Конспект урока по биологии в 8 классе адаптивной школы «Птицы леса»
Корригировать и развивать аналитико – синтетическую деятельность, произвольное внимание при выполнении самостоятельной работы на соотнесение признаков дятла; корригировать слуховое восприятие через узнавание характерных звуков, издаваемых птицей; развивать умение объективно оценивать свою работу;
Воспитывать самостоятельность, желание познавать окружающий мир, прививать интерес к предмету и процессу обучения.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, рабочие тетради по биологии, карточки для самостоятельной работы, запись звуков
Наглядность: компьютерная презентация, словесная наглядность, картина «Ласточки»
I. Организационный момент
— Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о птицах. Будьте внимательными и активными на уроке. Скажите, с какой группой птиц вы познакомились на прошлом уроке? (с птицами, кормящимися в воздухе) (слайд 2)
II. Проверка домашнего задания
I группа учащихся: фронтальный опрос материала домашнего задания с опорой на план рассказа (вопросы 1, 2 с. 106):
1.Чем отличается городская ласточка от деревенской? (слайд 3-4)
2.Чем отличается гнездо городской ласточки от гнезда деревенской? (слайд 5)
3.Расскажите об особенностях стрижей. (слайд 6)
3.Где и из чего делают гнёзда?
II группа учащихся: выполнение заданий в рабочих тетрадях (Дима Е. – с. 25, задание 10; Коля И. – с. 25 – 26, задание 11)
Самооценка выполненной работы учащимися и оценивание учителем.
1.Сегодня мы продолжим изучать птиц и познакомимся со следующей группой (звучит запись)
— Внимательно послушайте звуки и назовите птицу, которая их издаёт (дятел)
— Где живёт эта птица? (дятел живёт в лесу)
— Подумайте и скажите: о каких птицах пойдёт речь? (речь пойдёт о птицах леса)
— Откройте учебники на странице 107 и прочитайте тему сегодняшнего урока: Птицы леса (7 слайд)
— Откройте тетради, запишите число и тему урока.
3. –Посмотрите и назовите знакомых вам птиц (слайд 7 с птицами леса)
Учащиеся называют, а учитель вывешивает на доску названия птиц: большой пёстрый дятел, синица, поползень, снегирь, свиристель, клёст.
— Запишите названия птиц в тетради.
— С некоторыми из этих птиц мы познакомимся подробнее (рассказ учителя, слайд «Дятел»)
— Прослушав мой рассказ, ответьте на вопрос «Почему дятлы передвигаются по стволам деревьев снизу вверх?»
Способ добывания пищи дятлом.
Польза, приносимая дятлами природе.
— Ребята, кто ответит: почему дятлы передвигаются по стволам деревьев снизу вверх? (пальцы расположены: два вперёд и два назад, а также особое строение перьев хвоста)
4. – Многие птицы имеют свои отличительные особенности, по которым мы их узнаём. О какой птице пойдёт речь дальше? (слайд снегирь)
Об этой птице нам расскажет Настя Л. (приложение 1). Назовите яркую отличительную черту снегиря.
— Ещё сегодня мы познакомимся с необычной птицей хвойных лесов – это клёст (слайд«Клёст»). Подготовленное чтение учащегося.
— Прослушайте текст учебника и ответьте на вопросы:
1. Чем клёст отличается от других птиц леса?
2.Почему он выводит птенцов зимой?
Почему большой пёстрый дятел большую часть своей жизни проводит на стволах деревьев?
Назовите яркую отличительную черту снегиря.
Почему клёст выводит птенцов зимой?
IV.Закрепление изученного материала:
Выполнение самостоятельной работы тремя группами с учётом индивидуальных особенностей учащихся: выбрать правильные ответы из ряда признаков, которые относятся к дятлу.
Проверка самостоятельной работы: учащиеся по очереди читают один признак, по их мнению относящийся к дятлу, остальные находят его среди своих ответов.
— Подведём итог: сколько всего отличительных признаков дятла вы нашли при выполнении самостоятельной работы?
— Оцените выполнение своей работы.
1) С какой группой птиц вы познакомились на уроке?
3) Что интересного вы узнали о жизни птиц леса?
Что нового узнали на уроке?
Какой материал понравился больше всего?
Были ли трудности? Если да, то с чем они были связаны?
Самооценка деятельности за урок каждым учащимся, взаимооценка и итоговое оценивание учителем.
VI. Домашнее задание:
I группа – с. 108 – 109, вопросы 5 – 7;
II группа – с. 107 – 108, вопросы 1 – 4;
III группа – с. 107, вопрос 3.
Источник
Конспект урока по биологии на тему «Птицы леса»
Цель: Познакомить обучающихся воспитанников с многообразием птиц леса.
Формировать представление об особенностях образа жизни птиц леса, на примере большого пёстрого дятла и синицы.
Корригировать и развивать связную устную и письменную речь, слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание, процессы памяти, мыслительную деятельность.
Воспитывать мотивацию к учению, бережное отношение к природе, самостоятельность.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Презентация «Птицы леса», музыкальная запись «Голоса птиц», индивидуальные карточки, картинки с изображением птиц, карта природных зон, таблица.
Карточка №1 (Подписать название частей тела птицы)
? Назовите общие признаки птиц.
? Какие особенности строения тела птицы связаны с приспособлением к полёту.
III Сообщение темы и цели урока.
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом —
Чудеса увидишь в нём! (Лес)
— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучать птиц. Как вы думаете, почему я загадала загадку про лес?
— Правильно. потому что сегодня мы будем изучать птиц, обитающих в лесу.
Тема нашего сегодняшнего урока: Птицы леса.
? Где в природе встречаются птицы?
Птицы- друзья леса, их нужно оберегать. Во всём мире насчитывается 8600 видов птиц . В нашей стране обитает свыше 700 видов птиц.
В лесу, в Европейской части страны живёт 294 вида птиц.
? Какие птицы встречаются в наших лесах?
Зяблик – одна из самых распространённых птиц в наш ей области. Из-за истребления вредных насекомых и сорняков зяблики очень полезны в лесном и сельском хозяйстве.
Снегирь- певчая птица, выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудки – это самцы снегиря, самочки выглядят намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая. Клюв у снегирей толстый и широкий. Рябина и другие ягоды – основная пища снегирей зимой. Лесные территории особенно нравятся птице, ведь именно в лесу она выводит птенцов.
На стволах деревьев в лесу и парке довольно часто встречается большой пёстрый дятел. Дятел хотя и называется большим, не так уж и велик: всего лишь покрупнее скворца.
Клесты отличаются от других птиц перекрещенным клювом, с помощью которого они достают семена из шишек. Чаще встречается клёст — еловик (ростом с воробья), который кормится семенами ели. Клесты могут выводить птенцов зимой!
Яркая и красивая окраска брюшка – желтая или лимонная, с продольной черной полосой. Именно по ней узнает каждый. Стоит только появится первым лучикам солнца, еще в феврале, и данная птица-синица первой начинает радовать людей своим щебетом. Песня синицы звонка и похожа на перезвон колокольчиков. «Ци-ци-пи, ин-чи-ин-чи» – и звонкое, – «пинь-пинь-чрррж» сообщает жителям городов о скором наступлении весны. Про синицу говорят, как про солнечного вестника весны.
Поползень не так уж и велик. Эта единственная птица, которая способна передвигаться по стволу вниз головой. Поэтому его называют «птицей – акробатом».
Это яркая птица величиной с дрозда. Её иногда можно увидеть в лесу или парке высоко на дереве. Далеко разносится красивый свист иволги, напоминающий звук флейты.
Кукушка не вьёт гнёзда, не насиживает яиц и не выкармливает своих птенцов. Она редко попадается на глаза, но выдает свое присутствие известной песней: «ку-ку».
— А сейчас мы проверим, как вы запомнили птиц, обитающих в лесу?
Собрать слова из разрезанных букв
3) Работа с картой природных зон.
Показать лесную зону нашей страны.
( нужно отгадать птиц, выбрать картинку с изображением нужной птицы и прикрепить к карте на доске)
То спою на зависть флейте,
С первым снегом тут как тут.
Только я из птиц, признаться,
V Физкультминутка. Слайд 9
Звучит музыка с голосами птиц.
— Закройте глазки и представьте, что вы вошли в лес. Вдохните глоток свежего чистого воздуха, пропитанного ароматом трав, цветов, ягод.
Послушайте, как для вас поют птицы и постарайтесь узнать, какие это птицы.
— Понравилось ли вам в лесу?
— Как вы думаете голоса каких птиц вы слышали?
VI Закрепление изученного.
Работа с текстом учебника стр 107-109.
Самостоятельная работа Карточка 2
Вспомни об особенностях строения и образе жизни птиц леса: большого пестрого дятла и синицы.
? Почему птицы леса прилетают к жилью человека.
Чтение стихотворения (учащаяся класса)
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
— Ребята, как нужно вести себя в природе ?
Не трогай птичьи гнёзда, не подходи к ним близко.
Не трогай птенцов ни в гнезде, ни на земле.
Прокомментировать каждое правило.
? Почему большой пёстрый дятел большую часть своей жизни проводит на стволах деревьев?
? Как дятел достаёт насекомых и их личинок, находящихся в коре и под корой дерева?
? Почему дятел может хорошо удерживаться на стволе дерева?
? Где дятел выводит птенцов?
? Почему они могут доставать насекомых из самых узких трещин коры?
? Где ещё можно встретить синиц?
? При помощи чего синицы удерживаются на тонких ветвях?
? Где синицы выводят птенцов?
Рассмотрите на рисунках большого пёстрого дятла и синицу. По каким
признакам можно отличить дятла от синицы?
Источник