ЦВЕТНИК СВЯЩЕННОИНОКА ДОРОФЕЯ
«Цветник священноинока Дорофея», памятник древнерусской письменности начала XVII века, представляющий собой руководство к монашеской жизни.
Вопрос о времени возникновении «Цветника священноинока Дорофея» и его создателе изучен недостаточно. Книга эта неоднократно переписывалась старообрядцами, а в 1790 году, когда Екатерина II дала староверам некоторую свободу, была издана в Гродно, на территории тогдашнего Царства Польского.
Время написания
Историк старообрядчества Иван Заволоко, цитируя в одном из своих сочинений «Цветник», называет его «древней поморской рукописью».
Еще в XIX в. о его происхождении высказано мнение, которое осталось не подтвержденным и не опровергнутым:
Это указание ограничивает время создания Цветника немногим более, чем вековой эпохой существования патриаршества на Руси.
Самый поздний по времени из упоминаемых священноиноком Дорофеем русских святых – это Макарий Новгородский, Римлянин. Он умер во второй половине XVI в. и был канонизирован Православной Церковью во второй четверти XVII в. Однако его почитание на местном уровне, в северных монастырях, согласно традициям Древней Руси, могло начаться уже вскоре после кончины. Следовательно, «Цветник» мог быть составлен не ранее второй половины шестнадцатого столетия, но и не позднее первой половины семнадцатого.
Книга написана с соблюдением грамматических норм, существовавших до никоновской реформы («Исус» вместо «Иисус», «истинна» – вместо «истина», «вoвеки веком» – вместо «во веки веков» и проч.).
Предположить, что он был написан именно в начале XVII в., позволяет то, что текст его пронизан эсхатологическими ожиданиями, заметное усиление которых было связано со «смутным временем» в истории Московского государства.
Личность составителя
О составителе «Цветника» мало известно. Имя его занесено в старообрядческий «Синодик», где он значится среди «из древле в русских пустынях усопших».
В своем «Цветнике», отвлекаясь иногда от жанра поучений, переходит к автобиографическому. Рассказ его о себе выдержан в полном соответствии с агиографическим каноном, по которому пишутся жития преподобных. Живя в миру, видел он множество смертей душевных и телесных. И, страшась неминуемой кончины и вечных мук, мечтал об уединенной жизни и непрестанной молитве. Удалился в общежительный монастырь, а затем – в пустыню, где в течение трех лет так сильно искушаем был от бесов, что некоторые старцы даже считали его сумасшедшим. Наблюдая нестроения в обители и упадок святоотеческого благочестия, решился он написать для назидания братии «малейшую книжицу», которая была бы «уму вместима и объятна». И собрал в ней все, что необходимо знать монаху, начиная с евангельских заповедей и апостольских преданий и кончая бытовыми советами. Например, таким: протапливая келью, выносить угли вон и хорошо выпускать дым, чтобы не угореть во сне.
Отец Дорофей к традиционной христианской заповеди о любви к ближнему добавляет «новое нечто». Для него, в частности, «великое поприще и подвиг перед Богом» – выкупить человека, из которого побоями выколачивают долги на правеже. Эта характерная для Древней Руси пытка упоминается в «Цветнике» неоднократно. Даже ноги у инока, подвергающегося бесовским нападкам, по отцу Дорофею, подкашиваются так, словно того бьют на правеже. Возможно, составителю довелось самому подвергнуться этой процедуре.
Если принять датировку Цветника началом XVII века, то можно высказать и некоторые предположения касательно личности его автора. В числе русских подвижников того времени известны два, имевших имя Дорофей: Дорофей Югский (+1622) — основатель Югской пустыни близ Рыбинска и Дорофей Радонежский (+1614) — келейник прп. Дионисия, архимандрита Троице-Сергиева монастыря.
Святые отцы о «Цветнике священноинока Дорофея»
Литература
- Цветник священноинока Дорофея
- http://www.stsl.ru/manuscripts/173.iv/29
- Вознесенский А. В. Старообрядческие издания XVIII — начала XIX века
- Крутова М. С. Сборники с названием «Цветник» в русских списках XVI—XX веков рукописных собраний РГБ // Письменная культура Источниковедческие аспекты истории книги М , 1998
- Симонов Р. А. О зашифрованной записи в «Цветнике священноинока Дорофея», Древняя Русь, 2003, № 14
Использованные материалы
[1] Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова /Сост. архим. Леонид. М., 1893. Ч. 1. С. 516.
[2] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. I. Посещение Валаамского монастыря.
[3] Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского в трех частях. Письмо 221.
Источник статьи: http://drevo-info.ru/articles/18243.html
Цветник священноинока Дорофея
Глава 2. Евангелие от Матфея
Глава 3. Евангелие от Марка
Глава 4. Евангелие от Луки
Глава 5. Евангелие от Иоанна
Глава 6. Поучение о том, чем спаслись святые отцы
Глава 7. Поучения святых апостолов
Глава 8. Поучение о том, что такое иноческое отречение
Глава 9. Вопрос принимающему иночество
Глава 10. Поучение о вверении всего себя Богу
Глава 11. Поучение о том, чтобы не откладывать из раза в раз
Глава 12. Поучение о житии святых отцов
Глава 13. Поучение о том, как идущему за Христом претерпевать страдания
Глава 14. Поучение о том, что желающему спастись, страданий избежать невозможно
Глава 15. Поучение о соблазнах и суете мира сего
Глава 16. Поучение о памяти смертной
Глава 17. Поучение об исходе души от тела
Глава 18. Духовная лестница, возводящая на небо
Глава 19. Поучение о чувствах душевных и телесных
Глава 20. Поучение о тринадцати добродетелях
Глава 21. Поучение о добродетелях, возводящих душу на небо
Глава 22. Еще одно поучение о любви, милосердии и богомыслии
Глава 23. Поучение о страстях и о тяжких грехах
Глава 24. Поучение о восьми греховных помыслах
Глава 25. Поучение о телесных страстях
Глава 26. Поучение о чистоте сердца, ума и души
Глава 27. Вопрос о безстрастии: Что такое безстрастие?
Глава 28. Поучение о помрачении ума, то есть об умственной темноте
Глава 29. Поучение о трезвении, то есть о ясности ума
Глава 30. Поучение о святой, чистой и совершенной молитве
Глава 31. Поучение о молитве Иисусовой, которая такова: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного
Глава 32. Поучение о том, как произносить молитву Иисусову
Глава 33. Поучение о том, как возрастает и утверждается молитва Иисусова в человеке
Глава 34. Поучение о том, что желающий спастись должен сидеть в келье и ни о чем не безпокоиться
Глава 35. Вопрос о непрестанном молении
Глава 36. Молитва Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троице
Глава 37. Поучение о бесовском обмане и соблазнах мира сего
Глава 38. Поучение об основании и опоре всех добродетелей
Глава 39. Поучение о том, чтобы заботиться только о самом необходимом и не разрешать себе лишнего, но постоянно молиться Богу
Глава 40. Поучение о том, чтобы молиться с великой осторожностью и вниманием
Глава 41. Поучение об отшельнической жизни в пустыне
Глава 42. Вопрос о трезвении и бодрости
Глава 43. Поучение о том, как бороться со сном
Глава 44. Поучение о том, чтобы Бога ради терпеть напраслину, все обиды и оскорбления
Глава 45. Поучение о том, чтобы терпеть приходящие страдания
Глава 46. Поучение о различении напастей бесовских
Глава 47. Поучение о желаниях и стремлениях
Глава 48. Поучение о различных ложных видениях
Глава 49. Поучение об устрашениях бесовских
Глава 50. Поучение о помрачении души
Глава 51. Поучение о различных страданиях от бесов
Глава 52. О том, что есть внушение Божие, а что – дьявольский прилог
Глава 53. Поучение к пастырю о наставничестве
Глава 54. Поучение об иноческой жизни
Глава 55. О размере правила
Глава 56. Правило для неграмотных, если кто желает совершать молитву Исусову вместо церковного богослужения
Глава 57. О поклонах в предпраздничные и послепраздничные дни
Глава 58. О поклонах приходных и исходных
Глава 59. Второе указание о поклонах на весь год, с отличительными знаками
Глава 60. Вопрос: Кто такой инок?
Глава 61. Об уповании на Бога
Глава 62. Отдельные главки и краткие поучения
Купить книгу Цветник священноинока Дорофея, можно в интернет-магазинах Лабиринт и Ozon.ru.
Интернет-магазины православной книги.
О неработающей ссылке сообщите нам на контактный e-mail
Оставить свой отзыв о книге, вы можете на нашем форуме «Душеполезное чтение»
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter**
Источник статьи: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/dorofeya/
Цветник священноинока Дорофея
Название: Цветник священноинока Дорофея
Авторы: священноинок Дорофей
Издательство: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь
Страницы: 434
Форматы: pdf, djvu
Год издания: 2005
Книга священноинока Дорофея — классическая по своему составу древнерусская компиляция святоотеческих текстов, связанных воедино глубоко индивидуальной интонацией составителя, читавшаяся многими поколениями славяноязычных подвижников.
Наш перевод -для тех, кто, подобно ее ценителям прошлых лет, видит в ней в первую очередь свидетельство о непрерывности и неизменности пути единения со Христом, открытого для каждого желающего приобщиться благодати, пребывающей в Церкви.
Издание снабжено комментариями, призванными помочь читателю правильно осмыслить взаимосвязь и значение различных сторон православной духовности, прочесть «Цветник» в контексте единого в основе своей святоотеческого учения.
+ Содержание:
От издателей
Энциклопедия для иноков
Глава 1. Предисловие
Глава 2. Евангелие от Матфея
Глава 3. Евангелие от Марка
Глава 4. Евангелие от Луки
Глава 5. Евангелие от Иоанна
Глава 6. Поучение о том, чем спаслись святые отцы
Глава 7. Поучения святых апостолов
Глава 8. Поучение о том, что такое иноческое отречение
Глава 9. Вопрос принимающему иночество
Глава 10. Поучение о вверении всего себя Богу
Глава 11. Поучение о том, чтобы не откладывать из раза в раз
Глава 12. Поучение о житии святых отцов
Глава 13. Поучение о том, как идущему за Христом претерпевать страдания
Глава 14. Поучение о том, что желающему спастись страданий избежать невозможно
Глава 15. Поучение о соблазнах и суете мира сего
Глава 16. Поучение о памяти смертной
Глава 17. Поучение об исходе души от тела
Глава 18. Духовная лестница, возводящая на небо
Глава 19. Поучение о чувствах душевных и телесных
Глава 20. Поучение о тринадцати добродетелях
Глава 21. Поучение о добродетелях, возводящих душу на небо
Глава 22. Еще одно поучение о любви, милосердии и богомыслии
Глава 23. Поучение о страстях и о тяжких грехах
Глава 24. Поучение о восьми греховных помыслах
Глава 25. Поучение о телесных страстях
Глава 26. Поучение о чистоте сердца, ума и души
Глава 27. Вопрос о бесстрастии: что такое бесстрастие?
Глава 28. Поучение о помрачении ума, то есть об умственной темноте
Глава 29. Поучение о трезвении, то есть о ясности ума
Глава 30. Поучение о святой, чистой и совершенной молитве
Глава 31. Поучение о молитве Иисусовой, которая такова: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного
Глава 32. Поучение о том, как произносить молитву Иисусову Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного
Глава 33. Поучение о том, как возрастает и утверждается молитва Иисусова в человеке
Глава 34. Поучение о том, что желающий спастись должен сидеть в келье и ни о чем не беспокоиться
Глава 35. Вопрос о непрестанном молении
Глава 36. Молитва Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троице
Глава 37. Поучение о бесовском обмане и соблазнах мира сего
Глава 38. Поучение об основании и опоре всех добродетелей
Глава 39. Поучение о том, чтобы заботиться только о самом необходимом и не разрешать себе лишнего, но постоянно молиться Богу
Глава 40. Поучение о том, чтобы молиться с великой осторожностью и вниманием
Глава 41. Поучение об отшельнической жизни в пустыне
Глава 42. Вопрос о трезвении и бодрости
Глава 43. Поучение о том, как бороться со сном
Глава 44. Поучение о том, чтобы Бога ради терпеть напраслину, все обиды и оскорбления
Глава 45. Поучение о том, чтобы терпеть приходящие страдания
Глава 46. Поучение о различении напастей бесовских
Глава 47. Поучение о желаниях и стремлениях
Глава 48. Поучение о различных ложных видениях
Глава 49. Поучение об устрашениях бесовских
Глава 50. Поучение о помрачении души
Глава 51. Поучение о различных страданиях от бесов
Глава 52. О том, что есть внушение Божие, а что — дьявольский прилог
Глава 53. Поучение к пастырю о наставничестве
Глава 54. Поучение об иноческой жизни
Глава 55. О размере правила
Глава 56. Правило для неграмотных, если кто желает совершать молитву Иисусову вместо церковного богослужения
Глава 57. О поклонах в предпраздничные и послепраздничные дни
Глава 58. О поклонах приходных и исходных
Глава 59. Второе указание о поклонах на весь год, с отличительными знаками
Глава 60. Вопрос: Кто такой инок?
Глава 61. Об уповании на Бога
Глава 62. Отдельные главки и краткие поучения. О том, чтоб вспоминать начало иноческого подвига
О естественных страданиях и недугах и об отсутствии необходимого телу
О святоотеческом понимании терпения
О вере без сомнений
О страданиях
О том, чтобы новоначальным не приниматься за чрезмерное и непосильное
В чем корень и вершина, основание и завершение, начало, середина и конец и утверждение всем добродетелям
О том, чего больше всего боятся бесы
Вопросы и ответы о том, кто свят
О воле Божией
О плаче и слезах
О премудрости Божией
О предвидении
О духовном любомудрии
О христианской вере
О Христе Боге и Пресвятой Богородице
Числа
О чистоте
Постоянное зеркало и напоминание про дела, нужнейшие из нужнейших
О составителе святой книги этой
Оглавление
Источник статьи: http://prav-book.ru/books/view/653-%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%8F
Глава 2. Евангелие от Матфея
Б лаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (5, 3 – 11).
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся (5, 39 – 42).
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (5, 44 – 48).
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (6, 19 – 21).
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (6, 24 – 29).
Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (6, 31 – 34).
Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему юноша: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя (19, 17 – 19).
Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (22, 37 – 40).
Ибо в этом весь закон и пророки.
Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (7, 12 – 14).
От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его (11, 12).
Ибо много званых, а мало избранных (20, 16).
Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (24, 42 – 44).
Ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (17, 20).
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (7, 7–8).
Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (18, 3–4).
Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (19, 29).
Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (20, 26–27).
В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? (14, 25 – 31).
Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (10, 23, 28).
Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, – терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21, 12, 16 – 19 ).
Претерпевший же до конца спасется ( Мф. 10, 22 ).
Источник: Цветник священноинока Дорофея / пер. с древнерусского Д. Кантова, ред. и ком. Н. Ларионовой. – Изд. Спасо-Преображенского Валаамского мон., 2005. – 431 с. ISBN 5-94762-004-9
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник статьи: http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/tsvetnik-svjashennoinoka-dorofeja/2