- «Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М. Герасимова «После дождя» план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок развития речи в 6 классе Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя» план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
«Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М. Герасимова «После дождя»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок развития речи по картине А.М. Герасимова «Мокрая терраса». Подготовка к сочинению-описанию в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку.
Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя».
Организационный момент. Цели и тема урока.
-Сегодня на уроке мы напишем сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя». Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя». Подготовительная работа. Повторение пройденного материала.
-Как вы думаете, при описании картины, какой тип речи используется?
-Какие типы речи вы знаете ещё?
-А что можно описывать?
-Ребята, мы будем описывать картину, то есть произведение искусства. В
изобразительном искусстве есть свои жанры. Я знаю, что с некоторыми из них вы
знакомились на уроках рисования.
-Какие жанры живописи вы знаете? Чем один из них отличается от другого?
Знакомство с художником и его картиной.
-Картину, которую мы будем описывать, принадлежит кисти A.M. Герасимова.
Александр Михайлович Герасимов (1881-1963) — живописец, художник театра,
архитектор. A.M. Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск),
учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист,
мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ
СССР, доктор искусствоведения. Он нарисовал много картин, но ту, которую будем
описывать, называют лучшим творением художника.
-Откройте учебник на странице 177. Перед вами репродукция картины А.М.Герасимова «После дождя». Рассмотрите внимательно её. Пока вы рассматриваете картину, я расскажу вам историю создания её.
Художник вспоминал: « Я сделал этюд в два часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и моё семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг. От свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался под руками подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять или добавлять, — настолько было прекрасно всё, что находилось -Вот перед вами семейный портрет, который художник рисовал до начала дождя.
Беседа по картине.
— Что изображено на картине? К какому жанру вы отнесете картину A.M. Герасимова? -Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя?
— У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно передает авторский замысел?
-К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение? Как вы думаете, почему терраса изображена не полностью? Смог ли художник передать на картине свой восторг от происходящего обновления в природе?
Работа над фрагментами
-Ребята, чтобы нам лучше проанализировать работу художника, мы разобьем её на части. Части картины называются фрагментами.
Внимательно рассмотрите данный фрагмент картины.
•Найдите приметы только что прошедшего ливня.
• Какие еще части картины можно представить в виде отдельных фрагментов?
В учебнике, на странице 178, авторы уже раздели на фрагменты данную картину, но они
забыли ещё два фрагмента, которые тоже очень важны для восприятия.
-Посмотрите, анализируемую картину можно разделить на 4 части. Какие фрагменты
Известно, что у любой картины есть задний и передний план, то есть то, что мы видим
впереди и по центру и то, что видим сзади.
-Ребята, а что мы видим на заднем плане?
-Что мы видим на переднем плане?
— Как выглядит терраса после дождя?
-Каким настроением пронизана картина и как оно отражено в цветовой гамме?
-Посмотрите, на экран, я постаралась выразить вам цветовую гамму картины.
-Какие цвета преобладают в картине? Почему?
-Ребята, три слова для запоминания: терраса, перила, графин. В сочинении по картине, как
и в любом сочинении, должно быть три части. Составьте трёхчастный план сочинения. 1.
1. Природа после дождя. 2. На мокрой террасе. 3. В саду.
-Придумайте варианты вступления сочинения.
Прошла гроза, и всё вокруг ожило. Дождь только что прошёл, и выглянуло солнце. На картине изображены терраса и сад после дождя.
— Давайте продумаем переходы (мостики) от одной части к другой. Запишем в тетрадь варианты.
• А как хорошо на террасе после дождя.
• Солнечный луч заглянул на террасу.
• Терраса тоже влажная от дождя.
• Мы выглядываем в сад. Какой аромат доносится из сада.
-Ребята, очень часто вы допускаете такую речевую ошибку: вы повторяете в каждом предложении одно и то же слово, не подбирая синонимов. Давайте подберём синонимы к трём словам, которые вы непременно будете использовать в сочинении: картина, художник, нарисовал.
• Картина — полотно, пейзаж.
• Художник — живописец, пейзажист.
• Нарисовал -изобразил, показал.
-Давайте посмотрим теперь, как природа после дождя описывается в произведениях литературы. Я сейчас вам прочитаю отрывок из стихотворения Александра Яшина «После
Дождик прошел по садовой дорожке.
Капли на ветках висят, как сережки.
Тронешь березку — она встрепенется
И засмеется. До слез засмеется.
Дождь прошуршал по широкому лугу.
Далее цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой травинке
По огонечку, по серебринке.
-Что общего в картине Александра Герасимова и в стихотворении Александра Яшина?
-Какой художественный прием использует поэт?
-Придумайте олицетворения для описания картины А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».
-Давайте я вам помогу. Посмотрите, какие я придумала олицетворения, на мой взгляд, они очень подходят для вашего сочинения. Запишите понравившиеся олицетворения, вы их можете использовать в своей работе.
• внезапно налетел порывистый ветер
• ветер сорвал лепестки и рассыпал их по столу
• ветер опрокинул стакан на столе
• всё в саду зашумело и застонало
• деревья низко гнулись к земле
• сквозь слёзы заулыбался сад
• весело зашептала листва
-Теперь я хочу вам предложить такое задание. Мы записали план будущего сочинения. На
экране словосочетания, которые вы можете использовать в своей работе. Распределите
данные словосочетания по микротемам.
Мокрые доски пола, тяжёлые дождевые капли, солнечная зелень кустов, щедрый летний
ливень, кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет, круглый стол на резных ножках,
букет цветов в кувшине, часть террасы, перила, угол дома, тени на полу, блеск мокрого
пола, крыша сарая в саду, виднеется сквозь ветки кустов, густые цветущие кусты во
-Следующая работа — работа с текстом. Перед вами отрывок из сочинения. Вам необходимо вставить слова, которые я убрала из текста.
Только что прошёл сильный летний дождь. Он оставил свои следы всюду и на всём. Но выглянуло солнце, и всё ожило. Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет. А как хорошо на террасе после дождя. Здесь всё пропитано влагой: перила, скамья, пол и крышка стола. На всех предметах ещё много воды. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже капли дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, что дождь был сильный. Пропитались влагой кусты и деревья в саду. На мокрых ветвях блестит свежая, умытая ливнем листва.
-Теперь проверьте свои записи. Возьмите листок и набросайте сначала сочинение на нём, затем аккуратно перепишите в тетрадь.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/09/14/urok-razvitiya-rechi-napisanie-sochineniya-po-kartine-am
Урок развития речи в 6 классе Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя»
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме
Урок развития речи по русскому языку . Работа с учащимися 6 класса по картине А. М. Герасимова «После дождя».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_v_6_klasse.doc | 51 КБ |
sochinenie_posle_dozhdya_-_kopiya.ppt | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 6 классе
Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя».
Цели: ● познакомить учащихся с произведениями русской живописи 20
века собрать материалы, необходимые для написания
● способствовать обогащению речи учащихся, расширению их
● воспитывать любовь к природе, интерес к живописи и поэзии.
Оборудование : презентация, раздаточный материал.
- Организационный момент.
- Работа по теме урока.
Учитель читает стихотворение Н. Рыленкова «Все в тающей дымке».
Все в тающей дымке:
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Чтоб вдруг отразили
Всю прелесть застенчивой
После прочтения стихотворения говорим о том, что удивительного вокруг нас много. Только надо быть наблюдательным, потому что «все ускользает от беглого взора».
Беглый взор — это невнимательный, поверхностный, быстрый, долго не задерживающийся ни на чем. Красота и очарование окружающей нас природы останутся незамеченными. Только всмотревшись в неяркие краски, человек почувствует любовь к своему родному краю, к ее скромной, неповторимой красоте.
Уметь наблюдать, уметь «вслушиваться», уметь «всматриваться» — очень важное умение, которому нужно учиться.
- Знакомство с биографией А. М. Герасимова и с историей создания картины «После дождя».
Народный художник СССР А.М.Герасимов вошел в историю русского и советского изобразительного искусства как автор известных портретов, тематических картин, пейзажей. Им создано около трех тысяч произведений, многие из которых вошли в золотой фонд русского изобразительного искусства.
А.М.Герасимов видел красоту во всем, даже в самом простом и незатейливом. Он умел заставить звучать любой, подчас банальный мотив. Это качество мы видим в знаменитой герасимовской «Мокрой террасе», написанной в своем родном городе Мичуринске, во дворе своего дома за три с половиной часа.
Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг. порывистый ветер, срывая лепестки у роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, . меня охватил неописуемый восторг от свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. Я лихорадочно начал писать.
Сестра художника вспоминала, как была написана картина. Ее брат был буквально потрясен видом их сада после одного необычайно сильного дождя. «В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо.
— Митя, скорее палитру! — закричал Александр своему помощнику Дмитрию Родионовичу Панину.
В русской живописи советского периода немного найдется произведений, где было бы так выразительно передано состояние природы. Художник прожил долгую жизнь, написал много полотен на разные официозные сюжеты, за которые получил много наград и премий, но в конце пути, оглядываясь на пройденное, считал именно это произведение самым значительным.
4 . Знакомство с картиной.
Одной из лучших работ в творчестве художника признана его картина «После дождя» («Мокрая терраса»), написанная им в 1935 году. Давайте рассмотрим полотно.
5.Вопросы по картине:
Что такое терраса?
Как называется картина? Почему?
У картины два названия. Какое из них более точно соответствует авторскому замыслу?
Что происходит незадолго до изображенного на картине?
По каким деталям мы можем судить об этом явлении природы?
Как вы думаете, это был небольшой дождь или ливень? Почему?
6. Выразительное чтение стихотворения А. Яшина «После дождя».
Дождик прошёл по садовой дорожке.
Капли на ветках висят, как серёжки.
Тронешь берёзку – она встрепенётся
И засмеётся. До слёз засмеётся.
Дождь прошуршал по широкому лугу,
Даже цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой травинке
По огонёчку, по серебринке.
7 . Вопросы после прочтения стихотворения.
Нарисуйте пейзаж, увиденный поэтом.
Сравните стихотворение и картину.
8. Работа с художественными текстами.
Выписать понравившиеся слова, словосочетания о дожде.
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошел внезапный дождь косыми полосами –
И снова глубоко синеют небеса
Над освеженными лесами.
Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в березах у межи,
Беспечно иволги болтают.
И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.
Л.Н. Толстой. Отрочество (отрывок).
Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги, на полосах падающего, как сквозь сито, мелкого прямого дождя и на обмытой, блестящей зелени дорожной травы. Чёрная туча так же грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я уже не боюсь её. ˂…˃ Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа.
9. Обратимся к картине.
Что находится на переднем плане? Опишите предметы, находящиеся на террасе.
Что находится на заднем плане картины?
Какие краски использовал художник для создания картины?
Подберите прилагательные, описывающие воздух после дождя.-
Каким настроением пронизана картина?
А вы когда-нибудь испытывали восторг, удивление от увиденного
10. Запись слов и словосочетаний на доску и в тетради .
Картина, перила, терраса, опрокинутый стакан, цветы в стеклянной вазе, лепестки, деревянный стол, скамейка, тень от перил, сарай на заднем плане, трава, блики на дощатом полу, тёплые тона, колорит, виднеется вдалеке.
11.Составление плана сочинения.
- Картина Герасимова «После дождя».
- Мокрая терраса и предметы, находящиеся на ней.
- Сад после дождя.
- Мое впечатление от картины.
- Домашнее задание.
Сочинение «Моё впечатление о картине А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/11/21/urok-razvitiya-rechi-v-6-klasse-podgotovka-k-sochineniyu-po