Украшают сады парки растения

Виды цветочного оформления

Цветочные и декоративные травянистые растения занимают важное место в убранстве парка и вместе с древесными растениями, водными устройствами, камнями, скульптурой формируют его эстетический облик. С помощью цветников оформляются планировочные узлы парка — партерные площади, входы, места отдыха, создаются акценты, концентрирующие внимание, направляющие движение и завершающие художественное решение парковых композиций — мест у водоемов, на полянах, у опушек, скульптуры и др.

Клумба — цветник геометрической формы (круглой, квадратной, прямоугольной и др.). Клумбы размещают в наиболее парадных местах парка — на площадках, в местах пересечения дорог, перед зданиями, у скульптуры. Их относят к регулярным композициям. Располагать клумбы среди полян в пейзажных парках не рекомендуется.

Бордюр — узкая полоса низкорослых растений, окаймляющая дороги, цветники и партеры. Бордюр является цветовым обрамлением композиции, подчеркивающим ее линейный рисунок. Высота и ширина бордюра от 10 до 100 см, наиболее распространенными являются высота 10— 50, ширина 30—60 см.

Рабатка — цветник в виде узкой полосы шириной от 1 до 2—2,5 м. Рабатки окаймляют дороги, реже — цветочные партеры.

Ленты — вытянутые, относительно узкие (шириной до 3 м) цветники свободной волнистой формы. Это сравнительно новый тип цветника. Они создаются как красочное оформление дорог, полян, партеров.

Солитер — отдельно стоящий экземпляр растения. В качестве солитеров используются большей частью многолетники, а также летники.

Группа — цветник свободной формы. Такие группы используются для оформления пейзажных, реже — регулярных композиций.

Миксбордер (смешанный бордюр) — цветник вытянутой формы, включающий широкий ассортимент многолетников, луковичных, а также летников, подбор которых должен обеспечивать непрерывное цветение.

Массив — цветник значительных размеров («цветочная площадь») регулярной и свободной формы. Красочный эффект обеспечивается за счет одновременного цветения всех растений. В городском оформлении и в парках-выставках ассортимент состоит преимущественно из летников, в пейзажных парках — многолетников. Широко используются луковичные.

Модульный цветник — композиция, решаемая в виде различных, повторяющихся форм (квадратов, кругов, прямоугольников), заданных в определенных соотношениях. В состав модульного цветника включаются цветущие и ковровые растения, газон, инертный материал, вода.

Каменистые сады, или рокарии,— плоские и холмистые, решаются как в свободных формах, так и регулярно.

Цветы в емкостях — контейнерах и вазах. Решаются как переносные и стационарные (без дна). Располагаются на площадках, улицах, у кафе — там, где устройство обычных цветников исключено. Следует избегать размещения емкостей на газоне.

Читайте также:  Сад в бутылке название
Приемы цветочного оформления
Приемы цветочного оформления: 1 — массив свободной формы и правильной, 2 — рабатка, бордюр, 3 — солитер, группа, 4 — модульный цветник, сад монокультур, 5 — рокарий, цветники в емкостях

Каждый из видов цветочного оформления имеет свое место в парковой композиции. Цветники размещают прежде всего на наиболее важных участках — у входов, непосредственно на входных площадках или рядом в поле их визуального восприятия; на площадках, являющихся композиционными акцентами — видовых, тихого отдыха, сформированных на пересечении дорог; на полянах; у водоемов; по откосам; вдоль дорог. Определяя места для цветников, необходимо учитывать пейзажные картины и вводить их в состав пейзажных композиций. Форма цветников во многом определяется местом их размещения. На регулярных участках логично придавать им также регулярную форму. Так, на площадках это могут быть клумбы в виде круга, прямоугольника и т. д. или сочетающиеся между собой геометрические фигуры, построенные по типу модульного цветника. На плоскости площадок уместны напольные вазы, вдоль прямых дорог — бордюры, рабатки, цветники в виде регулярных групп, ритмически размещенных вдоль линии движения, или миксбордеры. В пейзажной части цветники должны иметь более свободную форму. Их размещают в виде живописных массивов и групп на плоскости газона, в опушках насаждений, у воды, а также вдоль пейзажных маршрутов в виде рабаток и лент разной ширины, подчеркивающих рисунок дороги. В случаях, когда необходимо получить цветники, подобные красочному рисунку, с четкой линией контуров и однородными цветовыми плоскостями, используют низкорослые, обильно цветущие сорта летников, луковичных, а также ковровые. Для подчеркивания индивидуальных особенностей растений высаживают солитеры, создают миксбордеры и группы из многолетников, луковичных и летников. В каждом случае цветочное оформление решается индивидуально.

Источник

Цветочное оформление парков культуры и отдыха. Кланг И.И.

«Цветочное оформление парков культуры и отдыха». Кланг И.И. Публикуется по изданию «Проблемы садово-парковой архитектуры. Сборник статей». Под общей редакцией комиссии в составе: Коржева М.П. (председатель), Лунц Л.Б., Карра А.Я. и Прохоровой М.И.; Союз советских архитекторов, Секция планировки городов. Издательство Всесоюзной академии архитектуры. Москва. 1936

Парки культуры и отдыха, организующие отдых трудящихся в природных условиях, требуют совершенно иной планировки и оформления территории, чем парки прежнего типа. Здесь не может быть стандарта; архитектура зелени должна видоизменяться по мере углубления и расширения работы парка культуры и отдыха.

Читайте также:  Журнал лето в саду

Если до последнего времени парки считали своим сезоном только лето и зиму, то теперь они уже обязательно включают и весну и осень. Зима, осень и весна дают садоводу-художнику широкую возможность использования так называемой «зеленой палитры» в объемном оформлении новыми видами декоративных древесных пород, в красочном подборе цветочного ассортимента — от ранних весенних до поздних, особо устойчивых видов цветущих растений.

Непрерывность работы парка и необходимость быстрой перестройки ее по сезонам уже успели выработать особые приемы не только оформления, но самой планировки территории парка.

В архитектурной планировке парков культуры и отдыха предусматривается организация при главном входе достаточно обширной «площади распределения», переходящей далее в богато оформленный партер. Эти наиболее загруженные в летнее время участки, как правило, являются основными точками и всей зимней работы парков. В известной мере здесь сказываются и соображения хозяйственного порядка, так как капитальные здания обычно возводятся в наиболее парадной части парка, вблизи входа.

Наибольшая загрузка головной части парка летом и зимой — предъявляет особые требования к архитектурной планировке и к зеленому оформлению этой территории. Здесь наиболее удачным решением являются так называемые съемные цветники, которые разбиваются весной и снимаются перед наступлением зимнего сезона.

Изменение характера работы парка по сезонам предъявляет к зеленым насаждениям и ряд других требований. Прежде всего, на площадях, предназначенных зимой под катки, нельзя разбивать газоны, потому что травянистый покров погибает под льдом, и газоны придется ежегодно возобновлять. Площади соседних газонов, непосредственно примыкающие ко льду, должны быть оформлены таким порядком, чтобы высаженные на них хвойные насаждения и многолетние цветущие растения находились от льда на расстоянии в 15—20 м, так как мелкие брызги воды, попадающие на хвойные растения при заливке льда, производят на них при морозе серьезные ожоги, от которых растения погибают, а образовавшаяся от брызг корка льда на газонах губит многолетники. Практика работы московского Центрального парка культуры и отдыха это полностью подтвердила.

В московском ЦПКиО им. М. Горького, по характеру его планировки, основной партер начинается непосредственно от главного входа, образуя в своей первой части так называемую Ленинскую площадь, являющуюся в то же время и первой площадью распределения посетителей. От балюстрады с вазами Ленинская площадь переходит в основной партер с постоянными цветниками, скульптурой и фонтанами и т. д.

Читайте также:  Урожайность интенсивного сада яблок

Центр зимней работы парка сосредоточен в первой части партера — Ленинской площади, идущей от главного входа (курзала) до каменной балюстрады с вазами.

Часть Ленинской площади оформляется съемными цветниками, убираемыми на зиму. Восстановление цветников весной не вызывает особых затруднений, так как не требует устройства больших газонов. Эти процессы пока еще не механизированы с помощью специальных конструкций, и при ликвидации цветников приходится применять обычный способ вывозки растительного грунта на запасной участок, непосредственно примыкающий к данной территории.

Но используемая зимой первая часть парка столь обширна, что летом ее нельзя полностью покрыть цветниками, и поневоле приходится итти на некоторые жертвы, предоставляя под заливку катков часть газонов.

Во избежание ежегодного пересева, газоны надо в течение 3—4 лет особым образом культивировать, и тогда они могут зимовать под льдом.

Принципы цветочного оформления парков культуры и отдыха

Параллельно с изменением стилей паркового строительства менялось и цветочное оформление парков. От однообразия сплошных ковровых узоров, включенных в сложные орнаменты прямоугольных партеров XVIII столетия, цветочное оформление в середине XIX в. перешло к более выразительным свободным формам, исключившим чисто регулярную уборку, состоявшую в основной своей массе из ковровых растений. Многообразие новых форм достигалось здесь более свободной посадкой летних растений и введением в объемное оформление групповых посадок многолетних цветущих растений.

Хотя ковровые цветники при оформлении чисто городских объектов остались до начала XX столетия, но употребление их в шаблонных, монотонных формах стало настолько избитым, что скоро этот стиль себя полностью дискредитировал.

Останавливаясь на цветочном оформлении современных западноевропейских парков, следует отметить, что основным недостатком его является «безотносительность» самого оформления, отсутствие целеустремленности в организации цветочных убранств. Самые методы распределения цветов являются самоцелью, преследуют лишь сочетание пестроты красок в цветниках, составленных почти исключительно из многолетних цветочных растений.

Для советских парков культуры и отдыха цветочное оформление должно исходить из следующих моментов:

1. Использование наследия прошлого в строительстве партеров.
2. Использование ковровых растений как палитры в художественном оформлении парка.
3. Оформление участков (секторов) парка в соответствии с содержанием их работы.
4. Сочетание архитектуры малых форм с цветами.
5. Временное оформление, декорирование зданий, ограждений и пр.

Источник

Оцените статью