- Природный цветник в духе Пита Удольфа
- Определите главную идею цветника
- Определите основные растения для удольфианского цветника
- Определите сезонную декоративность цветника
- Определите лишние растения
- Подготовьте будущий цветник под посадки
- Ухаживайте за растениями
- Ключевые слова
- ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
- Удольфианство: сады новой волны
- Сады Голландии: интервью с Питом Удольфом
- Выбираем стиль сада
- Растения для цветника в природном стиле:»скелет», «рядовые» и «воздух»
- Цветочная палитра
- Неприхотливый цветник
- КОММЕНТАРИИ
- Цветники «Новой волны» в Беларуси: приемы, методы создания, ассортимент
- Цветники «новой волны»: Приемы проектирования расположения растений
- Смешанный блок
- Метод процентов
- Матрица
- Связи
- Ассортимент растений для цветников «Новой волны», апробированный в условиях Беларуси
Природный цветник в духе Пита Удольфа
Выверенный список растений – лекарство от хаоса в саду и в голове садовода. Особенно если вы хотите создать природный цветник в духе известного голландского дизайнера Пита Удольфа. Садовый стиль «новой волны» имеет свои тонкости.
Чтобы создать природный цветник в стиле новой волны Пита Удольфа, вам придется сложить мозаику из довольно простых и распространенных растений, в которой нет ни геометрической четкости, ни солистов. Важно впечатление, которое будет производить цветник в целом, а не каждый его участник в отдельности. Представьте, что вы составляете ковер из цветных лоскутков или пытаетесь имитировать в саду пеструю узорчатую ткань. Какие тонкости нужно учесть, чтобы получить удольфианский цветник?
Определите главную идею цветника
Для начала нужно хорошо представлять себе результат. Не весь ассортимент растений и не полностью нарисованный в воображении цветник, а размытую картинку, где ясны только несколько основных моментов:
- местоположение по отношению к окружающему пейзажу с его заборами, сараями, колодцами, гаражами, бескрайними туманными далями и прочим;
- максимальная высота растений в планируемой посадке;
- направление главного обзора (например, со всех сторон, изнутри, снизу, с одной стороны, сверху);
- приблизительная площадь посадки в квадратных метрах;
- оформление края цветника (плитка заподлицо с газоном, кромка газона без плитки, приподнятый край с бревнами-шпалами-кирпичами-камнями).
Определите основные растения для удольфианского цветника
Возьмите список подходящих условиям нашего участка «удольфианских» растений (скажем, луговых) и выберете те, которые составят «скелет» цветника, или его основу. Некоторым посадкам, особенно кругового обзора, с привлекательными и ухоженными кулисами «скелет» может и не понадобиться. Например, если фоном послужит симпатичный забор, красивая живая изгородь, плотные посадки деревьев и кустарников по краю сада или за его пределами.
На этом этапе также выбираем основные декоративные злаки и злакоподобные травы – это обязательный элемент цветника «новой волны». Заносим в таблицу построчно их название, время цветения, оттенок, высоту, максимальный диаметр куртины во взрослом состоянии. А для злаков – еще и особенность вегетации (ранне- или позднерастущие). Таблицу удобно составлять в Excel.
Из списка «удольфианских» растений выбираем «рядовых» цветника. Как можно больше растений с соцветием «свечка» и «метелка», сдержаннее с «зонтиками» и «шариками на палочке». Очень аккуратно с «ромашками». Заносим их в таблицу, указывая тип соцветия.
Выбираем «воздух» цветника: растения с соцветием «пуговочка на веревочке», мелкие зонтичные и «прозрачные» декоративные злаки и злаковидные травы. Заносим в таблицу.
На фото: Фрагмент удольфианского цветника, Голландия ( Vlinderhof, Utrecht, Holland)
Определите сезонную декоративность цветника
Отсортируйте растения в таблице по времени цветения и особенностям роста злаков и нарисуйте сезонные эскизы. На этом этапе нужно не переборщить с количеством видов и сортов, иначе будет трудно абстрагироваться и зорко следить за графикой обдумываемого цветника. А вот сезонных набросков можно сделать больше, чем месяцев вегетации, – это хорошо удается тем, кто досконально знает растения. Например, в конце мая – начале июня цветник из травянистых многолетников выглядит совсем иначе, чем в конце июня. Для каждого сезона отслеживаем:
- Нет ли переизбытка, например, «свечек» или «метелок» схожего оттенка? Скажем, одновременно цветут белый вероникаструм и кремовый горец полиморфа. Тогда меняем белый вероникаструм на лиловый.
- Достаточно ли разнообразны формы соцветий ? Есть ли и «зонтики», и «свечки», и «ромашки», и т.д.? Если нет – добавляем недостающие.
- Не отстают ли злаки в декоративности от травянистых многолетников? В начале лета мискантус совершенно неинтересен, значит, злаковую партию должен играть в оркестре кто-то другой.
- Нет ли избытка растений одного оттенка на одном и том же ярусе посадки? Например, белый очитокцветет на одном «этаже» с белой эхинацеей. Решение двояко: либо меняем цвет одного из них, либо оставляем что-то одно.
На эскизе для каждого сезона помечаем приблизительное число саженцев всех растений. И если нам кажется, что в начале июля не хватает, скажем, «свечек», лучше не добавлять другое растение с этим типом соцветия, а увеличить число кустов тех «свечек», которые уже есть на эскизе.
На фото: Удольфианский цветник, Голландия (Vlinderhof, Utrecht)
Определите лишние растения
Снова сведите все сезоны в одну таблицу. Посчитайте общую площадь по диаметрам взрослых куртин (их можно найти в справочниках по садовому дизайну). Если задуманный лимит площади цветника превышен, вычеркиваем из списка растения, которые были «на грани фола» – «неудольфианские», единичные, случайно-любимые.
Внимательно смотрим на таблицу и идем спать.
Еще раз внимательно просматриваем таблицу и обсуждаем ее с коллегами-садоводами. Диссонанс и случайно попавшие в список растения они определят в мгновение ока и порекомендуют вычеркнуть.
Подготовьте будущий цветник под посадки
Готовим землю для посадки: тщательно перекапываем, полностью освобождаем от многолетних сорняков. Не скупимся на компост, заранее можно внести и сезонные минеральные удобрения.
Насыпаем в бутылку с узким горлышком песка или муки и рисуем на почве контуры будущих посадок, точно как на схеме разделки мясной туши. Они нужны, чтобы сразу не растеряться с большой массой саженцев и иметь возможность зрительно разбить мозаику на чуть более мелкие элементы в момент посадки. Расставляем растения группами по 3–5–7 штук, не меньше, внутри получившихся фигур. При этом стараемся не закрыть направление основного обзора. Если таблица составлена верно, то как выбранные растения ни посади, получится привлекательно.
Отдыхаем и за чашкой кофе представляем группы саженцев уже взрослыми. Все ли они будут хорошо видны из окна кухни или детской? Не сбились ли все весеннецветущие в один угол? А может быть, листвы именно этого растения вы хотите касаться, скользя мимо цветника? Я, например, люблю опускать ладонь в заросли герани крупнокорневищной или котовника сибирского – они очень приятно пахнут.
Попробуйте исправить ошибки расстановки, пока вы еще ничего не посадили. А потом сажайте на здоровье!
Луковичные высаживаем как бог на душу положит – куртинками или вразнобой, высокие и низкие, видовые и сортовые с проверенной устойчивостью. Луковичные со сложной агротехникой «удольфианскому» цветнику противопоказаны.
Пункт покупки растений я пропускаю: выбор достаточно велик. Разводная гряда, или «школка», поможет собрать нужный ассортимент устойчивых в вашей климатической зоне растений за пару сезонов, особенно если вырастить кое-что из семян.
Ухаживайте за растениями
Если подготовительная работа сделана на совесть, то дальнейший уход за таким цветником не составит большого труда. Перекопки он не требует годами, индивидуальной подкормки растениям не нужно – достаточно общей сезонной по всей площади. Если плотно замульчировать весь цветник, то и искусственный полив может не понадобиться, за исключением первого месяца после посадки.
Кликните по изображению, чтобы увидеть список надежных растений для удольфианского цветника по типам соцветий:
Вам показалось, что это очень сложно, не правда ли? Скорее трудоемко, очень прагматично и совершенно лишено импульсивности. В качестве награды за качественную подготовку садовод обычно получает личную свободу от сада, а сад – свободу от садовода.
Ключевые слова
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Удольфианство: сады новой волны
В основе композиций Пита Удольфа – многолетние растения природного облика и травы, посаженные .
Сады Голландии: интервью с Питом Удольфом
За последние тридцать лет голландский ландшафтный дизайнер Пит Удольф не раз удивил своими .
Выбираем стиль сада
Прежде чем начинать выбрать дизайн сада, нужно определиться с тем, какой садовый стиль подойдет .
Растения для цветника в природном стиле:»скелет», «рядовые» и «воздух»
Чтобы создать цветник в удольфианском стиле «новой волны», вам придется сложить мозаику из довольно .
Цветочная палитра
При выборе растений для цветника обратите внимание на цветочную палитру — закон составления .
Неприхотливый цветник
Создать красивый цветник непросто. Особенно если вы не можете позволить себе тратить много времени .
КОММЕНТАРИИ
Такие цветники особенно нужны в городах, где все вокруг закатано в асфальт и уставлено машинами.
Оксана, если Вам нравится удольфианский стиль, советую почитать Интервью с Питом Удольфом .
Спасибо Регине за статью. Выверенный список растений, со сроками цветения, окончательными размерами, формами соцветий. Это, конечно, грамотный подход к созданию любого цветника.Интересно отсутствие акцента на отдельные экземпляры, все естественно и цветник -одна команда удачных партнеров. Люблю английский стиль, к нему сначала стремилась, но сбивалась и переходила на пейзажный. Мама моя тоже «видела» куртину злака у меня в саду за забором, но кроме улыбки у меня это ничего не вызывает. В России жизнь наладилась и множество людей стремятся к красоте на своих садовых участках, благо территория позволяет, сама очень люблю свои цветники и учусь у друзей и многое подчерпываю из интернета.
Хорошая публикация действительно.
Регина, замечательная статья. Сады-прерии — близкие моему сердцу, очень рада, что о них пишут в России. Не сразу узнала имя Пита 🙂 у нас его произносят Аудольф (Oudolf), потому не сразу нашла материалы в сети. Зато теперь интересно видеть, что сады новой волны стали и в России находить последователей. Не сразу — что объяснимо. Прерия, натуральный луг как сад? — в диковину у нас здесь в Нидерландах, на до сантиметра ухоженном пространстве, со стриженными газонными традициями, вечной зеленью и яркой гармонией цветников. Тогда как в России — наоборот: луг и поле , какая тут диковина? Я показала сады Аудольфа и фан дер Клут пару лет назад своим друзьям в России, и ни один из них не разделил моего восхищения и энтузиазма. Мама сказала:»У меня все это за забором растет, без конца и края луг. Зачем мне это в саду создавать?» Права. В России подавляющее большинство садоводов все еще хочет «английский» сад. Я читаю много статей о том, как люди в Сибири стараются выращивать розы Остина (!), (вместо например, логичных канадских), со всякими стараниями и подкормками и кучей «улучшений» (?) земли. А «новая волна» — это другая ступень. Даже не сада, а сознания. Это шаг в сторону воссоздания «зеленой» планеты. Поэтому мне кажется, чтобы Аудольфа в России продвигать, нужно говорить не о том, что это новый садовый стиль с Запада, а о том в чем и заключается самое важное — это сады, призванные ВОССТАНОВИТЬ равновесие местных экосистем. Новая Волна — это новый подход к ландшафтному дизайну: сочетание растений в экосистеме, ее естественное существование без участия химикатов, удобрений, лишних затрат воды и проч.(Отсюда и местные многолетники, травы и злаки) Это отражается и на эстетике садов новой волны. У Аудольфа цвет (в противоположность Джекил! 🙂 — очень и очень второстепенное. Архитектурная форма сада, и растений в нем (все-таки Пит архитектор по образованию, это очевидно :-), ритмическое повторение, тектоника, создающая естественное живое «движение» плюс структура самого растения (травы, злаки). Регина, вы замечательно описали весь процесс создания сада. Но все-таки начать надо с того, что это не о том, как его сделать «аудольф-красивым». Это от том, зачем его вообще делать. А красивым он с Вашей подробной инструкцией выйдет непременно. Сам Аудольф не мог бы сказать лучше. 🙂 Я от души желаю людям, которые решаться на создание сада-прерии на своих участках, и с интересом бы читала о таких опытах, неважно успешных или нет. Сад «Новая волна» — это сад будущего. В этом я не сомневаюсь. Потому что главное в этом стиле — воссоздание местных экосистем, и экосистемы планеты в целом. Реигна, еще раз спасибо за то, что вдохновили на такое длинное послание.
Источник статьи: http://www.supersadovnik.ru/text/prirodnyj-cvetnik-v-duhe-pita-udolfa-1002868
Цветники «Новой волны» в Беларуси: приемы, методы создания, ассортимент
Новая волна (НВ). Это собственно технология создания образа природного луга или прибрежной растительности. Она включает в себя такие основные элементы как приемы проектирования размещения растений, подбор посадочного материала с учетом особенностей его поведения и условий, в которых он будет произрастать, использование достаточной плотности посадки и соответствующую подготовку почвы. В данной статье коснемся ее первых двух составляющих.
Автор статьи ландшафтный дизайнер Наталья Макаревич
Цветники «новой волны»: Приемы проектирования расположения растений
Сразу хочется оговориться, что «Новая волна» молодое направление в создании посадок, поэтому устоявшихся традиций и конечных правил еще нет. Рассмотрим то, что уже наработано ландшафтными дизайнерами разных стран.
Для удобства в работе, определим понятия. Условно, все посадки по способу комбинирования растений можно разделить на две большие группы- монопосадки и смешанные посадки. Вторая группа, в свою очередь, делится на более мелкие подгруппы: блочные посадки и матричные посадки. Блочные посадки могут быть реализованы моноблоками или, опять же, смешанными блоками.
С монопосадками все ясно – это заполнение посадочного пространства одним видом растений.
Смешанные посадки сложны, интересны и дают больше возможностей для выражения замысла дизайнера. При работе над смешанными посадками, обычно, оперируют такими понятиями как блок и матрица.
Итак, блок. Под блоком понимают некий определеный набор растений. Как уже говорилось выше, это может быть моноблок (содержит только один вид растений) или смешанный блок (набор из нескольких видов растений).
Моноблок — групповая посадка, состоящие из растений одинакового вида или сорта. Знаменитый «дрифт» Гертруды Джекил – моноблок. Его преимущества:
— моноблоки позволяют ярко выразить текстуру листвы, что иногда теряется в более беспорядочных посадках;
— впечатление от цвета и формы растения создается практически сразу. Образ растения – эту необъяснимую сумму габитуса, формы листвы и окраски цветов – можно по-настоящему оценить, когда оно выращивается в одновидовом блоке.
Но последнее преимущество может стать и недостатком, если растение повреждается вредителями или оно неряшливо выглядит после цветения.
Посадку, основанную на моноблоках, можно сделать интересней несколькими простыми способами:
— использовать блоки разных размеров;
— повторять ключевые блоки для создания ощущения ритма;
— использовать различные формы блоков;
— большие группы можно разнообразить разрозненными растениями, которые то тут, то там видны в массе (используя как отдельные растения, так и небольшие группки).
Рисунок 1, 2. «Maximilianpark, Хамм, Германия, фрагмент посадок с использованием моноблоков»
Смешанный блок
Очевидно, что природное сообщество — это и отдельные растения, и их множества в различных сочетаниях. Стремясь в своих цветниках создать образ близкий к природному мы приходим к смешанным блокам. Суть смешанного блока вытекает из его названия. Но подходы к его наполнению и размещению растений могут быть разные.
В работе Дэна Пирсона для парка Tokachi Millennium блоки тщательно составлены, их размер и внутреннее расположение растений постоянно. Готовые блоки тиражируются на большую площадь.
Рисунок 3, «Парк Tokachi Millennium, Хоккайдо, Япония. Пример блока для зоны А»
У Пита Удольфа смешанные блоки, могут иметь одинаковый качественный состав, но отличаются размером и, соответственно, количественным составом. Размещение растений – как случайное, так и проектируемое. Для большей вариабильности он производит замены внутри блоков, например от блока к блоку для одного вида использует разные сорта.
Другая составляющая работ Удольфа в том, что его блоки для больших площадей часто состоят из перемешанных моноблоков. В каждом из них может быть от 5 до 11 представителей одного вида растений (в зависимости от масштаба посадки), и таким образом, у Удольфа смешанный блок для больших территорий – это фактически сочетание малых моноблоков.
Рисунок 4, «Piet Uodolf, Ichthushof, Rotterdam, Нидерланды, фрагмент плана посадок с использованием смешанного блока
При работе смешанными блоками есть один немаловажный нюанс. Чтобы посадки не выглядели как беспорядочное месиво, они должны включать в свой состав структурные растения — растения, которые хорошо держат форму. Поскольку, если полагаться только на цвет (фазу цветения), существует риск, что посадки превратятся в аморфную массу, как только это цветение закончится. Чтобы этого не случилось Удольф и его предшественники рекомендуют, чтобы посадки включали около 70% структурных растений (тех, которые обеспечивают отчетливую визуальную структуру на протяжении всего вегетационного периода и еще бы хорошо смотрелись зимой) и 30% растений-«наполнителей» (часто скорее бесформенные, выращиваемые в основном для обеспечения красочности в начале сезона).
Метод процентов
Это еще один способ проектирования смешанных посадок. Этот метод может быть использован как для определения состава смешанного блока, так и для цветника в целом.
Его суть состоит в том, что изначально определяется качественный состав посадки, а затем – количественный, в процентном соотношении между видами внутри посадки. А затем уже, исходя из площади посадки и площади, занимаемой отдельно взятым растением, рассчитывается общее количество растений каждого вида. Размещение растений не проектируется.
Рисунок 5 «Метод процентов. Пример рассчета количества растений для блока из трех видов»
Возникает вопрос, а как же растенния расположить на местности?
Британский ландшафтный дизайнер Nigel Dunnett решает эту задачу следующим образом. Он называет такой подход к созданию посадок «своим стандартным методом».
При проектировании у Nigel Dunnett есть посадочный план только для деревьев и кустарников. Для посадки многолетников он определяет состав и количество растений, как было описано выше. Кроме того, формулирует правила расстановки для каждого вида, например:
— использовать единичные растения или небольшие группы;
— в дрифтах или определенной формы;
— с краю посадки или ближе к центру
Растения не устанавливаются все сразу — за один проход устанавливается один вид по всей площади посадки. Это позволяет отследить равномерность распределения данного вида. И так вид за видом.
Матрица
Матричные посадки представляют собой массив из одного или ограниченного количество видов растений. В него встроены либо самостоятельные элементы, либо блоки (размером от небольшого до среднего) других, обычно более эстетичных видов.
При создании матричных посадок, удобно использовать следующую классификацию растений: основные – это те, которые оказывают, так сказать, «основной эстетический удар» и матричные – растения создающие фон для основных растений и хорошо скрывающие поверхность почвы. Такие растения должны быть визуально неброские, с мягкой окраской и без бросающихся в глаза форм. И всегда хорошо выглядеть или, как минимум, опрятно.
В качестве матричных растений можно использовать одновременно несколько видов. Если различные матричные растения имеют похожий внешний облик, то их лучше не смешивать хаотично, а распологать в виде дрифтов. Это дает возможность оценить их различия, и в тоже время позволяет создать переплетения и тонкие узоры.
Для плавного перехода от одного матричного растения к другому можно использовать градиентный способ, а можно еще добавить и третье матричное растение, заполнив им буферную зону, между двумя первыми.
Злаки и злакоподобные травы –растения вне конкуренции для использования в качестве матричных растений. Предпочтение отдается кустовым злакам (форма роста – кочка), либо куртинным видам, которые растут плотно или медленно. Многие из таких трав очень долгоживущие и стабильные, с «закрытым» пищевым циклом. Они достаточно конкурентоспособны, подавляют рост сорняков, но не конкурируют с цветковыми многолетниками настолько активно, чтобы угрожать им уничтожением.
Рисунок 6. «Piet Uodolf. Nantucket Island, США. Фрагмент плана с использованием матричной посадки»
Связи
Растения, которые виднеются то тут, то там по всей посадке, можно определить как рассеянные(повторяющиеся) растения. Их назначение – связать посадку в единое целое, придать ритм и динамику.
Поэтому есть смысл в том, чтобы эти растения четко отличались от остальной части посадки, обладали ярко выраженными индивидуальными особенностями и в случае отмирания (обрезки), они должны «исчезать» из посадки упорядоченно, по очереди.
Марина Крячко, ландшафтный дизайнер из Харькова, изучая планы посадок Пита Удольфа, выделила основные приемы размещения повторяющихся растений, которые представлены на схеме ниже.
Рисунок 7. «Связующие элементы в смешанных посадках»
Ассортимент растений для цветников «Новой волны», апробированный в условиях Беларуси
Устойчивость любой посадки определяется ее составом, плотностью и количеством труда, необходимого для ее поддержания в декоративном состоянии в течении длительного периода времени.
Для климатической зоны, в которой расположена наша страна, список устойчивых растений несколько уже, чем для стран, откуда пришла к нам «новая волна», но достаточный, чтобы создавать красивые и устойчивые посадки.
Не претендуя на полный список , перечислю некоторые из растений, вполне себя зарекомендовавшие в наших условиях. Вдаваться в описание видов и их морфологию в рамках этой статьи мы не будем.
Мне очень импонирует классификация растений по сроку жизни растений, которую предлагает Piet Uodolf. Итак,
Особые долгожители
Анемона японская (Anemone japonica)
Горец растопыренный (Aconogonum divaricatum)
Горец изменчивый (Polygonum polymorpha)
Волжанка двудомная (Aruncus dioicus)
Посконник пятнистый (Eupatorium maculatum)
Амсония табернемонтана (Amsonia tabernaemontana)
Настоящие многолетники
Астра ново-английская (Aster novae-angliae)
Астра ново-бельгийская (Aster novi-belgii)
Астра кустарниковая (Aster dumosum)
Астра бокоцветковая (Aster lateriflorus)
Астра крупнолистная (Aster macrophyllus)
Василистник, виды и сорта (Thalictrum)
Дербенник, виды и сорта (Lythrum)
Душевик котовниковый (Calamintha nepeta)
Зопник Рассела (Phlomis russeliana)
Зопник клубненосный (Phlomis tuberosa)
Молочай Грифитта (Euphorbia griffithii)
Молочай многоцветный (Euphorbia epithymoides)
Морозник, виды и сорта (Helleborus)
Лабазник, виды и сорта (Filipendula)
Лилейник, виды и сорта (Hemerocallis)
Лунник оживающий (Lunaria rediviva)
Калимерис надрезанная (Kalimeris incisa)
Колокольчик точечный (Campanula punctata)
Клематис борщевиколистный (Clematis heracleifolia)
Кермек широколистый (Limonium gerberi)
Тысячелистник таволговый (Achillea filipendulina)
Многолетники до 10 лет
Колокольчик молочноцветковый (Campanula lactiflora)
Тысячелистник обыкновенный (Achillea millefolium)
Колокольчик гломерата (Campanula glomerata)
Колокольчик карпатский (Campanula carpatica)
Гипсофила метельчатая (Gypsophila paniculata)
Пенстемон наперстянковый (Penstemon digitalis)
Теллима крупноцветковая (Tellima grandiflora)
Шалфей мутовчатый (Salvia verticillata)
Многолетники до 5 лет.
Ваточник мясо-красный (Asclepias incarnata)
Наперстянка ржавая (Digitalis ferruginea)
Наперстянка желтая (Digitalis lutea)
Кораставник македонский (Knautia macedonica)
Все ниже перечисленные злаки можно смело отнести к категории настоящие многолетники. По особенностям роста и поведению в течении сезона их делят на две группы – теплосезонные и холодосезонные.
Злаки теплосезонные
Просо прутьевидное (Panicum virgatum)
Хаконехлоя большая (Hakonechloa macra)
Вейник коротковолосистый (Calamagrostis brachytricha)
Молиния тростниковая (Molinia arundinacea)
Мискантус китайский (Miscanthus sinensis)
Бутелуа боковая (Bouteloua curtipendula)
Сподиопогон сибирский (Spodiopogon sibiricus)
Злаки холодосезонные
Щучка дернистая (Deschampsia cespitosa)
Овсец вечнозеленый (Helictotrichon sempervirens)
Вейник остроцветковый (Calamagrostis acutiflora)
Сеслерия голубая (Sesleria caerulea)
Осока мускингуменская (Carex muskingumensis)
Заключение
Анализируем, сажаем, наблюдаем, делаем выводы и опять сажаем – это очень увлекательно! Желаю успеха!
Источники информации
Источник статьи: http://xn--80aal0aldgiyt6b.xn--90ais/tsvetniki-novoj-volny-v-belarusi/