR-код или нажмите на ссылку и проверьте свои знания).

Рацион — является набором пищевых продуктов, необходимых человеку на определенный период времени.

Режим питания – представляет собой распорядок дня, включающий часы приема пищи в течение дня и интервалы между приемами пищи.

Гигиена — является наукой о здоровье человека, изучающей влияние внешних факторов на человеческий организм.

Санитария — это мероприятия по соблюдению основных гигиенических правил и норм.

Ι V . Сообщение темы урока (1 мин.) слайд 1 .

Как мы с вами уже выяснили, правильное питание – это основа здоровья и долголетия человека.

— Что нужно употреблять в пищу, чтобы оставаться здоровым, бодрым и жизнерадостным? (Овощи).

Совершенно, верно, главной составляющей правильного питания являются именно овощи. Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о них, ознакомимся с приёмами первичной обработки овощей, способами нарезки овощей и украшения блюд. Запишите тему урока: «Овощи в питании человека».

V . Физкультминутка (1 мин.) — слайд 4 .

Пора нам немного отдохнуть и подвигаться (дети выполняют движения по видео).

V Ι. Изучение нового материала (15 мин.) — слайд 5-15 .

Овощи очень важны для питания человека. Они содержат множество питательных веществ, богаты углеводами, витаминами, минеральными веществами и клетчаткой.

— А какие овощи вам известны?

— Капуста, морковь, огурцы, помидоры, лук, щавель, редис, свёкла и др.

Все овощи можно разделить на несколько групп. Давайте ознакомимся с названиями овощей на стр. 96 учебника и распределим их на группы.

Томат, огурцы, тыква, арбузы, дыни

Свекла, репа, морковь, редис

Белокочанная, брюссельская, цветная

— Долго ли овощи могут сохранять свой первоначальный вид?

— Какие условия нужно соблюдать для хранения овощей?

— Как сохранить овощи в домашних условиях?

Действительно, правильно выбранные условия (температура, влажность) позволяют надолго сохранить овощи в надлежащем состоянии. Овощи хранят в темном прохладном месте, периодически перебирают, сортируют.

Для того, чтобы побольше узнать об овощах, разделимся на три команды, найдем необходимую информацию в учебнике на стр. 98-99 и поделимся полученными знаниями со всем классом (при отсутствии учебника можно воспользоваться интернетом).

Читайте также:  Рисование_овощей_фруктов_поэтапно

Время на подготовку – 5 мин.

Ø Как вы думаете, что нужно сделать с овощами прежде, чем подвергать их тепловой обработке? Перечислите способы первичной обработки овощей.

Ø Какие инструменты и приспособления используют при ручной обработке овощей? Назовите их.

Ø Какие вы знаете виды нарезки овощей? Перечислите способы простой нарезки овощей.

Проблемный вопрос 1 (слайд 12).

— Как вы думаете, что нужно сделать с овощами прежде, чем подвергать их тепловой обработке?

Правильно, их нужно помыть, очистить от кожуры, нарезать. Все, что вы перечислили, называют первичной обработкой овощей. Давайте рассмотрим ее последовательность. Схему запишем в тетрадь:

Переборка – удаление проросших, подгнивших, несъедобных частей.

Сортировка – по размерам, по сорту.

Мойка – в проточной воде с содой.

Очистка – удаление кожуры, плодоножки.

Промывание – в проточной воде.

Нарезка – ножом или специальным инструментом.

Проблемный вопрос 2 (слайд 13).

— Какие инструменты и приспособления используют при ручной обработке овощей?

— При ручной обработке овощей используют специальные инструменты и приспособления: кухонный и желобковый ножи, нож и приспособление для очистки овощей, тёрку, дуршлаг и другие (демонстрирую перечисленные инструменты и приспособления).

Проблемный вопрос 3 (слайд 14).

— Какие вы знаете способы нарезки овощей?

Существуют два основных вида нарезки овощей: простая и фигурная. Простая нарезка представлена такими формами, как кубики, кружочки, брусочки, соломка, ломтики, кольца и др.

Более сложным способом украшения блюд является фигурная нарезка овощей (слайд 14) . Он получил распространение более 700 лет назад. Со временем повара потеряли к нему интерес. Сегодня для обучения фигурной (художественной) нарезке овощейкарвингу открываются специальные курсы. Слово «карвинг» в переводе с английского языка означает «вырезание». Для карвинга обычно пользуются специальными ножами и приспособлениями. Для выполнения простого карвинга можно воспользоваться обычным ножом с тонким и острым лезвием. С помощью такого ножа можно, например, сделать из огурца цветок. Традиционно для карвинга подходят практически любые овощи: картофель, крупный редис, огурцы с гладкой кожицей, твёрдая тыква и многие другие.

Читайте также:  Оптовый_овощной_рынок_кубани

V ΙΙ. Усвоение приобретенных знаний, формирование умений и навыков.

Практическая работа «Фигурная нарезка овощей» (15 мин.) — слайд 16.

— Для чего нужно знать правила безопасной работы с режущими инструментами?

Инструктаж по ТБ перед началом работы:

· Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.

· Правильно держать нож при нарезании продуктов, не поднимать нож слишком высоко над разделочной доской.

· Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, приспособлениями, надежно удерживать обрабатываемый продукт.

· Передавать ножи и вилки друг другу только ручками вперед.

· При неисправности кухонного инвентаря работу прекратить и сообщить учителю.

· Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.

· Вынести мусор, отходы и очистки в отведенное место.

Давайте посмотрим видеоролик по карвингу (демонстрирую детям приемы фигурной нарезки овощей). Понравилось? Разделимся на три команды, выберем капитана и приступим к практической работе (капитанам раздаю необходимый инвентарь и продукты).

Задание: выполнить несколько элементов фигурной нарезки овощей для украшения праздничного салата (во время выполнения работы провожу текущий инструктаж, осуществляю консультации, контроль).

V ΙΙΙ. Закрепление изученного материала. Рефлексия (5 мин.) – слайд 17.

— А сейчас проверим как вы усвоили новый материал. Расположите этапы первичной обработки овощей в необходимом порядке тсканируйте QR-код или нажмите на ссылку).

І X . Рефлексия (3 мин.) – слайд 18.

Колесо фортуны ( нажмите на ссылку и продолжите фразу).

X . Подведение итогов урока. Самооценка (1 мин.) – слайд 19.

Оцените свою работу на уроке. Приклейте в тетрадь соответствующий смайлик:

Ø синий – «удовлетворительно» — 3;

Ø черный – «неудовлетворительно» — 2.

X І . Домашнее задание (1 мин.) – слайд 20.

Молодцы! Вы прекрасно справились со своей работой! Наше занятие окончено. На следующий урок составьте синквейн «Овощи».

1. Технология. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2019.

Источник

Оцените статью