Урок чтения осень обсыпается весь наш бедный сад

Конспект урока на тему «Осенние листья»

Цель урока: познакомить учащихся с произведениями русских поэтов об осени.

Образовательная: познакомить учащихся с краткой биографией поэта А.Н.Толстого, С.А.Есенина, В.Я.Брюсова, а также с их произведениями об осени; отработать выразительное осознанное чтение.

Развивающая: развивать речь учащихся, умения высказывать свои мысли; развивать навыки анализа литературного произведения и умения выразительно читать его.

Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, к родной природе:
учить видеть прекрасное в окружающем нас мире, воспитывать доброе отношение к окружающим, умение слушать собеседника.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА

Учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в лирическом тексте; представлять картины осенней природы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

Познавательные – анализировать произведение для определения рассказчика; анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера, анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности.

Регулятивные– ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу.

Коммуникативные– вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД – формировать нравственно-этические ориентиры; развивать эстетические чувства и эстетический вкус;

Средства обучения: у чебник «Литературное чтение» 2 класс, презентация.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Мотивация к учебной деятельности.

— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вероника Витальевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

— Посмотрите, всё ли готово к уроку.

— Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы:

«Не бойся, что не знаешь, — бойся, что не учишься» (Слайд)

В чем смысл данной пословицы?

Действительно, если нет желания учиться, значит, и знаний не будет, ведь знания не приходят сами по себе. Учеба вместе с опытом дают нам знания и умения, что делает нас уверенными в себе, а также дает возможность приносить пользу людям.

— Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Слушают речь учителя, размышляют.

— Смысл этой пословицы заключается в том, что не стоит бояться того, чего не знаешь. Можно при желании — научиться. Пословица очень верна и поучительна. Она призывает нас учиться, причем учиться постоянно. Нет ничего страшного в незнании того или иного дела, ведь всегда можно научиться. А вот если нет желания учиться, это уже плохо.

Читайте также:  Сад огород вырастить арбуз

2. Актуализация знаний.

— Чтобы наша речь была красивая, нам необходимо ее тренировать.

— Прочитайте стихотворение, записанное на слайде. (слайд)

Под ногами в листопад

А под листьями шуршат

Шурш, Шурщиха и Щуршонок-

— А теперь прочитаем стихотворение хором: шепотом, про себя, выразительно вслух.

— Какие новые слова придумал автор?

— Что мы слышим, когда читаем стихотворение?

Проверка домашнего задания.

Чтение стихотворения А.Фета «Ласточки пропали…» наизусть.

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

— Ребята, а кто из вас нашел окончание этого стихотворения.

Воспринимают речь учителя.

Читают стихотворение, записанное на слайде.

Шурш, Шурщиха и Щуршонок

Проверка домашнего задания. Читают стихотворения А.Фета наизусть.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

— Послушайте загадку и скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке?

— Сейчас мы познакомимся с лирическими произведениями русских поэтов, темой которых является описание осенних листьев, листопада. Узнаем, как поэты изображают в стихах осенние листья.

1. Знакомство со стихотворением А. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад»

— Откройте учебники на стр. 72

— Сейчас я буду читать стихотворение А.Толстого «Осень» под музыку П.И. Чайковского.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.

— Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

— Сожалеет ли автор, что пришла осень? (найдите в тексте ответ на этот вопрос)

— Где поэт наблюдает осеннюю картину?

— Какое слово помогает представить осенние листья? (слайд)

— А кто автор стихотворения?

— Слышали ли вы эту фамилию?

Короткое сообщение учителя об Алексее Константиновиче Толстом . (слайд)

Алексей Константинович Толстой родился 24 августа в Петербурге в знатной дворянской семье. Ранние годы мальчика прошли в Сосновке. Начальное образование будущий писатель получил дома, занимаясь под руководством приходящего учителя. Писательство настолько увлекло юношу, что в 1907 году, перед защитой диплома, он оставил институт и решил целиком посвятить себя литературному творчеству. 23 декабря 1945 года писатель умер от опухоли легких.

Читайте также:  Петросян шоу фруктовый сад

— Прочитайте стихотворение выразительно. Какое настроение нужно передать?

— Кто автор следующего стихотворения?

2. Знакомство со стихотворением С.А.Есенина «Закружилась листва золотая…»

Краткое сообщение о Сергее Есенине. (слайд)

Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 года в обычной крестьянской семье и с самых ранних лет обладал тонкой и ранимой душой и темпераментом. Не смотря на огромный талант и умственные способности, Есенин, имел всего четыре класса образования сельского училища. В 1912 году в поисках работы перебирается в столицу нашей родины Москву. Книжный магазин и типография стали первым местом его работы. В то же время поэт активно посещает музыкальные литературные общества и лекционные занятия. Сергей Есенин побывал во многих уголках не только своей родины, но и мира. За время своих путешествий создал многочисленное число произведений. Биография Есенина удивительная, но довольно короткая, ведь она оборвалась в 1925 году, когда ему всего лишь было тридцать лет.

— Послушайте стихотворение «Закружилась листва золотая…» и попробуйте понять, какие чувства хотел передать поэт? ( аудиозапись)

Закружилась листва золотая.
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

— Найдите в стихотворение необычные словосочетания.

-Что вы представляете, когда читаете их?

— Первые звезды уже отражаются в воде, поэтому бабочки — листья стремятся быстрее соприкоснуться с волшебными звездами.

— С чем сравнивает поэт золотую листву?

— Каким цветом изображен пруд в стихотворении? Почему вода в пруду розоватая?

— Какое настроение у этого стихотворения? Передайте его при чтении.

Чтение стихотворения в парах (друг другу)

Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.

3. Знакомство со стихотворением В.Я. Брюсова «Сухие листья»

Короткое сообщение о Валерии Яковлевиче Брюсове.

Валерий Яковлевич Брюсов родился в зажиточной купеческой семье. Ребенок был чрезвычайно одаренный, и , оценив знания, его приняли сразу во второй класс гимназии. Научившись читать в раннем детстве, будущий поэт рано начал писать стихи. В 8 лет он уже написал полноценный стих, а когда ему было 11 лет, состоялась его первая публикация в детском журнале. Поэт активно занимается литературной деятельностью. Валерий Яковлевич Брюсов умер 9 октября 1924 года от воспаления легких. В память о жизни и творчестве Брюсова Валерия Яковлевича на его могиле установлен монумент с портретом. ( слайд)

Читайте также:  104 сад фрунзенского района

На слайде изображение осенних листьев, лежащих в парке на земле . (слайд)

— Хотели бы вы попасть сюда?

— Прочитаем следующее стихотворение.

Сухие листья, сухие листья,

Сухие листья, сухие листья

Под тусклым ветром, кружат, шуршат.

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром сухие листья,

Кружась, что шепчут, что говорят?

— Подумайте, с помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев?

— Ребята, в литературе этот прием называется звукопись.

Звукопись — это применение в тексте определенных звуков, помогающих образно представить

— Ваша задача прочитать стихотворение вполголоса, чтобы не мешать, друг другу, и выделить в тексте слова, которые вам будут непонятны, карандашом.

Тусклый — недостаточно прозрачный , мутный . (слайд)

— Перечитайте еще раз стихотворение, прислушайтесь к его звучанию. К доске пойдет…

— Молодцы, ребята. Я очень довольна вашей работой.

Источник

Конспект урока литературное чтение на тему: «Осенние листья — тема для поэтов»

Данная разработка будет полезна для учителей начальных классов.

Название УМК «Школа России» Предмет литературное чтение 2 класс

Тема урока: Осенние листья – тема для поэтов.

Тип урока: решение учебной задачи

Цель урока: Создать условия для ознакомления со стихотворениями русских поэтов, темой которых являются «осенние листья».

Задачи урока: познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов, темой которых являются «осенние листья»;

Способствовать развитию речи, памяти, навыков чтения, образного мышления;

Содействовать воспитанию бережного отношения к природе.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: научиться читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся; объяснять свой; получат возможность научиться : наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста, находить средства художественной выразительности.

Метапредметные: познавательные: используют простейшие виды анализа текста; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; коммукативные: высказывают собственное мнение, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Личностные: проявляют художественно — эстетический вкус; осознают эстетические потребности, ценности на основе опыта прослушивания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.

Источник

Оцените статью