- Среди данных существительных найдите одушевленные: клен, кукла, народ, чудовище, мертвец, марионетка, толпа, вирус.
- Тесты по русскому языку 5 класс Тест 61 Имя существительное одушевленное и неодушевлённое
- Просмотр содержимого документа «Тесты по русскому языку 5 класс Тест 61 Имя существительное одушевленное и неодушевлённое»
- Тесты по русскому языку 6 класс Тест 25 Имя существительное Повторение изученного в 5 классе
- Просмотр содержимого документа «Тесты по русскому языку 6 класс Тест 25 Имя существительное Повторение изученного в 5 классе»
- Русский язык. 3 класс
- Неодушевлённые
- Одушевлённые
- Почему существительное кукла одушевленное
- Правило недели: одушевлённые микробы и куклы
- Морфологический разбор: кукла
- Почему существительное кукла одушевленное
- Ответы
- Почему “мертвец” – одушевленное существительное, а “труп” – нет
- Почему одушевленные существительные кукла,снеговик,домовой,покойника.а существительные народ,стадо,племя неодущелёнными
- Ответ или решение 1
- Письмовник
- Изучать микробов или микробы? Одушевленность существительных
- Грамматика
- 1. Что такое одушевленность существительных?
- 2. Как выражается одушевленность?
- 3. Когда возникают колебания и варианты?
- ВОПРОСЫ ИЗ «СПРАВОЧНОГО БЮРО»
- Анчоус
- Дочка
- Зайчик
- Зародыш
- Кальмар
- Козел
- Креветка
- Кукла
- Лосось
- Максим
- Мидия
- Микроб
- Москвич
- Объект
- Оскар
- Паразит
- Персонаж
- Петрушка
- Полицейский
- Привидение
- Прототип
- Робот
- Снеговик
- Субъект
- Существо
- Талант
- Тунец
- Улитка
- Устрица
- Эмбрион
Среди данных существительных найдите одушевленные: клен, кукла, народ, чудовище, мертвец, марионетка, толпа, вирус.
Одушевлённые и неодушевленные существительные
Имена существительные одушевлённые служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто? (студент, наставник, конферансье, ровесник) .
Неодушевлённые имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что? (президиум, конференция, пейзаж, рябина) . Сюда же относятся имена существительные типа группа, народ, толпа, стая, крестьянство, молодёжь, детвора и т. д.
Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые в основном зависит от того, какой предмет это существительное обозначает – живые существа или предметы неживой природы, но полностью отождествлять понятие одушевлённости-неодушевлённости с понятием живого-неживого нельзя. Так, с грамматической точки зрения берёза, осина, вяз – существительные неодушевлённые, а с научной точки зрения это живые организмы. В грамматике названия умерших людей – мертвец, покойник – считаются одушевлёнными, и только существительное труп – неодушевлённое. Таким образом, значение одушевлённости-неодушевлённости – категория чисто грамматическая.
Грамматически категория одушевлённости-неодушевлённости выражается в том, что
у одушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного падежа множественного числа:
(в. п. мн. ч. = р. п. мн. ч. )
р. п. (нет) людей, птиц, зверей
в. п. (любить) людей, птиц, зверей
у неодушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой именительного падежа множественного числа:
(в. п. мн. ч. = им. п. мн. ч. )
и. п. (есть) леса, горы, реки
в. п. (вижу) леса, горы, реки
Кроме того, у одушевлённых существительных мужского рода II склонения винительный падеж совпадает с родительным также и в единственном числе, у неодушевлённых – с именительным: вижу студента, лося, журавля, но отряд, лес, полк.
Чаще всего одушевлёнными бывают существительные мужского и женского рода. Среди существительных среднего рода одушевлённых мало. Это – дитя, лицо (в значении «человек»), животное, насекомое, млекопитающее, существо («живой организм»), чудище, чудовище, страшилище и некоторые другие.
Одушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, склоняются: восхищаться «Спящей красавицей».
Неодушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, получают значение лица и становятся одушевлёнными: турнир собрал всех звёзд настольного тенниса.
Названия игрушек, механизмов, изображений человека относятся к одушевлённым существительным: она очень любила своих кукол, матрёшек, роботов.
Названия фигур в играх (шахматах, картах) склоняются, как одушевлённые существительные: пожертвовать коня, взять туза.
Название богов, мифических существ (леший, русалка, чёрт, водяной) относятся к одушевлённым существительным, а названия планет по имени богов – к неодушевлённым: глядя на Юпитер, они молили Юпитера о помощи.
У ряда существительных наблюдаются колебания в выражении категории одушевлённости-неодушевлённости (в названиях микроорганизмов, у существительных образ, тип, характер и др.) : рассматривать инфузории и инфузорий, убивать бактерии и бактерий; создать яркие образы, особые характеры.
Одушевленные/ неодушевленные имена существительные.
Деление имен существительных на одушевленные и неодушевленные, безусловно, опирается на семантический фактор. Однако в грамматике отсутствует тождество понятий «одушевленное — неодушевленное» и «живое – неживое» . Часто биологически живые предметы рассматриваются как грамматически неодушевленные, например, дуб, береза, ель; а биологически неживые предметы часто рассматриваются как грамматически одушевленные предметы, например, покойник, мертвец, кукла, робот, идол и многие другие. Кроме того, грамматическая одушевленность и неодушевленность свойственна только конкретным существительным, которые способны изменяться по числам.
Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/19748512
Тесты по русскому языку 5 класс Тест 61 Имя существительное одушевленное и неодушевлённое
Данный материал полезен при организации контроля знаний учащихся 5 класса
Просмотр содержимого документа
«Тесты по русскому языку 5 класс Тест 61 Имя существительное одушевленное и неодушевлённое»
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Автор: ©2016, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru
При участии проекта http://videouroki.net
Укажите, где правда, а где ложь.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые
__ у всех одушевлённых существительных есть душа
__ одушевлённые существительные обозначают названия живых существ
__ неодушевлённые существительные обозначают названия предметов неживой природы
Выберите одушевлённые имена существительные.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
Выберите одушевлённое существительное.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
Выберите неодушевлённое существительное.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
Что чаще всего обозначают одушевлённые существительные?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
2) названия животных
3) названия всевозможных предметов
4) названия растений
Что могут обозначать неодушевлённые существительные?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) имена людей и клички животных
2) названия предметов и веществ
3) названия лиц по профессии
4) названия растений
5) названия признаков
Выберите ряд, в котором есть только одушевлённые существительные.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) волшебник, леший, робот
2) сгущёнка, ива, овца
3) поэт, преступник, осина
4) красота, банкир, жираф
Выберите ряды, в которых есть только неодушевлённые существительные.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) дом, доброта, матрос
2) рождение, праздник, компьютер
3) морковка, сумка, троллейбус
4) гитара, горло, голос
Выберите ряды, в которых есть только одушевлённые существительные.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) вяз, трава, груша
2) крот, червяк, щука
3) Андрей, Марина, Барсик
4) грусть, забывчивость, синева
Просклоняйте слово «слон» (в форме единственного числа). Выберите верные высказывания об этом слове.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) это одушевлённое существительное
2) это неодушевлённое существительное
3) у этого слова совпадают окончания в именительном и родительном падежах
4) у этого слова совпадают окончания в именительном и винительном падежах
5) у этого слова совпадают окончания в родительном и винительном падежах
Источник статьи: http://multiurok.ru/files/testy-po-russkomu-iazyku-5-klass-test-61-imia-sush.html
Тесты по русскому языку 6 класс Тест 25 Имя существительное Повторение изученного в 5 классе
Данный материал полезен учителю при организации контроля знаний учащихся
Просмотр содержимого документа
«Тесты по русскому языку 6 класс Тест 25 Имя существительное Повторение изученного в 5 классе»
Имя существительное. Повторение изученного в 5-м классе
Автор: ©2018, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru
При участии проекта http://videouroki.net
Укажите, где правда, а где ложь.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ собственные существительные обозначают названия однородных предметов
__ к первому склонению в основном относятся существительные женского рода
__ одушевлённые существительные обозначают предметы живой природы
__ в предложении имена существительные всегда являются подлежащим
Выберите собственное имя существительное.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
Выберите нарицательное существительное.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) «Комсомольская правда»
Выберите одушевлённые имена существительные.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
Выберите неодушевлённые имена существительные.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
Выберите неодушевлённые нарицательные существительные.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
Выберите одушевлённые нарицательные существительные.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) неодушевлённое нарицательное
2) одушевлённое нарицательное
3) неодушевлённое собственное
4) одушевлённое собственное
Выберите предложения, существительные в которых стоят в форме винительного падежа.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Учитель попросил учеников сдать тетради.
2) Эта книга моего одноклассника.
3) Сегодня капает с крыш.
4) Из-под стола высочила мышь.
5) Художник нарисовал рожь.
Правильно сопоставьте существительные и склонения, к которым они относятся.
Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
Источник статьи: http://multiurok.ru/index.php/files/testy-po-russkomu-iazyku-6-klass-test-25-imia-sush.html
Русский язык. 3 класс
Неодушевлённые и одушевлённые имена существительные
Распределите слова на две группы.
Неодушевлённые
Одушевлённые
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Выделите цветом одушевлённые имена существительные.
Русалка , фонарь , леший , кукла , компьютер , пупс , бумага , робот , избушка , трубач , труба .
Ошибки в тексте
Третьеклассники выписали одушевлённые имена существительные, но допустили ошибки. Найдите ошибки и зачеркните эти слова.
Заяц , удочка , обезьяна , гриб , внучка , бабочка , гусь , отличница , поляна , строитель , лисица .
Неодушевлённые имена существительные
Найдите в предложениях неодушевлённые имена существительные и подчеркните их.
Девочка смотрит в окно и любуется красотой.
На солнце сверкает иней .
Вот пролетела синичка .
На ветке нахохлился воробышек .
Однокоренные слова
От неодушевлённых имён существительных образуйте однокоренные одушевлённые имена существительные.
Одушевлённые имена существительные
Укажите строку, в которой записаны только одушевлённые имена существительные.
Лошадь, костюм, пение, певунья
Молодёжь, ученица, младенец, кузнечик
Линейка, линия, лентяй, Лёша
Огурец, огород, тетрадь, посуда
Правило
Допишите пропущенные слова в тексте.
Имя существительное — это часть , которая обозначает и отвечает на вопрос ? или ? .
В предложении имя существительное является членом .
Имя существительное, которое в единственном числе отвечает на вопрос кто? или что? , стоит в форме.
Источник статьи: http://resh.edu.ru/subject/lesson/5316/train/186282/
Почему существительное кукла одушевленное
Правило недели: одушевлённые микробы и куклы
Как известно, разделение предметов нашего мира на живые и неживые не отвечает языковым категориям одушевлённости и неодушевлённости существительных. Какие правила тут действуют?
Основное правило, конечно, очевидно: одушевлёнными существительными являются названия и имена людей и животных, названия всех остальных предметов и понятий — неодушевлённые. Между тем принадлежность слов к разряду одушевлённых или неодушевлённых в ряде случаев не так очевидна. Так, неживые предметы, традиционно отождествляемые с живыми относятся к одушевлённым: кукла, снеговик, щелкунчик. Более того, неодушевлённые существительные, если ими называют людей или животных, также переходят в разряд одушевлённых. Не вижу (что?) мимозы. Не вижу (кого?) мимоз . Одушевлённые же существительные при назывании ими неживых предметов иногда придают им свойство одушевлённости. Заводил с утра своего «Запорожца». К одушевлённым также относятся названия фигур в играх. Взял ферзя; отбил туза. Вместе с тем, названия многих живых микроорганизмов часто относят к неодушевлённым. Это чистящее средство убивает все микробы. Чихая, вы распространяете бациллы.
Формально же одушевлённость слова можно проверить по форме винительного падежа во множественном числе: у одушевлённых она совпадает с формой родительного падежа (нет кукол, любит кукол), а у неодушевлённых — с формой именительного (нет серёг, любит серьги).
Морфологический разбор: кукла
Часть речи и все грамматические (морфологические) признаки слова «кукла». В зависимости от контекста возможны 2 случая разбора слова.
Признак | Значение |
---|---|
Часть речи | имя существительное |
Собственное или нарицательное | нарицательное |
Одушевлённое или неодушевлённое | одушевлённое |
Число | единственное |
Род | женский |
Склонение | 1-е |
Падеж | именительный |
Вопрос | (есть) кто? |
Начальная форма | кукла |
Признак | Значение |
---|---|
Часть речи | имя существительное |
Собственное или нарицательное | нарицательное |
Одушевлённое или неодушевлённое | неодушевлённое |
Число | единственное |
Род | женский |
Склонение | 1-е |
Падеж | именительный |
Вопрос | (есть) что? |
Начальная форма | кукла |
Разбор слов на сайте делается в автоматическом режиме на основе нашего алгоритма, поэтому может быть неверным. Используйте разбор исключительно для самопроверки.
Почему существительное кукла одушевленное
Существительные кукла, робот, народ в русском языке одушевленные или неодушевленные? народ язык робот кукла существительное
Ответы
В русском языке постоянная грамматическая категория одушевленности – неодушевленности существительных не всегда определяется логически по лексическому значению слова. Поэтому слова кукла и робот являются одушевленными; народ – неодушевленным. У одушевленных существительных совпадают формы родительного и винительного падежей множественного числа (нет кого? вижу кого?): нет кукол, вижу кукол; нет игрушек, вижу игрушки и т,д. У неодушевленных существительных совпадают формы именительного и винительного падежей множественного числа: народы, нет народов, вижу народы.
народ – да, остальное нет
В русском языке постоянная грамматическая категория одушевленности – неодушевленности существительных не всегда определяется логически по лексическому значению слова. Поэтому слова кукла и робот являются одушевленными; народ – неодушевленным. У одушевленных существительных совпадают формы родительного и винительного падежей множественного числа (нет кого? вижу кого?): нет кукол, вижу кукол; нет игрушек, вижу игрушки и т,д. У неодушевленных существительных совпадают формы именительного и винительного падежей множественного числа: народы, нет народов, вижу народы.
а почему народы а не народ? мы же говорим о ед.числе
Мы говорим о категории рода. Да, имена существительные в русском языке изменяются ещё по числам и падежам. . Ведь существительное не может быть во множественном числе одушевленным, а в единственном – неодушевленным.
Почему “мертвец” – одушевленное существительное, а “труп” – нет
В русском языке в некоторых позициях по-разному себя ведут одушевлённые и неодушевленные существительные.
Вижу (кого?) столяра . Это одушевлённое.
Самая заметная разница между ними заключается в значении: стол – неживой предмет (что?), столяр – живое существо (кто?). Обычно выпускник школы так и отвечает: одушевленные существительные обозначают живые предметы, неодушевленные – неживые предметы.
Теперь посмотрим на грамматические формы.
Вижу стол – винительный падеж. Стоит стол – именительный падеж. Значит, у неодушевленных форма винительного совпадает с формой именительного падежа.
Вижу столяра. Нет столяра . У одушевленных совпадают формы винительного и родительного падежей.
(Лучше здесь брать форму множественного числа, потому что эта закономерность действует не для всех существительных в единственном числе).
А теперь вспомним сказку “Колобок”.
Начинается примерно так: “Испекла бабушка колобок” . Испекла что? Винительный падеж совпадает с именительным. Неодушевленное.
Что такое колобок, спросим у В.И. Даля:
Потом, когда колобок сбежал из дома, он встречает разных животных. И лиса в итоге “съела колобка” . Съела кого? Винительный падеж совпал с родительным. И вопрос уже другой: кого? Одушевленное.
Трансформация колобка произошла тогда, когда он сбежал из дома. И стал активным субъектом. Профессор М.Ю. Федосюк пишет, что одушевленные существительные обозначают “объекты, обладающие потенциальной активностью”, т. е. способные совершать какие-либо действия. Колобок, когда был блюдом, приготовленным бабкой, обозначался неодушевленным существительным. А когда сбежал, приобрел одушевленность.
Но главное, что нужно понять: одушевленность / неодушевленность – это грамматическая категория . Академик А.А. Зализняк писал, что существительных, у которых не совпадает реальная и грамматическая одушевленность, в русском языке от нескольких десятков до нескольких сотен.
Т.е. главное – форма слова. Поэтому одушевленными являются ферзь, валет, туз, кукла и др. ( Взял ферзя, туза, кукол ).
И уж совсем интересно с инфузорией, бактерией и т.п. Нормативны две формы: вижу бактерии и бактерий , инфузории и инфузорий . В этом случае говорят о колебании категории одушевленности / неодушевленности.
Наконец, обещанные в заголовке мертвец и труп. Добавим к ним еще утопленника, покойника.
Вижу (кого?) мертвеца, покойника, утопленника . Форма винительного совпадает с родительным, вопрос кого? Одушевленные.
Вижу (что?) труп . Форма винительного совпадает с именительным, вопрос что? Неодушевленное.
Почему одушевленные существительные кукла,снеговик,домовой,покойника.а существительные народ,стадо,племя неодущелёнными
Ответ или решение 1
Вопрос скорее должен звучать не “почему так сложилось?”, а “как убедиться, что одни существительные ― одушевлённые, а другие ― неодушевлённые?”.
Их формы надо сравнить в винительном падеже, в единственном и множественном числе.
Вижу: народ / народы, стадо / стада, племя / племена (Вин. пад. совпадает с Им. пад., значит, это неодушевлённые существительные).
Вижу: куклу / кукол, снеговика / снеговиков, домового / домовых, покойника / покойников (Вин. пад. совпадает с Род. пад., значит, это одушевлённые существительные).
Как определить одушевлённость / неодушевлённость похожих по смыслу существительных “мертвец” и “труп”?
Вин. пад.: видеть мертвеца (совпадение с формой Род. пад.), видеть труп (совпадение с формой Им. пад.). Первое существительное одушевлённое, второе ― неодушевлённое.
Письмовник
Изучать микробов или микробы? Одушевленность существительных
Грамматика
1. Что такое одушевленность существительных?
«Категория одушевленности-неодушевленности существительных является грамматическим выражением противопоставления живого и неживого, но понимаемого не в научном плане (в смысле живой и неживой природы, то есть органического и неорганического мира), а в плане бытовом, житейском».
(Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., испр. М., 2008.)
2. Как выражается одушевленность?
«Во-первых, одушевленность-неодушевленность выражается окончаниями самого существительного:
1) одушевленные существительные имеют совпадающие окончания множественного числа винительного падежа и родительного падежа, а для существительных мужского рода это распространяется и на единственное число;
2) неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания множественного числа винительного падежа и именительного падежа, а для существительных мужского рода это распространяется и на единственное число.
Одушевленность имеет и внесловное выражение: окончание согласуемого с существительным прилагательного или причастия в винительном падеже различается в зависимости от одушевленности или неодушевленности существительного, ср.: (вижу) нов-ых учеников, но нов-ые столы».
(Литневская Е. И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006.)
3. Когда возникают колебания и варианты?
«Все колебания между грамматической одушевленностью и неодушевленностью (обнаруживающиеся в вариативном образовании винительного падежа) объясняются именно неоднозначностью в оценке объекта как живого или неживого.
Часть таких случаев относится к тем объектам, принадлежность которых к животным или растениям может показаться неочевидной: амебы, бактерии, бациллы, вибрионы, вирусы, инфузории, микробы и др. (изучать микробов и микробы).
Второй типичный случай – название тех живых существ, которые мы склонны воспринимать в первую очередь как пищу: кальмары, креветки, мидии, омары, трепанги, устрицы и др. (поглощать устриц и устрицы).
Еще один ясный случай – названия неживых предметов, имитирующих живые существа: змей (бумажный), кукла, марионетка, робот, сфинкс и др. (делать кукол и куклы)».
(Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., исп. М., 2008.)
О дарах моря следует сказать отдельно. Такие слова, как кальмары, крабы, креветки, мидии, омары, устрицы, согласно большинству справочников, могут употребляться как неодушевленные и одушевленные существительные, если речь идет о пище, но только как одушевленные, если речь идет о живых существах. Однако в «Грамматическом словаре русского языка» А. А. Зализняка слова кальмар, краб, мидия, омар даны как одушевленные во всех значениях (рекомендации этого словаря мы воспроизводим ниже в ответах «Справочного бюро»).
Названия рыбных консервов шпроты, бычки, кильки, сардины (во мн. ч.) употребляются как неодушевленные существительные: открыть шпроты, съесть кильки, любить сардины.
ВОПРОСЫ ИЗ «СПРАВОЧНОГО БЮРО»
Анчоус
Как правильно: приготовить анчоус или приготовить анчоуса?
Ответ: Существительное анчоус в значении ‘пища’ неодушевленное. Правильно: приготовить анчоус, засолить анчоусы. Однако о живом существе верно говорить: поймать анчоуса, разводить анчоусов.
Дочка
Будет ли правильной фраза Газпром решил поддержать свои дочки наряду с Газпром решил поддержать своих дочек, если слово дочка употреблено в значении ‘дочернее предприятие’?
Ответ: Слово дочки в значении ‘дочерние предприятия’ используется как неодушевленное существительное: Газпром решил поддержать свои дочки.
Зайчик
Как правильно: поймать солнечный зайчик или солнечного зайчика?
Ответ: Оба варианта верны. «Грамматический словарь русского языка» А. А. Зализняка указывает, что слово зайчик в значении ‘световое пятно’ может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное.
Зародыш
Является ли одушевленным слово зародыш?
Ответ: Зародыш – неодушевленное существительное.
В школе было задание составить предложение из слов. Ребенок составил: Мальчик купил воздушного змея. Учительница исправила на Мальчик купил воздушный змей. Кто прав?
Ответ: Согласно словарям, слово змей во всех значениях – одушевленное существительное. Правильно: Дети запустили воздушного змея. См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.
Кальмар
Как правильно: варить кальмары или варить кальмаров?
Ответ: Кальмар – существительное одушевленное. Правильно: варить кальмаров.
Козел
Как правильно: забить козла или козел (об игре в домино), перепрыгнуть через козла или через козел?
Ответ: Существительное козел может использоваться как одушевленное и как неодушевленное, в зависимости от значения. В знач. ‘животное’, а также ‘карточная игра или игра в домино’ это одушевленное существительное: кормить козла, забивать козла, играть в козла. В значении ‘спортивный снаряд’ возможны варианты: перепрыгнуть через козел и перепрыгнуть через козла. См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.
Как правильно: экспортировать крабов или крабы?
Ответ: Краб – существительное одушевленное. Правильно: экспортировать крабов.
Креветка
Как правильно: ел креветки или ел креветок?
Ответ: Существительное креветка является одушевленным, если речь идет о живой креветке (в аквариуме увидел крохотных коричневых креветок). Если же речь идет о креветке как пище, возможны варианты: слово креветка в этом случае может склоняться и как одушевленное существительное (с удовольствием ел крохотных коричневых креветок), и как неодушевленное существительное (с удовольствие ел крохотные коричневые креветки).
Кукла
Как правильно: люблю куклы или люблю кукол?
Ответ: Согласно «Грамматическому словарю русского языка» А. А. Зализняка, слово кукла в значении ‘игрушка’ может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. А вот кукла в значении ‘человек’ (куклой можно назвать бездушного и пустого человека, а также человека, слепо действующего по воле другого) – только одушевленное.
Как сказать: приглашаем заинтересованные лица или заинтересованных лиц?
Ответ: Слово лицо в значении ‘человек’ – одушевленное существительное. Правильно: приглашаем всех заинтересованных лиц. Н. А. Еськова пишет: Существительное лицо в значении ‘человек’ ведет себя как одушевленное, но в сочетании действующее лицо испытвает колебания между одушевленностью и неодушевленностью (ср. персонаж).
Лосось
Как правильно: добывают лосося или добывают лосось?
Ответ: Лосось – одушевленное существительное. Правильно: добывают лосося.
Максим
Как правильно о пулемете: ленты вставлены в «максима» или в «максим»?
Ответ: Слво «максим» в значении ‘пулемет’ склоняется как неодушевленное существительное. Это означает, что форма винительного падежа будет совпадать с формой падежа именительного. Поэтому верно: ленты вставлены в «максим».
Мидия
Кого я ем: мидии или мидий?
Ответ: Мидия – одушевленное существительное; ем мидий. См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.
Микроб
Как сказать: изучаю микробы или изучаю микробов?
Ответ: Слово микроб может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. Оба варианта верны.
Москвич
Как правильно, если речь об автомобилях: покушение на «москвичей» или покушение на «москвичи»?
Ответ: Москвич в значении ‘автомобиль’ – неодушевленное существительное: покушение на «москвичи».
Объект
Как правильно: рассматривать патогенные биологические объекты или рассматривать патогенных биологических объектов?
Ответ: Слово объект не является одушевленным. Правильно: рассматривать патогенные биологические объекты.
Оскар
Как правильно: фильм получил «Оскар» или фильм получил «Оскара»?
Ответ: Верны оба варианта: фильм получил «Оскар» и фильм получил «Оскара». Но: фильм получил премию «Оскар». См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.
Паразит
Как правильно в рекламе: уничтожим любые паразиты или любых паразитов?
Ответ: Существительное паразит является одушевленным, если употребляется по отношению к людям и животным (в широком смысле), и неодушевленным, если употребляется по отношению к растениям. Поэтому, если речь идет, например, о насекомых, правильно: уничтожим любых паразитов. Но: прополоть грядки, уничтожить сорняки и паразиты.
Персонаж
Как написать в сочинении: ввести комический персонаж или ввести комического персонажа?
Ответ: Возможны варианты. Вот что пишет Н. А. Еськова о слове персонаж: Слово персонаж одновременно называет человека и выражает некое литературоведческое понятие. Колебание изображает персонажа, персонажей и изображает персонаж, персонажи связано, очевидно, с тем, что именно пишущему (или говорящему) хочется подчеркнуть (Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., испр. М., 2008).
Петрушка
Как написать: изготавливать петрушки или петрушек (о куклах)?
Ответ: Существительное петрушка употребляется как одушевленное в значении ‘кукла; театральный персонаж’ (правильно: изготавливать петрушек). В значениях ‘кукольный театр; нелепое дело’ и ‘растение’ петрушка – неодушевленное существительное.
Полицейский
Как правильно: проехать через лежачий полицейский или через лежачего полицейского (о дорожном препятствии)?
Ответ: Возможны оба варианта (ср.: козел как название спортивного снаряда также может употребляться как одушевленное и неодушевленное).
Привидение
Как лучше написать: верить в привидений или верить в привидения?
Ответ: Согласно «Грамматическому словарю русского языка» А. А. Зализняка привидение может быть одушевленным и неодушевленным.
Прототип
Как правильно: создал прототипы или создал прототипов?
Ответ: Прототип – неодушевленное существительное в знач. «первоначальный образец, прообраз чего-л.»: вижу прототип нового оружия. В знач. «лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа» прототип может употребляться как одушевленное существительное.
Робот
Как правильно: использовать роботов для сварки кузова или использовать роботы для сварки кузова?
Ответ: Слово робот – одушевленное существительное. Правильно: использовать роботов для сварки кузова.
Снеговик
Как правильно: ребята вылепили снеговик или ребята вылепили снеговика?
Ответ: Снеговик – одушевленное существительное. Правильно: ребята вылепили снеговика.
Субъект
Как быть с субъектом? Вижу подозрительный субъект или вижу подозрительного субъекта?
Ответ: «Грамматический словарь русского языка» А. А. Зализняка указывает, что слово субъект (в философии, в праве) может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. При употреблении в других значениях: субъект (в логике, в грамматике) – только неодушевленное, субъект (личность, человек) – только одушевленное.
Существо
Читать про необычные существа или читать про необычных существ?
Ответ: Согласно «Грамматическому словарю русского языка» А. А. Зализняка, слово существо в значении ‘нечто живое’ может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное.
Талант
Как склоняется слово талант? Как одушевленное или как недушевленное существительное?
Ответ: Талант – неодушевленное существительное (в т. ч. о человеке). Правильно: Он приехал, чтобы поддержать народные таланты.
Как правильно: вытащить туз или вытащить туза (в карточной игре)?
Ответ: Слово туз – одушевленное существительное в значениях ‘игральная карта’ и ‘важное лицо’. Правильно: вытащить туза, превратиться в финансового туза.
Тунец
Как правильно: нарезать тунец или нарезать тунца?
Ответ: Тунец – одушевленное существительное, правильно: нарезать тунца.
Улитка
Улитка – это одушевленное существительное?
Ответ: Да, даже в том случае, когда речь идет об улитках, употребляемых в пищу. Правильно: ем улиток.
Устрица
Как ведут себя устрицы? Как одушевленные существительные или как неодушевленные?
Ответ: Существительное устрица является одушевленным, если речь идет о живой устрице (разводить устриц). Если же речь идет об устрице как пище, возможны варианты: купить устрицы и купить устриц.
Эмбрион
Как правильно: вынашивает эмбрион или эмбриона?
Ответ: Эмбрион – неодушевленное существительное. Правильно: вынашивает эмбрион.
Использованная литература:
Источник статьи: http://itakstr.ru/pochemu-suschestvitelnoe-kukla-odushevlennoe/