Учат ли саду читать

Почему детей не учат читать в детском саду?

Этот вопрос волнует многих родителей детей, которые выпускаются из детского садика и пойдут в школу.

Если взять обычную образовательную программу дошкольной организации в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного образования, то она точно не преследует цель научить ребёнка читать в детском саду. Чему же тогда ребёнка должны научить?

В программах дошкольного образования обозначены так называемые целевые ориентиры. В них указано, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен овладеть основными культурными средствами, различными способами деятельности в игре, общении со сверстниками и взрослыми, обладать положительной установкой отношения к окружающему миру, способностью договариваться, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, проявлять эмпатию к людям, быть готовым придти на помощь тому, кто в ней нуждается, уметь слышать других и быть понятым другими, обладать развитым воображением, уметь распознавать различные ситуации, хорошо владеть речью, выражать свои мысли, выделять звуки в словах, обладать предпосылками грамотности, должна быть развита крупная и мелкая моторика, ребёнок должен быть подвижен, вынослив, должен уметь контролировать и управлять своими движениями, проявлять волевые усилия, следовать социальным нормам поведения, соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены, проявлять ответственность за начатое дело, проявлять любознательность, отвечать на вопросы и задавать их, проявлять стремление к получению новых знаний, положительную мотивацию к дальнейшему обучению, эмоционально отзываться на красоту окружающего мира, бережного отношения к нему, проявлять патриотические чувства, иметь первичные представления о себе, семье, традиционных семейных традициях, традиционную гендерную ориентацию, соблюдать общепринятые элементарные нормы поведения, проявлять уважение к старшим и заботу о младших, иметь начальные представления о здоровом образе жизни и воспринимать его как ценность.

Как много всего, не правда ли?

Если ребёнок обладает такими качествами, значит он готов к обучению в школе!

Подробнее остановимся на развитии речи детей подготовительной группы.

В образовательной области речевого развития в подготовительной к школе группе у детей продолжается обогащаться словарный запас, продолжает формироваться звуковая культура речи (умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями).

Совершенствуется фонематический слух (воспитатель учит детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи).

Развивается грамматический строй речи (продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).

Развивается связная речь (продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему).

Читайте также:  Сад и огород спаржа

Идёт подготовка к обучению грамоте (даётся представление о предложении (без грамматического определения)). Дети упражняются в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности. Учим детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-рё-за) на части. Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Как видите, ребёнка не учат в детском саду читать!

Но как правило очень развитые дети в подготовительной группе и даже раньше уже умеют читать. Родители же, общаясь друг с другом, думают, что раз одни дети читают, значит их ребёнок должен читать и это должно быть обязательным условием для поступления в первый класс. Ни одна школа не вправе потребовать от ребёнка, поступающего на обучение в первый класс, чтобы он умел читать, это нарушение. В первом классе в образовательной программе на это специально отводится время.

Часто бывает так, что дети которые уже умеют читать быстро теряют интерес к обучению. На желания родителей научить детей читать, воспитатели объясняют, что не стоит торопиться, всему своё время! Родители пытаются учить сами или отдают детей на обучение по дополнительным, платным образовательным программам.

Уважаемые родители, не ломайте ребёнка если он ещё не готов к чтению, ничего хорошего из этого не выйдет!

Лучше обратите внимание на общее развитие ребёнка, на целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования и неважно где получал его ребёнок.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Нужно ли учить читать, писать, считать в детском саду?
статья (старшая, подготовительная группа)

Споры о том, стоит ли до школы учить детей читать и считать, ведутся практически постоянно. Одни родители считают, что можно расслабиться, другие всерьёз готовят детей к первому классу.

Подготовка к школе — дело серьёзное. Ребёнок должен быть готов психологически, физически, иметь базовые знания по предметам начальной школы.

Часто родители озабочены вопросом, надо ли дошкольника учить читать ?

Споров по этому поводу много.

Одни рекомендуют не спешить и не заставлять ребенка учить читать до школы, другие советуют налегать на алфавит с пяти лет, ну а третьи разрабатывают методики, как растить гениев, обучая их чтению с пеленок.

Конечно, есть аргументы против обучения дошкольников чтению:

— чтение может навредить зрению;

— ребёнок 6 лет не сможет овладеть чтением и т. д.

Но аргументов за обучение детей чтению больше:

— нормально развивающийся ребенок 5 – 6 лет обладает достаточно сформированной устной речью, что является базой для развития письменной речи;

Читайте также:  Гвоздика для сада виды

— раннее начало обучения грамоте способствует формированию орфографической грамотности (ребенок многократно видит, читает слово, запоминает его графический образ);

— чтение развивает мыслительную деятельность, память, внимание;

— в процессе чтения происходит познание окружающего.

По мнению известных отечественных авторов Д. Б. Эльконина, Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукермана и др., в домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить и говорить. Навык чтения обязательно нужно формировать еще в детстве, прививать любовь к книгам.

Помочь развертыванию этого естественного хода событий можно, создав ребенку следующие условия :

— родители должны подавать пример детям, читая книги, газеты, журналы;

— время от времени детей желательно водить в библиотеку, где они могут полистать, посмотреть и выбрать интересные для них книги. Нередко в библиотеках устраивают выставки, что может также заинтересовать ребенка;

— дома у ребенка должно быть достаточно материалов для чтения книг, журналов, обучающих игр;

— обстановка дома должна быть спокойной. Во время занятий с детьми родителям нужно быть терпеливыми;

— надо регулярно читать вслух малышу детские стихи с повторяющимися фразами, сказки, рассказы, считалки и потешки. Желательно выбирать для этого книги с хорошими иллюстрациями, яркими картинками;

— при отборе материала для чтения необходимо учитывать интересы ребенка: рассказы о животных, цирке, путешественниках;

— используйте любую возможность для общения с ребенком, отвечайте на все его вопросы о книгах, героях произведений и обо всем остальном;

— для содержательного общения с ребенком устраивайте нечто вроде экскурсий, прогулок, выходов в театр, музей, цирк, на выставки. При этом обсуждайте увиденное. Это способствует развитию речевого общения;

— способствуйте речевому творчеству ребенка. Записывайте сочиненные им рассказы, сказки, истории, стихи. Пусть малыш сам диктует свои рассказы;

— сделайте для ребенка карточки с повседневно употребляемыми словами. Время от времени показывайте употребленное ребенком слово написанным на карточке;

— приобретите для малыша азбуку, кубики с буквами, кассу букв. Некоторые пособия можно изготовить самим или вместе с детьми;

— разрешайте детям свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой, ножницами, линейкой и др.

Изначально дети хотят учиться читать. И задача родителей и педагогов — поддержать и развить это желание. Для этого надо не так уж много – просто проводить регулярные и приятные занятия в игровой форме. Регулярность и приятность занятий взаимосвязаны. Если занятия нерегулярны, то ребёнок забывает пройденный материал, не может ответить на вопросы, и поэтому занятия становятся неприятными. А если они неприятны, то дети будут их избегать, и регулярность будет потеряна.

— знакомство со звуками и буквами;

— составление слов из слогов;

— чтение слов и предложений.

Хорошо читающему ребенку в школе легче, так как в первое время за счет навыка чтения у него появляется уверенность в успешности, он делает что-то быстрее других, более высоко себя оценивает. Психологами установлено, что читающие дети обладают более высокой самооценкой, чем их нечитающие сверстники.

Читайте также:  Совместимость голубики в саду

Надо ли дошкольника учить писать ?

Возраст семь и восемь лет является периодом функциональной незрелости для освоения навыка письма. Но это не значит, что письму нельзя учить.

Тогда как же осваивать письмо?

Нельзя торопиться и ставить перед собой задачу быстро сформировать навык. Обучение письму — процесс длительный и достаточно кропотливый. Прежде чем начинать собственно обучение курсивному письму (письму «письменных» букв), необходим продолжительный подготовительный период.

Этот период включает умение писать ровную, прямую, наклонную линии, овалы . Очень важно отработать умение работать в строке, научить зрительно дифференцировать элементы печатных букв.

Утверждение некоторых педагогов-практиков о необходимости тренировать у детей мышечное чувство, выполнять большое количество технических упражнений, например, штриховать, является совершенно необоснованным, т. к. до 9 лет мышечное чувство, или кинестетический контроль, еще не сформирован. Функцию контроля выполняет только зрение. Поэтому можно тренировать руку хоть до семи потов — это не даст желаемых результатов.

Основная задача при подготовке дошкольников к письму заключается в развитии таких навыков, как зрительно-пространственный анализ, зрительно-моторные координации . Умение скопировать иероглиф для ребенка пяти-шести лет гораздо важнее, чем умение писать курсивные элементы.

Надо ли дошкольника учить считать?

Научиться писать цифры и решать простые примеры — это нужные навыки. Но математика — это, прежде всего, логика.

Необходимо сформировать у ребёнка к началу школьного обучения понятие о числительных, о натуральном ряде чисел, а не просто научить считать. Для счёта надо брать предметы без отвлекающих деталей, предметы должны быть взаимосвязаны (ёлочки — грибы), (бабочки – цветы). Предметы должны быть знакомы детям: пуговицы, палочки и т.д., (без украшений).

Покажите детям, что считать предметы удобнее правой рукой в направлении слева – направо , во время счёта каждое слово – числительное надо соотносить только к одному предмету (считаемые предметы не называют), показ воспитателя.

Очень важно научить ребёнка понимать, что «три» в данном случае не к названию последнего предмета, а ко всей сосчитанной группе предметов. Нужно называть предметы, согласуя их наименование с числительным в роде, числе и падеже : «Здесь 2 кубика», «Всего 3 яблока», «На карточке 5 грибов». Сначала называют числительное потом существительное.

Когда ребёнок учиться считать предметы, он может их передвигать рукой. Затем можно перейти к счету без движения рукой – зрительно. Главное внимание уделяйте действиям детей, тому, как они отвечают на поставленные вами вопросы. Не торопите ребёнка и сами не спешите подсказывать. Пусть ребёнок развивает своё мышление, приучается к самостоятельности. Покажите детям, что число не зависит от величины предметов (2 взрослых стула и 2 детских стула, 3 больших и 3 маленьких кукол).

Дети нередко связывают количество предметов с их пространственным расположением, думают, что если какие – то вещи занимают много места, то их по количеству больше, чем тех, которые занимают мало места.

Источник

Оцените статью