Открытый урок по окружающему миру в 4 классе на тему: «Смешанные и широколиственные леса».
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе, любовь к Родине.
Формируемые УУД:
Познавательные: умение извлекать информацию, описывать, сравнивать классифицировать природные объекты.
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.
Личностные: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, учебник «Окружающий мир» 4 класс, карта «Природные зоны России», карточки с индивидуальным заданием.
1. Орг. момент . Мотивация учебной деятельности. (Слайд 1)
— Прочитайте фразу на слайде и дополните её.
Я ожидаю от сегодняшнего урока……….
Кто желает поделиться своими мыслями?
— А я ожидаю от сегодняшнего урока вашей активной, плодотворной работы! Давайте подарим друг другу хороший урок!
2. Проверка домашнего задания.
— С какой природной зоной вы познакомились на предыдущем занятии? (Зона Арктики, тундры, тайги).
— Работа по карточкам (условные обозначения: да +, нет — )
1. Зона арктических пустынь располагается на островах Северного Ледовитого океана.
2. Самые крупные и сильные животные Арктики – белые медведи
3. Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.
4. Лишайник ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища .
5. Зона тайги расположена южнее тундры.
6. В тайге преобладают хвойные деревья.
7. Почвы в тайге богаты перегноем.
8. В хвойном лесу два-три яруса.
— У кого выполнено без ошибок? Поставьте «5»
— У кого одна-две ошибки? Поставьте «4».
-У кого три- четыре ошибки? Поставьте «3».
— Встантье те, кто получил «5». Вам аплодисменты! Вы «знатоки» природных зон Арктики, тундры и тайги.
— Встаньте те, кто получил «4». Вы будущие знатоки. Есть «тройки»? Вам нужно еще прочитать материал.
3. Введение в тему урока. Постановка цели и задач урока.
— Отгадайте загадку. В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока. В какую природную зону мы сегодня отправимся?
Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём. (Лес)
— О каком лесе вы уже узнали ребята? (Тайга)
— Еще какие бывают леса? Верно.
— Кто назовет тему сегодняшнего урока.
Тема урока «Зона смешанных и широколиственных лесов». ( Слайд 2).
— Что бы вы хотели о них узнать? Какие цели и задачи поставим на урок?
Цель: изучить зону смешанных и широколиственных лесов. ( Слайд 3).
1. Узнать о климате зоны смешанных лесов и широколиственных лесов..
2. Найти информацию о растениях этой природной зоны.
3. Выяснить какие животные обитают в смешанных и широколиственных лесах.
4. Выяснить чем занимается коренное население.
– Совершенно верно, сегодня мы ответим на эти вопросы. Ещё вы узнаете. Чем отличаются смешанные леса от широколиственных.
4. Работа над новым материалом.
Итак, приступаем к изучению новой природной зоны.
— Ребята перед вами на партах учебники и у меня карточки с вопросами, на которые вы должны найти ответы. Чтобы ответить на эти вопросы нам нужен метеоролог ,ботаник зоолог. (Раздаю карточки).
— Что должен выяснить метеоролог? (Какие климатические условия в зоне смешанных и широколиственных лесов).
— Зоолог? (Искать информацию о животных зоны смешанных и широколиственных лесов).
— Ботаник? (Узнать о растениях изучаемой природной зоны).
-Собрав необходимый материал, каждый «специалист» расскажет у доски, что удалось узнать..
— Кто попробует показать на карте природную зону лесов. (Учащиеся показывают на карте.) Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?
– Где находится зона лесов относительно зоны тундры? (Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом.)
– Какая поверхность у зоны лесов? (Зона лесов расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также Среднесибирском плоскогорье.)
– Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади. (Это самая большая природная зона. В зоне лесов три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и третья часть – широколиственные леса, еще светлее зеленый свет.)
Вверх на солнце посмотрели,
Учащиеся повторяют упражнения за учителем.
— Ребята, как вы думаете в какой природной зоне вы живете? (Правильно, в зоне широколиственных лесов.(показываю по карте Шаран ) (слайд 4)
— У вас на партах лежат Атласы Башкортостана, откройте пожалуйста стр.12 , здесь мы видим богатый мир флоры и фауны лесов Башкортостана.
— А какие леса у вас на вашей местности? Какие растения растут в ваших лесах, какие животные там обитают? Чем занимаются жители в вашей местности? (Животноводством, растениеводством, пчеловодством, птицеводством, строительством).
5.Актуализация опорных знаний.
– Ребята, давайте вспомним, какие ярусы леса вы знаете. Какой ярус самый высокий? (Деревья) – Правильно. Второй ярус – кустарники, 3 ярус -травянистые растения, грибы.
– Давайте вернёмся в верхний ярус. Тайга – хвойный лес. Какие деревья там растут? (кедр, пихта, сосна, ель) — показываю гербарий деревьев.
К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.
Ближе к югу зоны становится теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами. 6.Закрепление изученного материала.
– Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес и широколиственный лес.)
– Запишите схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу. (Слайд 5)
Учащиеся выполняют схему в тетради.
7. Включение новых знаний в систему знаний.
– Используя иллюстрацию на с. 28 учебника, запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса. (Слайд 6)
-А какое значение имеет лес для человека? (Лес место отдыха, аптека, источник чистой воды и пищи, источник древесины, источник топлива, дом для растений, животных грибов, защитник воздуха, водоемов почв.
— Лес так много значит для человека. . А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Какие экологические проблемы, связанные с лесом вы можете назвать? (вырубка, незаконная охота (браконьерство), пожары).
В связи с этим, какие ещё возникают проблемы? (Загрязнение воздуха, недостаток кислорода, обмеление рек, сокращение численности и полное исчезновение многих видов животных.).
-А что человек может сделать для того, чтобы сохранить исчезающие растения и животных? (создаются заповедники).
– Ребята что нового узнали на уроке?
-Все ли учебные задачи решены на уроке?
9. Итог урока. Выставление оценок.
– О животном мире леса можно говорить бесконечно. Очень много здесь разных видов животных!
– Мы сегодня познакомились с зоной лесов. На какие вопросы мы ответили на уроке?
Домашнее задание.
В учебнике стр. 30 Подготовить карточку «Паспорт обитателя смешанного леса» (Правая сторона – рисунок; левая – название, особенности внешнего вида, место обитания, способ питания)
В лесу много деревьев. Давайте вспомним, какие деревья вы знаете. (Слайд 4)
Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой растёт под горой. (Берёза)
С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд. (Липа)
Зимой и летом одним цветом. (Ель)
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)
– Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? (Кустарники) (Слайд 5)
– Спускаемся ещё на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? (Травы)
– Давайте вспомним какие травы вы знаете. Отгадайте загадки. (Слайд 6)
Нам запах свежести лесной приносит позднею весной.
Цветок душистый, нежный, из кисти белоснежной. (Ландыш)
На припёке у пеньков много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк. (Земляника)
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту, зовусь я…(Подосиновик)
Источник