Управление_лесами_система_управления_лесами

6.Организация и управление лесами.

В настоящее время существует следующая структура государственного управления лесами:

— Министерство природных ресурсов РФ

— Федеральное Агентство лесного хозяйства России

— Департамент Лесного комплекса ВО

— Управление организации государственного лесного контроля

Департамент лесного комплекса Вологодской области является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти области в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления государственного лесного контроля и надзора, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области.

В структуру Департамента, входят 26 районных отделов – государственных лесничеств, которые расположены в каждом районе Вологодской области и осуществляют функции департамента на соответствующей территории/4/.

Лесничим является начальник районного отдела — государственного лесничества Департамента лесного комплекса области.

Правовую основу деятельности лесничего составляют Конституция Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, Устав Вологодской области, законы и другие нормативные правовые акты Вологодской области, а также настоящий Порядок.

Лесничий осуществляет государственное управление, координацию и контроль деятельности на территории лесничества, границы которого устанавливаются приказом Федерального агентства лесного хозяйства.

Лесничий взаимодействует с другими структурными подразделениями Департамента и его подведомственными учреждениями.

Основными задачами лесничего являются обеспечение:

— многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов;

— воспроизводства лесов, улучшения их качества, а также повышения продуктивности лесов;

— сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов;

— сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала;

Основными полномочиями лесничего являются:

— подготовка предложений и документов по изменению границ лесничества, организация мероприятий по приему земель иных категорий в состав лесов на землях лесного фонда;

— подготовка и оформление материалов по размещению лесосечного фонда, организация работ по отводу и таксации лесосек;

— организация мероприятий по повышению продуктивности лесов в соответствии с лесохозяйственными регламентами;

— проведение технического обследования лесных участков, оформление в связи с этим необходимого пакета документов: акта технического обследования лесных участков, чертежей и других необходимых документов;

Читайте также:  Постановление_правительства_566_лес

— подготовка и оформление комплекта документации для проведения государственного учета лесных участков, а также для организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесных участков либо договора купли-продажи лесных насаждений;

— подготовка и оформление договора аренды лесного участка либо договора купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений;

— подготовка и оформление договоров о предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование и соответствующей документации в соответствии с действующим законодательством;

— организация, подготовка и оформление материалов для ведения государственного лесного реестра, а также ведение учета граждан, осуществивших заготовку древесины для удовлетворения собственных нужд, и других лесопользователей;

— организация мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, в том числе подготовка документации по размещению заказа на выполнение данных работ;

— организация мероприятий по формированию лесных участков на землях лесного фонда для предоставления их в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, а также для федеральных нужд;

— осуществление мероприятий по организации контроля за выполнением лицами, осуществляющими использование лесов, условий заключенных договоров аренды лесных участков, постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, безвозмездного срочного пользования лесными участками, купли-продажи лесных насаждений;

— осуществление мероприятий по приемке в установленном порядке лесных участков после завершения на них работ лицами, осуществляющими использование лесов, а также приемку лесных участков по окончании срока договоров аренды лесных участков, безвозмездного срочного пользования лесными участками и прекращении постоянного (бессрочного) пользования;

— осуществление мероприятий по приемке работ (товаров, услуг), выполненных (предоставленных) в соответствии с государственными контрактами на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

— организация работы по принятию, учету и представлению в Департамент отчетов об использовании лесов, отчетов об охране и защите лесов, отчетов о воспроизводстве лесов и лесоразведении и иных отчетов, а также лесных деклараций;

— подготовка к утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков, за исключением лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, землях, находящихся в муниципальной собственности;

Читайте также:  Паутинник_фиолетовый_гриб_где_растет

— осуществление непосредственного руководства деятельностью работников лесничества, обеспечение координации работы подведомственных Департаменту учреждений, расположенных в границах лесничества, организация и контроль исполнения работниками лесничества и подведомственных Департаменту учреждений приказов и поручений руководства Департамента;

— проведение анализа эффективности проводимых мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;

— обеспечение реализации лесохозяйственного регламента лесничества;

— осуществление государственного лесного контроля и надзора в порядке, определяемом федеральным законодательством, в том числе обеспечение патрулирования лесных участков на территории лесничества и наблюдение за ними работниками лесничества и (или) работниками подведомственных Департаменту учреждений;

— осуществление иных полномочий по вопросам деятельности лесничества/15/.

Источник

6. Организация управления в области использования и воспроизводства лесных ресурсов

6.1. Современное понятие управления в лесном хозяйстве

Организация и ведение лесного хозяйства – система организационного и нормативно-методического обеспечения и практического осуществления мероприятий по сохранению, использованию и воспроизводству лесов, контролю и оценке их состояния. Требования к организации и ведению лесного хозяйства определены в гл.9, 12 и17 Лесного кодекса РФ /3/.

Лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде, природным ресурсам и здоровью человека.

Говоря об управлении в лесном хозяйстве, следует различать понятия:

  1. Управление лесным хозяйством, отражающее уровни управления отраслью: Правительство Российской Федерации – Министерство природных ресурсов, Лесная служба министерства — Управления природными ресурсами в субъектах, Лесная служба при Управлении – лесхозы – лесничества – лесохозяйственные участки – обходы.
  2. Управление лесами, понимаемое как набор непроизводственных функций лесного хозяйства, выполняемых в рамках правовых норм по организации пользования лесом, воспроизводству, учету лесного фонда, отчуждению и приемке земель лесного фонда, передача в аренду участков лесного фонда и т.п.
  3. Устойчивое управление лесами, характеризующееся набором критериев и индикаторов /37/.
  • обеспечение устойчивого экономического процветания будущих поколений;
  • обеспечение выживания человека как вида в течение максимально долгого времени;
  • обеспечение гибкости производства и экономических систем и /или/ сохранение их характеристик;
  • обеспечение устойчивости жизни человеческих сообществ;
  • поддержание биологического разнообразия.

Источник

6.3. Система управления

Система управления лесным хозяйством означает законодательное закрепление управленческих функций за субъектами лесных отношений, которые таким образом выступают исполнителями названных функций. Управленческие функции в виде полномочий и субъекты лесных отношений устанавливаются лесным законодательством. В условиях государственной собственности на лесной фонд все управленческие функции принадлежат органам государственной власти.

Читайте также:  Классический_рецепт_темный_лес

На основе общеэкологических и социально-экономических условий и требований (сохранения и улучшения окружающей природной среды, удовлетворения потребностей экономики и общества в лесных ресурсах) в соответствии с конкретными природными условиями строится целостная система организации и ведения лесного хозяйства. Она включает в качестве основных подсистем – системы: лесохозяйственных мероприятий, эколого-лесоводственных требований, учета, контроля и оценки состояния лесного фонда, лесов, не входящих в лесной фонд, и древесно-кустарниковой растительности, организационных мер, обеспечивающих взаимосвязь всех подсистем и функционирование системы лесного хозяйства в целом.

Системы лесохозяйственных мероприятий объединяют взаимосвязанные в определенные блоки мероприятия: связанные с использованием лесного фонда, лесов, не входящих в лесной фонд и древесно-кустарниковой растительности, по воспроизводству леса, уходу за лесом и улучшению его, по охране и защите лесов. Системы лесохозяйственных мероприятий – основа ведения лесного хозяйства.

Системы эколого-лесоводственных требований включают разработанные, исходя из общеэкологических требований, и дифференцированные с учетом природных (зонально-типологических) условий и особенностей целевого назначения лесного фонда, лесов, не входящих в лесной фонд и древесно-кустарниковой растительности, требования к отдельным мероприятиям, их блокам и системам в целом, а также к технологиям и техническим средствам их осуществления. Выполнение эколого-лесоводственных требований – непременное условие проведения всех лесохозяйственных мероприятий и гарантия их экологической безопасности.

В системе учета, контроля и оценки состояния лесов (лесного фонда, лесов, не входящих в лесной фонд, а также древесно-кустарниковой растительности) целесообразно объединить государственный учет лесного фонда, ведение государственного Кадастра, мониторинг лесов, инвентаризацию лесного фонда (а также лесов, не входящих в лесной фонд и древесно-кустарниковой растительности) при лесоустройстве, сертификацию лесных ресурсов. Система учета, контроля и оценки состояния лесов обеспечивает информацией об эффективности и экологической безопасности проводимых лесохозяйственных мероприятий, а также других воздействиях на леса и, соответственно, эффективности управления лесным хозяйством и лесами (согласно критериям устойчивого управления лесами).

Концепция системы организации и ведения лесного хозяйства заложена в «Основных положениях организации и ведения лесного хозяйства на зонально-типологической основе» (1991) и реализуется через лесоустроительное проектирование и комплекс нормативных документов, регламентирующих проведение основных лесохозяйственных мероприятий: рубок главного пользования, лесовосстановительных мероприятий, рубок ухода, мероприятий по охране и защите леса.

Источник

Оцените статью