Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект урока в 5 классе «Подготовка к написанию сочинения по картине Толстого Ф.П.»Цветы, фрукты, птица» с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
| 26.84 КБ |
| 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине Ф . П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».
1 Приветствие. Звучит музыка Чайковского. (34 сек. музыка + 1 мин.)
Здравствуйте, ребята. Я приветствую вас на уроке развития речи. Подравнялись. Все меня видят? Садитесь.
Сегодня у нас открытый урок, поэтому к нам пришли гости – учителя нашей школы. А мы, как гостеприимные хозяева, постараемся показать интересный урок. Всех нас ждёт встреча с чем-то вечным, прекрасным.
На столах у вас лежат рабочие листы, которые заменят вам тетрадь на сегодня, они вам помогут при выполнении домашнего задания.
Также на столах у вас находятся карточки с заданиями. В нужный момент урока я попрошу вас поработать с ними, а пока не нужно их трогать. Договорились?
Возьмите каждый рабочий лист (учитель показывает), подпишите свою фамилию, Имя, класс. Сели ровно. Молодцы.
Проводим буквенный диктант. Отгадав первую букву загаданных слов, вы получите зашифрованное слово. Найдите на рабочих листах цифру 1. На этой строчке будете записывать букву, запятые ставить не надо. Удачи! (показываю на своём листе) Вы записываете только букву.
1. Эта буква обозначает согласный глухой звук в слове урок . (К)
2. Эта согласный в слове борьба, который не имеет глухой пары (Р)
3.С этой буквы начинается слово, обозначающее расположение букв в определённом порядке. (А)
4. Эта буква в алфавите стоит перед буквой ТЭ (С)
5. Эта гласная пишется в сильной позиции в слове звонок (О)
6. Это непроизносимая согласная в слове радостный (Т)
7. Этот гласный в слове «ёлка» стоит перед твёрдым согласным. (А)
Самопроверка. Посмотрите на экран. Встаньте, у кого получилось такое же слово. Молодцы. Не огорчайтесь те, у кого получилось не всё.
Что такое красота? (красивые вещи, люди, душа).
«Красота — это вечность, длящаяся мгновение»
Альбер Камю
Кто превращает красивое мгновение в вечность? (поэты, художники, музыканты)
Что пишут художники? (картины)
Посмотрите на слайд. Вашему вниманию представлены 4 картины. Найдите лишнюю. (портрет) Докажите. (3 картины являются натюрмортом, а четвёртая – портрет) Убираем её.
Из трёх картин выбрать ту, которую будем описывать, поможет её название. Доска (открываю название)
Фёдор Петрович Толстой «Цветы, фрукты, птица», 1820 год.
Итак , тема урока : подготовка к сочинению по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица» (слайд)
Посчитайте, сколько длится то далёкое прекрасное мгновение?( 194 года длится) Кто его для на увековечил?
Сочинение по картине надо начинать с вступительного слова о том, кто увековечил для нас красоту. Конечно же это – художник.
Ребята, посмотрите в свои рабочие листы. Пункт №2. Подбор материала к сочинению по плану. Вы видите перед собой таблицу. Первый столбик – план, второй – рабочие материалы.
Как вы понимаете эти слова? (План – это порядок написания сочинения, рабочие материалы – слова )
Посмотрите в раздел ПЛАН. Что вы видите? (Стоят только цифры (римские ) и буквы (за скобкой).
Подумайте, какие части плана вы можете заполнить, даже не зная пока ничего о картине и о художнике. (I и III- вступление и заключение.)
Во вступлении что нужно будет сказать? (слово о художнике)
Верно. Так и озаглавьте первый пункт плана. Пишем прямо в таблице. (показываю р.л.)
А в заключении? (своё мнение, что хотел сказать автор) Значит, мы будем отгадывать загадку художника. Пишут в р.л.
Хорошо. Настало время познакомиться с этим человеком.
Слайд. Фёдор Петрович Толстой + портрет на слайде и на доске. Информация о художнике. Ученики читают в парах, записывают в р. листы, выполняют грам. задания.
Работа в парах. Карточка №1. Заполняем таблицу (рабочие материалы).
Карточка 1. Подчеркните важное для сочинения, выполните задание устно, запишите в рабочий лист.
Фёдор Петрович Толстой — замечательный русский художник XIX века. С детства проявилось в нём стремление к рисованию. Фёдор Толстой поступил в Академию художеств, где потом долгие годы преподавал. Скончался великий мастер в возрасте 90 лет.
Натюрморты Ф.П.Толстого – это способ запечатлеть чарующую красоту природы.
1ряд. Доказать тире в первом предложении.
2 ряд. Назовите синоним к слову художник .
3 ряд. Как пишется фамилия Толстой в родительном падеже?
Обращаемся к нашему плану. Пункт II. Описание картины.
Для чего нужно учиться составлять рассказ о картине? (иметь описывать красоту в природе, в искусстве, ведь сразу так не опишешь словами речку, лес, озеро, картину художника)
Откройте учебник. Рассмотрите картину. (и на слайде).
Попробуйте определить по содержанию картины определённую мысль художника.
При анализе я прошу вас только не забывать про замысел художника , что хотел запечатлеть для нас художник, для этого он использовал именно этот ФОН, ЦВЕТОВУЮ ГАММУ, эти ПРЕДМЕТЫ, именно так их расположил.
Инд. работа. Самостоятельно заполните II пункт плана. Только названия , не трогать раздел Рабочие материалы.
Каждая деталь в описании картины должна работать на замысел художника. Ведь именно для этого он использовал такое построение, выбрал такие предметы, так их расположил, такую цветовую гамму.
Что привлекает ваше внимание? С чего бы вы начали работу по описанию натюрморта?
Последовательность работы над описанием натюрморта.
Карточка №2. (1 группа) 3 минуты
Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный.
Свободный, легкий передний план. Наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где-то сзади; более легкие – перед нами.
1. Что поместил художник в центре своей картины? Опишите композицию, то есть строение элементов картины.(Вставьте пропущенные слова, старайтесь, чтобы глаголы не повторялись.)
Попробуйте изменить элементы картины между собой. Как изменится авторский замысел?
Карточка №2 (2 ряд в парах) 3 минуты
Большую роль в натюрморте играет фон, сочетание цветов.
1. Какого цвета фон выбрал художник?
Художник выбрал для фона__________________________________________________
2. Какие цвета использовал мастер в своей работе?
Мастер так сгруппировал предметы между собой, чтобы краски___________________
3. Представьте, что в центре стоит не прозрачная ваза, а темная, например, темно-зелёная. Изменится ли замысел художника в этом случае? (устно)
Карточка №2. 3 ряд. 3 минуты.
Набор предметов в натюрморте не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи и т. д.
2. Назовите все предметы, изображенные на картине. Для чего автор их выбрал?
Карточка №2 Творческое задание. 3 мин.
Представьте, что все предметы на картине ожили и заговорили. Им очень хочется рассказать о себе.
Распределите роли между собой и подумайте, как бы они себя представили. Старайтесь выразить не только цвет но и качества, какие они на ощупь, аромат, какой характер?
Постройтесь так, как они расположены на натюрморте.
Проверка (10 мин.) Ученик диктует, дети записывают в раб. лист. Определить авторский замысел.
5. Подготовка в группах устного сочинения. Выслушиваем 1-3.(5 мин.)
Составление синквейна в рабочем листе. Ученик выходит и пишет на доске.
Используя подобранную лексику, составить устное сочинение по картине. Заполнить пункт №4.
Источник