Цветник священноинока дорофея пдф

Цветник священноинока Дорофея

Название: Цветник священноинока Дорофея
Авторы: священноинок Дорофей
Издательство: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь
Страницы: 434
Форматы: pdf, djvu
Год издания: 2005

Книга священноинока Дорофея — классическая по своему со­ставу древнерусская компиляция святоотеческих текстов, связанных воедино глубоко индивидуальной интонацией составителя, читав­шаяся многими поколениями славяноязычных подвижников.

Наш перевод -для тех, кто, подобно ее ценителям прошлых лет, видит в ней в первую очередь свидетельство о непрерывности и неизменности пути единения со Христом, открытого для каждого желающего приобщиться благодати, пребывающей в Церкви.

Издание снабжено комментариями, призванными помочь чита­телю правильно осмыслить взаимосвязь и значение различных сто­рон православной духовности, прочесть «Цветник» в контексте еди­ного в основе своей святоотеческого учения.

+ Содержание:
От издателей
Энциклопедия для иноков
Глава 1. Предисловие
Глава 2. Евангелие от Матфея
Глава 3. Евангелие от Марка
Глава 4. Евангелие от Луки
Глава 5. Евангелие от Иоанна
Глава 6. Поучение о том, чем спаслись святые отцы
Глава 7. Поучения святых апостолов
Глава 8. Поучение о том, что такое иноческое отречение
Глава 9. Вопрос принимающему иночество
Глава 10. Поучение о вверении всего себя Богу
Глава 11. Поучение о том, чтобы не откладывать из раза в раз
Глава 12. Поучение о житии святых отцов
Глава 13. Поучение о том, как идущему за Христом претерпевать страдания
Глава 14. Поучение о том, что желающему спастись страданий избежать невозможно
Глава 15. Поучение о соблазнах и суете мира сего
Глава 16. Поучение о памяти смертной
Глава 17. Поучение об исходе души от тела
Глава 18. Духовная лестница, возводящая на небо
Глава 19. Поучение о чувствах душевных и телесных
Глава 20. Поучение о тринадцати добродетелях
Глава 21. Поучение о добродетелях, возводящих душу на небо
Глава 22. Еще одно поучение о любви, милосердии и богомыслии
Глава 23. Поучение о страстях и о тяжких грехах
Глава 24. Поучение о восьми греховных помыслах
Глава 25. Поучение о телесных страстях
Глава 26. Поучение о чистоте сердца, ума и души
Глава 27. Вопрос о бесстрастии: что такое бесстрастие?
Глава 28. Поучение о помрачении ума, то есть об умственной темноте
Глава 29. Поучение о трезвении, то есть о ясности ума
Глава 30. Поучение о святой, чистой и совершенной молитве
Глава 31. Поучение о молитве Иисусовой, которая такова: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного
Глава 32. Поучение о том, как произносить молитву Иисусову Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного
Глава 33. Поучение о том, как возрастает и утверждается молитва Иисусова в человеке
Глава 34. Поучение о том, что желающий спастись должен сидеть в келье и ни о чем не беспокоиться
Глава 35. Вопрос о непрестанном молении
Глава 36. Молитва Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троице
Глава 37. Поучение о бесовском обмане и соблазнах мира сего
Глава 38. Поучение об основании и опоре всех добродетелей
Глава 39. Поучение о том, чтобы заботиться только о самом необходимом и не разрешать себе лишнего, но постоянно молиться Богу
Глава 40. Поучение о том, чтобы молиться с великой осторожностью и вниманием
Глава 41. Поучение об отшельнической жизни в пустыне
Глава 42. Вопрос о трезвении и бодрости
Глава 43. Поучение о том, как бороться со сном
Глава 44. Поучение о том, чтобы Бога ради терпеть напраслину, все обиды и оскорбления
Глава 45. Поучение о том, чтобы терпеть приходящие страдания
Глава 46. Поучение о различении напастей бесовских
Глава 47. Поучение о желаниях и стремлениях
Глава 48. Поучение о различных ложных видениях
Глава 49. Поучение об устрашениях бесовских
Глава 50. Поучение о помрачении души
Глава 51. Поучение о различных страданиях от бесов
Глава 52. О том, что есть внушение Божие, а что — дьявольский прилог
Глава 53. Поучение к пастырю о наставничестве
Глава 54. Поучение об иноческой жизни
Глава 55. О размере правила
Глава 56. Правило для неграмотных, если кто желает совершать молитву Иисусову вместо церковного богослужения
Глава 57. О поклонах в предпраздничные и послепраздничные дни
Глава 58. О поклонах приходных и исходных
Глава 59. Второе указание о поклонах на весь год, с отличительными знаками
Глава 60. Вопрос: Кто такой инок?
Глава 61. Об уповании на Бога
Глава 62. Отдельные главки и краткие поучения. О том, чтоб вспоминать начало иноческого подвига
О естественных страданиях и недугах и об отсутствии необходимого телу
О святоотеческом понимании терпения
О вере без сомнений
О страданиях
О том, чтобы новоначальным не приниматься за чрезмерное и непосильное
В чем корень и вершина, основание и завершение, начало, середина и конец и утверждение всем добродетелям
О том, чего больше всего боятся бесы
Вопросы и ответы о том, кто свят
О воле Божией
О плаче и слезах
О премудрости Божией
О предвидении
О духовном любомудрии
О христианской вере
О Христе Боге и Пресвятой Богородице
Числа
О чистоте
Постоянное зеркало и напоминание про дела, нужнейшие из нужнейших
О составителе святой книги этой
Оглавление

Источник статьи: http://prav-book.ru/books/view/653-%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%8F

Глава 6. Поучение о том, чем спаслись святые отцы

Святые и божественные заповеди Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, содержащиеся во святом Евангелии, которое суть уста Христовы, взывающие к нам каждый день, – это непобедимое оружие против дьявола и всех лукавых бесов, всех страстей душевных и телесных, греховных похотей и вожделений, и пустых соблазнов мира сего, и против всех страданий и скорбей, происходящих от естества, от людей, и от бесов.

Читайте также:  Сообщение по теме ландшафты

Как современные воины, желающие хорошо воевать, бороться и давать отпор своему врагу, победить и уничтожить его, надевают боевое снаряжение и оружие, и закрываются со всех сторон железным щитом и латами, так и нам, духовным воинам, желающим быть стойкими в борьбе с врагом и его лукавыми силами и победить их, а также победить греховные страсти, душевные и телесные похоти и вожделения, и всяческое равнодушие, прийти к совершенству и спастись, следует так же иметь духовное оружие против стрел, нападений и козней, и замыслов дьявола и его бесов, и против греховных страстей, похотей и вожделений, и против мирских соблазнов и удовольствий, и заковать всего себя в заповеди Христовы и святоотеческие добродетели, в мужество, терпение и твердость.

Против каждой страсти и греха установлены заповедь и добродетель для исцеления и очищения. И я много раз удивлялся тому, как спасались в древности святые отцы, достигали совершенства и обретали благодать, и как мало спасаемых в нынешние времена. Однако же все святые отцы достигали совершенства и спасались, и обретали благодать, и удостаивались чудотворения, и много чудес при жизни и после смерти своей сотворили, поскольку всей душой следовали словам Господним и Его заповедям и в первую очередь их соблюдали и всегда держали в уме, прилагая к этому и прочие добродетели. И поэтому они пришли к совершенству и спаслись и обрели благодать и дар чудотворения.

Так и в нынешние времена, последние и смутные, желающим победить врага и угодить Богу, и прийти к совершенству, и спастись, и получить благодать и чудес удостоиться, прежде всего необходимо соблюдать Господни заповеди, поскольку они – уста Христовы, взывающие к нам каждый день, то есть святое Евангелие. А еще хранить предания и добродетели святых отцов и упражнять в них тело свое. Потому что без соблюдения заповедей Господних, святых и священных, и светоносных, завещанное нам молитвенное правило безполезно.

Все святые отцы достигали совершенства и спасались, и угождали Богу, и обретали благодать и дар чудотворения соблюдением Господних заповедей. Поначалу чувственно – деятельностью, а потом мысленно – созерцанием. И поэтому следует каждому верному рабу Христову, желающему достичь совершенства и спастись, и угодить Богу, и получить благодать, всей душой придерживаться Господних заповедей и отеческих добродетелей и стараться соблюдать и сохранять их. Кто хочет быть Христов, тот должен жить так, как жил Христос, Который и установил эти заповеди, и взывает к нам и напоминает заповеди эти ежедневно святым Евангелием.

Вот заповеди, которые дал Господь любящим Его и хотящим достичь совершенства и спастись, и получить благодать, и царствовать с Ним вечно.

Вот первая и наибольшая заповедь Господня: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22, 37 – 40 ), – то есть эти две заповеди включают в себя все заповеди и Закон: начало, и середина, и конец заповедям и Закону эти две заповеди.

Третья заповедь Господня: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» ( Ин. 15, 12 ). «Если любите Меня… пребудьте в любви Моей» ( Ин. 14, 15; XV, 9 ). «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин. 13, 35 ). Сия есть заповедь Моя, пусть любящий Меня, любит и брата своего. «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде Вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, поэтому ненавидит вас мир» ( Ин. 15, 18–19 ).

Четвертая заповедь Господня: «. кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» ( Мф. 20, 26 ).

Пятая заповедь: «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» ( Мф. 20, 27 ). И кто меньший из вас, тот больший в Царстве Небесном.

Шестая заповедь: «Алкал Я, и вы дали Мне есть» ( Мф. 25, 35 ).

Седьмая заповедь: «Жаждал, и вы напоили Меня» ( Мф. 25, 35 ).

Восьмая заповедь: «Был странником, и вы приняли Меня» ( Мф. 25, 35 ).

Девятая заповедь: «Был наг, и вы одели Меня» ( Мф. 25, 36 ).

Десятая заповедь: «Был болен, и вы посетили Меня» ( Мф. 25, 36 ).

Одиннадцатая заповедь: «В темнице был, и вы пришли ко Мне» ( Мф. 25, 36 ).

Двенадцатая заповедь: «Будьте милосерды как и Отец ваш Небесный милосерд» ( Лк. 6, 36 ).

Тринадцатая заповедь: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» ( Мф. 5, 19 ). «Я посреди вас как служащий» ( Лк. XXII, 27 ). Также и апостол Павел много раз говорит об этих заповедях: «Братия, носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» ( Гал. 6, 2 ). И еще говорит: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» ( Флп. 2, 4 ). И еще говорит: «В почтительности друг друга предупреждайте» ( Рим. 12, 10 ). И еще говорит: «Нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» ( Деян. 20, 34 ). И еще многократно говорит о том же: об общности и единении. Об этом говорят и все святые отцы, и все святые книги вопиют. И святое Евангелие Христово, которое суть заповеди Христовы, уста Христовы, и апостольские предания, и пророки, и предсказания псалмов и пророков, и предания святых отцов. И важнее эти две заповеди, чем всесожжения и жертвы. Это строго и крайне тщательно до конца соблюдали святые отцы в общежительных монастырях. В пустынях же сохранили первую заповедь. Если же представлялся удобный случай, то исполняли и вторую.

Читайте также:  Какая ширина дорожки между грядками

Даже святители, занимаясь писательским трудом, исполняли заповедь любви, потому что в философии и в составлении церковных песнопений они обнаружили немалое трудолюбие.

Те же любовь и милосердие направляют нас от первой заповеди ко второй, к нуждам братии. Поскольку все пути Господни – любовь и милость, и милосердие, и истина, и справедливость. А это и есть любовь и милосердие, и смиренномудрие. Ими собираются воедино апостольские собрания и соединяются в общении, и проповедь их утверждается. На них же были основаны иноческие общежительные монастыри святых отцов, почему все святые отцы и являют собой образец смирения для своей паствы, молясь Богу и духовно заботясь о спасении пасомых, и занимаясь рукоделием, кому это по силам. А братья трудятся друг для друга Бога ради и живут в послушании, считая себя грешниками.

Далее четырнадцатая заповедь Господня: «Не убивай» ( Исх. 20, 13 ).

Пятнадцатая заповедь: «Не кради» ( Исх. 20, 15 ).

Шестнадцатая заповедь: «Не прелюбодействуй» ( Исх. 20, 14 ).

Семнадцатая заповедь: «Не лжесвидельствуй» ( Исх. 20, 16 ).

Восемнадцатая заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою» ( Исх. 20, 12 ).

Девятнадцатая заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 22, 39 ).

Двадцатая заповедь: любите не только ближнего своего, но, как сказано, «Любите и врагов ваших» ( Мф. 5, 44 ).

Двадцать первая заповедь: «Благословляйте проклинающих вас» ( Мф. 5, 44 ).

Двадцать вторая заповедь: «Благотворите ненавидящим вас» ( Мф. 5, 44 ).

Двадцать третья заповедь: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» ( Мф. 5, 44–45 ).

Двадцать четвертая заповедь: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф. 10, 28 ).

Двадцать пятая заповедь: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» ( Мф. 5, 39 ).

Двадцать шестая заповедь: «И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» ( Мф. 5, 40 ).

Двадцать седьмая заповедь: «И будете ненавидимы всеми за имя Мое» ( Мф. 10, 22 , Лк. 21, 17 ).

Двадцать восьмая заповедь: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» ( Мф. 10, 23 ).

Двадцать девятая заповедь: «Кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» ( Мф. 5, 41 ).

Тридцатая заповедь: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» ( Мф. 5, 42 ).

Тридцать первая заповедь: «Не собирайте себе сокровищ на земле» ( Мф. 6, 19 ).

Тридцать вторая заповедь: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6, 31,33 ).

Тридцать третья заповедь: «Не можете служить Богу и маммоне» ( Мф. 6, 24 ).

Тридцать четвертая заповедь: «Просите, и дано будет вам» ( Мф. 7, 7 ).

Тридцать пятая заповедь: «Ищите, и найдете» ( Мф. 7, 7 ).

Тридцать шестая заповедь: «Стучите, и отворят вам» ( Мф. 7, 7 ).

Тридцать седьмая заповедь: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Мф. 26, 41 ).

Тридцать восьмая заповедь: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф. 18, 3 ).

Тридцать девятая заповедь: «Ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды» ( Лк. 9, 3 ).

Сороковая заповедь: «Кто не отрешится от всего что имеет, не может быть Моим учеником» ( Лк. 14, 33 ).

Сорок первая заповедь: «Кто пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 15, 5 ).

Сорок вторая заповедь: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6, 56 ).

Сорок третья заповедь: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» ( Мф. 19, 29 ).

Сорок четвертая заповедь: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк. 8, 34 ).

Сорок пятая заповедь: «Не судите, да не судимы будете» ( Мф. 7, 1 ).

Сорок шестая заповедь: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими» ( Лк. 21, 34 ).

Сорок седьмая заповедь: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» ( Лк. 6, 25 ).

Сорок восьмая заповедь: «Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете» ( Лк. 6, 25 ).

Сорок девятая заповедь: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, – говорит Господь, – тот сбережет ее» ( Мк.8, 35 ).

Читайте также:  Обшить веранду осб своими руками

Пятидесятая заповедь: «Терпением вашим спасайте души ваши» ( Лк. 21, 19 ).

Пятьдесят первая заповедь: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь и немногие находят их» ( Мф. 7, 13–14 ). «И употребляющие усилия восхищают его» ( Мф. 11, 12 ).

Пятьдесят вторая заповедь: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное» ( Деян. 14, 22 ).

Пятьдесят третья заповедь: «Претерпевший же до конца спасется» ( Мф. 10, 22 ). Если б не было страдания и преодоления, то не давались бы венцы мужественным и сильным, и терпеливым. И если ради слов Христовых и ради заповедей Его умрем, то и оживем, по слову Его.

Пятьдесят четвертая заповедь. Сказал Христос Бог: «Кто пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 15, 5 ) – и если ради Христа терпим всякие страдания и неудобства, то и царствовать с Ним будем.

Пятьдесят пятая заповедь. Сказал Господь Бог: «Где Я, там и слуга Мой будет» ( Ин. 12, 26 ).

Пятьдесят шестая заповедь. И еще сказал Господь: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» ( Ин. 11, 25 ).

Пятьдесят седьмая заповедь. И сказал: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» ( Лк. 10, 19 ).

Пятьдесят восьмая заповедь: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк. 16, 17–18 ).

Пятьдесят девятая заповедь: «Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь… если и горе сей скажете: поднимись … – будет» ( Мф. 21, 21 ).

Шестидесятая заповедь: «Небо и земля прейдут, но слова мои не прейдут» ( Мф. 24, 35 ; Мк. 13,31 ; Лк. 21, 33 ).

Итак, соблюдая заповеди Господни, достигнем совершенства, и спасемся, и обретем благодать. А кто не соблюдает заповеди Господни, тот портит и уничтожает свои великие труды, лишается и совершенства, и спасения, и благодати. Не может достичь совершенства и спастись, и получить благодать не исполняющий заповеди Господни и не создавший внутри себя места для благодати. Безрассуден трудящийся вне заповедей Господних, потому что не угодны дела человеческие вне заповедей Господних.

Кроме того, святые отцы строго и тщательно хранили все то, что и нам следует сохранять, насколько это возможно: 1) веру без сомнений, 2) твердую надежду и непоколебимое упование, 3) нелицемерную любовь, 4) разумно и рассудительно соблюдаемый повседневный пост, кроме суббот, воскресений и праздников в честь Господа, 5) строгое воздержание, 6) разумное бодрствование ночью каждому по мере его возраста, совести и сил, 7) постоянную молитву, 8) непрестанное моление, 9) безответное молчание, 10) нестяжание и крайнюю нищету, 11) смирение и кротость, 12) смиренномудрие, 13) душевную и телесную чистоту, 14) правду во всем, 15) безгневие, 16) незлобие, 17) долготерпение, 18) рассудительность и справедливость, 19) внимательное чтение священных книг, 20) все остальные добродетели.

Усердно соблюдавшие все заповеди Господни и святые добродетели пришли «в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4, 13 ) и спаслись, и получили благодать, и сотворили безчисленное множество чудес, и были страшны для бесов. Так и мы, сохраняя Господни заповеди и добродетели святых отцов, достигнем совершенства и спасемся, и обретем благодать и Царство Небесное, и безконечную радость, и получим покой со святыми ангелами и со всеми святыми во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же подобает всякая слава, честь, и держава, и поклонение со Отцем и со Святым Духом, и прежде бывшие, и ныне и присно и во веки веков.

И головщик пусть произносит: «Аминь», – после каждой главы.

Не обманывай себя, о человек: если не будем поступать согласно слову Писания и веры, то есть по заповедям Господним и прочим книгам, будем преданы мучениям, – потому что невозможно спастись, не соблюдая всех этих заповедей. Если же будем поступать по Господним заповедям, будем помилованы и воцаримся со Христом навечно. Потому что сами себя, по слову Божию либо осуждаем, либо оправдываем. Слово Божие, истинное и праведное, установлено для нас на этом свете как справедливая и честная мера и вес, и этими мерой и весом на грядущем Суде судимы будем. Каждый из нас, учащихся Слову, должен жить по Евангельским заповедям. И стремящимся к жизни вечной следует усердно соблюдать животворные и воскрешающие святые заповеди Господни, которыми оживляется и спасается каждая душа и благодаря которым дается благодать Святого Духа.

Учителя и ученики, властвующие и подчиняющиеся, трудящиеся и служащие Богу, в страданиях и напастях пребывающие, настоятели и архиереи – всем вам пригодится краткое это слово. Ежечасно следуя за ним умом, каждый найдет себе руководителя ко спасению и путь, и опору, потому что это изрекают уста Божии, Ему же слава, и прежде бывшая, и ныне, и присно, и во веки веков.

Источник: Цветник священноинока Дорофея / пер. с древнерусского Д. Кантова, ред. и ком. Н. Ларионовой. – Изд. Спасо-Преображенского Валаамского мон., 2005. – 431 с. ISBN 5-94762-004-9

Источник статьи: http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/tsvetnik-svjashennoinoka-dorofeja/6

Оцените статью