К уроку экологии. Тема: «Ландшафт как фактор здоровья»
Разделы: Экология
Цель: Познакомить с новыми понятиями “ландшафт”, “урбанизация”, “топофильный”, “топофобный”, “толерантность”. Интегрировать учеников в деятельность, направленную на поддержание высокого экологического качества городской среды.
Оборудование: таблицы “Урбоэкосистемы”, схемы урока, основные понятия под рубрикой “Запомни!”: ландшафт, топофильный, топофобный, толерантность, эстетическая выразительность ландшафта, оздоровительный эффект ландшафта, здоровье, болезнь. Мультимедийный комплект: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Тема: Биосфера и человек, урок №42, файл №12, №13.
План урока:
- Вводная часть
- Работа с терминами.
- Классификация ландшафтов.
- “Здоровое тело – продукт здорового рассудка” — Б.Шоу.
- Работа с учебников Е.А.Криксунов. Экология 10-11 кл., §6.6 с.233-234.
- Практическая работа: “Город, в котором я живу”
- Итог урока:
а) проблемные вопросы, §6.6;
б) заполнение схемы “Значение растений в жизни города” - Домашнее задание:
1) Е.А.Криксунов. Экология, 10-11 кл. §6.6. с.232-236
2) Проблемные вопросы §6.6.
3) Практическая внеаудиторная работа “Загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта в г.Шахты”
Конспект урока: Восприятие окружающей среды как прекрасного способствует улучшению общего состояния человека. Цвет, звук, рельеф местности, городской ландшафт могут успокоить и раздражать, радовать и тревожить.
Обратите внимание на основные понятия к теме урока.
— Что такое ландшафт?
— Сравните две иллюстрации ландшафта. Какой можно назвать топофильным и почему?
— Какой можно назвать топофобным, почему?
— Запишите в тетради определения. Проверьте (определения читают 3-4 ученика).
— Приведите примеры, дифференцируя их.
Работа с файлами №12, №13 урока №42 темы: Биосфера и человек, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия:
1) Как изменяется ландшафт под влиянием деятельности человека?
1) Какой вред наносит ландшафту сведение лесов?
2) Составьте по тексту файла схему антропогенного влияния на зеленые насаждения.
В чем выражается эстетическая выразительность ландшафта? (ученики анализируют иллюстрации картин известных художников по выбору; читают стихотворения о природе, допускается чтение авторских стихотворений — опережающее задание).
— Как можно выразить ландшафт? (цветом, рельефом, звуком). Приведите примеры.
— Ребята, сядьте поудобнее, закройте глаза… послушайте звуки природы из цикла музыкальных релаксационных произведений “Звуки природы”.
— Какие картины природы вы представили?
— Расскажите о своих чувствах, ощущениях в процессе прослушивания.
— Почему человеку необходим звуковой ландшафт природы неизмененный индустриализацией?
— Обратите внимание на эпиграф урока: “Здоровое тело – продукт здорового рассудка”.
— Поясните смысл этих слов.
Обратите внимание на текст § 6.6 с.232-236, Е.А.Криксунов “Городской ландшафт”. Прочтите, составьте схему загрязнителей городского ландшафта:
— Почему городскую среду называют “урбанизированной”?
— Какой вред здоровью наносит урбанизация?
Итог урока:
Проблемные вопросы для обсуждения.
- По плану нашего города дайте его краткое описание, обратив внимание на составные части города, их взаимное расположение, размещение района города, школы, дома, основные транспортные пути.
- Заполните схему:
- выделение кислорода;
- очищение воздуха;
- снижение шума;
- увеличение количества птиц;
- эстетическое значение.
Домашнее задание:
- § 6.6 с.232-236, Е.А.Криксунов. Экология.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/537338
Урок экологии по теме «Ландшафт – как фактор здоровья». 10-й класс
Класс: 10
Презентация к уроку
Введение
Данная работа предназначена для учащихся 9-10 классов общеобразовательных учреждений, для внеклассных занятий в старшем звене. Старшеклассники уже осознанно рассматривают проблемы экологии в районе, республике, стране и в мире. Здоровье каждого зависит от состояния окружающей их среды. Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают мероприятия по сохранению благоприятной окружающей среды. Возможности информационно-коммуникативных технологий позволяют наглядно продемонстрировать положительное и отрицательное воздействие человека на природную среду, проводить просветительную экологическую работу среди населения.
Этап урока
Основная часть
Используемые ресурсы
Урок экологии для учащихся 9-10х классов
Тема «Ландшафт – как фактор здоровья»
Как вы думаете, зависит ли здоровье человека от его окружения, среды, в которой он находится (ответы ребят).
По желанию афишируют свой выбор.
- быстрый темп жизни;
- большие, высокие здания;
- дворы – коробки;
- огромное количество людей;
- мало зелёных насаждений;
- разнообразный автотранспорт;
- деревья в бетоне и железе;
- разрушение памятников архитектуры под действием кислотно-щелочных осадков;
- культурные ценности;
- загрязненный воздух, мусор;
- техногенный шум.
- угнетающе;
- быстрое утомление;
- переживания;
- недостаток нормального человеческого общения;
- тяжесть;
- вызывает различные заболевания;
огромное количество коммуникационных сетей отрицательно влияет на энергетику человека
Слайд №10
Высказывания детей фиксируются на доске:
- широта, простор;
- зелень, цветение;
- радует глаза и уши;
- гармония;
- спокойствие;
- тишина.
Сообщения учащихся о действии природной силы на организм человека, просматривание видеосюжетов, фотографий и рисунков природного ландшафта. (см. Приложение 4)
- улучшение душевного состояния;
- лучший отдых;
- гармония красок и звуков;
- прилив сил, бодрости;
- стимулирует жизненный тонус;
- успокаивает нервную систему;
- лес имеет сильный, оздоровительный эффект;
- прохлада в жаркий день;
- многообразие запахов…
Выслушиваем высказывания детей (по желанию).
Оказывается, окружающий ландшафт может активно воздействовать на наше эмоциональное состояние!
Социализация высказываний.
Заключение
Данное занятие позволяет детям показать, как природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохранить здоровье свое и будущих поколений.
Список используемой литературы:
- И.А. Васюкова. Словарь иностранных слов. М.: «Аст-Пресс Книга», 2001 г.
- В.И. Даль. Пословицы русского народа – М.: ННН, 1994 г.
- Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Экология 10 (11) кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2001 г.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/655424
Конспект урока курса «Медицинская география». Тема: Ландшафт как фактор здоровья (10 класс)
Подойдёт и взрослым и детям
Тема: Ландшафт как фактор здоровья.
Цель: доказать, что ландшафт является фактором здоровья
Воспроизвести в памяти понятия «ландшафт», «урбанизация», виды ландшафтов
Интегрировать учеников в деятельность, направленную на поддержание высокого экологического качества городской среды.
Воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Тип урока: урок изучения нового материала
I. Этап «Орг.момент». Психологический настрой
Проверка готовности учащихся к уроку.
II . Этап « Проверка домашнего задания» Слайд № 2
Анализ анкетирования о влиянии погодных условий на организм человека среди своих родных, соседей
III. Этап «Актуализация знаний» Слайды № 3-4
Обратите внимание на основные понятия к теме урока.
— Что такое ландшафт?
— Сравните две иллюстрации ландшафта. Какой можно назвать природным и антропогенным ? Почему?
— Как изменяется ландшафт под влиянием деятельности человека?
— Какой вред наносит ландшафту сведение лесов?
Составьте схему антропогенного влияния на зеленые насаждения. Слайды № 5-6
— В чем выражается эстетическая выразительность ландшафта? (ученики анализируют иллюстрации картин известных художников по выбору; читают стихотворения о природе, допускается чтение авторских стихотворений — опережающее задание).
— Как можно выразить ландшафт? (цветом, рельефом, звуком). Приведите примеры.
— Ребята, сядьте поудобнее, закройте глаза… послушайте звуки природы из цикла музыкальных релаксационных произведений “Звуки природы”.
— Какие картины природы вы представили?
— Расскажите о своих чувствах, ощущениях в процессе прослушивания.
— Почему человеку необходим звуковой ландшафт природы неизмененный индустриализацией?
— Обратите внимание на эпиграф урока: “Здоровое тело – продукт здорового рассудка”.
— Поясните смысл этих слов. Слайд № 7
Психологический тест. Выбирают цвет. Слушают результат Слайды № 8-10
IV. Этап «Осмысление» Слайды № 11-14
Работа с текстом в группах.
Задание: выясните, что представляет собой городская экосистема.
Что значит для вас понятие «современный город»?
Назовите особенности городской экосистемы.
Как вы думаете, почему города называют «паразитами биосферы»?
Какой вред здоровью наносит урбанизация?
Задание: дать характеристику термину «городской ландшафт».
Выясните, что означает термин «городской ландшафт»?
Назовите структурные элементы городского ландшафта.
Какие элементы относятся к антропогенным, а какие к природным?
Какие функции должен выполнять городской ландшафт?
V. Этап «Закрепление нового материала» Слайды № 15-16
Составьте схему загрязнителей городского ландшафта: Слайд № 17
А) Проблемные вопросы для обсуждения.
Заполните схему: Слайд № 18
Увеличение количества птиц;
Б) Выполнение практической работы «Город, в котором я живу». Слайд № 19
Закрепить знания о факторах, влияющих на здоровье, о значении урбосистемы, влиянии экосинизаций на здоровье; совершенствовать умения логически мыслить, самостоятельно работать;
Воспитывать любовь к родному городу, краю, чувство патриотизма. Ответственности за чистоту и порядок в родном городе.
Задание: Заполни те таблиц у о городском ландшафте: Слайд № 20
Деревьев, травы нет
VII. Этап «Рефлексия» Слайд № 21
Живой, удивительный , красивый
Кормит, одевает, радует, живет
Город – паразит биосферы
VIII. Этап «Домашнее задание» Слайд № 22
Объясните выражение: город это «… самое худшее и чудовищное явление, которым в мирное время может быть угнетено население ».
Запишите свой рацион питания в течение одного рабочего дня
Почему подростки хотят работать и как подросткам правильно зарабатывать: психологический и юридический аспект
2 – 4 марта 2021г 19:00 (МСК)
Свидетельство каждому участнику
Скидка на курсы для всех участников
Цель: доказать, что ландшафт является фактором здоровья
- Воспроизвести в памяти понятия «ландшафт», «урбанизация», виды ландшафтов
- Интегрировать учеников в деятельность, направленную на поддержание высокого экологического качества городской среды.
- Воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Тип урока: урок изучения нового материала
I. Этап «Орг.момент». Психологический настрой
Проверка готовности учащихся к уроку.
II . Этап « Проверка домашнего задания» Слайд № 2
Анализ анкетирования о влиянии погодных условий на организм человека среди своих родных, соседей
III. Этап «Актуализация знаний» Слайды № 3-4
Обратите внимание на основные понятия к теме урока.
— Что такое ландшафт?
— Сравните две иллюстрации ландшафта. Какой можно назвать природным и антропогенным ? Почему?
— Как изменяется ландшафт под влиянием деятельности человека?
— Какой вред наносит ландшафту сведение лесов?
Составьте схему антропогенного влияния на зеленые насаждения. Слайды № 5-6
— В чем выражается эстетическая выразительность ландшафта? (ученики анализируют иллюстрации картин известных художников по выбору; читают стихотворения о природе, допускается чтение авторских стихотворений — опережающее задание).
— Как можно выразить ландшафт? (цветом, рельефом, звуком). Приведите примеры.
— Ребята, сядьте поудобнее, закройте глаза… послушайте звуки природы из цикла музыкальных релаксационных произведений “Звуки природы”.
— Какие картины природы вы представили?
— Расскажите о своих чувствах, ощущениях в процессе прослушивания.
— Почему человеку необходим звуковой ландшафт природы неизмененный индустриализацией?
— Обратите внимание на эпиграф урока: “Здоровое тело – продукт здорового рассудка”.
— Поясните смысл этих слов. Слайд № 7
Психологический тест. Выбирают цвет. Слушают результат Слайды № 8-10
IV. Этап «Осмысление» Слайды № 11-14
Работа с текстом в группах.
Группа 1 Слайды № 11-12
Задание: выясните, что представляет собой городская экосистема.
- Что значит для вас понятие «современный город»?
- Назовите особенности городской экосистемы.
- Как вы думаете, почему города называют «паразитами биосферы»?
- Какой вред здоровью наносит урбанизация?
Группа 2 Слайды № 13-14
Задание: дать характеристику термину «городской ландшафт».
- Выясните, что означает термин «городской ландшафт»?
- Назовите структурные элементы городского ландшафта.
- Какие элементы относятся к антропогенным, а какие к природным?
- Какие функции должен выполнять городской ландшафт?
V. Этап «Закрепление нового материала» Слайды № 15-16
Составьте схему загрязнителей городского ландшафта: Слайд № 17
А) Проблемные вопросы для обсуждения.
1. Заполните схему: Слайд № 18
1. Выделение кислорода;
2. Очищение воздуха;
3. Снижение шума;
4. Увеличение количества птиц;
5. Эстетическое значение.
Б) Выполнение практической работы «Город, в котором я живу». Слайд № 19
— Закрепить знания о факторах, влияющих на здоровье, о значении урбосистемы, влиянии экосинизаций на здоровье; совершенствовать умения логически мыслить, самостоятельно работать;
— Воспитывать любовь к родному городу, краю, чувство патриотизма. Ответственности за чистоту и порядок в родном городе.
Задание: Заполни те таблиц у о городском ландшафте: Слайд № 20
- Красивый
- Преуспевающий
- Чистый
- Здоровый
- Привлекательный
- Выразительный
- Интересный
- Тихий
- Светлый
- Зеленый
- Ухоженный
- Уродливый
- Бедный
- Замусоренный
- Нездоровый
- Отталкивающий
- Безликий
- Скучный
- Шумный
- Темный
- Деревьев, травы нет
- Запущенный
VII. Этап «Рефлексия» Слайд № 21
Живой, удивительный , красивый
Кормит, одевает, радует, живет
Город – паразит биосферы
VIII. Этап «Домашнее задание» Слайд № 22
- Объясните выражение: город это «…самое худшее и чудовищное явление, которым в мирное время может быть угнетено население».
Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt_uroka_kursa_medicinskaya_geografiya._tema_landshaft_kak_faktor_zdorovya_10_klass-496565.htm