Конспект урока на тему «Осенние листья»
Цель урока: познакомить учащихся с произведениями русских поэтов об осени.
Образовательная: познакомить учащихся с краткой биографией поэта А.Н.Толстого, С.А.Есенина, В.Я.Брюсова, а также с их произведениями об осени; отработать выразительное осознанное чтение.
Развивающая: развивать речь учащихся, умения высказывать свои мысли; развивать навыки анализа литературного произведения и умения выразительно читать его.
Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, к родной природе:
учить видеть прекрасное в окружающем нас мире, воспитывать доброе отношение к окружающим, умение слушать собеседника.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА
Учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в лирическом тексте; представлять картины осенней природы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
Познавательные – анализировать произведение для определения рассказчика; анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера, анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности.
Регулятивные– ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу.
Коммуникативные– вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД – формировать нравственно-этические ориентиры; развивать эстетические чувства и эстетический вкус;
Средства обучения: у чебник «Литературное чтение» 2 класс, презентация.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Мотивация к учебной деятельности.
— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вероника Витальевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
— Посмотрите, всё ли готово к уроку.
— Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы:
«Не бойся, что не знаешь, — бойся, что не учишься» (Слайд)
— В чем смысл данной пословицы?
— Действительно, если нет желания учиться, значит, и знаний не будет, ведь знания не приходят сами по себе. Учеба вместе с опытом дают нам знания и умения, что делает нас уверенными в себе, а также дает возможность приносить пользу людям.
— Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
Слушают речь учителя, размышляют.
— Смысл этой пословицы заключается в том, что не стоит бояться того, чего не знаешь. Можно при желании — научиться. Пословица очень верна и поучительна. Она призывает нас учиться, причем учиться постоянно. Нет ничего страшного в незнании того или иного дела, ведь всегда можно научиться. А вот если нет желания учиться, это уже плохо.
2. Актуализация знаний.
— Чтобы наша речь была красивая, нам необходимо ее тренировать.
— Прочитайте стихотворение, записанное на слайде. (слайд)
Под ногами в листопад
А под листьями шуршат
Шурш, Шурщиха и Щуршонок-
— А теперь прочитаем стихотворение хором: шепотом, про себя, выразительно вслух.
— Какие новые слова придумал автор?
— Что мы слышим, когда читаем стихотворение?
Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения А.Фета «Ласточки пропали…» наизусть.
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
— Ребята, а кто из вас нашел окончание этого стихотворения.
Воспринимают речь учителя.
Читают стихотворение, записанное на слайде.
— Шурш, Шурщиха и Щуршонок
Проверка домашнего задания. Читают стихотворения А.Фета наизусть.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
— Послушайте загадку и скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке?
— Сейчас мы познакомимся с лирическими произведениями русских поэтов, темой которых является описание осенних листьев, листопада. Узнаем, как поэты изображают в стихах осенние листья.
1. Знакомство со стихотворением А. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад»
— Откройте учебники на стр. 72
— Сейчас я буду читать стихотворение А.Толстого «Осень» под музыку П.И. Чайковского.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
— Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
— Сожалеет ли автор, что пришла осень? (найдите в тексте ответ на этот вопрос)
— Где поэт наблюдает осеннюю картину?
— Какое слово помогает представить осенние листья? (слайд)
— А кто автор стихотворения?
— Слышали ли вы эту фамилию?
Короткое сообщение учителя об Алексее Константиновиче Толстом . (слайд)
Алексей Константинович Толстой родился 24 августа в Петербурге в знатной дворянской семье. Ранние годы мальчика прошли в Сосновке. Начальное образование будущий писатель получил дома, занимаясь под руководством приходящего учителя. Писательство настолько увлекло юношу, что в 1907 году, перед защитой диплома, он оставил институт и решил целиком посвятить себя литературному творчеству. 23 декабря 1945 года писатель умер от опухоли легких.
— Прочитайте стихотворение выразительно. Какое настроение нужно передать?
— Кто автор следующего стихотворения?
2. Знакомство со стихотворением С.А.Есенина «Закружилась листва золотая…»
Краткое сообщение о Сергее Есенине. (слайд)
Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 года в обычной крестьянской семье и с самых ранних лет обладал тонкой и ранимой душой и темпераментом. Не смотря на огромный талант и умственные способности, Есенин, имел всего четыре класса образования сельского училища. В 1912 году в поисках работы перебирается в столицу нашей родины Москву. Книжный магазин и типография стали первым местом его работы. В то же время поэт активно посещает музыкальные литературные общества и лекционные занятия. Сергей Есенин побывал во многих уголках не только своей родины, но и мира. За время своих путешествий создал многочисленное число произведений. Биография Есенина удивительная, но довольно короткая, ведь она оборвалась в 1925 году, когда ему всего лишь было тридцать лет.
— Послушайте стихотворение «Закружилась листва золотая…» и попробуйте понять, какие чувства хотел передать поэт? ( аудиозапись)
Закружилась листва золотая.
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
— Найдите в стихотворение необычные словосочетания.
-Что вы представляете, когда читаете их?
— Первые звезды уже отражаются в воде, поэтому бабочки — листья стремятся быстрее соприкоснуться с волшебными звездами.
— С чем сравнивает поэт золотую листву?
— Каким цветом изображен пруд в стихотворении? Почему вода в пруду розоватая?
— Какое настроение у этого стихотворения? Передайте его при чтении.
Чтение стихотворения в парах (друг другу)
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
3. Знакомство со стихотворением В.Я. Брюсова «Сухие листья»
Короткое сообщение о Валерии Яковлевиче Брюсове.
Валерий Яковлевич Брюсов родился в зажиточной купеческой семье. Ребенок был чрезвычайно одаренный, и , оценив знания, его приняли сразу во второй класс гимназии. Научившись читать в раннем детстве, будущий поэт рано начал писать стихи. В 8 лет он уже написал полноценный стих, а когда ему было 11 лет, состоялась его первая публикация в детском журнале. Поэт активно занимается литературной деятельностью. Валерий Яковлевич Брюсов умер 9 октября 1924 года от воспаления легких. В память о жизни и творчестве Брюсова Валерия Яковлевича на его могиле установлен монумент с портретом. ( слайд)
На слайде изображение осенних листьев, лежащих в парке на земле . (слайд)
— Хотели бы вы попасть сюда?
— Прочитаем следующее стихотворение.
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья
Под тусклым ветром, кружат, шуршат.
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?
— Подумайте, с помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев?
— Ребята, в литературе этот прием называется звукопись.
Звукопись — это применение в тексте определенных звуков, помогающих образно представить
— Ваша задача прочитать стихотворение вполголоса, чтобы не мешать, друг другу, и выделить в тексте слова, которые вам будут непонятны, карандашом.
Тусклый — недостаточно прозрачный , мутный . (слайд)
— Перечитайте еще раз стихотворение, прислушайтесь к его звучанию. К доске пойдет…
— Молодцы, ребята. Я очень довольна вашей работой.
Источник
Конспект урока литературное чтение на тему: «Осенние листья — тема для поэтов»
Данная разработка будет полезна для учителей начальных классов.
Название УМК «Школа России» Предмет литературное чтение 2 класс
Тема урока: Осенние листья – тема для поэтов.
Тип урока: решение учебной задачи
Цель урока: Создать условия для ознакомления со стихотворениями русских поэтов, темой которых являются «осенние листья».
Задачи урока: познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов, темой которых являются «осенние листья»;
Способствовать развитию речи, памяти, навыков чтения, образного мышления;
Содействовать воспитанию бережного отношения к природе.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: научиться читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся; объяснять свой; получат возможность научиться : наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста, находить средства художественной выразительности.
Метапредметные: познавательные: используют простейшие виды анализа текста; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; коммукативные: высказывают собственное мнение, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Личностные: проявляют художественно — эстетический вкус; осознают эстетические потребности, ценности на основе опыта прослушивания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
Источник