Конспект занятия «Труд в огороде и цветнике» (старшая группа)
Ирина Лисицкая
Конспект занятия «Труд в огороде и цветнике» (старшая группа)
Цель:
1. Учить последовательности посадки семян и луковиц с применением схемы трудового процесса.
2. Дать представление о семенах — это будущие растения и луковиц — будущий овощ и их росте.
3. Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, волевое усилие, любознательность и наблюдательность.
Предварительная работа:
Рассматривание картин, открыток, иллюстраций с овощами, цветами и трудом людей. Беседа о пользе овощей и красоте природы. Знакомство и применение при проведении занятий схемы-модели трудового процесса.
Разучить пословицы — поговорки о труде. Подготовить грядку для посадки овощей и клумбу для цветов.
Ход занятия:
Воспитатель: -Ребята, подойдите все ко мне и покажите все мне свои глазки. (Дети подходят к восп-лю и смотрят ей в глаза).
Воспитатель: — Какие красивые у вас глазки.
— У Димы, у Андрюши, у всех красивые.
Воспитатель: — Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Дети:
Воспитатель: — Правильно, время года весна.
Воспитатель: — А что весной делают люди на дачах?
Дети: — Люди сажают огороды.
Воспитатель: — А что они сажают в огороде?
Дети: (Лук, морковку, свеклу, картошку, редиску и т. д.)
Воспитатель: — Правильно. А как одним словом можно сказать, что они сажают?
Дети: — Они сажают овощи.
Воспитатель: — Молодцы, правильно.
Воспитатель: — Сейчас я вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте!
Загадка.
Прежде чем его мы съели, Все наплакаться успели.
Воспитатель: — Что это?
Дети: — Лук
Воспитатель: — Правильно ребята — это лук.
Воспитатель: — Вот сегодня мы с вами будем сажать лук.
Воспитатель: — А как правильно сажать лук, я вам сейчас расскажу. Воспитатель: — Посмотрите на схему-модель. (Показ схемы-модели с объяснением).
Воспитатель: — Здесь я поставила себе цель: «Посадить лук».
— Что мы берем для посадки лука? (Луковицы лука и
-Какое орудие труда нам нужно для работы?
Дети: — Лопата, грабли, лейка.
Воспитатель: -Правильно, молодцы.
-А для чего нужна лопата?
Дети: — Лопата нужна, чтобы копать землю.
Воспитатель: — Правильно, хорошо.
-А для чего нужны грабли?
Дети: — Граблями мы рыхлим землю.
Воспитатель: — Правильно ребята, граблями мы рыхлим землю.
-А лейка нам зачем?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: — Правильно, лейка нам нужна для поливки огорода.
Воспитатель: — А какие трудовые действия мы будем делать?
Воспитатель:— Посмотрите внимательно на схему-модель!
— Сначала мы вскопаем землю и разрыхлим.
— Теперь мы будем делать лунки.
— Затем мы будем поливать лейкой каждую лунку.
— А уж потом будем сажать луковицы лука в лунки.
— Затем нужно закрыть лунки землей руками.
— После полить водой с лейки.
— В результате у нас должен вырасти лук.
Воспитатель: — А теперь мы пойдем в огород к своим грядкам. (Воспитатель и дети идут к грядкам. Процесс посадки лука с пояснением воспитателя по схеме). (После посадки закрепить, чем занимались и что нужно для того, чтобы лук пророс — вода, солнце, ухаживать, рыхлить. Уборка орудия труда).
Воспитатель: — А сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай на вкус». (Дети вытирают руки влажными тряпочками). Д/и «Узнай на вкус». (На столе лежит поднос с нарезанными кусочками овощей: морковью, капустой, картошкой, огурцом, свеклой и т. д.)
Воспитатель: — Ребята, закройте все крепко глаза и откройте широко рот. (Дети закрывают глаза и открывают рот, в это время воспитатель кладет по кусочку овоща ребенку в рот. Дети прожевав говорят воспитателю, что они съели).
Воспитатель: — Дима, что ты съел?
Дима: — Морковку.
Воспитатель: — Лера, а ты что съела?
Лера: — Я съела огурец.
Воспитатель: — Правильно. Хорошо.
Воспитатель: — Ребята, а одним словом как можно сказать, что вы съели? Дети: — Овощи.
Воспитатель: — Правильно, овощи.
-Все овощи растут в огороде.
-В них очень много витаминов.
-Они очень полезны для нашего организма.
Воспитатель: — Отдохнули ребята?
Дети: — Да.
Воспитатель: — Ребята, скажите, пожалуйста, вам нравятся наши растения, которые живут в нашей группе?
Дети:(Ответы детей)
Воспитатель: — А почему они вам нравятся?
Дети:
Воспитатель: — А что мы с вами делаем, чтобы они были такими красивыми?
Дети: — Поливаем, рыхлим, протираем пыль, любим их.
Воспитатель: — Молодцы.
-А вы хотите, чтобы на вашем участке, где мы гуляем было бы также красиво?
Дети: — Да.
Воспитатель: — Ребята, а вот растения, которые находятся у нас в группе как называются?
Дети: (В доме. Это растения комнатные. Они растут в горшках).
Воспитатель: — Правильно. Это комнатные растения и они растут в горшках.
Воспитатель: — А какие вы знаете комнатные растения? Назовите.
Дети: — Бегония, Бальзамин, Традесканция, Герань, Фикус,Фиалка, Кактус ит. д.
Воспитатель: — Молодцы ребята, много знаете цветов.
Воспитатель: — Но кроме комнатных растений есть и другие цветы, которые растут на улице.
Воспитатель: — А где именно они растут?
Дети: — В цветочных клумбах.
Воспитатель: — Правильно, в цветочных клумбах.
-А какие вы знаете уличные цветы?
Дети: — Ромашка, Одуванчик, Нарцисс, Пионы, Дубки, Розы, Гвоздики и т. д.
Воспитатель: — Молодцы, хорошо!
-А сейчас я вам загадаю загадки, а вы внимательно
Загадки
1. На высокой тонкой ножке Вырос шарик у дорожки,
И развеял этот шар.
2. Стоят в саду сестрички — Золотой глазок,
Воспитатель: — Молодцы, правильно, отгадали.
Воспитатель: — Ребята, а кто знает, что это такое? (Воспитатель показывает семена).
Дети:(Ответы детей)
Воспитатель: — Правильно, это семена.
Воспитатель: — Это семена цветов, которые называются «Бархатцы». (Дети хором повторяют название цветов).
Воспитатель: — Из этих семян могут вырасти вот такие цветы (Воспитатель показывает фотографию с цветами).
Воспитатель: — Представьте ребята, как красиво будет на нашем участке, когда зацветут «Бархатцы».
Воспитатель: — Но чтобы эти семена проросли, выросли, зацвели, нам надо очень много потрудиться.
Воспитатель: — А что нам надо делать с этими семенами?
Дети:(Ответы детей)
(Воспитатель выслушивает ответы детей, затем выстраивает все в цепочку действия по схеме-моделе. Показать схемы-модели с объяснением).
Воспитатель: — Здесь я поставила себе цель:
«Посадить цветы»
-Что мы берем для этого? (Семена, цветочная клумба)
-Какое орудие труда нам нужно для работы в цветочной клумбе?
Дети:(Ответы детей)
Воспитатель: — Правильно. Молодцы.
Воспитатель: — А какие трудовые действия мы будем делать?
-Сначала мы вскопали землю и разрыхлили.
-Теперь мы будем делать бороздку.
-Затем мы прильем бороздку.
-А уж потом мы будем сеять семена «Бархатцев».
-Следующим мы будем засыпать землей бороздки с семенами.
-И снова польем из лейки. (Семена требуют очень осто-рожной поливки, иначе они всплывают, поэтому их опрыскивают из лейки с дырочками).
-А что нам нужно?
-Что мы будем делать, чтобы проросли наши семена и выросли красивые цветы?
Дети: — Солнце, поливать, рыхлить, ухаживать и т. д.
Воспитатель: — Правильно ребята.
-Вот только тогда у нас будет результат: «Вырастут красивые цветы «Бархатцы».
Воспитатель: — А сейчас мы с вами немного отдохнем.
-Представьте, что мы на цветочной поляне.
ПГ. «Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки,
Всем лепесткам красоту и питанье,
Дружно дают под землей корешки».(Восп-ль и дети выполняют движения рук и пальцев)
Воспитатель: — А теперь мы с вами пройдем к нашей цветочной клумбе. (Восп-ль и дети идут к цветочной клумбе. Процесс сеяния семян с пояснением воспитателя по схеме. После посева семян закрепить с детьми чем занимались. И вспомнить, что нужно для того чтобы проросли семена)
Воспитатель: — Ребята, а сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки о труде.
-Какие вы знаете?
Дети: — 1. Без труда не выловить и рыбки из пруда.
2.Делу — время, а потехе — час.
3.Труд кормит, а лень портит.
4.Терпенье и труд все перетрут.
Воспитатель: — Правильно ребята.
-Занятие окончено. (Уборка орудия труда)
«Детям нравятся цветы!» Наблюдения и труд в цветнике Лето – одно из благодатных времён года. Детям нравятся цветы! Летом появляется возможность наблюдать с детьми за цветами. Цветущие растения.
«Во саду ли, в огороде девочка гуляла». Фотоотчет о работе весной в огороде детского садика Самина Мухина веночке из одуванчиков Настя Даньшина помогала плести веночек Вот это труд на здоровье! Все дружно за лопаты и труд на.
Фотоотчет «У бабушки в огороде» Заглянул сегодня праздник в каждый дом. Потому что бродит осень под окном, Заглянул осенний праздник в детский сад, Чтоб порадовать и.
Информационный проект «Что растет на огороде?» Вид проекта: информационный краткосрочный проект. Девиз: «Овощи и фрукты-витаминные продукты». Авторы: Марковцева Ирина Сергеевна, Бутенко.
Конспект организации и проведения труда в природе в старшей группе «Сбор семян в цветнике» Цель:Формирование навыков коллективного труда. Задачи: Познакомить детей с правилами сбора и хранения семян. Учить.
Конспект занятия «Труд и игра, труд и творчество» старшая группа Программное содержание: Закрепить умение делать игрушки из бумаги, соблюдая последовательность: разрезать круг до середины (по радиусу,.
«Есть у нас огород!» Фотоотчёт. (Наблюдения с детьми и труд на огороде детского сада) В нашем детском саду, как и во многих других, есть огород. Наличие огорода в детском саду даёт возможность познакомить городских детей.
Конспект занятия по познавательному развитию «Во саду ли в огороде» Цель: формирование представлений о пользе овощей для здоровья человека. Задачи: 1. Познакомить детей с основными формами жизненного цикла.
Творческий проект «Во саду ли, в огороде…» ПРОЕКТ «Во саду ли, в огороде…». Обоснование выбора темы проекта. Сегодня родителям предоставлен большой выбор организации полноценного.
В моем цветнике живут бабочки Почему Бабочки такие красивые!Не возможно не восхищаться этими созданиями! Говорят, что самые красивые насекомые водятся в тропических.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/tema-trud-v-ogorode-i-cvetnike-starsh-gr.html
Трудовая деятельность детей дошкольного возраста на участке, огороде, цветнике
Марина Керкез
Трудовая деятельность детей дошкольного возраста на участке, огороде, цветнике
Создание на земельном участке дошкольного учреждения цветника, огорода имеет большое воспитательное значение. Дети вместе с воспитателем, выращивая на участке растения, учатся ухаживать за ними, узнают о жизни растений, приучаются к труду и бережному отношению к зеленым насаждениям. Яркие впечатления, полученные в детстве от общения с живой природой, надолго остаются в памяти и служат фундаментом для формирования правильных представлений о природе.
Огород в детском саду: правила организации
Для того, чтобы создать огород в детском саду, необходимо определить на территории детского сада место, которое бы находилось на освещённом пространстве. Огород в детском саду имеет свои особенности планировки.
На размер огорода в детском саду влияют местные условия расположения детского сада. Но, желательно, чтобы на каждого ребёнка приходилось не менее 0,5 м огорода.
Для того чтобы ребятам было удобнее доставать рукой до середины грядки, не следует делать ширину грядки более чем 60 см. Длина одной грядки приблизительно около 3-х м.
Чтобы при поливе вода не стекала с грядки, можно сделать деревянный каркас. Между грядками оставляют расстояние шириной 50 см — чтобы дети имели возможность свободно проходить между ними, не повреждая посадки.
Огород в детском саду должен иметь главную дорожку шириной не менее 1 м, благодаря которой дети смогут пройти к грядкам, а воспитатель сможет провести организованную образовательную деятельность и наблюдения.
Что сажать на огороде в детском саду
Общий огород в детском саду можно организовать для детей средних, старших и подготовительных групп. На общих грядках можно посадить большее число огородных растений.
То есть, например, если дети средней группы посадят горох, то наблюдать за его ростом смогут дети и старшей, и подготовительной группы тоже. Значит, детям старшего возраста нет необходимости высаживать горох повторно.
Младшим дошкольникам, для которых характерна неустойчивость внимания, целесообразнее иметь грядки в непосредственной близости от игровой площадки. Таким образом, малыши могут в любой момент понаблюдать за растениями на своём огороде или выполнить поручение воспитателя (полить горох, сорвать лук и другое).
Что сажать на огороде в детском саду В младшей группе для посадки выбираем семена быстрорастущих и раносозревающих культур, которые можно употреблять в пищу в весенний и летний сезоны.Основное требование к посадочному материалу: семена и луковицы должны быть крупного размера. На своём огороде малыши самостоятельно высаживают лук, горох, бобы, фасоль, кабачки. Мелкие семена редиса, моркови, укропа, репы, салата для малышей могут посеять старшие дети или воспитатель.
В средней группе выращиваем уже известные огородные культуры, но сеем семена разных сортов (например, кабачки с разной окраской плодов, чтобы показать детям многообразие растений, их общие признаки и различия.
В старшей и подготовительной группах берём для выращивания на огороде такие овощные культуры, как зеленые (укроп, салат, щавель и другие, луковые (лук-батун, чеснок, лук репчатый, капустные (капуста белокочанная, краснокочанная, плодовые (огурец, томат, перец, корнеплоды (морковь, редис, свёкла) и клубнеплоды (картофель, бобовые (горох, фасоль, хлебные злаки.
Перед посевом семена обязательно проверяем на всхожесть.
Варианты посадки семян различны. Можно воткнуть палочки в те места, куда надо положить семена (горох, бобы) и дети по показу воспитателя убирают палочку и кладут в ямку семя. Для посадки лука можно на грядке сделать ровные бороздки.
Огород в детском саду предполагает наличие садового инвентаря. Инвентарь должен быть безопасным в использовании, настоящим, но соответствовать возрасту и росту детей. Для работы на огороде пользуемся лопатками, совками, вёдрами, лейками, граблями. После окончания работы садовый инвентарь очищаем от земли и просушиваем.
Организация и содержание наблюдений на огороде, в цветнике
Вторая младшая группа
Основная цель наблюдений – привлечь внимание детей к растениям, вызвать интерес к ним, воспитывать бережное отношение к живым организмам.
Детей этого возрастазнакомят с основными явлениями в жизни растений: вырастают из семян, цветут, дают плоды (овощи). Ухаживая и наблюдая за растениями, дети постепенно приобретают знания о внешнем виде некоторых растений. Слова растет, выросло, вырастет становятся более понятными.
Учитывая большую эмоциональность и двигательную активность малышей, очень важно связывать наблюдения с радостными переживаниями и действиями.Для этого в процессе наблюдения следует использовать различные приемы: игровые, практические поручения (найди, покажи, понюхай, потрогай, найди такой же и т. п., словесные (вопросы, пояснение, художественное слово и др.).
С детьми проводятся кратковременные, но часто повторяемые наблюдения, с небольшим количеством детей.
Первое знакомство детей с растениями цветника можно провести после укоренения рассады. Воспитатель подводит детей к клумбе, показывает им яркие иллюстрации цветов для того, чтобы привлечь внимание. Затем на участке рассматривают растения. Воспитатель отмечает, что они еще маленькие. Предлагает полить растения, чтобы они хорошо росли. Показывает, как надо это делать – под корень. В последующие дни воспитатель привлекает детей к поливке, объясняет, что после поливки растения хорошо растут, быстрее появляются цветы.
При появлении первых цветов воспитатель подводит детей к клумбе, спрашивает, почему она стала такой красивой, что нового появилось на ней. Дети рассматривают цветы, воспитатель называет их. Учит детей узнавать называть цветы, различать их по окраске, величине.
Знакомство с ростом овощей лучше всего начать тогда, когда у растений на грядках появится первый лист. С этого момента можно привлекать детей и к уходу за ними (к поливке).
Первые наблюдения воспитатель организует с целью закрепления представлений детей о том, что растения вырастают из семян. Предлагает пойти на огород посмотреть, что там выросло. Дети рассматривают всходы, затем воспитатель предлагает каждому ребенку осторожно пальцами выделить из рядка -2 растения, показать его листочки. Показывает, как нужно поливать растения из лейки с ситечком.
Позднее можно провести более продолжительное наблюдение за ростом знакомых растений. Цель их – закрепить первые элементарные представления о том, что растения растут и изменяются, учить выделять характерные особенности растений.
Не мене интересным будет для детей сбор первого урожая овощей.
Детям 4-5 лет также трудно проследить весь цикл развития растений. Воспитатель на ярких убедительных примерах знакомит с некоторыми качественными изменениями растений в процессе роста, с последовательностью в наступлении отдельных фаз их развития (появление листочка, превращение бутона в цветок, цветка в плод и т. д.).
Очень важно вызвать у детей интерес к наблюдениям. Для этого используются несложные игры-поручения типа «Найди такой же», «Кто заметил?», «Угадай по запаху», «Угадай на ощупь» (с овощами).
В то же время воспитатель учит детей выделять и называть один или два признака растения, отличающие его от других, развивает внимание, интерес детей к растениям, к их разнообразию. Когда на грядках появятся дружные всходы, ребят привлекают к систематическому уходу за ними, в первую очередь к поливке.
Очень важно научить детей сравнивать растения по цвету и форме листьев. В средней группе детейподводят к установлению связей и зависимостей между конкретными факторами: они не только рассматривают цветки, но и обращают внимание на готовый раскрыться бутон, ждут, когда появиться цветок. Воспитатель приучает детей делать доступные им выводы и заключения.
Следует понаблюдать за состоянием растений после обильной поливки или дождя в жаркие дни: листья распрямляются, тянутся вверх. В процессе наблюдений необходимо следить за тем, чтобы дети правильно называли части растений (стебель, листья, цветы, бутоны, корни).
Воспитатель учит детейсравнивать растения двух соседних грядок: у гороха вырос стебель, у редиса, свеклы стебля не видно – выросло много листьев. Особенно интересны для детей наблюдения за появлением плодов, корнеплодов на грядках.
Старшая и подготовительная к школе группы
В процессе ознакомления старших дошкольников с жизнью растений детей подводят к обобщению накопленных представлений о растениях, образованию понятий (например, «культурные» и «дикорастущие» растения, осознанию зависимости жизни растений от природных факторов и труда человека, развивают умение видеть некоторые закономерности в жизни растений.
С детьми старшего возраста проводятся не только эпизодические (кратковременные, но и длительные наблюдения (в течение многих дней или недель). Эпизодические наблюдения воспитатель организует тогда, когда нужно привлечь внимание ребят к новым явлениям или закрепить знания.
Для развития наблюдательности, умения сопоставлять и выделять существенные признаки растений полезно проводить игровые ситуации на сравнение. В старшей группе можно дать для сравнения два растения цветника. (Например, настурция и цинния).
В подготовительной группе дают более сложное задание: сравнить две-три разновидности одного и того же вида растения, например, гвоздика турецкая и китайская, бархатцы крупные махровые и карликовые.
Вовремя сказанные воспитателем стихи, меткая народная поговорка, пословица или загадка подчеркивает особенности данного растения, способствует лучшему запоминанию. Хорошо использовать небольшие отрывки литературного текста, что способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей.
Для лучшего закрепления полученных представлений наблюдения сопровождаются последующими зарисовками детей, записями их рассказов, составлением альбомов.
Желаю всем прекрасно провести летние месяцы, насладиться красотой и неповторимостью цветов, собрать богатый урожай!
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/trudovaja-dejatelnost-detei-doshkolnogo-vozrasta-na-uchastke-ogorode-cvetnike.html