Урок по технологии «Овощи в питании человека. Карвинг» (5 класс)
Оборудование, материалы, наглядные пособия: компьютеры, проектор, маркеры, разделочные доски, ножи, приспособления для фигурной нарезки овощей; плакаты, тетради, наборы овощей; презентация, онлайн-платформы.
Цель: обобщить знания об основах рационального питания; познакомить учащихся с пищевой ценностью овощей и их классификацией; познакомить с приёмами первичной обработки овощей, способами нарезки овощей, способами украшения блюд из овощей.
— актуализировать знания о пищевой ценности овощей, их значении для здоровья человека; о первичной обработке овощей, способах нарезки и украшения блюд из овощей;
— ознакомиться с правилами техники безопасности при работе с режущими инструментами;
— сформировать навыки простой и фигурной нарезки овощей;
— воспитывать бережное отношение к своему здоровью, воспитывать интерес к предмету.
— самоанализ и самоконтроль результата;
— выполнение задания в соответствии с целью;
— мотивация и познавательный интерес к новому материалу;
— рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
— совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
— выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос;
— работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
— осознавать важность соблюдения правил безопасности во время работы.
— в ходе работы определить, что является пищевой ценностью овощей и их классификацию;
— познакомить с приёмами первичной обработки овощей, способами нарезки овощей, способами украшения блюд из овощей;
— перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
— формирование умения общаться в группе;
— доносить свою позицию до других: высказывать.
Тип урока : комбинированный.
Ι. Организационный момент (1 мин.) – слайд 1 .
Проверка готовности к уроку, посещаемости. Приветственное слово.
ІІ. Мотивация учебной деятельности (2 мин.) — слайд 2.
Сколько интересных вещей можно сделать с помощью приспособлений из разных продуктов, украсить ими любое блюдо! Вам нравиться разгадывать ребусы? Давайте попробуем понять, о чем будет идти речь на нашем уроке (разгадывают ребус на слайде).
ΙΙΙ. Актуализация знаний (3 мин.) — слайд 3.
Устный опрос по изученной ранее теме:
— Почему люди должны заботиться о правильном питании?
— Какие вещества, необходимые человеку, должны поступать с пищей?
Найдите соответствие между понятиями и их значениями (отсканируйте QR-код или нажмите на ссылку и проверьте свои знания).
Рацион — является набором пищевых продуктов, необходимых человеку на определенный период времени.
Режим питания – представляет собой распорядок дня, включающий часы приема пищи в течение дня и интервалы между приемами пищи.
Гигиена — является наукой о здоровье человека, изучающей влияние внешних факторов на человеческий организм.
Санитария — это мероприятия по соблюдению основных гигиенических правил и норм.
Ι V . Сообщение темы урока (1 мин.) – слайд 1 .
Как мы с вами уже выяснили, правильное питание – это основа здоровья и долголетия человека.
— Что нужно употреблять в пищу, чтобы оставаться здоровым, бодрым и жизнерадостным? (Овощи).
Совершенно, верно, главной составляющей правильного питания являются именно овощи. Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о них, ознакомимся с приёмами первичной обработки овощей, способами нарезки овощей и украшения блюд. Запишите тему урока: «Овощи в питании человека».
V . Физкультминутка (1 мин.) — слайд 4 .
Пора нам немного отдохнуть и подвигаться (дети выполняют движения по видео).
V Ι. Изучение нового материала (15 мин.) — слайд 5-15 .
Овощи очень важны для питания человека. Они содержат множество питательных веществ, богаты углеводами, витаминами, минеральными веществами и клетчаткой.
— А какие овощи вам известны?
— Капуста, морковь, огурцы, помидоры, лук, щавель, редис, свёкла и др.
Все овощи можно разделить на несколько групп. Давайте ознакомимся с названиями овощей на стр. 96 учебника и распределим их на группы.
Томат, огурцы, тыква, арбузы, дыни
Свекла, репа, морковь, редис
Белокочанная, брюссельская, цветная
— Долго ли овощи могут сохранять свой первоначальный вид?
— Какие условия нужно соблюдать для хранения овощей?
— Как сохранить овощи в домашних условиях?
Действительно, правильно выбранные условия (температура, влажность) позволяют надолго сохранить овощи в надлежащем состоянии. Овощи хранят в темном прохладном месте, периодически перебирают, сортируют.
Для того, чтобы побольше узнать об овощах, разделимся на три команды, найдем необходимую информацию в учебнике на стр. 98-99 и поделимся полученными знаниями со всем классом (при отсутствии учебника можно воспользоваться интернетом).
Время на подготовку – 5 мин.
Ø Как вы думаете, что нужно сделать с овощами прежде, чем подвергать их тепловой обработке? Перечислите способы первичной обработки овощей.
Ø Какие инструменты и приспособления используют при ручной обработке овощей? Назовите их.
Ø Какие вы знаете виды нарезки овощей? Перечислите способы простой нарезки овощей.
Проблемный вопрос 1 (слайд 12).
— Как вы думаете, что нужно сделать с овощами прежде, чем подвергать их тепловой обработке?
Правильно, их нужно помыть, очистить от кожуры, нарезать. Все, что вы перечислили, называют первичной обработкой овощей. Давайте рассмотрим ее последовательность. Схему запишем в тетрадь:
Переборка – удаление проросших, подгнивших, несъедобных частей.
Сортировка – по размерам, по сорту.
Мойка – в проточной воде с содой.
Очистка – удаление кожуры, плодоножки.
Промывание – в проточной воде.
Нарезка – ножом или специальным инструментом.
Проблемный вопрос 2 (слайд 13).
— Какие инструменты и приспособления используют при ручной обработке овощей?
— При ручной обработке овощей используют специальные инструменты и приспособления: кухонный и желобковый ножи, нож и приспособление для очистки овощей, тёрку, дуршлаг и другие (демонстрирую перечисленные инструменты и приспособления).
Проблемный вопрос 3 (слайд 14).
— Какие вы знаете способы нарезки овощей?
Существуют два основных вида нарезки овощей: простая и фигурная. Простая нарезка представлена такими формами, как кубики, кружочки, брусочки, соломка, ломтики, кольца и др.
Более сложным способом украшения блюд является фигурная нарезка овощей (слайд 14) . Он получил распространение более 700 лет назад. Со временем повара потеряли к нему интерес. Сегодня для обучения фигурной (художественной) нарезке овощей — карвингу открываются специальные курсы. Слово «карвинг» в переводе с английского языка означает «вырезание». Для карвинга обычно пользуются специальными ножами и приспособлениями. Для выполнения простого карвинга можно воспользоваться обычным ножом с тонким и острым лезвием. С помощью такого ножа можно, например, сделать из огурца цветок. Традиционно для карвинга подходят практически любые овощи: картофель, крупный редис, огурцы с гладкой кожицей, твёрдая тыква и многие другие.
V ΙΙ. Усвоение приобретенных знаний, формирование умений и навыков.
Практическая работа «Фигурная нарезка овощей» (15 мин.) — слайд 16.
— Для чего нужно знать правила безопасной работы с режущими инструментами?
Инструктаж по ТБ перед началом работы:
· Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
· Правильно держать нож при нарезании продуктов, не поднимать нож слишком высоко над разделочной доской.
· Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, приспособлениями, надежно удерживать обрабатываемый продукт.
· Передавать ножи и вилки друг другу только ручками вперед.
· При неисправности кухонного инвентаря работу прекратить и сообщить учителю.
· Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.
· Вынести мусор, отходы и очистки в отведенное место.
Давайте посмотрим видеоролик по карвингу (демонстрирую детям приемы фигурной нарезки овощей). Понравилось? Разделимся на три команды, выберем капитана и приступим к практической работе (капитанам раздаю необходимый инвентарь и продукты).
Задание: выполнить несколько элементов фигурной нарезки овощей для украшения праздничного салата (во время выполнения работы провожу текущий инструктаж, осуществляю консультации, контроль).
V ΙΙΙ. Закрепление изученного материала. Рефлексия (5 мин.) – слайд 17.
— А сейчас проверим как вы усвоили новый материал. Расположите этапы первичной обработки овощей в необходимом порядке (о тсканируйте QR-код или нажмите на ссылку).
І X . Рефлексия (3 мин.) – слайд 18.
Колесо фортуны ( нажмите на ссылку и продолжите фразу).
X . Подведение итогов урока. Самооценка (1 мин.) – слайд 19.
Оцените свою работу на уроке. Приклейте в тетрадь соответствующий смайлик:
Ø синий – «удовлетворительно» — 3;
Ø черный – «неудовлетворительно» — 2.
X І . Домашнее задание (1 мин.) – слайд 20.
Молодцы! Вы прекрасно справились со своей работой! Наше занятие окончено. На следующий урок составьте синквейн «Овощи».
1. Технология. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2019.
Источник