Тургенев_сочинение_малиновая_вода

Анализ произведения Тургенева Малиновая вода

“Малиновая вода” – одно из самых известных произведений Ивана Тургенева, написанное в 1872 году. Рассказ повествует о встрече двух старых друзей – Аркадия и Баженова, которые вместе с другими друзьями отправляются на рыбалку на реку Ока. В ходе поездки Аркадий влюбляется в молодую девушку, но его чувства не находят отклика. В конце рассказа Аркадий понимает, что его любовь была направлена не на девушку, а на природу и красоту окружающего мира.

Одной из главных тем произведения является тема любви и ее искажения. Аркадий влюбляется в девушку, которую видит впервые, и не может понять, почему она не отвечает ему взаимностью. Однако, в конце рассказа он осознает, что его чувства были направлены не на конкретного человека, а на красоту природы и окружающего мира.

Еще одной важной темой является тема дружбы и ее прочности. Аркадий и Баженов были друзьями с детства, но взрослея, они стали жить разными жизнями и перестали видеться. Однако, встреча на рыбалке показала, что их дружба осталась прочной и несмотря на все изменения в жизни, они все еще могут наслаждаться обществом друг друга.

Также в рассказе присутствует тема природы и ее красоты. Тургенев описывает природу с большой любовью и восхищением, показывая, что она может стать источником вдохновения и счастья для человека.

В целом, “Малиновая вода” – это прекрасное произведение, которое показывает, что любовь может быть искажена, но природа всегда останется источником красоты и вдохновения.

Вариант 2

“Малиновая вода” – одно из самых известных произведений Ивана Тургенева, написанное в 1872 году. Рассказ повествует о встрече двух старых друзей – Аркадия и Баженова, которые вместе с другими друзьями отправляются на рыбалку на реку Ока. В ходе поездки Аркадий влюбляется в молодую девушку, но его чувства не находят отклика. В конце рассказа Аркадий понимает, что его любовь была направлена не на девушку, а на природу и красоту окружающего мира.

Одной из главных тем произведения является тема любви и ее искажения. Аркадий влюбляется в девушку, которую видит впервые, и не может понять, почему она не отвечает ему взаимностью. Однако, в конце рассказа он осознает, что его чувства были направлены не на конкретного человека, а на красоту природы и окружающего мира. Таким образом, Тургенев показывает, что любовь может быть искажена и направлена не туда, куда нужно, но она всегда останется важной темой в литературе.

Еще одной важной темой является тема дружбы и ее прочности. Аркадий и Баженов были друзьями с детства, но взрослея, они стали жить разными жизнями и перестали видеться. Однако, встреча на рыбалке показала, что их дружба осталась прочной и несмотря на все изменения в жизни, они все еще могут наслаждаться обществом друг друга. Тургенев показывает, что дружба может преодолеть все трудности и оставаться важной частью жизни.

Читайте также:  Свежая_малина_при_кашле

Также в рассказе присутствует тема природы и ее красоты. Тургенев описывает природу с большой любовью и восхищением, показывая, что она может стать источником вдохновения и счастья для человека. Он описывает красоту реки Оки, леса и поля, показывая, что природа может быть источником умиротворения и внутреннего покоя.

Кроме того, в рассказе присутствует тема жизни и ее бесконечности. Аркадий понимает, что жизнь коротка и что нужно наслаждаться каждым моментом, который она дает. Он понимает, что красота природы и дружба – это то, что действительно важно в жизни.

Тургенев также обращается к теме искусства и его роли в жизни человека. Аркадий любит музыку и играет на фортепиано, и это помогает ему находить вдохновение и счастье. Тургенев показывает, что искусство может стать источником вдохновения и помочь человеку находить смысл в жизни.

В целом, “Малиновая вода” – это прекрасное произведение, которое показывает, что любовь может быть искажена, но природа всегда останется источником красоты и вдохновения. Рассказ также обращается к темам дружбы, жизни, искусства и бесконечности, показывая, что все они важны для человека и могут помочь ему находить смысл в жизни.

Напиши уникальное сочинение за 30 сек

Написать Подготовка ответа.

Источник

«Малиновая вода», анализ рассказа Тургенева

Рассказ «Малиновая вода» был опубликован в журнале «Современник» № 2 за 1848 г. В нём соединены замыслы двух очерков, которые Тургенев называл в планах «Туман» и «Степушка». Рассказ написан в Париже осенью 1847 г.

В первой журнальной публикации рассказ подвергся значительной цензурной правке. В издании «Записок охотника» 1852 г. первоначальный текст был восстановлен.

Литературное направление и жанр

Рассказ «Малиновая вода» реалистический, имеет антикрепостническую направленность. Читатель наблюдает ряд типичных образов крестьян и помещиков. По своей описательности рассказ похож на очерк, в нём нет ярко выраженной кульминации. По насыщенности персонажами и событиями рассказ приближается к повести.

Проблематика

Основная проблема рассказа связана с крепостным правом, которое делает и крестьян, и помещиков по-своему несчастными и лишает их не только достоинства, но и человеческого облика.

Сюжет и композиция

Рассказ «Малиновая вода» входит в цикл «Записок охотника», объединённых героем-рассказчиком. Название рассказа посвящено источнику, ключу, который назывался «Малиновая вода», бьющему из расселины речки Истры.

Небывалая августовская жара, сопровождающая героев на протяжении рассказа, приводит охотника к источнику. Экспозиция рассказа – летний пейзаж и описание ключа, возле которого рассказчик встречает двух стариков — Стёпушку и Тумана.

Рассказав о Стёпушке, охотник подходит поближе и узнаёт другого старика, Тумана, с которым вспоминает порядки при старом графе. Таким образом, через монолог (рассуждения рассказчика о Стёпушке) и диалог (с Туманом) читатель узнаёт о жизни не только этих крестьян, но и барина Петра Ильича.

Читайте также:  Экоцентр_битцевский_лес_адрес

Рассказ как будто завершается этим диалогом. Но за ним следует пейзаж, в котором ещё усиливается ощущение жары и духоты. Он играет роль своеобразной интерлюдии, после которой в действие вводится новый персонаж – крестьянин Влас.

Из диалога Тумана с подошедшим Власом, недавно потерявшим сына, читатель узнаёт, что жизнь при сыне графа, Валериане Петровиче, ещё более тяжела.

Унылая песня в финале на том берегу реки соответствует настроению героев. Финал у рассказа открытый, не определена судьба ни одного из героев.

Герои рассказа

Стёпушка – самое жалкое существо, которое могло быть порождено крепостным правом. Это человек без прошлого, неизвестно откуда взявшийся в деревне Шумихино и живущий при садовнике Митрофане, которого помещики поселили на месте сгоревшего когда-то господского дома.

Только рассказав о жизни Стёпушки, автор описывает его внешность, подчёркивая, что Стёпушка – маленький человек не только в переносном, но и в прямом смысле: «Лицо у него маленькое, глазки жёлтенькие, волосы вплоть до бровей. » Детскую, примитивную внешность дополняет речь героя. Говорил Стёпушка запинаясь, «словно пуды языком ворочал».

Стёпушка не только не был дворовым, не получал никакого жалования или пособия, но его даже нельзя было считать человеком. У Стёпушки не было ни положения в обществе, ни связей, ни родственников, никто не знал о нём, у него даже прошлого не было. И он не числился по ревизии, то есть был мёртвой душой.

Стёпушка жил, как животное, в клети позади курятника, зимой – в предбаннике или на сеновале. Он питался тем, что подавали добрые люди. Автор сравнивает Стёпушку с муравьём, который хлопочет только ради пропитания. Движения его суетливы, он в любую минуту готов спрятаться.

Туман – прозвище вольноотпущенного Михайла Савельева, который раньше был дворецким у графа Петра Ильича. Это был семидесятилетний человек с правильным и приятным лицом. Он разговаривал немного в нос, «добродушно и величаво», всё делал не торопясь, даже сморкался и нюхал табак. С удовольствием Туман рассуждает о разных сторонах жизни помещиков: о собаках и псовой охоте, о богатых барских приёмах, одежде и даже господской морали. Он недоволен утратой положения при барине, потому что вместе с этим утратил свою значимость.

Третий крестьянин, с которым встречается рассказчик – Влас. Это мужик лет пятидесяти. Его запылённая дорожная одежда и котомка выдают в нём человека, проделавшего дальний путь. Влас очень пострадал от крепостного права. Он потерял сына и не мог больше платить оброк «девяносто пять рублёв с тягла». Поэтому он пошёл в Москву к барину Валериану Петровичу, сыну Петра Ильича. Но барин отказался перевести его на барщину, велев сначала заплатить недоимку. Влас относится к жизненной несправедливости как к чему-то естественному, будто речь идёт о другом.

Читайте также:  Какие_бывают_зоны_леса

Особое место в галерее реалистических типов русской деревни занимают помещики. Граф Пётр Ильич, «вельможа старого века», проживал в селе Троицком в огромном деревянном доме в 2 этажа. Граф любил принимать гостей, наслаждаясь их подобострастием. Он созывал всю губернию и жил на широкую ногу, а разорившись, уехал в Петербург искать себе места и умер в забвении в гостинице.

Читатель узнаёт подробности жизни графа из рассказа его дворецкого. Туман восхищается пышностью барских банкетов. В пример доброй души графа Туман приводит обыкновенную, видимо, историю: «Побьёт, бывало, тебя – смотришь, уж и позабыл».

Туман считает мудростью самодурство барина, который выгнал капельмейстера из немцев, захотевшего кушать с господами за одним столом, потому что музыканты (а их было 40 человек, целый оркестр) и так «своё дело понимают». По словам Тумана, барина разорили матрески (любовницы), имевшие над ним власть.

Рассказчик – выразитель авторского отношения к крепостному праву. Если мужики не понимают во всей полноте трагедии своего подневольного существования, оправдывают господ, то рассказчик искренне сочувствует крепостным. Это отражается в деталях: он называет крестьянина «мой бедный Влас», задаёт Туману неудобные вопросы о строгости покойного барина.

Тургенев осуждает систему, выпавший из которой человек (Стёпушка) вообще перестаёт быть человеком.

Стилистические особенности

Рассказ поэтичен и даже музыкален. С помощью психологического параллелизма Тургенев описывает внутреннее состояние героев. Усиливающаяся жара соответствует нагнетанию эмоций крестьян: совершенно равнодушного Стёпушки, робко возмущающегося Тумана и отчаявшегося Власа.

Детали в рассказе важны для психологической характеристики героев. Туман смущается, когда рассказчик вынуждает его признать, что нынешние порядки лучше прежних, потому что скучает по «хорошему времечку». Влас смеётся и бодрится, но лицо выдаёт горе от потери сына, обиду на барина: на глазах его слезинки, губы подёргивает, голос срывается.

Крестьяне у Тургенева – яркие индивидуальности. Они даже говорят по-разному: Стёпушка нечленораздельно, Туман правильно и разумно, по-господски поддерживает беседу, Влас – кратко, сдерживая обиду.

  • «Малиновая вода», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Первая любовь», анализ повести Тургенева
  • «Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Живые мощи», анализ рассказа Тургенева
  • «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Щи», анализ стихотворения в прозе Тургенева

Источник

Оцените статью