Цели и задачи проведения танцевальной деятельности в ДОУ
Миссия организации занятий танцами в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и заключается в следующем:
- проводить музыкально-оздоровительную работу в детском саду, направленную на сохранение и укрепление здоровья малышей;
- формировать разнообразные умения и навыки посредством сочетания музыки с ритмическими движениями (к примеру, учить детей передавать движениями характер, образы музыки);
- создать условия для выявления у ребёнка творческих задатков, музыкальных способностей;
- воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Если цели проведения танцевальных занятий едины для всех групп в детском саду, то задачи, призванные их реализовать, имеют некоторые отличия, что связано с особенностями возрастного развития дошкольников.
Танцевальные занятия помогают раскрыть творческий потенциал малышей
Таблица: задачи проведения музыкально-ритмических упражнений в ДОУ
- Недостаточно развития координация движений (ходят вперевалку с опущенной головой, бегают и прыгают тяжело);
- из-за возбуждённой нервной системы и недостаточного торможения реакция на музыку замедленная.
- Учить определять начало и конец музыкального произведения, координируя начало и завершение танцевальных движений;
- формировать навык ритмично ходить;
- тренировать элементарные движения с реквизитом (султанчиками, мячиками);
- осваивать поочерёдное притопывание ногами, кружение в парах, умение в движении выставить ладошку вперёд.
- Пополнение жизненного опыта;
- развитая осанка;
- спокойная, ровная ходьба;
- более уверенное исполнение танцевальных па (причём даже с атрибутами в виде лент, султанчиков, мячиков).
- Учить менять характер движений под музыку;
- развивать способность запоминать музыкальный ритм;
- осваивать простые движения в парах;
- тренировать исполнение элементов народных плясок (переход с носка на пятку, полуприседания, «выбрасывание» ног);
- поощрять самостоятельную импровизацию под музыку.
- Тенденция к самостоятельности в выполнении танцевальных движений;
- интерес к исполнительству.
- Делать акцент на целенаправленное освоение танцевальных движений (через отработку отдельных движений общего хореографического рисунка);
- учить менять характер движений в зависимости от замедления или ускорения темпа музыки;
- осваивать простые перестроения (в общий круг и маленькие круги, колонны, шеренги);
- развивать выразительность движений.
- Учить передавать тонкости характера движений (переходить с обычного шага на торжественный марш);
- усложнять набор движений и перестроений;
- осваивать бег «с захлёстом», с высоким подъёмом ноги, подскоки разной высоты, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг полька и пр.
На музыкальных занятиях дети разучивают групповые хореографические композиции
Виды танцевальных движений для дошкольников
Танцевальные движения (шаги) в детском саду отрабатываются последовательно: от простых, похожих на физкультурные упражнения, к сложным, почти цельным танцам. Рассмотрим основные движения:
- приставной шаг, который предваряет изучение галопа, выполняется вперёд, назад, влево и вправо с носка, на носках (один шаг — пол такта музыкальной фразы размера 2/4);
- галоп (скользящее движение ноги вперёд, влево или вправо, слегка согнув ноги в коленях, с толчком и отрывом от пола);
- переменный шаг предваряет изучение движений польки, состоит из приставного шага и движения ногой, стоящей впереди;
- шаг польки или переменный шаг в виде лёгких прыжков вперёд, назад и с поворотом на 360 градусов (музыкальный размер также 2/4);
- русский переменный шаг — замедленные плавные переменные шаги;
- вальсовый шаг — вперёд, назад, влево, вправо с поворотом кругом (музыкальный размер ¾);
- шаг мазурки под вальсовый музыкальный размер делится на мужской (1 скользящий шаг и 2 подскока) и женский (1 скользящий и 2 маленьких шажка левой и правой ножками), движения выполняются только вперёд)
Беседа
Этот словесный приём особенно актуален для воспитанников средней и старших групп. Обычно в беседе дети с педагогом обсуждают значение танца для поддержания здорового образа жизни, рассматривают выразительные возможности танца (например, после просмотра отрывка балета «Лебединое озеро» в старшей группе). Беседы на тему танцев имеют познавательную и морально-этическую направленность. Вот несколько примеров тематики разговоров по теме:
- «Такие разные танцы» (старшая группа);
- «Танцев много интересных» (средняя группа);
- «Танцуй ради жизни» (подготовительная);
- «Танцы народов мира» (вторая младшая, средняя).
Чтение
Представление материала в таком виде является не слишком удобным способом работы на занятиях, требующих динамики. Поэтому чтение практикуется как элемент самостоятельной деятельности детей старшей или подготовительной группы. Например, в рамках темы «Наш танцующий детский сад», когда ребята рассматривают альбомы с фотографиями воспитанников ДОУ с разных мероприятий, на которых они исполняют танцы. Дети читают краткие справки об этих танцах (название, откуда появился).
Наглядные приёмы
Безусловно, пальма первенства в этой группе отдана демонстрации, то есть презентации движений педагогом. Причём не только на этапе знакомства с упражнением, но и на стадии повторения.
Педагог обязательно показывает воспитанникам, как именно выполнять то или иное движение
Кроме того, наглядность на занятиях может осуществляться через:
- картинки (например, при рассмотрении темы «Космос» педагог для погружения ребят старшей группы в атмосферу презентует картинки с изображениями планет Солнечной системы, а затем предлагает разучить «космический» танец «Инопланетяне», пластика которого напоминает движения роботов);
- фотографии известных танцоров в образах (например, Майи Плисецкой в образе «Кармен», Галины Улановой в образе Маши из балета «Щелкунчик» и др.);
- схемы (этот вид наглядности практикуется только со старшими дошкольниками и подразумевает показ ребятам схематического исполнения танцевальных движений).
Реквизит для танцевальных занятий
Важными элементами наглядности на танцевальных занятиях являются атрибуты:
- погремушки (для младших дошкольников);
- султанчики, мячики (для отработки движений руками);
- ленты (для выполнения движений художественной гимнастики);
- элементы костюмов (папахи, веночки, сапожки и пр. для создания антуража национальных танцев).
Практические приёмы
Творческие способы осмысления темы — рисунки, поделки, аппликации — применяются как способ закрепить полученную информацию. Например, в средней группе после знакомства с русским народным танцем и костюмом малыши выполняют аппликацию из цветной бумаги «Кокошник», наклеивая узор на заготовку головного убора.
Творческое задание может быть итогом изучения темы
Таблица: игры на музыкальных занятиях в детском саду
- нахмуриться, как тучка на небе, как злой человек;
- устать, как мама после работы, как муравей, который притащил огромную муху в муравейник и пр.
- ураган;
- грибной дождик;
- ливень;
- жару.
Источник