- Пищевая цепь леса, пример — как составить?
- Цепь питания в лесу, примеры.
- ГДЗ учебник по биологии 11 класс (Линия Жизни) Пасечник. §20. Проводим исследование. Номер №1
- ГДЗ учебник по биологии 11 класс (Линия Жизни) Пасечник. §20. Проводим исследование. Номер №1
- Решение
- ГДЗ учебник по биологии 11 класс (Линия Жизни) Пасечник. Лабораторная работа №5. Номер №1
- ГДЗ учебник по биологии 11 класс (Линия Жизни) Пасечник. Лабораторная работа №5. Номер №1
- Решение
Пищевая цепь леса, пример — как составить?
Особенностью пищевой цепи леса следует считать интенсивное накопление органических останков. в виде опавшей листвы, которая дает убежище многочисленным насекомым и простейшим, которые в свою очередь обеспечивают перегнивание этой органической массы. В остальном трофическая цепь леса состоит из тех же звеньев, что и для других экосистем. Например: кора дерева — личинка жука — дятел — хищная птица или куница
Поясним эту цепочку, корой дерева питаются личинки различных жуков-короедов, которых увлеченно добывает стучащий дятел, дятел может стать жертвой крупной хищной птицы или животного, которое охотится на птиц с деревьев, а может просто умереть от старости, превратившись в органические останки, которыми займутся перерабатывающие еще и листву микроорганизмы.
Эта цепочка может принять даже такой вид:
кора-личинка-дятел-останки органические-жуки падальщики-насекомоядные птицы-хищные птицы.
При составлении цепи питания лесных животных нужно учесть основное правило : все живые существа в цепочке связаны и служат источником пищи для других организмов.
В начале пищевой цепочки находятся продуценты — организмы вырабатывающие органические вещества из неорганических. Следующие в цепи — консументы: травоядные животные и хищники, и конечная субстанция — редуценты, разлагающие органические вещества мертвых животных.
Пищевую цепь леса нетрудно составить, зная рацион питания его обитателей. Одни едят других, исходя из этого и составляем пищевую цепь.
Вот примеры пищевой цепочки леса:
Растения – грибы – грибная мушка – землеройка – змея – хищная птица ястреб или коршун.
Еловые шишки – белка – куница.
Корни растений – жуки – крот – лиса.
Вот ещё примеры взаимоотношений между организмами леса, которые формируют пищевую цепь:
Опавшие листья ест дождевой червь. Червем питается дрозд, на которого охотится хищная птица — ястреб-перепелятник.
Мертвое животное поедает муха. Муху съест лягушка. Лягушку проглотит уж.
Листья на деревьях ест гусеница, а ее, в свою очередь, жук. Жука съест паук, а паука — еж, а ежа — горностай.
Древесину обожает жук-сверлильщик. Этого жука съест паука, а паука слопает землеройка. На землероек охотится лисица.
Семена ест черный дрозд. А на эту птицу охотится птица-хищник, например, сова или сокол.
Также семена ест белка. Белку может съесть та же хищная птица или лисица.
Желуди любят есть кабаны, лоси. Их может скушать волк.
Цепь питания в лесу, примеры.
Любые пищевые цепи состоят из нескольких звеньев, и каждое последующее звено связано с предыдущим по принципу «пища» — «потребитель».
На первом уровне таких цепочек будут продуценты, автотрофы. Это организмы, которые способны самостоятельно производить для себя питательные органические вещества. Например, это зелёные растения, которые для их синтеза используют энергию света.
Далее в цепи идут консументы, это травоядные/хищные/вс еядные организмы, которые потребляют уже готовые органические вещества и не способны создавать их. Консументы делятся на несколько порядков. Сначала идут травоядные организмы, а затем хищники. При этом хищники могут быть не только хищниками, но и жертвой. Замыкают пищевые цепи те организмы, у которых в природе нет врагов.
Особенностью леса является конечно же то, что его основу составляют деревья. Но сама растительность очень разнообразна и состоит из нескольких ярусов (от высокорослых деревьев до мхов и лишайников), в каждом из которых будут свои обитатели. Не будем также забывать, что в лесу растут различные грибы.
Из опавших листьев деревьев, веток, плодов, остатков растений создаётся лесная подстилка. В этой подстилке есть бактерии, личинки, насекомые, мелкие грызуны и др. существа. Также в лесу есть подземный ярус, в котором помимо корней деревьев находятся различные обитатели почвы.
Теперь придумаем различные цепи питания:
1) Жёлудь дуба — белка — ястреб-тетеревятник.
2) Семена еловых шишек — лесная мышь — лисица — рысь.
3) Кора осины — заяц-русак — волк.
4) Зелёные листья растения — гусеница — дрозд — сова.
5) Древесина — жук-сверлильщик — паук — ворона — сова.
Можно составить и так называемые детритные цепи питания, которые начинаются с органических останков и организмов, которые ими питаются (грибы, бактерии). Эти организмы называются редуцентами (восстановителями), они возвращают биогенные элементы из отмерших организмов в почву.
Несколько примеров подобных цепей:
1) Растительные остатки — дождевой червь — лесная мышь — ласка — филин.
2) Листва деревьев — грибы — белка — куница — беркут.
3) Труп животного — муха — паук — пеночка-теньковка — горностай — ястреб-тетеревятник.
Источник
ГДЗ учебник по биологии 11 класс (Линия Жизни) Пасечник. §20. Проводим исследование. Номер №1
Выполните лабораторную работу № 5 «Описание экосистем своей местности» на с. 267 .
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 «Описание экосистем своей местности»
Цель работы: описать экосистему как сообщество живых организмов вместе с физической средой их обитания.
Ход работы:
1 . Дайте общее описание экосистемы, указав её тип: естественная (лес хвойный (еловый, сосновый), лес смешанный, степь, кустарники (ивняк), болото травянистое и т. д.) или искусственная (агробиоценоз − поле, огород, сад, пастбище и т. д., экосистема населённого пункта − парки, скверы и т. д.).
2 . Определите условия окружающей среды экосистемы:
а) с помощью термометра определите температуру воздуха и почвы в двух−трёх местах;
б) определите вид почвы, указав её механические свойства (плотность, водопроницаемость, влагоёмкость, аэрацию, теплоёмкость, теплопроводность) и минеральный состав.
3 . Определите видовой состав растений:
а) определяются древесные виды, из них выделяются доминирующие;
б) определяются травянистые виды, из них выделяются доминирующие.
4 . Определите пространственную структуру сообщества: укажите число надземных ярусов, определите виды растений, входящие в различные ярусы.
5 . Изучите животный мир сообщества. Определите беспозвоночных и позвоночных животных, обитающих в этой экосистеме.
6 . Выявите примеры паразитических и мутуалистических отношений в экосистеме.
7 . Составьте примерные схемы пищевых цепей в сообществе.
8 . По результатам работы сделайте выводы.
Примечание. Каждая группа докладывает результаты своей работы, которые анализируются учениками класса, и на их основе делается вывод о состоянии окружающей среды в микрорайоне школы.
ГДЗ учебник по биологии 11 класс (Линия Жизни) Пасечник. §20. Проводим исследование. Номер №1
Решение
1 . Возьмем экосистему смешанный лес − это естественная экоистема
2 . а) Температура воздуха в лесе в каких−то областях равняется + 19 − 20 °C : температура почвы + 12 − 13 °C.
б) Смешанные леса растут на дерново−подзолистых почвах, которые обладают более мощным слоем гумуса. В течение года выпадает много осадков, которые вымывают и без того скудный слой перегноя. В почве присутствуют органические и неорганические компоненты, минеральные соли.
3 . а) Основные породы смешанного леса – это березы, липы, осины, ели и сосны. Южнее встречаются дубы, клены и вязы. В нижних ярусах произрастают кусты бузины и лещины, малины и крушины.
б) Среди трав встречаются ягоды земляники и черники, грибы и мхи.
4 . В биотопе смешанного леса выделяют 5 − 7 надземных ярусов.
Различные виды растений меняют друг друга, и создают своего рода этажи:
• верхний этаж, это высочайшие деревья, сосна, дуб и ель
• дальше идут такие, как, молодой дуб, береза, клен, вяз и плодовые деревья
• ниже растет кустарник, такой как, малина, калина, шиповник, лещина, боярышник
• самый последний ярус, это травы, покрытые мхом и лишайником
5 . Беспозвоночные: разлагающуие органику многие круглые черви, кольчатые черви (дождевой червь), а также личинки мух, насекомые, которые питаются вегетативными частями растений или ведут хищнический образ жизни, жуки (например, майские жуки), и перепончатокрылые (наездники, муравьи). Из позвоночных можно выделить: птиц, зайцев, волков, мелких грызунов и тд.
6 . В качестве примера мутуализма можно выделить лишайники (симбиоз гриба и водоросли), а в качестве паразитизма − грибы трутовики на деревьях.
7 . Цепи питания: орешник − белка − куница − гриб−редуцент
листопад − дождевой червь − мышь − лиса
Вывод: для каждой экосистемы характерна своя физическая среда, а также свой видовой состав растений и животных.
Источник
ГДЗ учебник по биологии 11 класс (Линия Жизни) Пасечник. Лабораторная работа №5. Номер №1
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 «Описание экосистем своей местности»
Цель работы: описать экосистему как сообщество живых организмов вместе с физической средой их обитания.
Ход работы:
1 . Дайте общее описание экосистемы, указав её тип: естественная (лес хвойный (еловый, сосновый), лес смешанный, степь, кустарники (ивняк), болото травянистое и т. д.) или искусственная (агробиоценоз − поле, огород, сад, пастбище и т. д., экосистема населённого пункта − парки, скверы и т. д.).
2 . Определите условия окружающей среды экосистемы:
а) с помощью термометра определите температуру воздуха и почвы в двух−трёх местах;
б) определите вид почвы, указав её механические свойства (плотность, водопроницаемость, влагоёмкость, аэрацию, теплоёмкость, теплопроводность) и минеральный состав.
3 . Определите видовой состав растений:
а) определяются древесные виды, из них выделяются доминирующие;
б) определяются травянистые виды, из них выделяются доминирующие.
4 . Определите пространственную структуру сообщества: укажите число надземных ярусов, определите виды растений, входящие в различные ярусы.
5 . Изучите животный мир сообщества. Определите беспозвоночных и позвоночных животных, обитающих в этой экосистеме.
6 . Выявите примеры паразитических и мутуалистических отношений в экосистеме.
7 . Составьте примерные схемы пищевых цепей в сообществе.
8 . По результатам работы сделайте выводы.
Примечание. Каждая группа докладывает результаты своей работы, которые анализируются учениками класса, и на их основе делается вывод о состоянии окружающей среды в микрорайоне школы.
ГДЗ учебник по биологии 11 класс (Линия Жизни) Пасечник. Лабораторная работа №5. Номер №1
Решение
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 «Описание экосистем своей местности»
1 . Возьмем экосистему смешанный лес − это естественная экосистема.
2 .
а) Температура воздуха в лесу в каких−то областях равняется + 19 − 20 °C : температура почвы + 12 − 13 °C.
б) Смешанные леса растут на дерново−подзолистых почвах, которые обладают более мощным слоем гумуса. В течение года выпадает много осадков, которые вымывают и без того скудный слой перегноя. В почве присутствуют органические и неорганические компоненты, минеральные соли.
3 .
а) Основные породы смешанного леса – это березы, липы, осины, ели и сосны. Южнее встречаются дубы, клены и вязы. В нижних ярусах произрастают кусты бузины и лещины, малины и крушины.
б) Среди трав встречаются ягоды земляники и черники, грибы и мхи.
4 . В биотопе смешанного леса выделяют 5 − 7 надземных ярусов.
Различные виды растений меняют друг друга, и создают своего рода этажи:
• верхний этаж, это высочайшие деревья, сосна, дуб и ель
• дальше идут такие, как, молодой дуб, береза, клен, вяз и плодовые деревья
• ниже растет кустарник, такой как, малина, калина, шиповник, лещина, боярышник
• самый последний ярус, это травы, покрытые мхом и лишайником
5 . Беспозвоночные: разлагающие органику многие круглые черви, кольчатые черви (дождевой червь), а также личинки мух, насекомые, которые питаются вегетативными частями растений или ведут хищнический образ жизни, жуки (например, майские жуки), и перепончатокрылые (наездники, муравьи). Из позвоночных можно выделить: птиц, зайцев, волков, мелких грызунов и т.д.
6 . В качестве примера мутуализма можно выделить лишайники (симбиоз гриба и водоросли), а в качестве паразитизма − грибы трутовики на деревьях.
7 . Цепи питания: орешник − белка − куница − гриб−редуцент
листопад − дождевой червь − мышь − лиса
8 . Вывод: для каждой экосистемы характерна своя физическая среда, а также свой видовой состав растений и животных.
Источник