Репортажи
Зачем школе огород?
Большинство современных школьников и не подозревают, что когда-то в школах применялась практика трудового воспитания. А вот те, кто учился в доперестроечное время, помнят, как работали в школьных теплицах, а потом, будучи студентами, осенью целыми отрядами ездили «на картошку». Даже в некоторых детсадах были свои теплицы. В смутные 90-е эта практика была практически утеряна. Лишь единичные учреждения, в основном сельские школы, сохранили в целости и сохранности школьные огороды и теплицы. В этом списке три школы Усть-Илимского района и две – городские.
Что и говорить, сельская местность сама по себе предполагает работу на земле. Не отставали в этом плане и школы. Летом у ребят начиналась пятая, трудовая, четверть. Школьники работали на пришкольных участках: ухаживали за высаженными ранее овощами, цветами, собирали урожай, ставили эксперименты. В годы перестройки финансирование школ резко ухудшилось. Не до теплиц тогда было. Брошенные на произвол судьбы, они разрушались, грядки зарастали травой. Но руководство и педагоги школ Бадарминска, Ершово и Подъеланки решили во что бы то ни стало сохранить пришкольные огороды. К тому же в те годы подсобные хозяйства стали большим подспорьем в обеспечении питанием детей.
Образовательная работа по растениеводству в этих школах и сейчас ведется непрерывно. Например, в Ершовской школе на уроках технологии по домоводству девочки изучают, как правильно подготавливать почву и семена, знакомятся со способами посадки и уходом за растениями, с севооборотом, пикировкой и пр. А мальчики в мастерской изготавливают ящики под рассаду, черенки для инструментов. Все полученные знания школьники потом используют на практике, которая начинается в феврале-марте.
Начало весны – горячая пора для всех школьных хозяйств. Под руководством педагогов ребята начинают выращивать рассаду, в мае высаживают ее в теплицы, где ухаживают за растениями до конца учебного года. Весной же начинается и работа в открытом грунте: подготовка почвы, посев семян, посадка картофеля и др. работа. Во время летних каникул в Ершово и Бадарминске за огородом ухаживают ребята, устроившиеся на работу через Центр занятости в рамках федеральной программы летнего трудоустройства несовершеннолетних. За эту работу школьники получают зарплату. В Подъеланке летом на школьном огороде работают ребята из трудового лагеря «Бурундучок». А осенью школьники и учителя вместе выходят на уборку урожая и подготовку участка к следующему сезону. Таким образом после окончания школы сельские ребята вполне грамотно, с применением современных технологий могут вести личное подсобное хозяйство.
Работы на пришкольных участках района много. Самый большой по площади – школьный огород в Подъеланке. Сейчас совместными усилиями школьники и педагоги выращивают овощи на более чем 1 гектаре земли! На территории школы – несколько цветочных клумб, 8 кустов смородины, а также картофель и капуста, плюс большая теплица, в которой растут томаты, огурцы, перцы. Грядки с морковью, свеклой, луком выращивают на 8 сотках приусадебного участка съемной квартиры для учителей. Каждый год школа собирает хороший урожай. В этом сезоне, например, ребята собрали 215 кг томатов, около 100 кг огурцов, 112 кг перца, 100 кг свеклы, 500 кг моркови. Урожай картофеля также оказался богатым – 100 мешков, это почти три тонны.
В Ершово участок небольшой – всего 15 соток. Но довольно стабильный урожай позволяет обеспечить школу и детсад овощами до декабря – января и сэкономить на покупке овощей у поставщиков 30-40% денег. На вырученные средства поварам удается значительно расширить меню, обогатить его большим количеством мясных продуктов.
В школе Бадарминска пятая трудовая четверть – это обязательная практика для учеников с 1 по 11 классы. Здесь пришкольный участок начали разрабатывать в 2003 году – тогда силами педагогов, родителей и учащихся построили новую большую теплицу, обустроили грядки. В «Положении о трудовой практике» оговаривается обязательная для каждого возраста продолжительность труда, а за каждым классом закреплены клумба, участок картофельного поля, грядки, за которыми ребята должны ухаживать. Как и на двух других пришкольных огородах района, юные бадарминцы выращивают овощи, которые так же, как и в других школах, идут на питание начальных классов и детсадовцев. Экономия получается существенная. Судите сами, цена полноценного обеда, включающего в себя салат, первое, второе и напиток, составляет здесь примерно 40 руб., а стоимость завтрака — 27 руб. против реальных 100 рублей за завтрак и обед в городских школах.
Без помощи сложно
С ежедневными «огородными» заботами школы вполне справляются. Конечно, собственных средств на все просто не хватает, поэтому школам посильную помощь оказывают родители учеников и предприниматели, работающие в поселке. Кто-то предоставит технику, кто-то удобрения, кто-то поделится семенами. Совсем недавно Ершовская и Подъеланская школы обновили свои теплицы: отремонтировали основания, поменяли стеклянные покрытия на современный поликарбонат. В Подъеланке на следующий год ребята планируют «обновить» старые кусты смородины, а также закупить дополнительно саженцы малины. Да много чего еще планируют! Но, к сожалению, на все задумки школе попросту не хватает средств. Так, к примеру, два года назад случился прорыв на теплотрассе, которая отапливала теплицу. Восстанавливать ее новая управляющая компания пока не спешит. Но главная проблема, которая здесь стоит очень остро, – это отсутствие помещения для хранения корнеплодов. «Раньше место под склад нам предоставлял совхоз в своем овощехранилище, — рассказывает Марина Балакина, педагог дополнительного образования Подъеланской школы. – Теперь, когда совхоза нет, мы приспосабливаемся как можем. В прошлом году урожай хранили в одном из помещений детского сада, одно крыло которого плохо отапливалось, а вот в этом году там отопления совсем не будет, и думаю, что до весны семенной картофель просто не «доживет». Большую поддержку в прошлом году Ершовской школе оказала Группа «Илим». Через Филиал «Восточный» Благотворительного фонда «Илим Гарант» она выделила школе 140 тыс. рублей, на которые та приобрела мотоплуг, семена, удобрения и садоводческий инвентарь. Местное фермерское хозяйство ежегодно предоставляет школьному огороду навоз, а предприниматели не отказывают в помощи тяжелой техникой. На балансе школ в Бадарминске и Подъеланке есть трактора, и ребята, получающие здесь профессию тракториста, часть практики проходят, участвуя во вспашке школьных огородов. Но технике нужно топливо, которое стоит недешево.
Руководители сельских школ в один голос утверждают, что работа на пришкольных участках благотворно влияет на их учеников: вырабатывает чувство ответственности, учит внимательно и бережно относиться к природе, прививает вкус и культуру поведения. В этих школах не увидишь разоренных клумб или испорченных горшечных растений, ребята дружно, сообща работают и учатся.
В Усть-Илимске небольшие школьные хозяйства имеют школы №13 и №17. Здесь в теплицах ребята занимаются выращиванием самых разнообразных цветочных культур. Нестандартно подошли к созданию школьного хозяйства в 17-й школе. Тут теплица располагается. на крыше. Каких растений в ней только нет! Это розы, несколько видов цветущих кактусов, плодоносящие лимоны и мандарины, гранат, пальмы, выращенные из косточек, есть даже ананас, хурма, виноград, который уже дает урожай. А в 13-й школе теплица площадью 214 кв. м находится на территории школы. Обе теплицы отапливаются, и поэтому растения радуют глаз своей зеленью и пышным цветением круглый год.
Занятия в теплицах проводятся и для старших школьников, и для учащихся младших классов. На уроках окружающего мира, биологии и географии ребята наблюдают и ухаживают за растениями, узнают о местах их произрастания, условиях ухода, совместно с учителями проводят различные эксперименты. Кто-то из ребят на основе своей работы пишет рефераты и научные проекты. Вот, к примеру, две ученицы 17-й школы второй год ведут научно-практическую работу, связанную с выращиванием красивейших цветов – калл. Помимо своих учащихся, в теплице время от времени по программе трудоустройства несовершеннолетних работают «приходящие» ребята. Елена Кортлева, педагог школы №17, до сих пор помнит, как несколько лет назад на работу пришли так называемые неблагополучные ребята – это был самый первый трудовой отряд. «Было невооруженным глазом видно, как меняются мальчишки, работая с цветами, — вспоминает Елена Федоровна. – Они стали спокойнее и даже добрее. Думаю, уход за цветами на всех действует положительно, а на детей — особенно». А в 13-й школе дополнительно работают кружок юных цветоводов и школа лаборантов-исследователей, которые ребята посещают по желанию. Также здесь ребята вместе с учителями ведут научные проекты. Кроме того, ежегодно внутри школы проводятся различные конкурсы, касающиеся цветоводства, в которых участвуют все.
Конечно, и в городских школах трудно содержать теплицы, которые со временем ветшают, здесь педагоги также вынуждены просить помощи у родителей учеников на приобретение земли, семян и удобрений. Но отказываться от трудовой и образовательной практики они не собираются – ведь это замечательная возможность воспитать в ребенке самые лучшие качества.
Пришкольные участки — огороды
Пришкольные участки — огороды.
В настоящее время не многие школы сохранили свои пришкольные участки-огороды. В полном объёме они функционируют, пожалуй, лишь в сельских школах, в том числе и в школах Кемеровского муниципального района.
Что и говорить, сельская местность сама по себе предполагает работу на земле. Пришкольный участок — это для учащихся своего рода «азбука» земли. Где, как ни здесь, ребята, начиная с первого класса, могут приобрести полезные трудовые навыки, во многом удовлетворить свой интерес к природе, развить свои познавательные и творческие способности. Именно здесь, на участке, формируется отношение к земле – как основному богатству страны, здесь закладывается любовь к Земле, к труду, воспитывается бережное отношение к растениям. Для того чтобы что-то вырастить на земле, надо вложить в это дело много труда, значит и любви. Своими руками посадить, вырастить, увидеть результаты своего труда. Какое это имеет огромное воспитательное значение!
Летом у ребят проходила пятая, трудовая четверть. В 14-ти образовательных школах работали более 600 ребят из лагерей труда и отдыха: ухаживали за высаженными овощами, цветами, собирали урожай, ставили эксперименты.
17 ребят были устроены на работу через Центр занятости в рамках федеральной программы летнего трудоустройства несовершеннолетних. За эту работу школьники получили зарплату.
Работы на пришкольных участках района много. Например, в Береговской школе на уроках технологии девочки изучают, как правильно подготавливать почву и семена, знакомятся со способами посадки и уходом за растениями, с севооборотом, пикировкой и пр. А мальчики в мастерской изготавливают ящики под рассаду, черенки для инструментов. Пришкольный участок – 40 соток состоит из огорода, где выращивают овощи и сада, на котором ребята ухаживают за ягодными культурами.
Пришкольный участок используется как основной источник для выращивания овощей для школьной столовой.
Площадь огородов разная. Так, в школе – интернате с. Березово огород 1,5 га и 3 теплицы. Только помидоров было высажено 160 корней! А в школе п. Новостройка школьный участок – 10 соток. И почти 8 соток – это капуста. В школе с. Елыкаево в этом году высажено 20 соток картофеля. Возобновили посадку овощей на 15 сотках огорода и в школе с. Барановка.
Не отстают этим летом и дошколята. Пусть это еще мини – огороды, но ребята с удовольствием ухаживают за капустой, свеклой, горохом и другими овощными культурами. С малых лет постигают тайны растениеводства и приучаются к труду.
Всего площадь огородов в образовательных организациях Кемеровского района – около 300 соток.
Осенью все: дошколята, школьники, сотрудники детских садов и школ дружно вышли на уборку урожая и подготовку участка к следующему сезону. И урожай порадовал: кабачки, свёкла, капуста, томаты, картофель, морковь, петрушка и укроп, и много еще разных овощей! Так, в Ягуновской школе собрали 780 кг. капусты, в школе п. Новостройка собрали 750 капусты и 150 кг. свеклы. В школе – интернате с. Березово урожай картофеля – почти 5 тонн, а моркови – 120 кг., что позволило сэкономить 88500 рублей. Овощей, собранных с пришкольных огородов и сданных в школьные столовые, хватит до декабря. Что значительно позволяет сэкономить на стоимости школьного меню и дополнительно ввести в рацион обучающих соки, кисломолочную продукцию, фрукты.
Радует, что труды на пришкольных участках не проходят даром. Сельские ребята вполне грамотно, с применением современных технологий могут вести личное подсобное хозяйство.
Пришкольный участок-огород (Фимина Н.В.)
Дата размещения статьи: 15.10.2016
В настоящее время многие школы сохранили свои участки-огороды, поскольку наличие пришкольного участка играет большую роль в воспитании школьников. Данная статья посвящена учетным и общеправовым моментам организации работ на пришкольном участке с тем, чтобы минимизировать риск претензий со стороны специалистов контролирующих ведомств.
Наличие пришкольного участка-огорода — право или обязанность учреждения?
Согласно Положению об учебно-опытном участке общеобразовательной школы, утвержденному Приказом Министерства просвещения РСФСР от 02.06.1986 N 140, учебно-опытный участок должен был создаваться в начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школах, школах-интернатах всех типов для проведения в 1 — 11 классах учебных занятий:
— по трудовому обучению;
— природоведению, биологии;
— организации общественно полезного, производительного труда;
— внеклассной юннатской, опытнической и природоохранительной работы.
Однако в настоящее время данный документ утратил силу (Приказ Минобрнауки России от 09.12.2011 N 2816).
В нормах сегодняшних правовых актов нет упоминания об обязательном наличии в образовательном учреждении пришкольного участка-огорода.
В соответствии с п. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273-ФЗ) организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), согласно которым территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Озеленение предусматривают из расчета не менее 50% площади его территории. При размещении территории общеобразовательного учреждения на границе с лесными и садовыми массивами допускается сокращать площадь озеленения на 10%.
Однако данное требование может быть выполнено и без выделения на территории школы участка-огорода. Поэтому при ответе на вопрос, вынесенный в подзаголовок данного раздела, следует иметь в виду, что речь идет о праве, а не об обязанности.
Другой важный вопрос: если пришкольный огород все-таки организован, обязательно ли он должен находиться на территории, прилегающей к участку, занятому зданием школы? Такого требования в законодательстве нет. Однако, если участок располагается за основной территорией школы, наличие ограждения для обеспечения безопасности учащихся является обязательным. Подтверждают это и материалы судебной практики (см. Решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 20.02.2012 по делу N 2-212).
Как учитывать урожай?
Иногда пришкольный участок используется для выращивания овощей. Но чаще всего сбор урожая не является в данном случае основной целью образовательного учреждения. Пришкольный участок по большей части используется как основной источник наглядного материала, например для уроков биологии.
Поэтому к учету выращенных на участке овощей учреждения часто подходят с известной долей небрежности. В таком случае специалисты проверяющих ведомств могут зафиксировать нарушение. Так, по материалам проверки деятельности одного из образовательных учреждений контролеры, заметив, что на участке выращивается картофель, указали в акте, что в нарушение п. п. 121 — 123 Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее — Инструкция N 157н) в учреждении не велся учет выращенного на пришкольном участке картофеля .
———————————
См. информацию на официальном сайте Управления образования и молодежной политики администрации Уссурийского городского округа http://ussobr.ru/ (меню: Финансово-экономическая деятельность — Документы — Отчеты — Результаты контроля за деятельностью образовательных учреждений — Отчет по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности Муниципального казенного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Корфовка» Уссурийского городского округа за период с 01.09.2012 по 30.09.2013).
Упомянутые контролерами нормы касаются учета готовой продукции на счете 10500 «Материальные запасы», содержащем аналитический код вида синтетического счета 7 «Готовая продукция». На данном счете учитывается продукция, изготовленная в учреждении для целей продажи. На дату выпуска продукции (на дату принятия к учету) готовая продукция принимается к учету по плановой (нормативно-плановой) себестоимости (п. 122 Инструкции N 157н).
Разумеется, в случае с овощами, выращенными на пришкольном участке образовательного учреждения, ни о какой продаже на сторону речи, как правило, не идет. Перевод готовой продукции в состав материальных запасов в целях ее использования для нужд учреждения осуществляется по фактической себестоимости, признаваемой фактической (первоначальной) стоимостью объекта (п. 123 Инструкции N 157н). При этом об упомянутом переводе можно говорить, если выращенные овощи используются при приготовлении еды в столовой школы. Здесь, однако, нормы действующего законодательства РФ устанавливают ряд ограничений.
Рассмотрим типичный пример из судебной практики — Решение Знаменского районного суда Омской области от 19.03.2012 по делу N 2-22/2012. По материалам данного дела прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц с исковым заявлением о признании деятельности МКОУ «Основная общеобразовательная школа» по использованию выращенных на пришкольном участке овощей при приготовлении пищи обучающимся незаконной, обязании заключить договор производственного контроля.
Требования прокурора были основаны на том, что у МКОУ «ООШ» имелся земельный участок, расположенный в деревне, на котором производилось выращивание овощей, которые в дальнейшем использовались при приготовлении пищи несовершеннолетним обучающимся.
Прокурор посчитал указанную деятельность образовательного учреждения незаконной, мотивируя исковые требования тем, что, согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ИП и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции, целью которых в соответствии со ст. 32 указанного Закона является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Суд такую позицию полностью поддержал, указав, что, согласно п. 6.28 СанПиН 2.4.5.2409-08 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45), в питании обучающихся допускается использование продовольственного сырья растительного происхождения, выращенного в организациях сельскохозяйственного назначения, на учебно-опытных и садовых участках, в теплицах образовательных учреждений, при наличии результатов лабораторно-инструментальных исследований указанной продукции, подтверждающих ее качество и безопасность.
Деятельность МКОУ «ООШ», связанная с использованием овощей, выращенных на пришкольном участке, в питании обучающихся, была признана не соответствующей законодательству.
Таким образом, очевидно, что само по себе выращивание овощей на пришкольном участке влечет иногда возникновение дополнительных спорных моментов.
Как вести учет деревьев?
Согласно п. 38 Инструкции N 157н материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, для осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств. Деревья, расположенные на школьной территории, данному критерию соответствуют.
Поэтому учет данных объектов имущества на счете 10500000 «Материальные запасы» является нарушением. Саженцы следует относить на счет 10600000 «Вложения в нефинансовые активы» с последующим вводом в эксплуатацию.
Деревья относятся к категории имущества «многолетние насаждения». Их учет организуется по особым правилам, которые лучше прописать в учетной политике. При этом актуальным является вопрос: может ли образовательное учреждение вообще не регулировать данный аспект в своих внутренних документах? Ведь, по сути, собственно для осуществления образовательной деятельности учреждения факт наличия или отсутствия деревьев на пришкольном участке основополагающим не является.
Анализ норм законодательства и материалов проверок (как образовательных, так и иных учреждений) свидетельствует о том, что лучше все же в учетной политике данный вопрос урегулировать. Например, в одном из отчетов, размещенных на официальном сайте Контрольно-счетной палаты муниципального образования г. Саратов , в качестве нарушения было зафиксировано следующее.
———————————
http://www.kspsaratov.ru (меню: Главная — Деятельность палаты — 2012 — Информация о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница N 2 им. В.И. Разумовского»).
Многолетние насаждения (отдельно стоящие деревья) как объект основных средств общей первоначальной стоимостью 247,2 тыс. руб. учитывались без ведения аналитического учета по сортам деревьев, количеству, возрасту и их местонахождению. В качестве инвентарного объекта многолетних насаждений может учитываться не каждое отдельное дерево (куст), а совокупность деревьев (кустов), обособленная по признакам: вид, дата закладки, количество деревьев (кустов), номер участка (полосы), площадь в квадратных метрах. Таким образом, бюджетному учреждению было дано право самостоятельно определять, каким образом учитывать деревья. Однако учреждение не воспользовалось предоставленным ему правом, так как ни в учетной политике, ни в каком-либо другом локальном акте не утвержден порядок учета многолетних насаждений.
Еще одна распространенная ошибка при организации учета деревьев связана с тем, что некоторые практикующие специалисты считают деревья частью общего комплекса (здания) образовательного учреждения. Между тем озеленительные и декоративные многолетние насаждения и кустарники не могут входить в состав здания учреждения.
Имея разный срок полезного использования, данные виды имущества должны числиться самостоятельными инвентарными объектами. Кроме того, в соответствии с п. 45 Инструкции N 157н и ОКОФ объекты, не относящиеся к важнейшим пристройкам, приспособлениям или принадлежностям основного средства, являются отдельными конструктивно обособленными предметами, предназначенными для выполнения определенных самостоятельных функций, либо самостоятельными объектами .
———————————
См. обзор нарушений по итогам ревизий (проверок) финансово-хозяйственной деятельности муниципальных казенных образовательных учреждений, выявленных в 2012 г., от 16.01.2013 N 28, размещенный на официальном сайте администрации ЗАТО г. Железногорска Красноярского края www.admk26.ru.
Дополним, что многолетние декоративные озеленительные насаждения следует относить в группу «Прочие основные средства со сроком полезного использования свыше 30 лет», код по ОКОФ 18 0160000 «Многолетние насаждения» (десятая амортизационная группа).
Можно ли привлекать школьников к работам на пришкольном участке?
Обязательное привлечение школьников к работам на пришкольном участке невозможно, и вот почему.
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона N 273-ФЗ обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательного учреждения. При этом привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Таким образом, важнейшим условием привлечения ребенка к труду в образовательном учреждении является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей). Данное согласие может быть оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения), либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями.
В случае если добровольное согласие от ребенка и его родителей (законных представителей) не получено, а ребенок тем не менее привлекается к труду, это является принудительным трудом, который, согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 Трудового кодекса РФ, запрещен.
Данной позиции придерживаются работники прокуратуры . Поэтому иной подход при решении данного вопроса администрацией образовательного учреждения может явиться причиной жалоб граждан в прокуратуру.
———————————
См., например, информацию, размещенную на официальном сайте муниципального района Большечерниговский Самарской области http://chernig.samregion.ru/, раздел «Прокуратура разъясняет — Имеют ли право в школе заставлять детей убираться в классах».
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Вернуться на предыдущую страницу