Цели_государственного_управления_лесами

Цели государственного управления лесами

2. Государственное управление лесами

Действующая в настоящее время модель управления лесным хозяйством определена характером развития рыночных отношений в России и закреплена Лесным кодексом Российской Федерации. Она сложилась в соответствии с общими тенденциями изменения в системе государственного управления, произошедшими в ходе осуществления административной реформы, а также реформ в бюджетно-финансовой сфере, разграничением полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В результате традиционная вертикаль управления лесами как государственной собственностью была заменена более сложной системой, в которой сочетаются принципы делегирования полномочий и вопросы двойного ведения в сфере лесных отношений, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Ключевыми принципами ее организации являются федеральная собственность на земли лесного фонда, разделение лесоуправления и хозяйственной деятельности в лесах, децентрализация лесоуправления путем передачи части функций государственного управления лесами субъектам Российской Федерации, признание заявительного характера и платности использования лесов, применение аренды лесных участков как основного вида использования лесов и выполнение арендаторами комплекса лесохозяйственных работ на арендованных территориях.

В связи с этим определен перечень видов использования лесов, введена необходимость осуществления федеральным органом исполнительной власти контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий. Законодательством Российской Федерации предусматривается необходимость закрепления имущественных прав Российской Федерации на лесные участки путем постановки их на кадастровый учет и государственной регистрации прав. В целях повышения инвестиционной привлекательности лесной отрасли законодательно введено функционирование института приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Созданная правовая основа для формирования рыночных отношений в лесном хозяйстве и конкурентной среды в области освоения лесов, а также для развития малого и среднего бизнеса предоставила новые возможности для развития субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, несмотря на уникальный опыт государственного и общественного управления лесами, лесное хозяйство сегодня требует использования современных инновационных научно-технических достижений, существенной модернизации, ориентированной на коренное обновление всех направлений деятельности. Переориентация лесного хозяйства вызвана необходимостью обеспечения устойчивого управления лесами в условиях усложняющихся проблем сохранения и использования лесов, повышения международных, социальных, экологических и экономических требований к лесоуправлению. Лесное хозяйство все больше сталкивается с необходимостью адекватного реагирования на глобализацию рынков, применение новых технологий, рост конкуренции и ужесточение экологических ограничений.

Особого подхода требует управление лесами, имеющими существенное социально-экологическое значение (городские леса, леса «зеленого пояса» вокруг населенных пунктов — лесопарковые и зеленые зоны). Это касается прежде всего правового статуса таких лесов, а также совершенствования системы ведения лесного хозяйства, направленной на сохранение и повышение их функций.

Читайте также:  Птица_ест_ягоды_черемухи

В целях дальнейшего развития системы стратегического и текущего планирования в лесном секторе экономики потребуется совершенствование на федеральном, региональном и муниципальном уровнях документов долгосрочного планирования и прогнозирования, в том числе государственной и региональных программ развития лесного хозяйства, лесных планов субъектов Российской Федерации, и определение приоритетного проекта в области сохранения лесов. При этом необходимо соблюсти баланс между государственными средствами, направляемыми на финансирование лесохозяйственных мероприятий, целями и задачами программы развития лесного хозяйства с учетом корректировки современного финансово-экономического механизма с более четкой ориентировкой на конечный результат на основе достаточной и достоверной информации о лесах, их использовании, охране, защите и воспроизводстве.

Наряду с этим потребуют уточнения полномочия органов исполнительной власти, особенно в части ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, вызванных лесными пожарами, формирования и содержания соответствующих федеральных сил и средств тушения лесных пожаров. Необходимо проработать вопросы подтверждения квалификации лиц, осуществляющих ряд лесохозяйственных мероприятий, прежде всего назначение санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, проведение лесоустройства.

Кроме того, в целях повышения эффективности лесоуправления дальнейшее развитие должны получить такие инструменты, как лесоустройство, государственная инвентаризация лесов и система мониторинга лесов (федеральная государственная информационная система «Информационная система дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства», лесопожарный и лесопатологический мониторинг, мониторинг радиационной обстановки в лесах, мониторинг воспроизводства лесов).

Необходимо уточнить порядок организации и финансирования работ по осуществлению лесоустройства с ориентиром на полную федерализацию данной функции. Объектом лесоустройства должно стать лесничество (лесопарк) как территориальная единица управления лесами и ведения государственного управления лесами. Лесоустройство должно проводиться государственными организациями. Это позволит сформировать единую государственную систему лесоучетных работ и актуальную информационную базу о состоянии, использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, которые смогут обеспечить возможность поддержки принятия обоснованных управленческих решений по различным вопросам лесных отношений.

Одним из ключевых решений в повышении эффективности исполнения переданных полномочий должно стать доведение численности лесных инспекторов до нормативного уровня. Кроме того, возможно формирование федерального лесного надзора, работающего на постоянной основе и осуществляющего надзор за принятием управленческих решений и нормативным правовым регулированием в субъектах Российской Федерации.

Этому процессу будет способствовать развитие системы общественного лесного контроля.

Стратегической задачей развития лесного хозяйства является успешное взаимодействие с гражданским обществом и реализация принципа открытости. Необходимо продолжить работу по взаимодействию с открытым правительством по формированию востребованных наборов открытых данных о лесах. Ежегодно перечень наборов открытых данных Федерального агентства лесного хозяйства предполагается актуализировать, расширять и обеспечивать его размещение на официальных сайтах субъектов Российской Федерации и на портале открытых данных Российской Федерации.

Читайте также:  Томат_японский_краб_малиновый

Взаимодействие Федерального агентства лесного хозяйства с населением осуществляется в соответствии с Концепцией открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 г. N 93-р. Согласно указанной Концепции на постоянной основе предполагается проводить публичные обсуждения документов стратегического планирования, планов и нормативных документов в области лесного хозяйства.

Необходимо развивать различные формы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с профессиональным экспертным сообществом и населением. Это позволяет обеспечить учет потребностей и интересов граждан России, защиту прав и свобод граждан России и прав общественных объединений при осуществлении государственной политики, а также осуществлять общественный контроль в лесном хозяйстве.

Источник

Цели государственного управления лесами

Распоряжение от 26 сентября 2013 года №1724-р. Распоряжением определяются принципы, главные цели, приоритеты, основные задачи государства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также механизмы их реализации. Цели государственной политики устанавливаются в экономической сфере (эффективное управление лесным сектором экономики и увеличение валового внутреннего продукта в лесном секторе на основе рыночного спроса); экологической (благоприятная окружающая среда и сохранение биосферной роли лесов России) и социальной (рост уровня жизни граждан, связанных с лесом, и устойчивое социально-экономическое развитие лесных территорий) сферах.

Документ

Распоряжение от 26 сентября 2013 года №1724-р

По итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 11 апреля 2013 года, Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации разработать и утвердить Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, направленные на повышение вклада лесного сектора экономики в социально-экономическое развитие страны за счёт перехода к интенсивной модели использования и воспроизводства лесных ресурсов и развития лесопереработки.

Распоряжением определяются принципы, главные цели, приоритеты, основные задачи государства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также механизмы их реализации.

Цели государственной политики устанавливаются в экономической сфере (эффективное управление лесным сектором экономики и увеличение валового внутреннего продукта в лесном секторе на основе рыночного спроса); экологической (благоприятная окружающая среда и сохранение биосферной роли лесов России) и социальной (рост уровня жизни граждан, связанных с лесом, и устойчивое социально-экономическое развитие лесных территорий) сферах.

Читайте также:  Охрана_природной_зоны_лесов

Достижение указанных целей будет обеспечиваться решением 10 задач, в том числе – повышением эффективности управления лесным сектором, интенсификацией использования и воспроизводства лесов, развитием внутреннего рынка лесобумажной продукции, повышением конкурентоспособности российской лесной промышленности, повышением эффективности охраны и защиты лесов, повышением продуктивности и улучшением породного состава лесов, формированием условий для участия граждан в принятии решений в области лесных отношений.

Решение поставленных задач будет реализовываться путём применения законодательных, организационно-технических и финансово-экономических механизмов.

В частности, при решении задачи интенсификации использования и воспроизводства лесов предусматриваются развитие форм предоставления лесов в пользование; совершенствование принципов деления лесов по целевому назначению, их правового режима и особенностей использования; разработка новых лесохозяйственных и природоохранных нормативов; развитие на основе государственно-частного партнёрства транспортной и производственно-энергетической инфраструктуры; разработка и внедрение новых стимулирующих механизмов использования лесов, обеспечивающих эффективное ведение лесного хозяйства и конкурентоспособность лесного сектора, прежде всего для поддержки проектов по глубокой переработке древесины.

При решении задачи повышения продуктивности и улучшения породного состава лесов на землях различного целевого назначения предусматриваются, в частности, разработка и внедрение финансово-экономических механизмов стимулирования лесовосстановления и лесоразведения, внедрение современных технологий создания лесных плантаций для целей лесной промышленности и биоэнергетики.

Целевые показатели решения задач государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, количественные значения, характеризующие их достижение, сроки достижения целевых показателей и исполнители, ответственные за их реализацию на федеральном и региональных уровнях, определяются в государственных программах Российской Федерации и региональных программах развития лесного сектора экономики.

Принятие Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации потребует корректировки государственных программ Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы и «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности на период до 2020 года» в части совершенствования лесного и смежного законодательства, нормативной правовой базы, программ и планов развития лесного сектора экономики, дополнения мерами государственного регулирования приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов через внедрение стимулирующих механизмов, прежде всего для поддержки проектов по глубокой переработке древесины и биоэнергетики.

Реализация государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов будет осуществляться в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию государственных программ Российской Федерации на соответствующий год, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счёт внебюджетных источников.

Источник

Оцените статью