Иван Шишкин – царь леса
Среди всех русских пейзажистов, Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного художника. Во всех своих произведениях он проявляет себя удивительным знатоком растительных форм – деревьев, листвы, травы, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их сочетание и смеси, получали у него своё истинное лицо, без всяких прикрас или преуменьшений, – тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности, максимально близкой к реальности.
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Замысел её подсказал Ивану Шишкину Константин Аполлонович Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Картина «Корабельная роща» – последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Царь русского леса. Художник И.И. Шишкин.
25 января 2022 года отметили 190 лет со дня рождения мастера пейзажной живописи, великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина. Иван Иванович Шишкин — один из наиболее известных и любимых отечественных художников, знакомых нам с детства. «Даже совсем не требуется пояснения имени, все его хорошо знают, знают сразу, о чем идет речь. При имени И. И. Шишкина тотчас же сразу возникает в уме яркое впечатление большого, преимущественно соснового леса и даже чувствуется характерный сосновый запах, так что всегда хочется глубоко вздохнуть», -эти слова неизвестного автора из рецензии 1898 года на XXVI выставку Товарищества передвижников выражали поистине всеобщее мнение. Среди русских пейзажистов Шишкину принадлежит место самого сильного художника. Во всех своих произведениях он предстает знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любых деревьев, кустов и трав. Брался ли художник за изображение соснового или елового леса — отдельные деревья точно так же, как и их совокупность, получали у него свои истинные черты, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или березы — они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях, и во всех подробностях. Шишкин обладал огромным талантом и трудолюбием, а красота и мощь родных елабужских лесов помогли ему найти свой неповторимый путь в искусстве. «Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа», — считал Иван Николаевич Крамской. Глубокое проникновение в мир природы, сосредоточение на её жизни, понимание её суровой и величественной красоты привели Шишкина к эпическому пейзажу, воплощению в своем творчестве возвышенного образа Родины. «Он первый отнесся к лесу с такой искренней и глубокой любовью, и первый сумел воспроизвести русский лес с таким блестящим, образцовым совершенством» – писал историк искусства, археолог и художественный критик А. В. Прахов. Ивану Ивановичу Шишкину, как никому другому, удавалось передавать через свои полотна бескрайние просторы полей, холод сурового края, красоту первозданного леса. При взгляде на его картины часто создается впечатление, что вот-вот подует ветерок или послышится треск сучьев.
«Пасека в лесу» Новгородский музей-заповедник Родился русский живописец в 1832 году в небольшом провинциальном городке Елабуга, расположенном у берегов Камы в семье образованного и влиятельного купца Шишкина.
Верещагин Портрет отца Шишкина Отец художника, Иван Васильевич Шишкин, был весьма уважаемым в городе человеком: несколько лет подряд избирался городским главой, провел в Елабуге деревянный водопровод на собственные средства и даже создал первую книгу об истории города. Иван Васильевич был большим ревнителем древности, стремясь привить сыну интерес к истории, он привлекал его к археологической раскопке древнего Болгарского царства на Волге. Будучи человеком разносторонних увлечений, он мечтал дать сыну хорошее образование и в 12 лет отправил его в Первую казанскую гимназию. Однако молодой Шишкин уже тогда интересовался искусством больше, чем точными науками. Ещё в детстве будущий художник мог часами бродить по лесу, восхищаясь красотой первозданной природы. К тому же, мальчик старательно разрисовывал стены и двери дома, удивляя окружающих. О профессии художника Шишкин впервые задумался всерьёз, когда в Елабугу приехали московские живописцы, чтобы расписать иконостас местной церкви. Они и рассказали ему о Московском училище живописи и ваяния — и тогда Шишкин твердо решил следовать за своей мечтой. Мать Шишкина, Дарья Александровна не одобряла увлечения сына рисованием и называла это занятие «пачкотней бумаги». «Господи, неужели мой сын будет маляром?!» — причитала его мать, провожая сына на учебу.
Но будущий художник всё же уговорил отца позволить ему уехать, и тот отправил Ивана в Москву, надеясь, что из сына однажды вырастет второй Карл Брюллов. В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Тогда в своих еще первых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный — и действительно единственный в своем роде талант. Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. Стремление к «верности, подобию, портрету изображаемой природы» проявляется уже в ранней работе: «Вид на околице Петербурга»
«Вид на околице Петербурга» 1856, Государственный Русский музей Подлинной школой для художника стал Валаам, куда он отправился для летней работы на натуре, его суровая, величественная природа ассоциировалась у юноши с природой родного приуралья Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль.
«Сосна на Валааме» В 1860 году за два Валаамских пейзажи художник получил Большую золотую медаль и право на заграничную командировку за государственный счёт. Однако он не спешил за границу и весной в 1861 года отправился в родную Елабугу, и там много работал на природе, «от которой только может быть существенная польза для пейзажиста». полная версия
Деревья и травы в творчестве Ивана Шишкина.
Источник