Паспорт уголка природы подготовительной группы.
материал (подготовительная группа)
Паспорт уголка природы и детского
Экспериментирования
в подготовительной к школе группе «Фантазеры»
Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания уголков природы в групповых помещениях.
При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. п не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
Значение уголка природы в ДОО Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность. Эколого эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение. Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе). Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и формирование таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность. Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом..
В группе есть календарь природы, где дети после наблюдений на прогулке заполняют календарь.
Цель: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.
Задачи, решаемые в уголке экспериментирования: -формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
— формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления;
— развитие поисково – познавательной, интеллектуальной активности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
-развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств.
1. — «Цветы» Это — уголок природы, чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.
— На комнатные растения оформлен паспорт уголка природы.
— В уголке природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатка и рыхлитель. Живая природа это тоже объект исследования.
2 — «Познавательный мир» .
»В него входят: — книги, энциклопедии «Животные», «Пчелы, бабочки, стрекозы», «Пернатые друзья», «Сказки о животных»
-растительный мир, грибы,
—природные явления,
-животные жарких стран,
-домашние животные и птицы,
— Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, а, альбомов с разными природными сообществами для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию..
— литература по окружающему миру; — серия картинок с изображением природных явлений; — * коллекции:
. – Коллекция бумаги. – итд
3— «Секреты природного материала» Коллекции: камни, ракушки, опилки, глина, сыпучие продукты, шишки,….итд.
4 — «Погода каждый день» — календарь природы; — символы природных явлений.
5 — «Моделируем в зарисовках» — календарь наблюдений в природе; — журнал опытов в зарисовках детей; — личные блокноты для фиксации результатов проведения экспериментов; — экологические цепочки, модули; — условные символы.
6 — «Природа в картинках» — наборы и серии картинок животных, растений;
— 7 — «Экология в играх» — обучающие игры по экологии ;
8 — «Занимательные опыты» — запрещающие знаки «Что можно и что нельзя»
— модели с алгоритмами; — карты, схемы, таблицы.
9 – мини — лаборатория для экспериментов
-Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);
-Утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.);
-Приборы – помощники ( лупы, компас, зеркала, различные виды весов и др.);
-Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки);
-Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т. д.).
В нашей лаборатории есть материалы:
—«Волшебница-вода» (воронки, контейнеры для воды, контейнеры для льда, т. е. материалы для изучения свойств воды);
—«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т. д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);
-«Свет и цвет» (различные фонарики, зеркала,т. е. материалы для изучения свойств света, цвета);
—«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы, т. е. материалы для изучения свойств магнита.
Один из элементов нашей опытно – экспериментальной среды – мини- музей, в котором расположен уголок самостоятельной деятельности, где находятся работы воспитателей, детей и родителей.
Наш методический центр.
Здесь находятся перспективные планы запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов, экспериментов и дидактических игр. Тут же находятся информация для родителей (консультации, рекомендации), консультации для педагогов, буклеты
Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования. Если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что- нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
Уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении .
«Умеите открыть перед ребѐнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляите всегда что-то недосказанное, чтобы ребѐнку захотелось ещѐ и ещѐ раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В. А.
Уголок природы в подготовительной группе
Ходаковская Ирина Сергеевна
Уголок природы в подготовительной группе
Воспитанники подготовительной группы «Солнышко» детского сада ТОПОЛЁК, встречают весну!
Предметно-развивающая среда группы оформлена в соответствии с временем года. В организации развивающей среды приняли активное участие семьи воспитанников и воспитатели группы. При входе в группу, детей встречает Весна-красна на зелёной лужайке (кукла в костюме весны). Для ребят подготовлено много интересного и яркого демонстрационного материала (альбомы, рисунки, игры, фото, презентации, иллюстрации) и художественная литература.
Большой интерес и желание проявляют дети при уходе за мини огородом который расположился на подоконнике. Там мы высадили- лук, овёс, укроп, огурцы, бархатцы.
Своей красотой радуют нас комнатные растения- фиалки, гиацинты, бегонии.
В вазах стоят веточки тополя и берёзы. для наблюдения с детьми за распускающимися листьями.
Так же в игровой зоне уголка расположилась мини деревенька с её сказочными жителями, которые с интересом наблюдают за приходом весны!
Наш уголок природы Огромное значение для полноценного развития детей имеет уголок природы. У детей развиваются и познавательные способности, и трудовые навыки,.
Уголок природы в старшей группе «Уголок Природы» в старшей группе В нашем детском саду прошёл смотр-конкурс на лучший «Уголок Природы». Главная задача смотра-конкурса:.
Наш уголок природы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приглашаем Вас к нам в уголок природы. Группа у нас небольшая,старались всё уместить,но и перегружать пространство.
Уголки природы в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах
Надежда Флёрова
Уголки природы в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах
Уголки природы в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах
Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребёнка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путём создания разнообразных уголков природы в групповых помещениях.
При оформлении уголков природывоспитателю важно учитывать:
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.
п. 7.5. не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
Оформление уголка природы в групповой комнате требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с природой, а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу, бережно относиться к комнатным растениям. Но, не наличие уголка в группе сделает процесс ознакомления воспитанников с природой эффективным, а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно-образовательной работы.
Требования при организации в ДОУ уголков природы:
— уголок природы должен быть ярким и красочным;
— стеллажи, полки обязательно закреплены;
— календарь природы в каждой возрастной группе;
— недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;
— цветы располагаются на уровне глаз ребёнка;
— оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающимися крышками;
— природный материал должен размещаться в достаточном количестве;
— оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.
Требования к отбору обитателей уголка природы:
1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.
3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.
4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных;
дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведёт их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения детского учреждения.
Значение уголков природы в ДОУ
— Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к её познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
— Эколого-эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.
— Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).
— Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.
— Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.
Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, вторые вносятся на короткое время.
Постоянные обитатели уголков природы в детском саду – комнатные растения. Они издавна украшали жилища человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т. д.).
Комнатные растения — ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.
В уголок природы младших групп помещают растения,имеющие:
— четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонёк», азалия, китайский розан).
— растения с пёстро-окрашенными листьями – колеус
Из предложенных воспитатель подбирает 3-4 вида растений
Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).
В средней группе комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев,так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опушенные листья.При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.
В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам. Уголок природыпополняется новыми растениями: разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы).
— два вида традесканций
— витис (комнатный виноград)
— разные виды бегонии
В старшей группе в уголок природы размещают 8-10 растений.
Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе – формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света, зависимости внешнего строения. Растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течении 10 месяцев в году растёт в очень влажной почве (вазон помещают в воду); сакулентовые (1-2 вида, требующие очень небольшой и редкой поливки, традесканции – с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки поливать которые следует весьма умеренно.
Знания детей дополняются о некоторых способах вегетативного размножения растений. Побегами (герани, фуксия, розы, бегонии); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера); размножаются делением куста (аспидистра, аспарагус) размножение клубнями (глоксиния). Живородящие растения – камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм.
Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени.
— Букеты осенних цветов в вазах;
— Цветущие растения цветника (астры, хризантемы, бархатцы)
— Поделки детей из природного материала (старшая и подготовительная группа)
— Ящики с посадками (лук, овёс, бобы и т. д.)
— Ветки деревьев и кустов в вазах;
— Икебаны, поделки детей
— Ветки деревьев и кустарников в вазах;
— Ящики с рассадой;
— Букеты разно-цветущих растений (верба, цветы)
— Букеты цветов в вазах.
В каждой возрастной группе обязательно должен быть календарь природы, где дети после наблюдений на прогулке заполняют календарь наблюдений. Заполнение календаря природы – дело повседневной жизни. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы.
В младшей группе вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, «выпускают» её погулять. Рассматривают волшебный круг и закрепляют время года, называя его отличительные черты (ветер, дождь, снег, солнышко).
В средней группе взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице и выставить их на табло календаря природы.
В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. Дополняя календарь зарисовками детей, «Какая сегодня была прекрасная осенняя или зимняя погода».
В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками – галочками соответствующего цвета.
Еще один вид календаря – это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть цветы, пересаженные с клумбы, луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.
Дневник наблюдений за ростом и развитием растений.
В уголке природы в каждой группе необходимо иметь:
— натуральные овощи и фрукт, либо их муляжи
— наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее
— альбомы «времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные
— рисунки детей о природе и поделки из природного материала
— материал для труда
— оборудование для экспериментов
— для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал
— для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами
— дидактические игры природного содержания
— инвентарь для ухода за растениями (лейки, щеточки, палочки для рыхления, тряпочки и др.)
Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований программы воспитания.
Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.
Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Сухомлинский В. А.
Алгоритм составления современного конспекта НОД по требованиям ФГОС ДО (методические рекомендации) 1. Тема НОД 2. Программное содержание НОД 3. Приоритетная образовательная область 4. Планирование cодержания НОД: — продумывание «изюминки».
Фотоотчёт о использовании игр с мячом с детьми дошкольного возраста, в разных возрастных группах 10 августа. День мяча на МААМ. Мяч – весёлая игрушка, с которой не возможно скучать, занимающая особое место в развитии детей. Игры с мячом.
Фотоотчёт о празднике «По осенним тропинкам» в разных возрастных группах Традиционно в нашем детском саду проходят утренники, посвящённые Осени, в которых принимают участие дети всех возрастных групп. Для детей.
Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.
Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.
Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая) Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня я расскажу как мы (педагоги) в МБДОУ «Дельфин» готовились к Новому Году! Идут дети по дорожке,.