Учебный огород для школ

Репортажи

Зачем школе огород?

Большинство современных школьников и не подозревают, что когда-то в школах применялась практика трудового воспитания. А вот те, кто учился в доперестроечное время, помнят, как работали в школьных теплицах, а потом, будучи студентами, осенью целыми отрядами ездили «на картошку». Даже в некоторых детсадах были свои теплицы. В смутные 90-е эта практика была практически утеряна. Лишь единичные учреждения, в основном сельские школы, сохранили в целости и сохранности школьные огороды и теплицы. В этом списке три школы Усть-Илимского района и две – городские.

Что и говорить, сельская местность сама по себе предполагает работу на земле. Не отставали в этом плане и школы. Летом у ребят начиналась пятая, трудовая, четверть. Школьники работали на пришкольных участках: ухаживали за высаженными ранее овощами, цветами, собирали урожай, ставили эксперименты. В годы перестройки финансирование школ резко ухудшилось. Не до теплиц тогда было. Брошенные на произвол судьбы, они разрушались, грядки зарастали травой. Но руководство и педагоги школ Бадарминска, Ершово и Подъеланки решили во что бы то ни стало сохранить пришкольные огороды. К тому же в те годы подсобные хозяйства стали большим подспорьем в обеспечении питанием детей.

Образовательная работа по растениеводству в этих школах и сейчас ведется непрерывно. Например, в Ершовской школе на уроках технологии по домоводству девочки изучают, как правильно подготавливать почву и семена, знакомятся со способами посадки и уходом за растениями, с севооборотом, пикировкой и пр. А мальчики в мастерской изготавливают ящики под рассаду, черенки для инструментов. Все полученные знания школьники потом используют на практике, которая начинается в феврале-марте.

Начало весны – горячая пора для всех школьных хозяйств. Под руководством педагогов ребята начинают выращивать рассаду, в мае высаживают ее в теплицы, где ухаживают за растениями до конца учебного года. Весной же начинается и работа в открытом грунте: подготовка почвы, посев семян, посадка картофеля и др. работа. Во время летних каникул в Ершово и Бадарминске за огородом ухаживают ребята, устроившиеся на работу через Центр занятости в рамках федеральной программы летнего трудоустройства несовершеннолетних. За эту работу школьники получают зарплату. В Подъеланке летом на школьном огороде работают ребята из трудового лагеря «Бурундучок». А осенью школьники и учителя вместе выходят на уборку урожая и подготовку участка к следующему сезону. Таким образом после окончания школы сельские ребята вполне грамотно, с применением современных технологий могут вести личное подсобное хозяйство.

Работы на пришкольных участках района много. Самый большой по площади – школьный огород в Подъеланке. Сейчас совместными усилиями школьники и педагоги выращивают овощи на более чем 1 гектаре земли! На территории школы – несколько цветочных клумб, 8 кустов смородины, а также картофель и капуста, плюс большая теплица, в которой растут томаты, огурцы, перцы. Грядки с морковью, свеклой, луком выращивают на 8 сотках приусадебного участка съемной квартиры для учителей. Каждый год школа собирает хороший урожай. В этом сезоне, например, ребята собрали 215 кг томатов, около 100 кг огурцов, 112 кг перца, 100 кг свеклы, 500 кг моркови. Урожай картофеля также оказался богатым – 100 мешков, это почти три тонны.

В Ершово участок небольшой – всего 15 соток. Но довольно стабильный урожай позволяет обеспечить школу и детсад овощами до декабря – января и сэкономить на покупке овощей у поставщиков 30-40% денег. На вырученные средства поварам удается значительно расширить меню, обогатить его большим количеством мясных продуктов.

В школе Бадарминска пятая трудовая четверть – это обязательная практика для учеников с 1 по 11 классы. Здесь пришкольный участок начали разрабатывать в 2003 году – тогда силами педагогов, родителей и учащихся построили новую большую теплицу, обустроили грядки. В «Положении о трудовой практике» оговаривается обязательная для каждого возраста продолжительность труда, а за каждым классом закреплены клумба, участок картофельного поля, грядки, за которыми ребята должны ухаживать. Как и на двух других пришкольных огородах района, юные бадарминцы выращивают овощи, которые так же, как и в других школах, идут на питание начальных классов и детсадовцев. Экономия получается существенная. Судите сами, цена полноценного обеда, включающего в себя салат, первое, второе и напиток, составляет здесь примерно 40 руб., а стоимость завтрака — 27 руб. против реальных 100 рублей за завтрак и обед в городских школах.

Без помощи сложно

С ежедневными «огородными» заботами школы вполне справляются. Конечно, собственных средств на все просто не хватает, поэтому школам посильную помощь оказывают родители учеников и предприниматели, работающие в поселке. Кто-то предоставит технику, кто-то удобрения, кто-то поделится семенами. Совсем недавно Ершовская и Подъеланская школы обновили свои теплицы: отремонтировали основания, поменяли стеклянные покрытия на современный поликарбонат. В Подъеланке на следующий год ребята планируют «обновить» старые кусты смородины, а также закупить дополнительно саженцы малины. Да много чего еще планируют! Но, к сожалению, на все задумки школе попросту не хватает средств. Так, к примеру, два года назад случился прорыв на теплотрассе, которая отапливала теплицу. Восстанавливать ее новая управляющая компания пока не спешит. Но главная проблема, которая здесь стоит очень остро, – это отсутствие помещения для хранения корнеплодов. «Раньше место под склад нам предоставлял совхоз в своем овощехранилище, — рассказывает Марина Балакина, педагог дополнительного образования Подъеланской школы. – Теперь, когда совхоза нет, мы приспосабливаемся как можем. В прошлом году урожай хранили в одном из помещений детского сада, одно крыло которого плохо отапливалось, а вот в этом году там отопления совсем не будет, и думаю, что до весны семенной картофель просто не «доживет». Большую поддержку в прошлом году Ершовской школе оказала Группа «Илим». Через Филиал «Восточный» Благотворительного фонда «Илим Гарант» она выделила школе 140 тыс. рублей, на которые та приобрела мотоплуг, семена, удобрения и садоводческий инвентарь. Местное фермерское хозяйство ежегодно предоставляет школьному огороду навоз, а предприниматели не отказывают в помощи тяжелой техникой. На балансе школ в Бадарминске и Подъеланке есть трактора, и ребята, получающие здесь профессию тракториста, часть практики проходят, участвуя во вспашке школьных огородов. Но технике нужно топливо, которое стоит недешево.

Читайте также:  Кизим пособие огород для разумно ленивых

Руководители сельских школ в один голос утверждают, что работа на пришкольных участках благотворно влияет на их учеников: вырабатывает чувство ответственности, учит внимательно и бережно относиться к природе, прививает вкус и культуру поведения. В этих школах не увидишь разоренных клумб или испорченных горшечных растений, ребята дружно, сообща работают и учатся.

В Усть-Илимске небольшие школьные хозяйства имеют школы №13 и №17. Здесь в теплицах ребята занимаются выращиванием самых разнообразных цветочных культур. Нестандартно подошли к созданию школьного хозяйства в 17-й школе. Тут теплица располагается. на крыше. Каких растений в ней только нет! Это розы, несколько видов цветущих кактусов, плодоносящие лимоны и мандарины, гранат, пальмы, выращенные из косточек, есть даже ананас, хурма, виноград, который уже дает урожай. А в 13-й школе теплица площадью 214 кв. м находится на территории школы. Обе теплицы отапливаются, и поэтому растения радуют глаз своей зеленью и пышным цветением круглый год.

Занятия в теплицах проводятся и для старших школьников, и для учащихся младших классов. На уроках окружающего мира, биологии и географии ребята наблюдают и ухаживают за растениями, узнают о местах их произрастания, условиях ухода, совместно с учителями проводят различные эксперименты. Кто-то из ребят на основе своей работы пишет рефераты и научные проекты. Вот, к примеру, две ученицы 17-й школы второй год ведут научно-практическую работу, связанную с выращиванием красивейших цветов – калл. Помимо своих учащихся, в теплице время от времени по программе трудоустройства несовершеннолетних работают «приходящие» ребята. Елена Кортлева, педагог школы №17, до сих пор помнит, как несколько лет назад на работу пришли так называемые неблагополучные ребята – это был самый первый трудовой отряд. «Было невооруженным глазом видно, как меняются мальчишки, работая с цветами, — вспоминает Елена Федоровна. – Они стали спокойнее и даже добрее. Думаю, уход за цветами на всех действует положительно, а на детей — особенно». А в 13-й школе дополнительно работают кружок юных цветоводов и школа лаборантов-исследователей, которые ребята посещают по желанию. Также здесь ребята вместе с учителями ведут научные проекты. Кроме того, ежегодно внутри школы проводятся различные конкурсы, касающиеся цветоводства, в которых участвуют все.

Конечно, и в городских школах трудно содержать теплицы, которые со временем ветшают, здесь педагоги также вынуждены просить помощи у родителей учеников на приобретение земли, семян и удобрений. Но отказываться от трудовой и образовательной практики они не собираются – ведь это замечательная возможность воспитать в ребенке самые лучшие качества.

Пришкольные участки — огороды

Пришкольные участки — огороды.

В настоящее время не многие школы сохранили свои пришкольные участки-огороды. В полном объёме они функционируют, пожалуй, лишь в сельских школах, в том числе и в школах Кемеровского муниципального района.

Что и говорить, сельская местность сама по себе предполагает работу на земле. Пришкольный участок — это для учащихся своего рода «азбука» земли. Где, как ни здесь, ребята, начиная с первого класса, могут приобрести полезные трудовые навыки, во многом удовлетворить свой интерес к природе, развить свои познавательные и творческие способности. Именно здесь, на участке, формируется отношение к земле – как основному богатству страны, здесь закладывается любовь к Земле, к труду, воспитывается бережное отношение к растениям. Для того чтобы что-то вырастить на земле, надо вложить в это дело много труда, значит и любви. Своими руками посадить, вырастить, увидеть результаты своего труда. Какое это имеет огромное воспитательное значение!

Летом у ребят проходила пятая, трудовая четверть. В 14-ти образовательных школах работали более 600 ребят из лагерей труда и отдыха: ухаживали за высаженными овощами, цветами, собирали урожай, ставили эксперименты.

17 ребят были устроены на работу через Центр занятости в рамках федеральной программы летнего трудоустройства несовершеннолетних. За эту работу школьники получили зарплату.

Работы на пришкольных участках района много. Например, в Береговской школе на уроках технологии девочки изучают, как правильно подготавливать почву и семена, знакомятся со способами посадки и уходом за растениями, с севооборотом, пикировкой и пр. А мальчики в мастерской изготавливают ящики под рассаду, черенки для инструментов. Пришкольный участок – 40 соток состоит из огорода, где выращивают овощи и сада, на котором ребята ухаживают за ягодными культурами.

Пришкольный участок используется как основной источник для выращивания овощей для школьной столовой.

Площадь огородов разная. Так, в школе – интернате с. Березово огород 1,5 га и 3 теплицы. Только помидоров было высажено 160 корней! А в школе п. Новостройка школьный участок – 10 соток. И почти 8 соток – это капуста. В школе с. Елыкаево в этом году высажено 20 соток картофеля. Возобновили посадку овощей на 15 сотках огорода и в школе с. Барановка.

Не отстают этим летом и дошколята. Пусть это еще мини – огороды, но ребята с удовольствием ухаживают за капустой, свеклой, горохом и другими овощными культурами. С малых лет постигают тайны растениеводства и приучаются к труду.

Всего площадь огородов в образовательных организациях Кемеровского района – около 300 соток.

Осенью все: дошколята, школьники, сотрудники детских садов и школ дружно вышли на уборку урожая и подготовку участка к следующему сезону. И урожай порадовал: кабачки, свёкла, капуста, томаты, картофель, морковь, петрушка и укроп, и много еще разных овощей! Так, в Ягуновской школе собрали 780 кг. капусты, в школе п. Новостройка собрали 750 капусты и 150 кг. свеклы. В школе – интернате с. Березово урожай картофеля – почти 5 тонн, а моркови – 120 кг., что позволило сэкономить 88500 рублей. Овощей, собранных с пришкольных огородов и сданных в школьные столовые, хватит до декабря. Что значительно позволяет сэкономить на стоимости школьного меню и дополнительно ввести в рацион обучающих соки, кисломолочную продукцию, фрукты.

Читайте также:  Ростовские базы для огорода

Радует, что труды на пришкольных участках не проходят даром. Сельские ребята вполне грамотно, с применением современных технологий могут вести личное подсобное хозяйство.

Пришкольный участок-огород (Фимина Н.В.)

Дата размещения статьи: 15.10.2016

В настоящее время многие школы сохранили свои участки-огороды, поскольку наличие пришкольного участка играет большую роль в воспитании школьников. Данная статья посвящена учетным и общеправовым моментам организации работ на пришкольном участке с тем, чтобы минимизировать риск претензий со стороны специалистов контролирующих ведомств.

Наличие пришкольного участка-огорода — право или обязанность учреждения?

Согласно Положению об учебно-опытном участке общеобразовательной школы, утвержденному Приказом Министерства просвещения РСФСР от 02.06.1986 N 140, учебно-опытный участок должен был создаваться в начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школах, школах-интернатах всех типов для проведения в 1 — 11 классах учебных занятий:
— по трудовому обучению;
— природоведению, биологии;
— организации общественно полезного, производительного труда;
— внеклассной юннатской, опытнической и природоохранительной работы.
Однако в настоящее время данный документ утратил силу (Приказ Минобрнауки России от 09.12.2011 N 2816).
В нормах сегодняшних правовых актов нет упоминания об обязательном наличии в образовательном учреждении пришкольного участка-огорода.
В соответствии с п. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273-ФЗ) организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), согласно которым территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Озеленение предусматривают из расчета не менее 50% площади его территории. При размещении территории общеобразовательного учреждения на границе с лесными и садовыми массивами допускается сокращать площадь озеленения на 10%.
Однако данное требование может быть выполнено и без выделения на территории школы участка-огорода. Поэтому при ответе на вопрос, вынесенный в подзаголовок данного раздела, следует иметь в виду, что речь идет о праве, а не об обязанности.
Другой важный вопрос: если пришкольный огород все-таки организован, обязательно ли он должен находиться на территории, прилегающей к участку, занятому зданием школы? Такого требования в законодательстве нет. Однако, если участок располагается за основной территорией школы, наличие ограждения для обеспечения безопасности учащихся является обязательным. Подтверждают это и материалы судебной практики (см. Решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 20.02.2012 по делу N 2-212).

Как учитывать урожай?

Иногда пришкольный участок используется для выращивания овощей. Но чаще всего сбор урожая не является в данном случае основной целью образовательного учреждения. Пришкольный участок по большей части используется как основной источник наглядного материала, например для уроков биологии.
Поэтому к учету выращенных на участке овощей учреждения часто подходят с известной долей небрежности. В таком случае специалисты проверяющих ведомств могут зафиксировать нарушение. Так, по материалам проверки деятельности одного из образовательных учреждений контролеры, заметив, что на участке выращивается картофель, указали в акте, что в нарушение п. п. 121 — 123 Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее — Инструкция N 157н) в учреждении не велся учет выращенного на пришкольном участке картофеля .
———————————
См. информацию на официальном сайте Управления образования и молодежной политики администрации Уссурийского городского округа http://ussobr.ru/ (меню: Финансово-экономическая деятельность — Документы — Отчеты — Результаты контроля за деятельностью образовательных учреждений — Отчет по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности Муниципального казенного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Корфовка» Уссурийского городского округа за период с 01.09.2012 по 30.09.2013).

Упомянутые контролерами нормы касаются учета готовой продукции на счете 10500 «Материальные запасы», содержащем аналитический код вида синтетического счета 7 «Готовая продукция». На данном счете учитывается продукция, изготовленная в учреждении для целей продажи. На дату выпуска продукции (на дату принятия к учету) готовая продукция принимается к учету по плановой (нормативно-плановой) себестоимости (п. 122 Инструкции N 157н).
Разумеется, в случае с овощами, выращенными на пришкольном участке образовательного учреждения, ни о какой продаже на сторону речи, как правило, не идет. Перевод готовой продукции в состав материальных запасов в целях ее использования для нужд учреждения осуществляется по фактической себестоимости, признаваемой фактической (первоначальной) стоимостью объекта (п. 123 Инструкции N 157н). При этом об упомянутом переводе можно говорить, если выращенные овощи используются при приготовлении еды в столовой школы. Здесь, однако, нормы действующего законодательства РФ устанавливают ряд ограничений.
Рассмотрим типичный пример из судебной практики — Решение Знаменского районного суда Омской области от 19.03.2012 по делу N 2-22/2012. По материалам данного дела прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц с исковым заявлением о признании деятельности МКОУ «Основная общеобразовательная школа» по использованию выращенных на пришкольном участке овощей при приготовлении пищи обучающимся незаконной, обязании заключить договор производственного контроля.
Требования прокурора были основаны на том, что у МКОУ «ООШ» имелся земельный участок, расположенный в деревне, на котором производилось выращивание овощей, которые в дальнейшем использовались при приготовлении пищи несовершеннолетним обучающимся.
Прокурор посчитал указанную деятельность образовательного учреждения незаконной, мотивируя исковые требования тем, что, согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ИП и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции, целью которых в соответствии со ст. 32 указанного Закона является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Суд такую позицию полностью поддержал, указав, что, согласно п. 6.28 СанПиН 2.4.5.2409-08 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45), в питании обучающихся допускается использование продовольственного сырья растительного происхождения, выращенного в организациях сельскохозяйственного назначения, на учебно-опытных и садовых участках, в теплицах образовательных учреждений, при наличии результатов лабораторно-инструментальных исследований указанной продукции, подтверждающих ее качество и безопасность.
Деятельность МКОУ «ООШ», связанная с использованием овощей, выращенных на пришкольном участке, в питании обучающихся, была признана не соответствующей законодательству.
Таким образом, очевидно, что само по себе выращивание овощей на пришкольном участке влечет иногда возникновение дополнительных спорных моментов.

Читайте также:  Аптекарский огород фотосессия девушки

Как вести учет деревьев?

Согласно п. 38 Инструкции N 157н материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, для осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств. Деревья, расположенные на школьной территории, данному критерию соответствуют.
Поэтому учет данных объектов имущества на счете 10500000 «Материальные запасы» является нарушением. Саженцы следует относить на счет 10600000 «Вложения в нефинансовые активы» с последующим вводом в эксплуатацию.
Деревья относятся к категории имущества «многолетние насаждения». Их учет организуется по особым правилам, которые лучше прописать в учетной политике. При этом актуальным является вопрос: может ли образовательное учреждение вообще не регулировать данный аспект в своих внутренних документах? Ведь, по сути, собственно для осуществления образовательной деятельности учреждения факт наличия или отсутствия деревьев на пришкольном участке основополагающим не является.
Анализ норм законодательства и материалов проверок (как образовательных, так и иных учреждений) свидетельствует о том, что лучше все же в учетной политике данный вопрос урегулировать. Например, в одном из отчетов, размещенных на официальном сайте Контрольно-счетной палаты муниципального образования г. Саратов , в качестве нарушения было зафиксировано следующее.
———————————
http://www.kspsaratov.ru (меню: Главная — Деятельность палаты — 2012 — Информация о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница N 2 им. В.И. Разумовского»).

Многолетние насаждения (отдельно стоящие деревья) как объект основных средств общей первоначальной стоимостью 247,2 тыс. руб. учитывались без ведения аналитического учета по сортам деревьев, количеству, возрасту и их местонахождению. В качестве инвентарного объекта многолетних насаждений может учитываться не каждое отдельное дерево (куст), а совокупность деревьев (кустов), обособленная по признакам: вид, дата закладки, количество деревьев (кустов), номер участка (полосы), площадь в квадратных метрах. Таким образом, бюджетному учреждению было дано право самостоятельно определять, каким образом учитывать деревья. Однако учреждение не воспользовалось предоставленным ему правом, так как ни в учетной политике, ни в каком-либо другом локальном акте не утвержден порядок учета многолетних насаждений.
Еще одна распространенная ошибка при организации учета деревьев связана с тем, что некоторые практикующие специалисты считают деревья частью общего комплекса (здания) образовательного учреждения. Между тем озеленительные и декоративные многолетние насаждения и кустарники не могут входить в состав здания учреждения.
Имея разный срок полезного использования, данные виды имущества должны числиться самостоятельными инвентарными объектами. Кроме того, в соответствии с п. 45 Инструкции N 157н и ОКОФ объекты, не относящиеся к важнейшим пристройкам, приспособлениям или принадлежностям основного средства, являются отдельными конструктивно обособленными предметами, предназначенными для выполнения определенных самостоятельных функций, либо самостоятельными объектами .
———————————
См. обзор нарушений по итогам ревизий (проверок) финансово-хозяйственной деятельности муниципальных казенных образовательных учреждений, выявленных в 2012 г., от 16.01.2013 N 28, размещенный на официальном сайте администрации ЗАТО г. Железногорска Красноярского края www.admk26.ru.

Дополним, что многолетние декоративные озеленительные насаждения следует относить в группу «Прочие основные средства со сроком полезного использования свыше 30 лет», код по ОКОФ 18 0160000 «Многолетние насаждения» (десятая амортизационная группа).

Можно ли привлекать школьников к работам на пришкольном участке?

Обязательное привлечение школьников к работам на пришкольном участке невозможно, и вот почему.
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона N 273-ФЗ обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательного учреждения. При этом привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Таким образом, важнейшим условием привлечения ребенка к труду в образовательном учреждении является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей). Данное согласие может быть оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения), либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями.
В случае если добровольное согласие от ребенка и его родителей (законных представителей) не получено, а ребенок тем не менее привлекается к труду, это является принудительным трудом, который, согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 Трудового кодекса РФ, запрещен.
Данной позиции придерживаются работники прокуратуры . Поэтому иной подход при решении данного вопроса администрацией образовательного учреждения может явиться причиной жалоб граждан в прокуратуру.
———————————
См., например, информацию, размещенную на официальном сайте муниципального района Большечерниговский Самарской области http://chernig.samregion.ru/, раздел «Прокуратура разъясняет — Имеют ли право в школе заставлять детей убираться в классах».

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Оцените статью