Конспект урока по географии для 10 класса «Ландшафты»
»Тема: Географические ландшафты. Природно-ресурсный потенциал.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Формировать понятие ландшафт», учить определять и описывать ландшафты РБ с помощью текста и учебного пособия. Формировать представление о природно-ресурсном потенциале и рекреационных ресурсах РБ; показать практическую значимость нового материала. Продолжать учить пользоваться картами атласа.
Задачи: Обеспечить понимание особенностей природных комплексов Беларуси в различных регионах страны,взаимосвязей между элементами ландшафта, понимание различиймежду типами, подтипами, родами ландшафтов и умение их называть и описывать. Углубить знания об особенностях природы Беларуси, её рекреационных ресурсах и уровне освоенности территории.
Продолжать развивать навыки работы с картой, выявлять причинно-следственные связи между компонентами природы, делать анализ карт и учебного материала, использовать жизненный опыт. Воспитание у учащихся экологической культуры, коммуникативной культуры, любви к своему краю.
- Орг. этап: приветствие, готовность к уроку, создание рабочей обстановки.
- Проверка домашнего задания Что такое почвы? Каковы факторы почвообразования? Какие вы знаете почвообразующие процессы и в чём их особенности? Каковы типы почв нашей республики и их свойства? Каковы основные типы растительности и фаунистических комплексов Беларуси?
- Мотивация: Какую пользу могут принести знания по данной теме А) горожанину? Б) жителю сельской местности?
- Целеполагание и мотивация: показать необходимость знаний о ландшафтах и ресурсном потенциале территории Беларуси Каково хозяйственное значение различных ландшафтов для нашей страны?
- Актуализация знаний: Что имеют в виду писатели, художники и т. д. когда употребляют термин ландшафт» Приведите примеры видов ландшафтов, которые вы знаете.
- Изучение нового материала: Определение понятия «ландшафт». Изучить классификацию ландшафтов Беларуси( стр. 110). Анализ рис. 60 с объяснением понятий доминантный, типичный, редкий ландшафт», «антропогенный ландшафт». -Работа с текстом стр. 112-113. Заполнить таблицу, пользуясь текстом учебника: Род ландшафта Какие территории занимает Особенности ландшафта -Работа с ландшафтными картами атласа: Определить закономерности распространения различных родов ландшафтов на территории Беларуси.Составить схему: Виды освоения территории её использования для разл. видов хоз. деят) сх промышленное транспортное рекреационное Показатели уровня освоенности территории Плотность населения Распаханность территорииКоличтрансп дорог Колич зон отдыха Удельный вес экономически активной территории для РБ-90%)
- Закрепление материала: Определите род описываемого ландшафта: Местность находится на Центрально- Березинской равнине. Для неё характерна волнистая поверхность с небольшими превышениями высот (до 10 м. ) Преобладают песчаные дерново-подзолистые почвы под сосновыми борами. » Водно-ледниковый ландшафт)
- Подведение итогов, рефлексия: закончить предложение «Самым интересным для меня сегодня было…»
- Домашнее задание: пар. 22-26. Можно оформить фото-газету: В фотообъективе местные ландшафты». Дополнительный материал Показатели освоенности территории Беларуси Область Плотность населения(Всегосх) Распаханность. В Густот автодорог км1000км. кв) Густота жд дор км1000км. кв) Брестская 4516 25 289 33 Витебская 3310 23 345 30 Гомельская 3711 20 242 22 Гродненская 4616 36 442 26 Могилёвская 4011 33 323 28 Минская 3817 33 413 22 По стране, сред. 4715 30 343 27 Можно провести деловую игру ТУРАГЕНСТВО»: Для игры уч-ся разбиваются на пары «туристы» и «менеджеры турфирмы». Учителем заранее готовятся карточки с описанием туриста и раздаются туристам.
Задача туриста: войти в роль и заказать путёвку для отпуска. ( в карточке указано: возраст, сем положение, уровень доходов, состояние здоровья, образования и т. д. Менеджеры должны предложить туристам не только маршруты поездок и варианты оздоровления и экскурсий, но и убедить в том, что отдых в пределах своей страны- рациональный способ проведения отпуска.
Аргументами могут быть:
- Отдых в своей стране значительно легче организовать (меньше хлопот с оформлением паспортов, виз);
- Отдых можно удешевить за счёт уменьшения транспортных расходов;
- Не изменяется поясное время; Не надо дважды проходить акклиматизацию; Дешевле обходится телефонная связь с родными и друзьями;
- Минимизируется риск заболеть экзотическими болезнями;- Отсутствует языковой барьер;
- Можно не менять привычное меню; Культурная программа разнообразна посещение усадеб, рыцарских турниров и т. д. Антиаргумент: низкий уровень сервисного обслуживания и развития инфраструктуры).»
Предмет: | География |
Категория материала: | Конспекты |
Класс: | 10 класс |
Автор: | Урбанович Елена Николаевна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
Размер: | 27.58 Kb |
Тема: Географические ландшафты. Природно-ресурсный потенциал.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Формировать понятие « ландшафт», учить определять и описывать ландшафты РБ с помощью текста и учебного пособия. Формировать представление о природно-ресурсном потенциале и рекреационных ресурсах РБ;
показать практическую значимость нового материала.
Продолжать учить пользоваться картами атласа
Задачи: Обеспечить понимание особенностей природных комплексов Беларуси в различных регионах страны , взаимосвязей между элементами ландшафта, понимание различий между типами, подтипами, родами ландшафтов и умение их называть и описывать. Углубить знания об особенностях природы Беларуси, её рекреационных ресурсах и уровне освоенности территории.
Продолжать развивать навыки работы с картой, выявлять причинно-следственные связи между компонентами природы, делать анализ карт и учебного материала, использовать жизненный опыт.
Воспитание у учащихся экологической культуры, коммуникативной культуры, любви к своему краю.
Орг. этап: приветствие, готовность к уроку, создание рабочей обстановки.
Проверка домашнего задания : Что такое почвы? Каковы факторы почвообразования? Какие вы знаете почвообразующие процессы и в чём их особенности? Каковы типы почв нашей республики и их свойства? Каковы основные типы растительности и фаунистических комплексов Беларуси?
Мотивация: Какую пользу могут принести знания по данной теме А) горожанину? Б) жителю сельской местности?
Целеполагание и мотивация: показать необходимость знаний о ландшафтах и ресурсном потенциале территории Беларуси .
Каково хозяйственное значение различных ландшафтов для нашей страны?
5. Актуализация знаний: — Что имеют в виду писатели, художники и т. д. , когда употребляют термин « ландшафт» ? — Приведите примеры видов ландшафтов, которые вы знаете.
6. Изучение нового материала:
— Определение понятия «ландшафт».
Изучить классификацию ландшафтов Беларуси ( стр.110). Анализ рис.60 с объяснением понятий « доминантный, типичный, редкий ландшафт», «антропогенный ландшафт».
-Работа с текстом стр. 112-113. Заполнить таблицу, пользуясь текстом учебника:
-Работа с ландшафтными картами атласа: Определить закономерности распространения различных родов ландшафтов на территории Беларуси .
Виды освоения территории ( её использования для разл. видов хоз. деят)
Показатели уровня освоенности территории
Плотность населения Распаханность территории Колич трансп дорог Колич зон отдыха
Удельный вес экономически активной территории ( для РБ-90%)
7.Закрепление материала: Определите род описываемого ландшафта: « Местность находится на Центрально- Березинской равнине. Для неё характерна волнистая поверхность с небольшими превышениями высот (до 10 м.) Преобладают песчаные дерново-подзолистые почвы под сосновыми борами.» ( Водно-ледниковый ландшафт)
8.Подведение итогов, рефлексия: закончить предложение «Самым интересным для меня сегодня было…»
9.Домашнее задание: пар.22-26. Можно оформить фото-газету: « В фотообъективе местные ландшафты».
Показатели освоенности территории Беларуси
Можно провести деловую игру « ТУРАГЕНСТВО»:
Для игры уч-ся разбиваются на пары «туристы» и «менеджеры турфирмы». Учителем заранее готовятся карточки с описанием туриста и раздаются туристам. Задача туриста: войти в роль и заказать путёвку для отпуска.( в карточке указано: возраст, сем положение, уровень доходов, состояние здоровья, образования и т. д. ) Менеджеры должны предложить туристам не только маршруты поездок и варианты оздоровления и экскурсий, но и убедить в том, что отдых в пределах своей страны- рациональный способ проведения отпуска. Аргументами могут быть:
-Отдых в своей стране значительно легче организовать (меньше хлопот с оформлением паспортов, виз); -Отдых можно удешевить за счёт уменьшения транспортных расходов; -Не изменяется поясное время; — Не надо дважды проходить акклиматизацию; — Дешевле обходится телефонная связь с родными и друзьями;- Минимизируется риск заболеть экзотическими болезнями;- Отсутствует языковой барьер;- Можно не менять привычное меню; — Культурная программа разнообразна ( посещение усадеб, рыцарских турниров и т. д. ) Антиаргумент: низкий уровень сервисного обслуживания и развития инфраструктуры).
Полезно? Поделись с другими:
Просмотров: 203 Скачиваний: 105
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Источник статьи: http://www.infouroki.net/konspekt-uroka-po-geografii-dlya-10-klassa-landshafty.html
Проект «Природно-территориальные комплексы. Ландшафты»
Разделы: География
Тип проекта: по содержанию: физико-географический; по уровню интеграции: монопредметный; по количеству участников: индивидуальный; по способу преобладающей деятельности: исследовательский; по включению проектов в тематический план: итоговый (по результатам выполнения оценивается определенная часть учебного материала).
Цели:
- изучение ПТК в системе комплексной физической географии;
- выработка научных взглядов на взаимосвязь природы и общества, оценивание и прогнозирование последствия загрязнения окружающей среды на изменение ПТК и ландшафтов;
- продолжение формирования умений проведения исследовательской работы с дополнительными источниками информации, формулирование на основе их анализа обобщений и выводов;
- развитие самостоятельности, творческого отношения к делу.
План урока:
- Введение.
- Учение о природно-территориальном комплексе, ландшафте.
- Природно-территориальный комплекс. Группы ТПК. 4. Систематика ПТК. 5. Географический прогноз. Классификация. 6. Природно-антропогенные комплексы. 7. Природные комплексы Кемеровской области. 8. Вывод. 9. Литература. 10. Этапы работы над проектом.
ХОД УРОКА
1. Введение
Учение о природно-территориальном комплексе, географическом ландшафте, считается узловым центром комплексной физической географии.
Последние 20 лет ознаменовались выходом в свет значительного числа работ, в которых прослежена история становления развития ландшафтоведения, охарактеризованы его задачи, методы исследования, теоретические положения и результаты. Среди географов нет единого мнения о трактовке термина “ландшафт”. В данном проекте ПТК рассматривается в соответствии с государственным стандартом образования.
Саморазвитие – закономерный необратимый переход ПТК из одного состояния в другое в относительно стабильных условиях внешней среды, поэтому к важнейшим направлениям ландшафтоведения относится антропогенное. Данный проект составлен на основе литературы, взятой из различных источников. Список литературы прилагается.
2.Учение о природно-территориальном комплексе, географическом ландшафте.
Александр Гумбольт указывал, что “природа есть единство во множестве, соединение разнообразного через форму и смешение, есть понятие естественных вещей и естественных сил как понятие живого целого”.
А.Н. Краснов в 1895 г. сформировал идею о “географических сочетаниях явлений” или “географических комплексах”, которыми должно заниматься частное землеведение.
Общепризнанными родоначальниками отечественного ландшафтоведения являются В.В. Докучаев и Л.С. Берг.
Особенно бурно ландшафтоведение стало развиваться в 1960-х годах в связи с запросами практики, развитием земледелия и лесоводства, инвентаризацией земель. вопросам ландшафтоведения посвящали свои статьи и книги академики С.В. Калесник, В.Б. Сочава, И.П. Герасимов, а также физико-географы и ландшафтоведы Н.А. Солнцев, А.Г. Исаченко, Д.Л. Ардманд, и другие.
В работах К.Г. Рамана, Э.Г. Коломыйца, В.Н. Солнцева была разработана концепция полиструктурности ландшафтного пространства.
К важнейшим направлениям современного ландшафтоведения относится антропогенное, в котором человек и результаты его хозяйственной деятельности рассматривают не только как внешний фактор, нарушающий ландшафт, а как равноправный компонент ПТК или природно-антропогенного ландшафта.
На теоретической базе ландшафтоведения формируются новые междисциплинарные направления, имеющие существенное интеграционное значение для всей географии (экологическая география, историческая география ландшафтов и др.)
3. Природно-территориальный комплекс. Группы ТПК.
Природно-территориальный комплекс (природная геосистема, географический комплекс, природный ландшафт), закономерное пространственное сочетание природных компонентов, образующих целостные системы разных уровней ( от географической оболочки до фации); одно из основных понятий физической географии.
Между отдельными природными территориальными комплексами и их компонентами осуществляется обмен веществами и энергией.
Группы природно-территориальных комплексов:
К глобальным ПТК относится географическая оболочка (некоторые географы относят материки, океаны и физико-географические пояса).
К региональным – физико-географические страны, области и другие азональные образования, а также зональные – физико-географические пояса, зоны и подзоны.
Локальные ПТК, как, правило, приурочены к мезо- и микроформам рельефа (оврагам, балкам, речным долинам и др.) или к их элементам (склонам, вершинам и др.).
4. Систематика природно-территориальных комплексов.
а) физико-географическое районирование.
б) физико-географическая страна.
в) физико-географическаая область.
г) физико-географический район.
Результатом работ по физико-географическому районированию является карта СССР в масштабе 1:8000000, а затем ландшафтная в масштабе 1:4000000.
Под физико-географической страной понимается часть материка, сформировавшаяся на основе крупной тектонической структуры (шита, плиты, платформы, складчатой области) и общности тектонического режима в неоген-четвертичное время, отличающаяся определенным единством рельефа (равнины, плато плит, возвышенности щитов, горы и нагорья), микроклимата и своей структурой горизонтальной зональности и высотной поясности. Примеры: Русская равнина, Уральская горная страна, Сахара, Фенноскандия. На картах физико-географического районирования материков обычно выделяют 65-75, иногда и больше природных комплексов.
Физико-географическая область – часть физико-географической страны, обособившаяся главным образом, за неоген-четвертичное время под влиянием тектонических движений, морских трансгрессий, материковых оледенений, с однотипным рельефом, климатом и своеобразным проявлением горизонтальной зональности и высотной поясности. Примеры: Мещерская низменность, Среднерусская возвышенность.
Типологическая классификация. Определение ПТК по сходству.
а) Классы природных комплексов (горные и равнинные).
б) Типы (по зональному критерию)
в) Роды и виды (по характеру растительности и некоторым другим признакам).
Сравнивая физико-географическое районирование и типологическую классификацию ПТК, можно заметить, что в системе физико-географического районирования, чем выше ранг ПТК, тем он уникальнее, при типологической же классификации наоборот, чем выше ранг, тем меньше выражена его индивидуальность
5. Географический прогноз.
Под географическим прогнозом понимается научное предвидение изменений или тенденций развития природы того или иного региона.
Различают отраслевое и комплексное физико-географическое прогнозирование, предусматривающее научное обоснование изменений ряда взаимосвязанных и отдельных компонентов или всего природного комплекса в целом.
Классификация географических прогнозов по заблаговременности:
Классификация по охвату территории:
Прогнозирование предусматривает вначале анализ современного состояния ПТК, истории и тенденций его развития, на основе которого и составляется прогноз.
ПТК подвержены изменениям в результате их естественного развития.
Изменение ПТК регионального и локального уровня, прежде всего, происходит в результате саморазвития. Этот процесс обусловлен внутренними противоречиями, которые существуют между отдельными компонентами природных комплексов и, в первую очередь, между живой и неживой природой. В качестве примера можно привести процесс превращения болота в озеро.
Есть точка зрения, согласно которой все изменения природных комплексов подразделяются на три вида: функционирование, динамику и эволюцию.
Функционирование рассматривают как устойчивые, часто повторяющиеся изменения, например, суточные и годовые. Динамика выражается в существенных сменах состояния ПТК, связанных, например, с естественными колебаниями климата. Однако природные комплексы при этом не меняются. Эволюция же предполагает, такое изменение, которое ведет к смене одного комплекса другим, такие ПТК называются пространственно-временными.
6. Природно-антропогенные комплексы.
Воздействие человека на природу. Дискуссионным остается вопрос о классификации ПТК, измененных человеком:
- к антропогенным ПТК следует относить лишь те, которые созданы человеком (оазисы в пустыне, водохранилища и др.);
- антропогенными являются как вновь созданные, так и измененные человеком ПТК.
Экологическая реставрация— это процесс восстановления нарушенных человеком ПТК.
Моделирование – познание явлений, процессов или объектов путем построения и дальнейшего анализа их моделей, в том числе и компьютерных.
Культурный ландшафт. Это природный комплекс, рационально измененный на научной основе в интересах человека и постоянно им регулируемый, в котором достигается получение максимального экономического эффекта, и улучшаются условия жизни людей.
7. Природные комплексы Кемеровской области.
Кемеровская область – это Кузнецко-Салаирская географическая провинция, в пределах Алтае-Саянской горной системы.
Основные ПТК: Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Салаирский кряж, Кузнецкая котловина.
Кузнецкий Алатау — горная страна на юге Сибири, между Кузнецкой и Минусинской котловинами. Высота до 2178 м. На водораздельном хребте – линия, увенчанная снегами гор. Самый высокий горный кряж Тегир-Тыз или Поднебесные Зубья. Самая высокая точка гора Амзас-Таскыл, Верхний Зуб – 2178 м. От него на север тянутся несколько десятков гранитных гор высотой до 1800 метров с вечными снегами на северных склонах, с участками субальпийской луговой растительности и горной тундры. Самая крупная из них — Большой Каным. Здесь рождаются и разбегаются в разные стороны горные реки, формирующие гидрографию Кузбасса. Выше 1300–1500 метров – мохово-лишайниковые, кустарничковые и каменистые горные тундры. Ниже – горная тайга (пихта, ель, кедр).
Горная Шория – южная часть Кемеровской области. Преобладают средневысотные горы (отроги Салаирского кряжа, Абаканского хребта и Кузнецкого Алатау); Встречаются гранитные останцы. Преобладает черневая тайга, среди которой сохранились представители древнейшей растительности широколиственных лесов Сибири: липа сибирская и более 20 видов травянистых растений.
Горная Шория — рудничный район, с месторождениями железных руд и других полезных ископаемых.
Салаирский кряж, платообразная возвышенность на юго-западе Сибири. Ограничивает с юго-запада Кузнецкую котловину. Длина около 300 метро., высота до 621 метра. Салаирский кряж – это древние разрушенные горы с цепью невысоких холмов,
возвышенностей, поднимающихся до высоты 500 метров. Они покрыты лиственными лесами и сосновыми борами, прорезаны широкими речными долинами. Но стекающие с Салаира реки невелики, поэтому прилегающие к нему промышленные центры испытывают дефицит воды. Салаирский кряж богат полиметаллическими рудами.
Кузнецкая котловина лежит между Салаирским кряжем и Кузнецким Алатау. Впадина между двумя горными стенами, имеющая форму неправильного треугольника, вытянутая с юго-востока на северо-запад на 110–120 км. Высота до 500 метров над уровнем моря. Межгорная котловина расчленена долинами рек Томь, Иня и их притоками. В долине среднего течения реки Томь происходит чередование горных территорий и равнинных ландшафтов, резко выражена пересеченность местности и развитая гидрографическая сеть. Наблюдается чередование изверженных и осадочных пород, донных отложений в виде ила и песка, лесостепных, горнотаежных, светлохвойных, озерно-речных ландшафтов. Значительную территорию области на севере и в пределах Кузнецкой котловины занимают лесостепи. Они состоят из березовых, березово- осиновых колков и участков луговых степей. Большая часть Кузнецкой котловины распахана и занята под выращиванием различных сельскохозяйственных культур. В пределах Кузнецкой котловины – Кузнецкий угольный бассейн. Добыча угля привела к нарушению природных и появлению антропогенных ландшафтов.
Вывод. Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Кузнецкая котловина – основные природные ландшафты Кемеровской области, а, следовательно, и важнейшие в экономическом отношении территории.
Изучение природных комплексов необходимо не только для научного познания, но и имеет важное практическое значение для различных отраслей хозяйства и, в первую очередь для сельского хозяйства. Например: деятельность метеорологической службы, почвенная служба (почвенные и агроклиматические карты).
Созданы ландшафтные карты и кадастры ландшафтов всех субъектов России.
Учение о природных комплексах отвечает на три вопроса: что, где, и почему. В результате НТР происходит изменение ПТК в основном в отрицательную сторону. Перед географией встал четвертый вопрос – что произойдет, если…, поэтому был разработан географический прогноз. Каждая территория в настоящее время имеет свой географический прогноз, в основном это комплексные прогнозы.
9. Литература.
1. Акимова Л.В. Методика формирования эколого-ориентированного прогностического умения у школьников. Ж. “География в школе” № 1, 2006 год стр. 36.
2. Атлас для школьников Кемеровская область. 2002 год.
3. Дьяконов К.Н., Низовцев В.А. Комплексная физическая география на современном этапе. Журнал “География в школе” № 7, 2005 год стр. 23.
4. Пашканг К.В., Васильева И.В. Комплексная полевая практика по физической географии. 1969 год. издательство Высшая школа. Москва.
5. Сергеев В.Е. Природа и экологические проблемы Кузбасса. Учебное пособие. Кемерово. 1993 год.
6. Соловьев Л.И. География Кемеровской области. Природа. “СКИФ” “Кузбасс”. 2008 год
Этапы работы над проектом:
Этапы | План |
1. Организационно-подготовительный | Тема: Природно-территориальные комплексы, ландшафты. Составление плана. Терминология. |
2. Поисково-исследовательский | 1. Учение о природно-территориальном комплексе, географическом ландшафте. Александр Гумбольдт, А.Н. Краснов (1895 г.), В.В Докучаев, Л.С. Берг и др.. |
2. Определение понятия “природно-территориальный комплекс”.
3. Группы природных комплексов: глобальные, региональные, локальные.
4.Систематика природных комплексов
а) Физико-географическое районирование:
б) Физико-географическая страна,
в) Физико-географическая область,
а) классы природных комплексов (горные или равнинные);
б) типы (по зональному критерию);
в) роды и виды (по характеру рельефа, растительности и некоторым другим признакам)
Сравнить первый и второй варианты, найти сходства и различия. Сделать вывод:
5. Географический прогноз.
Отраслевое физико-географическое прогнозирование.
Комплексное физико-географическое прогнозирование.
Классификация прогнозов по следующим критериям:
По охвату территории:
б) региональные; в) локальные.
Привести примеры по каждому пункту плана, используя все источники знаний.
6. Природно-антропогенные комплексы. Культурный ландшафт
Анализ изменений природных комплексов разного ранга под влиянием деятельности человека.
7. Конструктивные направления реализации ландшафтоведения: оценка воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье населения, экологическая экспертиза. (На примере Кемеровской области)
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/563851