Цветник священноинока Дорофея
Название: Цветник священноинока Дорофея
Авторы: священноинок Дорофей
Издательство: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь
Страницы: 434
Форматы: pdf, djvu
Год издания: 2005
Книга священноинока Дорофея — классическая по своему составу древнерусская компиляция святоотеческих текстов, связанных воедино глубоко индивидуальной интонацией составителя, читавшаяся многими поколениями славяноязычных подвижников.
Наш перевод -для тех, кто, подобно ее ценителям прошлых лет, видит в ней в первую очередь свидетельство о непрерывности и неизменности пути единения со Христом, открытого для каждого желающего приобщиться благодати, пребывающей в Церкви.
Издание снабжено комментариями, призванными помочь читателю правильно осмыслить взаимосвязь и значение различных сторон православной духовности, прочесть «Цветник» в контексте единого в основе своей святоотеческого учения.
+ Содержание:
От издателей
Энциклопедия для иноков
Глава 1. Предисловие
Глава 2. Евангелие от Матфея
Глава 3. Евангелие от Марка
Глава 4. Евангелие от Луки
Глава 5. Евангелие от Иоанна
Глава 6. Поучение о том, чем спаслись святые отцы
Глава 7. Поучения святых апостолов
Глава 8. Поучение о том, что такое иноческое отречение
Глава 9. Вопрос принимающему иночество
Глава 10. Поучение о вверении всего себя Богу
Глава 11. Поучение о том, чтобы не откладывать из раза в раз
Глава 12. Поучение о житии святых отцов
Глава 13. Поучение о том, как идущему за Христом претерпевать страдания
Глава 14. Поучение о том, что желающему спастись страданий избежать невозможно
Глава 15. Поучение о соблазнах и суете мира сего
Глава 16. Поучение о памяти смертной
Глава 17. Поучение об исходе души от тела
Глава 18. Духовная лестница, возводящая на небо
Глава 19. Поучение о чувствах душевных и телесных
Глава 20. Поучение о тринадцати добродетелях
Глава 21. Поучение о добродетелях, возводящих душу на небо
Глава 22. Еще одно поучение о любви, милосердии и богомыслии
Глава 23. Поучение о страстях и о тяжких грехах
Глава 24. Поучение о восьми греховных помыслах
Глава 25. Поучение о телесных страстях
Глава 26. Поучение о чистоте сердца, ума и души
Глава 27. Вопрос о бесстрастии: что такое бесстрастие?
Глава 28. Поучение о помрачении ума, то есть об умственной темноте
Глава 29. Поучение о трезвении, то есть о ясности ума
Глава 30. Поучение о святой, чистой и совершенной молитве
Глава 31. Поучение о молитве Иисусовой, которая такова: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного
Глава 32. Поучение о том, как произносить молитву Иисусову Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного
Глава 33. Поучение о том, как возрастает и утверждается молитва Иисусова в человеке
Глава 34. Поучение о том, что желающий спастись должен сидеть в келье и ни о чем не беспокоиться
Глава 35. Вопрос о непрестанном молении
Глава 36. Молитва Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троице
Глава 37. Поучение о бесовском обмане и соблазнах мира сего
Глава 38. Поучение об основании и опоре всех добродетелей
Глава 39. Поучение о том, чтобы заботиться только о самом необходимом и не разрешать себе лишнего, но постоянно молиться Богу
Глава 40. Поучение о том, чтобы молиться с великой осторожностью и вниманием
Глава 41. Поучение об отшельнической жизни в пустыне
Глава 42. Вопрос о трезвении и бодрости
Глава 43. Поучение о том, как бороться со сном
Глава 44. Поучение о том, чтобы Бога ради терпеть напраслину, все обиды и оскорбления
Глава 45. Поучение о том, чтобы терпеть приходящие страдания
Глава 46. Поучение о различении напастей бесовских
Глава 47. Поучение о желаниях и стремлениях
Глава 48. Поучение о различных ложных видениях
Глава 49. Поучение об устрашениях бесовских
Глава 50. Поучение о помрачении души
Глава 51. Поучение о различных страданиях от бесов
Глава 52. О том, что есть внушение Божие, а что — дьявольский прилог
Глава 53. Поучение к пастырю о наставничестве
Глава 54. Поучение об иноческой жизни
Глава 55. О размере правила
Глава 56. Правило для неграмотных, если кто желает совершать молитву Иисусову вместо церковного богослужения
Глава 57. О поклонах в предпраздничные и послепраздничные дни
Глава 58. О поклонах приходных и исходных
Глава 59. Второе указание о поклонах на весь год, с отличительными знаками
Глава 60. Вопрос: Кто такой инок?
Глава 61. Об уповании на Бога
Глава 62. Отдельные главки и краткие поучения. О том, чтоб вспоминать начало иноческого подвига
О естественных страданиях и недугах и об отсутствии необходимого телу
О святоотеческом понимании терпения
О вере без сомнений
О страданиях
О том, чтобы новоначальным не приниматься за чрезмерное и непосильное
В чем корень и вершина, основание и завершение, начало, середина и конец и утверждение всем добродетелям
О том, чего больше всего боятся бесы
Вопросы и ответы о том, кто свят
О воле Божией
О плаче и слезах
О премудрости Божией
О предвидении
О духовном любомудрии
О христианской вере
О Христе Боге и Пресвятой Богородице
Числа
О чистоте
Постоянное зеркало и напоминание про дела, нужнейшие из нужнейших
О составителе святой книги этой
Оглавление
Источник статьи: http://prav-book.ru/books/view/653-%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%8F
Глава 4. Евангелие от Луки
И исус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим (4, 1 – 4).
И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил:
Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь.
Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как безчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах.
Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.
Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (6, 20 – 30).
Не ищите, что вам есть, или что пить, и не безпокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам (12, 29 – 31).
Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Мк. 9, 29 ).
И будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, – терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21, 17 – 19 ).
Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (6, 36).
Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (12, 32 – 34).
Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (10, 19).
И некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (9, 57–58, 62).
И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот его, как капли крови, падающие на землю (22, 44).
Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (17, 10).
Что высоко у людей, то мерзость пред Богом (16, 15).
И говорят ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему? ( Мк. 4, 38–39, 41 ).
Источник: Цветник священноинока Дорофея / пер. с древнерусского Д. Кантова, ред. и ком. Н. Ларионовой. – Изд. Спасо-Преображенского Валаамского мон., 2005. – 431 с. ISBN 5-94762-004-9
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник статьи: http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/tsvetnik-svjashennoinoka-dorofeja/4
Глава 34. Поучение о том, что желающий спастись должен сидеть в келье и ни о чем не безпокоиться
Много бед и огорчений доставляют бесы подвижникам и часто губят время, приводя им на ум различные сомнения и всевозможные страстные мысли. Поэтому инок, желающий спастись, должен поступать так: сидеть в келье своей, а не бродить. И собирать ум свой и мысли свои, блуждающие тут и там, отовсюду: от всех забот, от всех попечений, дел и умствований мира сего – в молитву. И не прельщаться наслаждениями и красотами мира сего, различными удобствами и весельем. Не волновать сердце свое ни плотскими вожделениями и душевными прихотями. Ни печалью родителей своих и родственников, ни заботами любимых друзей. Лучше опечалить своих родителей и родственников, чем Бога. И всегда держать в уме молитву. Словно стоя на Страшном Суде Христовом. И ни о чем другом не думать во время молитвы, кроме смертной кончины, пришествия Христова и том, как избежать безконечных мук и удостоиться Царства Небесного.
Стоя пред Богом и молясь, не связывай ум свой мирскими делами и не тревожь душу свою заботой о различных телесных потребностях. Ибо всякий, кто связывается с мирскими делами и стесняет душу свою частыми заботами, не может чисто молиться Богу. Ибо Богу угодна молитва, лишенная представлений о земном. Не способен скованный по ногам быстро ходить, а связанный по рукам работать как следует. Так и человеческий ум, связанный мирскими делами, заботами и разными удобствами, служит греховным страстям и не может прилежно служить Богу, стремиться к небесному и совершать чистую духовную молитву. Если не соберет человек ум свой, все свои мысли, безпричинные телесные блуждания и желания, душевные и плотские, отовсюду в одно место; если не решит твердо надеяться только на Бога во всех делах и не прекратит все колебания мысли, то не сможет избавиться от забот, безпокойства и огорчений и пребывать в тишине и радости душевной. И поэтому следует закрывать душевные очи на все слышимое, видимое и желанное в мире сем и глубоко молчать.
О, жестокие вериги окаянные, путы крепкие, препятствие и удержание от Бога – заботы и безпокойства, волнения и ссоры мира сего! О, достойно удивления! Как один поводок удерживает большого и страшного льва, так заботы и безпокойство, волнение и ссоры, различные удобства, пьянство и блуд удерживают от Бога и от дела спасения все человечество. Словно в темноте дни свои проводят, только начала дней и ночей мелькают. Часы и дни, недели и месяцы, времена года и лета отсчитывая. Горе и мне нерадивому, ибо и я, окаянный, не понимал этой хитрой и скрытой лжи. Сколько времени погубил, будучи ею связан. Много раз сильно желала душа моя кротости и смирения, любви и мира со всеми, безмолвия, молчания и отшельнической жизни, бдения и молитвы, и воздержания. Чтоб ни серебра, ни золота и никаких вещей не иметь, но проливать слезы и плакать. И этого наслаждения я себя лишал, утрачивал его, отводя себя этой ложью. Пока не понял, как кратковременна и обманчива эта жизнь, и не испугался смерти, и не отошел от этого жестокого обмана. И вот душа моя и сердце радуются, что избавил меня Господь Бог от такой великой беды Своей благодатью.
Говорю вам, братья мои возлюбленные! Успокаивается корабль в доброй гавани от морских волн и штормового ветра. Так и душа человеческая спасается и ум утихает в отсутствии забот, в пустыне, вдалеке от суетного мира, в тихом безмолвном молении и непрестанной молитве Иисусовой от всех причиненных безпокойств, от тревог и несчастий, страданий, скорбей и бед, разногласий и ссор мира сего в нынешнем веке. Тот, кто действительно желает скоро найти путь спасения, обрести безстрастие и быстро идти спасительным царским путем, пусть твердо, не расслабляясь, избегает шума и суеты, всякого умножения вещей, забот и телесных удобств. Любое умножение земных вещей, забот и разнообразных удобств помрачает ум человека. Разногласия и споры окончательно лишают его возможности видеть Божественный путь и истинную мудрость. И ничего духовного понять он не в состоянии. Если не очистит и не просветлит ум свой долгим и повседневным постом и трезвенным бдением, непрестанною молитвой, слезами и поклонами.
О человек, если действительно хочешь спастись, прежде всего нуждаешься в небесном делании, спасительном подвиге, молитвах и молениях непрестанных. Отбрось все мирские волнения нынешнего века, споры и разногласия, многообразные заботы и хлопоты, всевозможную суету и дела. Говорю тебе, даже если какое-нибудь ничтожное помышление о земном имеешь, то и оно способно часто смущать твой ум и твои мысли, служить препятствием, отрывать и удерживать тебя от дела спасения и постоянного подвига, от молитвы и остальных молений, от бдения и воздержания, от всех добродетелей и от Бога. И не сможешь спастись.
Если желаешь к небесному стремиться и искать его ежечасно со смиренномудрием, обогатить себя добродетелями, быть вознесенным от земли на небо и царствовать с Христом вовек, то должен ты все земное и видимое нынешнего века презреть и возненавидеть окончательно, и оплевать. Обнищать до крайней нищеты и телесно, и духовно. Ибо сказано в Откровении тому, кто возлежал на груди Спасителя: победившему мир дам венец жизни, «дам вкушать сокровенную манну» ( Откр. 2, 17 ). А победить мир, значит, все мирские умствования, греховные страсти, все злое, все желания и прихоти и все удобства преодолеть страданиями и претерпеть. И сменить свои привычки и желания своей мирской жизни с ее любовью к миру, на жизнь духовную, никогда не совершать греха и соблюдать заповеди Господни. Ибо жертва Богу – добрые дела, и сердце сокрушенное и смиренное, и дух сокрушенный. А страсти человеческие, то есть греховные дела, – жертва бесам. Человек ведь сотворен душевно безстрастным, а страсти входят в него от действий бесовских или по собственному произволению: он либо поддается, либо не поддается им.
Все вредное и огорчительное творят нам бесы, ради этого устраивают и неуместные хлопоты, и различные уловки. Потому что хотят оторвать ум наш от молитвенного созерцания. Иначе говоря, стараются сделать нас праздными и никчемными и отлучить от пламенной любви к Богу. Если бы они могли, то отдали бы власть и богатства всего мира, лишь бы только какой-нибудь заботой оторвать наш ум от любви к Богу и от богомыслия. То есть от постоянной молитвы Иисусовой, от непрерывной внутренней – умной Иисусовой молитвы и от моления непрестанного, которые и есть любовь к Богу.
И следует нам заботиться прежде всего о подвигах и непрестанном молении, не отрываться от сладости молитвенной, а все заботы возложить на Бога. И Он даст нам все, в чем нуждаемся. А все деяния мира сего предадим забвению и не будем заботиться ни о чем в нынешнем веке. Одну заботу будем иметь – как угодить Богу и сохранить душу чистой, не оскверненной никакими греховными делами, и невинной поставить ее перед Богом в час смертный.
Знай же, о человек, что, освободившись от всех земных вещей, забот и хлопот, увидишь ты бесовские хитрости и соблазны, и поймешь свои согрешения. Бесы часто принуждают подвизающихся к неуместным и безчисленным хлопотам. Нам следует понимать, что заботы нынешнего века вяжут инока по рукам и ногам, и даже того, кто не желает этого, уводят от Бога в любовь к миру сему. Как вода гасит огонь, так заботы нынешнего века гасят любовь к Богу. И, как туча закрывает солнце, так заботы закрывают ясность ума и молитвенную сосредоточенность. А если мы будем постоянно освобождаться от всех забот нынешнего века и внимательно вникать в духовное дело и в любовь к Богу, позаботится и Бог о различных наших душевных и телесных потребностях.
Молитва Иисусова откроет нам источник слез, если откажемся от шума и суеты мира сего, удалимся в тихие обители и предадимся этой молитве. Когда молитва эта, сосредоточенная в уме и сохраняемая в сердце, становится усладой для человека, тогда слезы начинают течь сами собой, и не от печали источает человек ручьи слез, а от радости. А кто хочет впридачу к молитве Иисусовой, о которой сказано выше, и умилению еще и пылать горячей любовью к Господу Богу до исхода души своей, жить подвижнически и страдальчески, и носить на теле своем «мертвость» ( 2Кор. 4, 10 ) Иисусову, то есть прежде смерти быть, словно мертвый, и, не тревожась, служить одному Богу во все дни жизни своей, то начало и конец этому делу в том, чтобы отсечь все привязанности, желания и прихоти, все заботы, шум и суету мира сего. И пребывать в полном одиночестве, в безвестности и безмолвии и вне всяких попечений, как птица. И ничуть не привязываться к суете нынешнего века, ибо вся она останется на земле.
А это говорю опытным, а не новоначальным. В гостях мы здесь – на земле, в нынешнем веке. Как говорит апостол Павел: «Братья. Наше… жительство на небесах» ( Флп. 3, 20 ). Будем же заботиться только о душах своих, а заступником во всех бедах будем иметь Бога. Нигде, никогда, ни в какой беде не оставляет Бог надеющихся на Него всей душой и служащих Ему всем сердцем из любви к Нему. Если живем надеждой на Бога, в Боге живем. А если и умираем от какой-либо беды по воле Божьей, к Богу отходим. Если даже один день проведем, надеясь на Бога, и в этот день умрем, это лучше, чем долголетие умерших с раздвоенной душою. Нигде не написано о том, что Бог оставляет надеющихся на Него.
Нельзя спастись, не оторвав ум свой от суеты, шума и от всех забот. И не собрав воедино и ум, и тело. Ибо у человека один ум, и можно отдать его либо Христу, либо суетным заботам. От всяких же помышлений и забот, неуместно возникающих и отклоняющих ум наш от молитвы, ум и мысли следует отворачивать и не принимать их, поскольку их привносят бесы. Подлинная нужда сама себе время укажет без лишних забот, как преграда, которую невозможно ни обойти, ни перелезть.
Тот, кто действительно желает спастись и стать угодным Богу, пусть откажется от всего земного и живет, словно одна из птиц. Найдет подходящее уединенное место и пребывает один или со своим духовным сыном, и терпит недостаток во всем, необходимом телу: в пище, в одежде и вещах. Ибо в нужде душа смиряется и умиляется, а ум сохраняет невозмутимость. Когда человека ничто не отвлекает, тогда выносливее он телесно и сильнее радуется душой о грядущем воздаянии. А там, где всего необходимого в избытке и много братии, невозможно сохранить ум безмятежным. И там требуются послушание, отказ от собственной воли и точное исполнение того, что велят. Богу нашему слава всегда была, и ныне, и присно, и во веки веков.
Источник: Цветник священноинока Дорофея / пер. с древнерусского Д. Кантова, ред. и ком. Н. Ларионовой. – Изд. Спасо-Преображенского Валаамского мон., 2005. – 431 с. ISBN 5-94762-004-9
Источник статьи: http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/tsvetnik-svjashennoinoka-dorofeja/34